Главные вкладки

    Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
    рабочая программа по обществознанию на тему

    Кочеткова Лидия Анатольевна

    Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Самарский машиностроительный колледж»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

    для специальности  Технология машиностроения

    общеобразовательный цикл

    основной профессиональной образовательной программы СПО

    Номер регистрации _________

                                                                         «____»__________2015 г.

    2015 г.


    Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» для  специальности ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ  среднего профессионального образования технического профиля 1 курса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основе Примерной  программы учебной дисциплины «Обществознание»  от 16 апреля 2008 г. для профессий начального профессионального образования и специальностей  среднего профессионального образования, а также на основе рекомендаций Министерства науки и образования РФ от 07.08.2014 № 08-1045 об изменениях в содержании учебного раздела «Экономика» базового уровня (10 – 11 классы) и включении в него тем: «Электронные деньги», «Бюджетная система Российской Федерации.  Доходы и расходы: навыки планирования», «Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение».

    Рассмотрена методическим советом колледжа

    Одобрено:

    цикловой комиссией __________________________

    __________________________

    Председатель цикловой комиссии

    _________________  Якимова Е.Б.

                   подпись                           Ф.И.О.

    Протокол № _____ от  «____»____2015 г.

                   Утверждаю:

                   зам. директора по УР

                ________       Е.Г.Лебедева

               «____»__________2015 г.

    Автор:  Кочеткова Л.А. преподаватель

                                Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

    «____»__________2014 г.

    Эксперты:

    __________________________________________________________________

    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

    _________________________________________       ____________________     «____»__________2015 г.

                          подпись

    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

    ______________________________________         ____________________     «____»____________2015 г.

                          подпись        

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

    4

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

    7

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

    20

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

    23


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    1.1. Область применения рабочей  программы

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для  специальности СПО технического профиля:

    15.02.18 Технология машиностроения;

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОДБ 05. Общеобразовательная дисциплина базовая.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

            Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

    • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
    • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
    • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
    • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
    •      формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

    В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен знать/понимать:

    • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
    • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
    • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
    • особенности социально-гуманитарного познания;

    В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен уметь:

    • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
    • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
    • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
    • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
    • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
    • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
    • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
    • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
    • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

            - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного     взаимодействия с различными социальными институтами;

           - совершенствования собственной познавательной деятельности;

           - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

            - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

            - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

           - предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

           - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

           - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

           - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

    максимальная учебная нагрузка обучающегося  178 часов, в том числе:

    обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  118  часов;

    самостоятельной работы обучающегося  60 часов.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объём часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    178

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    118

    Самостоятельная работа обучающегося (всего),

    в том числе:

    60

    - написание рефератов, докладов, эссе;

    34

    - исследовательская работа, презентации;

    12

    - изучение тем

    24

    Итоговая аттестация:                                                          

    дифференцированный зачёт


    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучаюшихся

    Объём часов

    Уровень

    усвоения

    1

    2

    3

    4

    Введение.

    Содержание учебного материала

    Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества.   Значимость социального знания.

    2

    1, 2

    Раздел 1.     Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

    26

    Тема 1. 1.   Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

    Содержание учебного материала

    Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

    Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

    Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи. Причины и истоки агрессивного поведения.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

    2

    1, 2

    Тема 1.2. Общество как сложная система.

    Содержание учебного материала

    Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

    Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

    2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся к разделу

    Подготовка рефератов на темы «Темперамент и характер человека», «Теории социализации личности».

    Подготовка докладов на темы «Глобальная демографическая проблема», «Глобальная экономическая проблема», «Глобальная проблема загрязнения окружающей среды и сокращения природных ресурсов».

    Подготовка эссе на тему: «Глобальная проблема роста неизлечимых заболеваний».

    Исследовательская работа, презентация на тему: «Экологическая ситуация Советского района г. Самары».

    Изучение темы: «Взаимосвязь сфер общества на современном этапе»

    10

    3

    Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

    26

    Тема 2.1  Духовная культура личности и общества

    Содержание учебного материала

    Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

    Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

    2

    1, 2

    Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

    Содержание учебного материала

    Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

    2

    1, 2

    Тема 2.3  Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

    Содержание учебного материала

    Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

    2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся к разделу

    Подготовка рефератов на тему «Контркультура как феномен современного общества».

    Подготовка доклада на тему «Подросток и интернет».

    Подготовка эссе на темы «Причина отклоняющегося поведения подростка», «Субкультура и подросток в современном обществе».

    Исследовательская работа, презентация на тему: «Культура поведения и хорошие манеры в среде современной молодёжи».

    Изучение темы «Влияние социальных сетей на формирование личности несовершеннолетнего ребёнка».

    10

    3

    Раздел 3.  Экономика

    34

    Тема 3.1  Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

    Содержание учебного материала

    Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Разделение труда, специализация и обмен.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.        

    2

    1, 2

    Тема 3.2  Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

    Содержание учебного материала

    Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование бюджета Российской Федерации и его исполнение. Функции государства в экономике. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов.

    2

    1, 2

    Тема 3.3  ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

    Содержание учебного материала

    Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Рынок труда и понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Электронные деньги. Деньги. Банки. Банковская система. Процент. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

    2

    1, 2

    Тема 3.4  Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

    Содержание учебного материала

    Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Россия в мировой экономике.

    Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

    2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся к разделу

    Подготовка реферата на тему «Экономический статус гражданина РФ».

    Подготовка доклада на тему «Современная финансовая система России».

    Подготовка эссе на тему «Проблема конкурентоспособности российских технологий», «Бюджетная грамотность граждан РФ».

    Исследовательская работа, презентация на тему: «Государственная поддержка российских предприятий на примере ВАЗ».

    Изучение тем «Место России в системе мировой экономики», «Экономические последствия присоединения Крыма к России».

    10

    3

    Раздел 4. Социальные отношения

    28

    Тема 4.1  Социальная роль и стратификация.

    Содержание учебного материала

    Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

    2

    1, 2

    Тема 4.2  Социальные нормы и конфликты

    Содержание учебного материала

    Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материал

    Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

    2

    1, 2

    Тема 4.3  Важнейшие социальные общности и группы

    Содержание учебного материала

    Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся к разделу

    Подготовка сообщений на темы «Есть ли «средний класс» в России», «Здоровый образ жизни в современном обществе», «Демографическая статистика в России по национальному составу», «Виды межнациональных конфликтов – ксенофобия, национализм, фашизм».

    Подготовка эссе по темам «Политика государства в сфере молодёжного спорта», «Молодёжь и армия», «Проблемы профессионального самоопределения молодёжи и официальная позиция государства в этом вопросе», «Молодые учёные в России и проблема утечки мозгов», «Проблемы современной молодой семьи», «Духовно-нравственные проблемы современной российской молодёжи», «СМИ и проблема формирования нравственных ориентиров молодёжи», «Как вы понимаете выражение историка Кожина В.В. «Если уж Россия тюрьма народов, то Европа – кладбище народов»»

    10

    3

    Раздел 5. Политика как общественное явление

    26

    Тема 5.1  Политика и власть. Государство в политической     системе

    Содержание учебного материала

    Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Понятие власти. Типы общественной власти.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки.

    2

    1,2

    Тема 5.2  Участники политического процесса

    Содержание учебного материала Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала  

    Выборов в демократическом обществе. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала  

    Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

    2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся к разделу

    Подготовка рефератов на темы: «Взаимная ответственность государства и граждан в РФ – миф или реальность»,  «Существует ли гарантированность прав и свобод граждан РФ», «Один из признаков правового государства – разделение властей, реализован ли он в современной России», «Особенности и характерные черты политической элиты», «Российская политическая элита – социальный, экономический, профессиональный статус», «Можно ли считать олигархов политической элитой», «Виды партий на примере российской политической жизни», «Типы партийные лидеров, их характерные черты и признаки», «Участие партий в политической борьбе и избирательных системах», «Особенности формирования общественного мнения с помощью телевидения», «Что такое PR, имидж и репутация», «Особенности Интернета как СМИ», «Влияние государства на СМИ в России»

    10

    3

    Раздел 6.  Право

    36

    Тема 6.1  Правовое регулирование общественных отношений

    Содержание учебного материала  

    Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

    2

    1. 2

    Содержание учебного материала

    Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

    2

    1, 2

    Тема 6.2  Основы конституционного права Российской  Федерации

    Содержание учебного материала  

    Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала  

    Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

    Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Права и обязанности налогоплательщика.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала  

    Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

    2

    1, 2

    Тема 6.3 Отрасли российского права

    Содержание учебного материала

     Гражданское право и гражданские правоотношения. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование

    предпринимательской деятельности. Имущественные права. Физические лица. Юридические лица. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

    2

    1, 2

    Тема 6.4 Международное право.

    Содержание учебного материала  

    Международное право. Международное гуманитарное право.

    2

    1, 2

    Содержание учебного материала

    Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

    2

    1, 2

    Самостоятельная работа обучающихся к разделу

    Подготовка эссе на тему «Правовой аспект проблемы трудоустройства молодёжи», «Правовые аспекты проблемы ювенальной юстиции», «Правовые аспекты соблюдения авторских прав на изобретения».

    Исследовательская работа: «Правовые аспекты присоединения Крыма к России в 2014 году».

    10

    3

    Итого: 178 ч. (118 ч. аудиторных и 60 ч. самостоятельной работы)


    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  обществознания.

    Оборудование учебного кабинета:

    - посадочные места по количеству обучающихся;

    - рабочее место преподавателя;

    - классная доска;

    - постоянные или сменные учебно-информационные стенды.

    Технические средства обучения:

    • медиапроектор;
    • ноутбук;
    • экран.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2012.

    Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

    Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

    Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012.

    Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2015

    Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2015

    Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011

    Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 20011

    Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2011.

    Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2013.

    Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2012.

    Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2015.

    Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2014.

    Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2014.

    Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2013

    Для преподавателей

    Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

    Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

    Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

    Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

    Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

    Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

    Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

    Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

    Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

    Дополнительные источники:

    Нормативные правовые акты

    Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.          –1994. – № 32. – Ст. 3301.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

    Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

    Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

    Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

    Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

    Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

     

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    уметь:

    - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    -  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    - осуществлять поиск   социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

    - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    - оценивать  действия  субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    - формулировать  на   основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    -  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

    -   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • успешного выполнения типичных социальных ролей;
    • сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
    • совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
    • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
    • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
    • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
    • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
    • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
    • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

    Знать \ понимать

    - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    -   тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    -  необходимость       регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    -   особенности социально-гуманитарного познания;

    Текущий контроль:

    - индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

    - контроль выполнения индивидуальных заданий;

    -   контрольная работа;

    -  тестирование

    Итоговый контроль:

    - дифференцированный зачёт


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

    Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

    Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

    Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

    Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...

    Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

    Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...

    Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

    Рабочая программа предназначена для обучения по УМК А.И. Кравченко в 6-9 классах. Разработка содержит, кроме традиционных структурных элементов, итоговые тесты для проведения промежуточной аттестации ...

    Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

    Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...