Рабочая программа по дисциплине "Основы поиска работы, трудоустройство"
рабочая программа по обществознанию на тему

Назарова  Анна Олеговна

Рабочая программа по трудоустройству для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_trudoustroystvo.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы поиска работы, трудоустройство» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) для среднего  профессионального образования (СПО) по профессии, входящей в состав  укрупненной группы профессий:

23.00.00 Техника и технологии  наземного транспорта;

23.01.01 Автомеханик;

Организация разработчик:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей»

Разработчик:

Дубровина Анна Олеговна преподаватель первой квалификационной категории СПБ ГБПОУ «Автомеханический лицей»


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы  поиска работы, трудоустройство»

1.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы  поиска работы, трудоустройство» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящей в состав укрупнённой группы профессий: 

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;

23.01.03 Автомеханик;

.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

С целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда дисциплина предназначена для освоения общих компетенций ОК1-ОК3.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

     - анализировать направленность личности

- составлять алгоритм поиска работы;

- выдерживать конкуренцию на рынке труда;

- ориентироваться в государственных службах занятости;

- оформлять документы для трудоустройства;

- проходить собеседования;

- разбираться в трудовом договоре и его разновидностях;

- заниматься самообразованием, культурно выражать свои мысли;

- планировать и реализовывать профессиональную карьеру

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

     - сферы деятельности человека, структуру профессионального самоопределения;

     - психологические свойства личности, структуру собственной направленности;

     - понятие «рынок труда», спрос и предложения на рынке труда;

     - факторы, влияющие на выбор и успешный поиск работы

     - способы получения информации о вакансиях;

     -  условия обращения к посредническим организациям;

     - правила проведения собеседования;

     - типы и виды профессиональной деятельности;

     - системы оплаты труда, правила оформления трудовых отношений;

     - формы управления, психологическая структура коллектива;

     - понятие «адаптация», формы и способы адаптации

- правила и методы поиска работы;

- основные положения трудового законодательства;

- понятие: социальная и психологическая адаптация на рабочем месте;

     -права и обязанности молодых специалистов

 С целью овладения дисциплины обучающийся в ходе освоения рабочей программы должен:

иметь практический опыт:

- активных действий на рынке труда;

- поиска свободных вакансий;

- составления поисковых писем;

- составления автобиографии;

- составления резюме;

- ведения поисковых телефонных звонков;

- поведения на собеседовании;

- заключения трудового договора;

- адаптации на новом рабочем месте;

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося  34 часа;

самостоятельной работы  обучающегося  17 часов.

 

.

               

  2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

          34

в том числе:

       практические занятия

11

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 17

в том числе:

   с учебником с целью составления конспекта;

   с конспектом и другими источниками информации с целью  

   подготовки к практическим занятиям;

   с учебником и конспектом для подготовки к зачету;

    подготовка  докладов, рефератов  по заданным  условиям.

Итоговая  аттестация по дисциплине – промежуточная аттестация по образовательной программе в форме зачёта    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы поиска работы, трудоустройство»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

51

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Цели и задачи дисциплины. Как преуспеть молодому человеку на рынке труда. Проблемы выбора профессии.  Информационные источники.

1

Раздел 1.

Рынок труда.

4

Тема 1.1 Рынок труда: понятие, функции, элементы.

Содержание учебного материала

2

1,2

1-2

Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда. Общая характеристика современного рынка труда в России.

Тема 1.2 Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

3-4

Занятость. Безработица. Государственное регулирование занятости. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Отраслевая структура занятости Санкт-Петербурга.

Практические занятия.

2

1

Анализ структуры и тенденций  современного рынка труда в России.

2

Анализ Федерального закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Самостоятельная работа.

5

1

Поиск информации о структуре занятости населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с использованием Интернет-ресурсов и последующим составлением диаграмм.

2

2

Написание реферата на тему: «Основные тенденции современного рынка труда Российской Федерации"

3

Раздел 2.

Профессиональная деятельность

6

Тема 2.1 Профессиональная деятельность: типы, виды, режимы.

Содержание учебного материала

5

1,2

1-2

Профессиональная деятельность: виды, типы, режимы. Классификация профессий. Профессиональная направленность личности. Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.

Тема 2.2 Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства.

3

Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости)

Тема 2.3 Понятие «конкурентоспособность профессии». Модели конкурентоспособности.

4

Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Тема 2.4 Организация и условия труда.

5

Организация и условия труда. Нормирование труда. Виды трудовых норм. Методы нормирования. Условия труда. Безопасность труда. Нормативы и стандарты охраны труда.

Тема 2.5 Мотивация и стимулирование труда. Формы и системы оплаты труда.

6

Вознаграждение за труд. Мотивация и стимулирование труда. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Сдельная оплата труда. Повременная оплата труда. Оплата труда и производительность. Социальные пособия, выплаты и льготы. Участие в прибылях

Практические занятия

1

1

Изучение профессиональной направленности личности. Методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова».

Самостоятельная работа.

2

1

Составление профессиограмм (по заданным условиям).

Раздел 3.

Технология трудоустройства.

6

Содержание учебного материала

3

1,2

Тема 3.1 Алгоритм поиска работы. Методы поиска вакансий. Источники информации о вакансиях.

1-2

Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы.

Методы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, рекрутинговые фирмы и бюро по найму, агентства по трудоустройству и др.). Использование личных связей (родные, друзья, преподаватели). Объявления о наборе по радио и телевидению, объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати. Объявления о вакансиях на улицах. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Сравнительная характеристика различных методов поиска работы.

Тема 3.2 Самопрезентация. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование.

3-4

Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Списки контактов. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Самопрезентация. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии, манера поведения и речи. Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации). Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Структурирование интервью со стандартизованными ответами. Техника заполнения анкет и опросников. Вопросы, интересующие претендента на рабочее место. Техника завершения разговора. Невербальное поведение в межличностном взаимодействии.

Тема 3.3 Документы, необходимые в ситуации трудоустройства.

5-6

Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии, рекомендательные письма, письмо-напоминание. Основные требования к их содержанию и оформлению. Деловое письмо с послужным списком кандидата. Психологические особенности восприятия письменной речи.

Практические занятия

3

1

Разработка алгоритма этапов трудоустройства. Изучение и анализ печатных изданий, интернет источников, содержащих информацию о вакансиях.

2

Освоение техники ответов на возможные вопросы

работодателя. Деловая игра «Собеседование».

3

Составление  резюме, автобиографии.

Самостоятельная работа.

4

1

 Поиск  и анализ информации о вакансиях в различных источниках (включая Интернет, телевизионные информационные программы, рекламу в метро); составление письменного отчета. Проведение телефонных переговоров с потенциальным работодателем с целью приобретения практического опыта. Составление отчета о результатах переговоров.

3

2

Написание доклада «10 правил успешного собеседования»

1

Раздел 4.

Профессиональная адаптация

4

Содержание учебного материала

3

1,2

Тема 4.1 Понятие «адаптация». Профессиональная адаптация, ее виды

1

Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Поведение на рабочем месте. Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.

Тема 4.2 Планирование и реализация профессиональной карьеры.

2-3

Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности..

Тема 4.3 Самообразование и повышение квалификации как необходимое

условие профессионального роста

4

Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки, депрофессионализации и модернизации профессиональных знаний с учетом конъюнктуры рынка труда Санкт-Петербурга и требований конкретного рабочего места.

Практические занятия

1

1

Составление перспективного плана профессионального развития.

Раздел 5.

 Основы профессиональной этики

7

Содержание учебного материала

5

1,2

Тема 5.1 Позиции людей при общении.

1

Позиции людей при общении. Связь с самооценкой. Формы и конструкты для выражения позиции. Правильная реакция на неприемлемую позицию. Самооценка собственного поведения. Психология восприятия человека человеком. Психологическая совместимость.

Тема 5.2 Типы личностей.

2-3

Типы личностей. Характеристики личностей. Отношения сотрудничества, ревизии, активации, отдыха, противоположности и др. Диагностика собственного типа личности. Способы построения отношений с людьми разного типа

Тема 5.3 Конфликтные ситуации при трудоустройстве.

4-5

Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их предотвращения и разрешения. Проектирование индивидуальных моделей поведения в затруднительных ситуациях взаимодействия. Типичные причины отказа в приеме на работу

Тема 5.4 Речь в деловом общении.

6

Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи. Речевые стили. Деловой профессиональный стиль. Официальное и неофициальное общение. Искусство убеждения.

Тема 5.5 Профессиональный этикет.

7

Профессиональный этикет. Правила приличия на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе.

Практические занятия

2

1

Диагностика собственного типа личности и общения  с использованием методик, предложенных преподавателем. (тесты)

2

Производственный конфликт: диагностика, разрешение конфликта.

Самостоятельная работа

3

1

Определение организационных и коммуникативных способностей

с использованием методик, предложенных преподавателем.

2

2

Подбор ситуаций, отображенных в литературе, кинематографе, а также описание конкретных жизненных ситуаций, с целью определения психологических особенностей отдельных личностей.

1

Раздел 6.

Правовое регулирование трудовых отношений.

5

1,2

Тема 6.1 Общая характеристика трудового законодательства Российской Федерации.

Содержание учебного материала

3

1-2

Понятие, источники трудового права. Кодекс законов о труде Российской Федерации.  Социальное партнерство:

понятие, сущность, формы. Коллективный договор. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Тема 6.2 Трудовой договор: понятие, виды, содержание.

3-4

Трудовой договор, его разновидности. Понятие контракта в трудовом праве, права и обязанности сторон, вытекающие из трудового договора. Основания прекращения трудового договора (контракта). Право на труд и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних.

Тема 6.3 Дисциплина труда.

5

Дисциплина труда. Трудовые споры. Порядок разрешения трудовых

споров.

Практические занятия

2

1

Заключение трудового договора.

2

Дисциплина труда.

Самостоятельная работа

3

1

Анализ  Кодекса законов о труде.

1

2

Работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой  с целью подготовки к зачету.

2

Итоговая  аттестация по дисциплине – промежуточная аттестация по образовательной программе в форме зачёта    

1


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по основам поиска работы.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по темам дисциплины;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и    мультимедиапроектор;

- комплект материалов на электронном носителе.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Шеламова Г. М. Культура делового общения при трудоустройстве: учеб. пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  1. Усов В.В. Деловой этикет: учебное пособие для студентов  учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия»,2008.

  1. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для начального профессионального образования; Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия»,2004.

  1. Румынина В.В.Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – 4-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2008.

Дополнительные источники:

1.  Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007.

2.  Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003.

3.  Румянцева Е. В. Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

4.  Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

  1. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Нормативные документы:

1.  Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России.- М.: Верховный Совет Российской Федерации, 1993.

2.  Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М. О. Буянова, К. Н. Гусов; под ред. К. Н. Гусова. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008.

3.  Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

4.  Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 36-ФЗ.

Интернет-ресурсы:

1. «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы…http://www. .

2. «Гарант» - информационно-правовое обеспечение: законодательство с комментариями: законы, кодексы указы, постановления, приказы…http://www. .

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- анализировать потребности рынка труда и конкретных работодателей;

-   анализировать ситуацию на рынке труда в Санкт-Петербурге;

- ориентироваться в государственных службах занятости;

оценка результатов выполнения практической работы №1; анализ результатов самостоятельной работы по поиску информации о структуре занятости населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с использованием Интернет-ресурсов и анализ составленных диаграмм.

- использовать источники информации для трудоустройства;

оценка результатов выполнения практической работы по изучению и анализу печатных изданий, Интернет источников, содержащих информацию о вакансиях

- составлять алгоритм поиска работы;

оценка результатов выполнения практической работы по разработке алгоритма этапов трудоустройства.

- выдерживать конкуренцию на рынке труда;

оценка результатов выполнения практической  работы;

- использовать эффективные методы и приемы самопрезентации;

- оценка результатов выполнения практической  работы;

-  составлять документы, необходимые в ситуации трудоустройства;

- оценка результатов выполнения практической  работы;

-  правильно вести себя в момент собеседования с работодателем;

оценка результатов выполнения практической  работы;

- применять навыки адаптации к новым условиям жизни, уметь работать в коллективе, успешно решать конфликты, избегать возникновения конфликтных ситуаций, планировать и реализовывать профессиональную карьеру.

оценка результатов выполнения практических  работ по составлению индивидуального плана профессионального развития и решению конфликтных ситуаций

- разбираться в трудовом договоре и его разновидностях;

оценка результатов выполнения практической работы;

Знания:

- понятие рынок труда, спрос и предложение на рынке труда;

оценка самостоятельной работы по написанию реферата «Основные тенденции современного рынка труда Российской Федерации»;

оценка результатов выполнения практической работы;

-способы получения информации о вакансиях;

-условия обращения к посредническим организациям;

оценка результатов практической работы;

оценка результатов самостоятельной работы по поиску и анализу информации о вакансиях в различных источниках (включая Интернет, телевизионные информационные программы, рекламу в метро);

- типы и виды профессиональной деятельности;

анализ результатов составления составления профессиограмм

- правила ведения собеседования;

оценка результатов самостоятельной работы по написанию доклада «10 правил успешного собеседования»;

оценка результатов выполнения практической работы;

- понятие: социальная и психологическая адаптация на рабочем месте.

оценка результатов выполнения практической работы;

- психологические свойства личности, отвечающие за выбор вида деятельности, структуру собственной направленности

оценка результатов выполнения практической работы по анализу собственного типа личности и общения;  анализ самостоятельной работы по определению организационных и коммуникативных способностей

с использованием методик, предложенных преподавателем;

- основные положения трудового законодательства;

оценка результатов выполнения практической работы;

оценка результатов самостоятельной работы по анализу  Кодекса законов о труде.

- основные права и обязанности работника и работодателя.

оценка результатов выполнения практической работы;

- порядок разрешения трудовых споров;

оценка результатов выполнения практической работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

Рабочая программа учебной дисциплины "Химия. Работа с одаренными детьми"

Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям....

Рабочая программа элективного курса "Основы работы в графическом редакторе Adobe Photoshop"

В наше время компьютер проникает во все сферы жизни общества. Культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Но школьный курс информатики ограничен как определенным набором офисных ...

Рабочая программ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа професстонального модуля ПМ.04. по специальности 140448...

Рабочая программ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа професстонального модуля ПМ.04. по специальности 140448...

Рабочая программа ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии «Лаборант по физико-механическим испытаниям»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ   ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии«Лаборант по физико-механическим испытаниям»  для специальности 240111...

Рабочая программа творческого объединения "Поиск"

Программа содержит тематическое планирование творческого объединения "Поиск", которая составлена с учетом изучения истории Курской области и родного края....