Рабочая программа по обществознанию (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Астраханцева Елена Александровна

1. Пояснительная записка

 

1.1. Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в соответствии со следующими  документами:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_obshchestvo_5-9_klassy.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

                                                                                                                                                                       

                                                                         УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Приказом МБОУ СОШ № 7

от  22 июня  2015   г. №  333

                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

По  предмету «Обществознание»

(наименование учебного предмета, курса)

                                                                   

основное общее образование

(уровень образования)

                                                                                                                                     

                                                                                                                             

Программа составлена   учителем

истории и обществознания

(предмет)

Астраханцевой Еленой Александровной

I квалификационная категория

(Ф.И.О. квалификационная категория)

г. Черногорск 

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в соответствии со следующими  документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании  в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования» (с изменениями);
  • Приказом директора МБОУ СОШ № 7 от 09.02.2015 года № 424 «Об утверждении положения о рабочих программах (курсах) учебного плана, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования»;
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 7, утвержденной приказом от 22.06.2015 г. № 333.

1.2. Цели и задачи изучения предмета «Обществознание»

            Изучение обществознания  в школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

2.1. Распределение учебного времени

Предмет «Обществознание» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах  в общем объёме 170 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.

            В соответствии  с учебным планом «Основной общеобразовательной школы № 6» - филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» устанавливается примерное распределение учебного времени в рамках двух этапов (5-7, 8-9 классы). При этом учитываются психолого-возрастные особенности учащихся и требования межпредметной интеграции.

Классы

Объем часов

5

34 ч.

6

34 ч.

7

34 ч.

8

34 ч.

9

Итого

34 ч.

170 ч.

           Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный (этнокультурный) компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления, происходящие в регионе.

            2.2. Учебно-методический комплект

           Для реализации поставленных целей и задач выбран УМК по обществознанию издательства «Просвещение».

          Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

            Преподавание предмета «Обществознание» в 5 классе осуществляется на основе:

  • УМК: Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И../ Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.  М: Просвещение, 2015 г.;
  • Рабочих программ к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5-9 классы» М: Просвещение, 2015 г.

            Преподавание предмета «Обществознание» в 6 классе осуществляется на основе:

  • УМК: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./ Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. М: Просвещение;
  • Рабочих программ к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5-9 классы» М: Просвещение, 2015 г.

            Преподавание предмета «Обществознание» в 7 классе осуществляется на основе:

  • УМК: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./ Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., М: Просвещение;
  • Рабочих программ к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5-9 классы» М: Просвещение, 2015 г.

            Преподавание предмета «Обществознание» в 8 классе осуществляется на основе:

  • УМК: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./ Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И.   М: Просвещение;
  • Рабочих программ к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5-9 классы» М: Просвещение, 2015 г.

           Преподавание предмета «Обществознание» в 8 классе осуществляется на основе:

  • УМК: Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И./ Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. М: Просвещение;
  • Рабочих программ к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5-9 классы» М: Просвещение, 201

2.3. Информация об изменениях

           Рабочая программа по предмету «Обществознание» не имеет отличительных особенностей по изменению количества часов, изменению последовательности изучения разделов по сравнению с Примерной программой. Темы даны в соответствии с содержанием УМК по обществознанию издательства «Просвещение».

          3. Описание места предмета «Обществознание» в учебном плане

          3.1. Характеристика специфики содержательных линий

         Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

            Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: 

  • социальные навыки и умения;
  • совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
  • правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения.

Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности.

Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность изложения материала в курсе «Обществознание»  определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5–9 классов.

Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса:

  • первый этап – 5 –7 кл.;
  • второй этап – 8 – 9 кл.

Курс «Обществознание» для 5–7 кл. является пропедевтикой курса «обществознание» для 8–9 кл. и далее для 10–11 кл. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Содержание первого этапа курса (5-7 кл.), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

  • В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого  - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
  • В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
  • В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики -  потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 кл.) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично и целостно.

  • В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество»  - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики  - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема -  «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
  • В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе:

  • метод проектов и исследований;
  • методика проблемного и развивающего обучения;
  •  рефлексивные методы.

            На уровне  основного общего образования, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

 

3.2. Формы межпредметной интеграции

            Межпредметные связи:

  • История: формирование единой с  историей системы понятий, структуры общественных связей. Темы:  «Происхождение и развитие человека» 5 кл; «Первая ступень – охота и собирательство» 5 кл, «Вторая – огородничество, третья - земледелие» 5 кл; «Поколение вещей» 5 кл; «Возникновения ранних государств» 5 кл; «История школьного обучения» 5 кл; «Отношение взрослых к детям» 5 кл., «Трудовое воспитание детей в разные эпохи» 6 кл; «Роль книгопечатания в развитии образования» 6 кл; «Появление цивилизаций» 6 кл; «Эволюция города» 6 кл; «Выдающаяся личность» 7 кл; «Типология обществ» 8 кл; «Религия» 9 кл.;
  • География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий. Темы:  «Что такое общество» 6 кл.; «Появление цивилизации» 6 кл.; «Государство» 9 кл.;
  • Природоведение: темы: «Происхождение и развитие человека» 5 кл., «Возрастные изменения человека» 5 кл., «Что такое детство» 5 кл., «Школьные проблемы» 5 кл.;
  • Технология: – темы: «Ускорение прогресса» 5 кл., «Первая ступень – охота и собирательство» 5 кл., «Экономическая деятельность подростков» 6 кл.;
  • Информатика: – темы: «Ускорение прогресса» 5 кл., «Современное общество» 5 кл.;
  • Музыка: – темы: «Человечество как сумма поколений» 5 кл.;
  • ИЗО темы: «Человечество как сумма поколений» 5 кл., «Поколение вещей» 5 кл., «Трудовое воспитание детей в разные исторические эпохи» 6 кл., «Что такое идеал» 6 кл., «Эволюция города» 6 кл.;
  • Литература:  общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры. Темы: «Возникновение ранних государств» 5 кл., «Отношение взрослых к детям» 5 кл., «Воспитание детей» 5 кл.;
  • Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом. Темы: «Физические изменения у подростков» 7 кл., «Подросток в обществе риска» 7 кл.;
  • Физическая культура: темы: «Развитие спорта» 7 кл.;
  • Русский язык: темы: «Речевое поведение» 7 кл.;

              3.3. Возможности учебного предмета «Обществознание»

    В ходе изучения курса обществознания учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Курс обществознания даёт возможность развивать ИКТ - компетентность учащихся. При работе над проектами учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

          Учащиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

          Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

  • Социальный портрет моего сверстника.
  • Знай свои права (пособие для подростка).
  • Защита правопорядка.
  • Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
  • Бизнес (иллюстрированный словарь).
  • Как работает современный рынок.
  • Здоровый образ жизни.
  • Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
  • Мой город - город для всех.
  • Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
  • Человек долга -  кто он, каков он?
  • Свободное время школьника.

          4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета «Обществознание»          

          4.1. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 

         4.2. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  •  умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

       1) использование элементов причинно-следственного анализа;

       2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

       3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

      4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

      5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

      6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

      7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

      8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

           4.3. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

 познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

 эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  •  знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

4.4. В результате изучения курса «Обществознания»:

      Человек в социальном измерении

      Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
  • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
  • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
  • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
  • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
  • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

Выпускник научится:

  • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
  • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество - большой «дом» человечества

Выпускник научится:

  • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
  • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  •  применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

Выпускник научится:

  • характеризовать глобальные проблемы современности;
  • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
  • называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
  • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
  • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
  • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

  • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
  • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  •  моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Мир экономики

Выпускник научится:

  • понимать и правильно использовать основные экономические термины;
  • распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
  • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
  • характеризовать функции денег в экономике;
  • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Человек в экономических отношениях

Выпускник научится:

  • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
  • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
  • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
  • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
  • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
  • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
  • давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
  • характеризовать собственные основные социальные роли;
  • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
  • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
  •  использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
  • проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
  • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

  •  характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
  • правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
  • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
  • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
  • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
  • различать факты и мнения в потоке политической информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  •  соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
  • распознавать и различать явления духовной культуры;
  • описывать различные средства массовой информации;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • осуществлять рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе

Выпускник научится:

  • характеризовать явление ускорения социального развития;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  •  описывать многообразие профессий в современном мире;
  • характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
  • извлекать социальную информацию из доступных источников;
  • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
  • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

           5. Основное содержание предмета «Обществознание» (170 ч.)

           5.1. Распределение учебного времени по обществознанию

5 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Человек

6 ч.

Семья

5 ч.

Школа

6 ч.

Труд

5 ч.

Родина

10 ч.

Проектная деятельность

2 ч.

Итого

34 ч.

6 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Человек в социальном измерении

13 ч.

Человек среди людей

11 ч.

Нравственные основы жизни

7 ч.

Проектная деятельность

3 ч.

Итого

34 ч.

7 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Регулирование поведения людей в обществе

15 ч.

Человек в экономических отношениях

12 ч.

Человек и природа

7 ч.

Итого

34 ч.

8 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Личность и общество

4 ч.

Сфера духовной культуры

12 ч.

Экономика

13 ч.

Социальная сфера

5 ч.

Итого

34 ч.

9 КЛАСС

Наименование разделов

Кол-во часов

Политика

16 ч.

Право

18 ч.

Итого

34 ч.


           5.2. Основное содержание курса (5-9 классы)

           Социальная сущность личности

I. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

2.   Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

 

       Современное общество

3.   Общество - большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

4.   Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                                                                                                    Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?                                                                                                                 Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

   

        Социальные нормы

5.   Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

6.   Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

        Экономика и социальные отношения

7.   Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

8.  Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

9.   Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.                                                                                                                        Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

           Политика. Культура

10.   Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

11.    Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

12.  Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

             Содержание программы в 5 классе

Организационный модуль.

Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Тема 1. Человек. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Уровни школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4. Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговый модуль. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

             В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение вопросов регионального (этнокультурного) компонента. Это - семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.

Этнокультурный компонент

Обществознание

 5 класс

Семейные ценности и традиции. Семейно-брачные отношения  и духовная культура хакасов

 6 класс

Идеал и ценности. Культура хакасов

7 класс

Досуг и отдых. Развитие туризма в Хакасии

8 класс

Население и культура. Этническая характеристика хакасов

Социальная структура общества в регионе

Семья. Семейные традиции хакасов

9 класс

Религиозные верования хакасов

Хакасия, тебе я посвящаю...

Образование. Учебные заведения Хакасии

            6.  Система оценки достижения планируемых результатов

           Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения  учащимися планируемых результатов по предмету «Обществознание».

Для  описания достижений учащимися  установлены  следующие пять уровней.

  • Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
  • Повышенный уровень достижений планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • Высокий уровень достижений планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

          Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

          Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету  «обществознание» и основательной подготовки по нему, ученики вовлекаются в проектную деятельность по предмету и ориентируются на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

  • Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

          Не достижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

          Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство учеников, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом учащийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа учеников требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

          Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы учащихся.

          Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений  фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

             При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • тематических и итоговых проверочных работ;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

            Итоговые проверочные работы представлены в виде тестов по основным разделам  курса «Обществознание»  (см. Приложение № 1).

             7. Тематическое и календарно-тематическое планирование

                 (см. Приложение № 2, 3)

 8. Описание учебно-методического и матриально-технического обеспечения образовательного процесса

 8.1. Учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание»

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Иванова Л.Ф./ Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.  М: Просвещение, 2015 г.;
  2. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./ Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. М: Просвещение;
  3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./ Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., М: Просвещение;
  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./ Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И.   М: Просвещение;
  5. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И./ Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И.   М: Просвещение.

           8.2.  Список литературы, использованной учителем при реализации рабочей программы

  1. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 - 9 классы» М., Просвещение 2015 г.;
  2.  Учебно - методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5  -  9 классы. Сост. Т.И. Никитина М., Дрофа 2014 г.;
  3. Мушинский В. О. Азбука гражданина. М., Международные отношения. Центр гуманитарного образования, 2015 г.
  4. Тишков В. А. Российский народ: книга для учителя. М., Просвещение, 2013 г.
  5. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. М., Вако, 2015 г.
  6. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. М., Просвещение, 2015 г.
  7. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. М., Вако, 2015 г.
  8. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. М., Просвещение, 2015 г.
  9. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. М., Вако, 2015 г.
  10. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. М., Вако, 2015 г.
  11. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. М., Вако, 2015 г.

      8.3.  Перечень наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения, имеющихся в кабинете и используемых в образовательном процессе:

  • Таблицы по основным разделам курса обществознания  (сравнительные, обобщающие) 5-9 классы;
  • Портреты политических деятелей;
  • Схемы по основным разделам курса обществознания (отражающие причинно-следственные связи событий, явлений и процессов) 5-9 классы;
  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер,  мультипроектор);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов

Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....

Рабочая программа по обществознанию ФГОС 6 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематически планированием....

Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5-9 классы

Рабочая программа составлена на основе 1.требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), 2.основной образовательной п...

Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5 класс

Рабочая программа составлена на основе проектов Феде­рального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаменталь­ного ядра содержания общег...

Рабочая программа по обществознанию (ФГОС)

Рабочая программа по обществознанию (ФГОС) к УМК Соболевой...

Эксперимент. Рабочая программа по обществознанию ФГОС СОО

Экспериментальная разработка . рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов в рамках проекта содержанияя ООП по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию ФГОС

Рабочая программа по обществознанию, включая модуль по ОДНКНР...