Труд и трудовое право
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Цели урока:
- Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве;
- Познакомить с понятийным аппаратом;
- Развивать мышление ,память, воображение;
- Формировать правовую культуру учащихся ;
- Подготовка к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме : «Труд и трудовое право » 11 класс
Цели урока:
- Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве;
- Познакомить с понятийным аппаратом;
- Развивать мышление ,память, воображение;
- Формировать правовую культуру учащихся ;
- Подготовка к ЕГЭ
Оборудование: учебник, конституция РФ ,раздаточный материал (статьи трудового Кодекса РФ, задачи по теме, рабочие листы )
Ход урока :
- Оргмомент
- Учитель предлагает обсудить эпиграф к уроку: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им.»(Вольтер)
- О чем это высказывание?
- Как вы думаете , какое отношение имеет это высказывание к теме сегодняшнего урока?
Подводя итоги обсуждения, учитель совместно с обучающимися формирует главную цель урока: познакомиться с основами законодательства о труде и формирует пункты
Плана
- Необходимость регулирования трудового процесса
- Понятие трудового права
- Источники трудового права
Работа по плану
1) Учитель предлагает вспомнить значение понятия «труд» и самостоятельно сформулировать это понятие .
2) Зачем надо регулировать трудовую деятельность?
Учитель подводит итоги беседы и совместно формулирует вывод:
«Труд деятельность затрагивает интересы многих и многих людей,Ж поэтому непременно должна регулироваться нормами права. В системе права для этой цели существует специальная отрасль: трудовое право»
Переходя ко 2-му пункту плана , учитель предлагает учащимся самостоятельно поработать со словарем и определить значение этого понятия, которое записывается в тетрадь.
Наиболее объемным и сложным вопросом является 3 пункт плана. Источники трудового права. Перед началом работы пол этому вопросу учитель предлагает вспомнить, какие источники права знают учащиеся .
Для уяснения вопроса об источниках трудового права проводится групповая работа с документами (Конституция РФ и ТК РФ) , а также учебником и рабочими листами.
Задания для групп
- Работа с учебником: какой круг вопросов регулирует Трудовой кодекс
- Работа с учебником : какой круг вопросов регулирует Трудовой кодекс
- По каким трудовым вопросам издаются указы, постановления , инструкции
- Что такое корпоративный акт и какие вопросы регулируются корпоративными актами?
По итогам работы в группах учащихся выполняют задания:
Схема:
1.Принципы использование труда:
а) Свободен
б) безопасен
в) доброволен
г)оплачиваем
д)право на отдых
е)право на разрешение споров
2.Заполните схему источники трудового права (в соответствии с действии с иерархией нормативных актов):
А) Конституция РФ
Б) Трудовой кодекс
В)Отдельные законы о труде
Г) Подзаконные нормативные акты (Указы Президента ,Постановление Правительства , инструкции министерств)
Д) Корпоративные акты
IV. Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций ( подготовка к ЕГЭ)
учитель организует в группах решение познавательных задач .Группы получают тексты и задания к ним.
Текст 1 .
После окончания школы Наташа пыталась поступить в театральный институт , но не удачно. Нигде не работая , она занималась чтением книг, прослушиванием музыки ,танцами. Родители пытались устроить её на разные работы ,однако Наташа всякий раз отказывалась , отвечая ,что согласно Конституции , труд в нашей стране свободен и доброволен, и каждый в праве выбирать себе профессию. Кроме того, в России принудительный труд запрещён.
Кто прав в данной ситуации: Наташа или её родители?
Текст 2
По просьбе продавца Ивановой директор магазина утвердил ее рабочий день с 8 до 20 ч. без выходных. Свою просьбу Иванова мотивировала тем , что она воспитывает дочь и ей требуются деньги на ее обучение в институте.
Не нарушает ли данный договор законодательство?
Текст 3
Директор школы, посоветовавшись со школьным врачом относительно того , как сберечь зрение учеников, издал корпоративный акт: все ученики школы обязаны писать только ручками черного цвета с тем, чтобы при письме обеспечивалась хорошая контрастность и меньше напрягалось зрение.
Оцените действие директора и скажите, не вышел ли он за пределы своих полномочий?
Текст 4
В связи с падением покупательского спроса и резким уменьшением объема продаж и прибыли, покупаемый магазином, директор издал новый корпоративный акт: о предоставлении отпусков работникам магазина, согласно которым отменяются все очередные оплачиваемые отпуска, одна неоплачиваемые отпуска могут предоставляться без ограничений.
Можно ли данный нормативный акт признать законным?
Текст 5
В качестве домашнего задания учащимся предлагаются вопросы в учебнике по данной теме и написать эссе , используя эпиграф урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Труд и трудовое право
Конспект урока обществознание в 9 классе...
Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...
Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс
Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-243908-1368869335.jpg)
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
Труд. Трудовое право.
Конспект урока с документальным материалом....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/19/picture-848276-1479585684.jpg)
Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.
Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/01/picture-73592.jpg)
Профсоюзный урок для старшеклассников.Тема.«Доступный труд, трудовые права несовершеннолетних»
Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соб...