Труд и трудовое право
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Цели  урока:

  • Содействовать формированию  представлений учащихся  о трудовом законодательстве;
  • Познакомить с понятийным аппаратом;
  • Развивать мышление ,память, воображение;
  • Формировать правовую культуру учащихся ;
  • Подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_pravo.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме : «Труд  и трудовое право »                11 класс

Цели  урока:

  • Содействовать формированию  представлений учащихся  о трудовом законодательстве;
  • Познакомить с понятийным аппаратом;
  • Развивать мышление ,память, воображение;
  • Формировать правовую культуру учащихся ;
  • Подготовка к ЕГЭ

Оборудование: учебник, конституция РФ ,раздаточный материал (статьи  трудового Кодекса РФ, задачи по теме, рабочие листы )

Ход урока :

  1. Оргмомент
  2. Учитель предлагает обсудить эпиграф к уроку:  «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им.»(Вольтер)
  1. О чем  это высказывание?
  2. Как вы думаете , какое отношение имеет это высказывание к теме сегодняшнего урока?

Подводя итоги обсуждения, учитель совместно с обучающимися формирует главную цель урока: познакомиться с основами законодательства о труде  и формирует пункты

Плана

  1. Необходимость регулирования трудового процесса
  2. Понятие трудового права
  3. Источники трудового права

Работа по плану

1) Учитель предлагает вспомнить значение понятия  «труд» и самостоятельно сформулировать это понятие .

2) Зачем надо регулировать трудовую деятельность?

Учитель подводит итоги беседы и совместно формулирует вывод:

«Труд  деятельность затрагивает интересы многих и многих людей,Ж поэтому непременно должна регулироваться нормами права. В системе права для этой цели существует специальная отрасль: трудовое право»

 

Переходя ко 2-му пункту плана , учитель предлагает учащимся самостоятельно поработать со словарем и определить значение этого понятия, которое записывается в тетрадь.

Наиболее объемным и сложным вопросом является 3 пункт плана. Источники трудового права. Перед началом работы пол этому вопросу учитель предлагает вспомнить, какие источники права знают учащиеся .

Для уяснения вопроса об источниках трудового права проводится групповая работа с документами (Конституция РФ и ТК РФ) , а также учебником и рабочими   листами.

Задания для групп

  1. Работа с учебником: какой круг вопросов регулирует  Трудовой кодекс
  2. Работа с учебником : какой круг вопросов регулирует Трудовой кодекс
  3. По каким трудовым вопросам издаются указы, постановления , инструкции
  4. Что такое корпоративный акт и какие вопросы регулируются корпоративными актами?

По итогам работы в группах учащихся выполняют  задания:

Схема:
1.Принципы  использование труда:
а) Свободен  
 б) безопасен  
в) доброволен
г)оплачиваем
д)право на отдых
е)право  на разрешение споров
2.Заполните схему источники трудового  права  (в соответствии с действии с иерархией нормативных актов):
А) Конституция РФ
Б) Трудовой кодекс
В)Отдельные законы о труде
Г)  Подзаконные нормативные акты (Указы  Президента ,Постановление Правительства  , инструкции министерств)
Д) Корпоративные акты
IV. Для развития умения применять  полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций  ( подготовка к ЕГЭ)
учитель организует в группах решение познавательных задач .Группы получают    тексты   и  задания к ним.  
Текст 1 .  
После окончания  школы Наташа пыталась  поступить в театральный  институт , но не удачно. Нигде не работая , она занималась чтением книг, прослушиванием музыки ,танцами. Родители  пытались устроить  её на разные работы ,однако  Наташа всякий раз отказывалась , отвечая ,что согласно Конституции , труд в нашей стране свободен и доброволен, и каждый в праве выбирать себе профессию. Кроме того, в России принудительный труд запрещён.
 
  Кто прав в данной ситуации: Наташа или её родители? 

Текст 2

По просьбе продавца  Ивановой директор магазина утвердил ее рабочий день с 8 до 20 ч. без выходных. Свою просьбу Иванова мотивировала тем , что она воспитывает дочь и ей требуются деньги на ее обучение в институте.

Не нарушает ли данный договор законодательство?

Текст 3

Директор школы, посоветовавшись со школьным врачом относительно того , как сберечь зрение учеников, издал корпоративный акт: все ученики школы обязаны писать только ручками  черного цвета с тем, чтобы при  письме обеспечивалась хорошая контрастность и меньше напрягалось зрение.

Оцените действие директора и скажите, не вышел ли он за пределы своих полномочий?

Текст 4

 В связи с падением покупательского спроса и резким  уменьшением объема продаж и прибыли, покупаемый магазином, директор издал новый корпоративный акт: о предоставлении  отпусков  работникам магазина, согласно которым отменяются все очередные оплачиваемые отпуска, одна неоплачиваемые отпуска могут предоставляться без ограничений.

Можно ли данный нормативный акт признать законным?

Текст 5

 В качестве домашнего задания учащимся  предлагаются  вопросы в учебнике по данной теме   и написать эссе , используя эпиграф урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...

Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс

Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...

План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся  представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...

Труд. Трудовое право.

Конспект урока с документальным материалом....

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Профсоюзный урок для старшеклассников.Тема.«Доступный труд, трудовые права несовершеннолетних»

Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соб...