Рабочая программа ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии «Лаборант по физико-механическим испытаниям»
рабочая программа по технологии на тему

Никишаева Нина Васильевна

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии

«Лаборант по физико-механическим испытаниям»

 

 

для специальности 240111   «Производство тугоплавких неметаллических и

силикатных материалов и изделий»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_laboranta_fiz-mekh_is.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФОКИНСКИЙ ИНДУСТВРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю

зам. директора по УР

                   С.Г.Васина

«       »                    2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии

«Лаборант по физико-механическим испытаниям»

для специальности 240111   «Производство тугоплавких неметаллических и

силикатных материалов и изделий»

Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии технологических и

механических дисциплин

Протокол №1 от «29» августа  2014 г.

Председатель                    Никишаева Н.В.

2014 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей  240000 Химические биотехнологии 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

 Организация-разработчик:

Государственное  бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»

Разработчики:

Никишаева Н.В. преподаватели ГБОУ СПО «ФИТ»

                           Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

 

                         Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

                         Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

         

         Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).

         Заключение Экспертного совета №_____________ от «_____»_____________________201__г.

                                                                                                                    Номер

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

3

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

24


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по рабочей профессии

«Лаборант физико-механических испытаний»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и профессиональных компетенций (ПК), соответствующих рабочей профессии 13302 Лаборант физико-механических испытаний (3 разряд):

ПК 5.1. Отбирать пробы  материалов, сырья, полуфабриката и образцы  изделий;

ПК 5.2. Подготавливать пробы  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцы к испытаниям;

ПК 5.3. Подготавливать лабораторное оборудование для испытания проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и  образцов  изделий;

ПК 5.4. Проводить испытания проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцов  изделий;

ПК 5.5. Соблюдать правила безопасной работы при подготовке и проведении испытаний на лабораторном оборудовании;

ПК 5.6. Контролировать качество готовой продукции;

ПК 5.7. Контролировать отгрузку  готовой продукции.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • отбора проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцов  изделий;
  • подготовки  проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и  образцов  изделий к испытаниям;
  • проведения испытаний проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцов изделий, в т.ч. требующих особо повышенной прочности и специальных вычислений;
  • контроля проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и  изделий;
  • отгрузки  готовой продукции.

уметь:

  • соблюдать правила отбора проб  материалов, сырья, полуфабриката и образцов  изделий на всех стадиях обработки;
  • отбирать пробы  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцы   изделий;
  • проводить испытания проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцов   изделий;
  • соблюдать правила безопасной работы на лабораторном оборудовании;
  • заполнять технологическую документацию;
  • определять пригодность проб материалов, сырья,  полуфабриката для дальнейшей обработки;

знать:

  • места отбора проб и образцов;
  • правила отбора проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и  образцов    изделий;
  • правила безопасности при отборе проб и  образцов;
  • правила подготовки проб  материалов, сырья, полуфабрикатов и  образцов    изделий к испытаниям;
  • устройство контрольно-измерительных приборов;
  • правила безопасной работы на испытательных установках;
  • требования к качеству  материалов и изделий;
  • нормативную документацию на выпускаемую продукцию;
  • виды брака ;
  • назначение и правила применения специального контрольно-измерительного инструмента;
  • правила транспортной маркировки;

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 369 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 189 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 126 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 63 часов;

учебной практики – 180 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВДП) Выполнение работ по рабочей профессии «Лаборант физико-механических испытаний», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Отбирать пробы  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцы  изделий.

ПК 5.2

Подготавливать пробы  материалов, сырья, полуфабрикатов и образцы к испытаниям.

ПК 5.3

Подготавливать лабораторное оборудование для испытания.

ПК 5.4

Проводить испытания.

ПК 5.5

Соблюдать правила безопасной работы при подготовке и проведении испытаний на лабораторном оборудовании.

ПК 5.6

Контролировать качество готовой продукции.

ПК 5.7

Контролировать отгрузку готовой продукции.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

ОК 9

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 10

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


3. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1

ПК 5.2

Раздел 1. Отбор и подготовка проб материалов, сырья, полуфабрикатов и образцов изделий

66

44

20

-

22

-

-

-

ПК 5.3

ПК 5.4

ПК 5.5

Раздел 2. Контроль физико-механических свойств сырья и материалов.

51

34

12

-

17

-

-

-

ПК 5.6

ПК 5.7

ПК 5.8

Раздел 3. Контроль качества полуфабрикатов и

готовой продукции

144

48

4

-

24

-

180

-

Всего:

369

126

36

-

63

-

180

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Отбор и подготовка проб материалов, сырья, полуфабрикатов и образцов  изделий

66

МДК.05.01. Организация выполнения работ по анализу качества сырья,полуфабрикатов  и готовой продукции.

44

Тема 1.1.Безопасность труда и пожарной безопасности в учебной лаборатории

Содержание

1

 Требования безопасности к производственному оборудованию и процессу Основные опасные и вредные факторы (электрический ток, падение,острые детали, вращающиеся и вибрирующее оборудование и т.д.)Причины травматизма, виды травм,оказание первой помощи при травматизме. Основные правила и инструкции по безопасности труда,при работе с химическими реактивами. Причины пожаров в лаборатории, Правила поведения обучающихся при пожаре. Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочих мест и безопасности труда.

Тема 1.2.Входной контроль качества сырьевых материалов, топлива. комплектующих изделий.

Содержание

1.

Правила и порядок работ по входному контролю сырьевых материалов, топлива и взаимоотношения между лабораторией и отделом технического контроля и техническими службами предприятия.

1

2

2.

Методы и средства входного контроля с учетом требований, предъявляемых к точности измерения, показателей качества материалов и установленных стандартами, техническими условиями и стандартами предприятия, технологическими регламентами.

1

2

3.

Функции лаборатории входного контроля: проверка качества материалов поступающих на предприятие; организация и контроль проведения технологического опробования в цехах; оформление актов на забракованные материалы; контроль соблюдения правил хранения сырья, материалов на складах; информация о качестве поступающих: сырья и материалов.

1

2

Практические занятия

1.

Схемы входного контроля сырьевых материалов, топлива виды операции, место контроля. Периодичность, методы и параметры

1

Тема 1.3. Организация контроля качества продукции

Содержание

1.

Понятие контроля качества. Объекты технического контроля. Контроль качества продукции. Методы контроля качества. Основные составляющие процесса контроля. Виды производственного контроля качества.

1

2

2.

Средства контроля качества продукции. Их виды. Требования к средствам контроля. Статистические методы контроля. Статистический текущий контроль продукции. Этапы внедрения статистического контроля качества.  

1

2

3.

Система контроля. Стадии и объекты контроля качества. Задача системы контроля. Принципы организации системы контроля.

1

2

4.

Отдел технического контроля-служба обеспечения функционирования системы контроля. Задачи и функции службы технического контроля. Структурные подразделения службы технического контроля.

1

2

Практические занятия

1

1.

Классификация видов производственного контроля качества

2.

Определение стадий, объектов и подразделений системы контроля качества продукции на промышленном предприятии

1

3

Ознакомление с нормативно-технической документацией по отбору проб для оценки физико-механических свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, с методами и приемами отбора проб, с приборами и приспособлениями для отбора проб и подготовки к испытаниям. Отбор проб сырья и исходных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.

1

Тема 1.4.Определение физико-механических свойств и геометрических характеристик контролируемых материалов

Содержание

1

1

Ознакомление с устройством и принципом работы лабораторного оборудования и приборов для определения физических свойств материалов: плотности, влажности, водопоглощения, пористости, огнеупорности, механических свойств материалов. Инструменты для оценки геометрических характеристик контролируемой продукции.

3

Практические занятия

1

1.

Изучение лабораторного оборудования для взвешивания: технических и аналитических весов. Общие правила взвешивания на технических и аналитических весах. Обучение приемам работы на различных типах весов, правилами проверки весов перед взвешиванием расположением проб. Запись результатов взвешивания в таблицу первичных данных.

2.

Освоение методов определения физических свойств материалов. Ознакомление с физическими свойствами материалов, способами методами их определения. Методика определения плотности : методом гидростатического взвешивания в рыхлом и уплотненном состоянии, жидких материалов с помощью ареометров Методика определения влажности. Методика определения пластичности, огнеупорности, прочности на изгиб и сжатие.Методика определения геометрических характеристик контролируемых материалов.

2

Тема 1.5. Отбор и подготовка сырья, полуфабрикатов, образцов строительных керамических изделий

Содержание

1

1.

Места отбора проб сырья. Материалов, полуфабрикатов и образцов изделий при текущем контроле. Правила отбора проб сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов изделий. Периодичность, количество отбираемых проб, образцов. Правила безопасности при отборе проб сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов изделий.

3

2.

Подготовка проб сырья, материалов и образцов изделий к контролю и испытаниям. Правила подготовки сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов изделий к контролю и испытаниям.

1

3

Практические занятия

1.

Отбор сырья, материалов на участке подготовки формовочной массы,                пресс-порошка, образцов изделий на участке формования, сушки с соблюдением правил отбора.

Подготовка проб, образцов к контролю и испытаниям.

2

2.

Отбор образцов керамических изделий на участке сортировки и складе готовой продукции с соблюдением правил отбора. Подготовка образцов к контролю и испытаниям.

2

Тема 1.6. Отбор и подготовка проб сырья, материалов для строительного стекла и образцов готовой продукции.

Содержание

1.

Места отбора проб сырья, материалов, стекольной шихты, образцов строительного стекла при текущем контроле. Правила отбора проб сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов строительного стекла. Периодичность, количество отбираемых полуфабрикатов и образцов изделий. Правила безопасности при отборе проб сырья, материалов стекольной шихты и образцов строительного стекла.

2

3

2.

Подготовка проб сырья, материалов, стекольной шихты и образцов строительного стекла к контролю и испытаниям. Правила подготовки проб сырья, материалов и образцов строительного стекла к контролю и испытаниям.

2

3

Практические занятия

1.

Отбор сырья, материалов на участке их подготовки, подготовки шихты, участке формования, участке резки листового стекла с соблюдением правил отбора. Подготовка образцов к контролю и испытаниям.

2

2

Отбор образцов листового стекла на участке сортировки и складе готовой продукции с соблюдением правил отбора (практическое занятие на производстве). Подготовка образцов к контролю и испытаниям.

Тема 1.7. Отбор и подготовка проб сырья, полуфабрикатов, готовых вяжущих материалов, и изделий на их основе

Содержание

1.

Места отбора проб сырья, материалов полуфабрикатов: клинкера кирпича-сырца; готовой продукции. Правила отбора проб сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Периодичность. Количество отбираемых образцов. Правила безопасности при отборе проб сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов готовой продукции.

2

3

2.

Подготовка проб сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов готовой продукции к контролю и испытаниям. Правила подготовки проб сырья, материалов, полуфабрикатов и образцов готовой продукции к контролю и испытаниям.

2

3

Практические занятия

1.

Отбор образцов сырья, материалов на участке подготовки полуфабрикатов: клинкера, кирпича-сырьца, готовой продукции с соблюдением правил отбора. Подготовка образцов к контролю и испытаниям.

2

2.

Отбор образцов готовых вяжущих материалов и изделий на их основе на складах готовой продукции с соблюдением правил отбора. Подготовка образцов к контролю и испытаниям.

2

Тема 1.8.  Отбор и подготовка проб сырьевых материалов для производства асбестоцементных изделий.

Содержание

2

1.

Места отбора проб асбеста на складе, участке распушки асбеста при текущем контроле, периодичность контроля.

Места отбора проб цемента на складе.

Места отбора проб и их периодичность при приготовлении асбестоцементной суспензии при текущем контроле.

Подготовка проб асбеста, цемента и асбестоцементной суспензии. Места отбора проб готовой продукции, периодичность контроля.

3

Практические занятия.

2

1.

Расчет дозировки асбеста в асбестоцементных смесях в зависимости от марок асбеста и вида изделий.

2.

Расчет содержания асбеста, цемента  и асбестоцементной смеси.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

Систематическая проработка конспектов занятий.

Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций.

Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите.

26

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Подготовка сообщений на темы:

  • Сущность и задачи производственного контроля качества;
  • Методы эффективности контроля качества продукции;
  • Виды контроля качества по цели контроля. Привести примеры.
  • Виды контроля качества по объему контролируемой продукции. Привести примеры.
  • Виды контроля качества по стадиям производственного процесса. Привести примеры.
  • Виды контроля качества по возможности использования контролируемой продукции. Привести примеры.
  • Виды контроля качества по контролируемому параметру. Привести примеры.
  • Виды контроля качества по принимаемым решениям. Привести примеры

Раздел ПМ 2. Контроль физико-механических свойств сырья и материалов.

51

МДК.05.01. Организация выполнения работ по анализу качества сырья,полуфабрикатов  и готовой продукции.

34

Тема 2.1. Контроль влажности сырьевых материалов, шихты формовочных масс, кирпича-сырца, сырьевой смеси.

Содержание

1.

Виды влажности: капиллярная, адсорбционная, гидратная  (кристаллизационная), водозатворение, водонабухание. Зависимость влажности сырьевых материалов от их плотности. 

Выбор методов испытания в зависимости от влажности испытываемых материалов.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

2

3

Практические занятия

1.

Методы определения общей влажности сырьевых материалов, влажности шлама, керамической и силикатной формовочных масс, стекольной шихты.

2

Тема 2.2. Контроль гранулометрического состава зернистых и тонкодисперсных материалов.

Содержание

1.

Разновидности кварцевых песков. Виды кварцевых песков по размеру зерен. Значение зернового состава кварцевого песка для получения прочного силикатного кирпича. Оптимальная зернистость кварцевых песков для варки промышленных стекол: грубой, тонкой керамики, зерен строительного гипса, молотой извести.

Характеристика степени дисперсности тонкодисперсных вяжущих материалов.

Требования  согласно ГОСТа  к тонкости помола

2

3

Практические занятия

1.

Методика определения зернового состава кварцевого песка.

1

2.

Методика определения тонкости помола сырьевого шлама и других продуктов тонкого помола, сырьевой муки.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов  требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

1

Тема 2.3.Контроль структурно-механических  (реологических) свойств минеральных вяжущих материалов.

Содержание

2

1.

Влияние структурно-механических (реологических) свойств вяжущих веществ на удобоукладываемость, подвижность (текучесть), пластичность и другие характеристики бетонных, растворных смесей.

Характеристики пластично-вязких свойств вяжущих: нормальная густота, сроки схватывания.

3

Практические занятия

1.

Методика определения текучести шлама, нормальной густоты, сроков схватывания  теста вяжущих веществ.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

2

Тема 2.4. Определение сроков схватывания минеральных вяжущих материалов.

Содержание

1.

Процессы происходящие при схватывании и твердении минеральных вяжущих веществ (гипсовых, извести, цементов).

Замедлители, ускорители сроков схватывания.

4

3

Практические занятия

1.

Методика определения сроков схватывания минеральных вяжущих веществ.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

2

Тема 2.5. Определение равномерности изменения объема минеральных вяжущих материалов.

Содержание

1.

Объемные изменения при твердении гипсовых вяжущих, извести и вяжущих на ее основе, цементов.

2

3

2.

Влияние экзотермии процессы твердения цемента, цементного раствора, бетона, поверхностных натяжений, физико-химических процессов происходящих при твердении цемента на изменение объема. Причины неравномерности изменения объема.

2

3

Практические занятия

1.

Методика определения равномерности изменения  объема известкового теста, гипсовых вяжущих, цементов.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

2

Тема 2.6. Определение степени усушки и усадки.

Содержание

1.

Воздушная усадка глины, факторы влияющие на нее. Степень воздушной усадки в зависимости от вида глин. Влияние режима сушки на величину усадки. Выбор режима сушки керамических изделий в зависимости от влаго-и-термопроводности и других характеристик массы и теплопереноса влажных материалов.

Причины возникновения трещин в процессе сушки изделий. Коэффициент чувствительности глины к сушке.

Огневая усадка сухих глин и керамических масс (изделий). Процессы происходящие при обжиге. Влияние минерального и химического состава глинообразующих веществ, количественного соотношения их и неглинистой составляющей и температуры обжига на огневую усадку. Величина средней огневой усадки для тощих и жирных глин. Полная усадка глин.

2

3

Практические занятия

1.

Методика определения воздушной, огневой полной усадки глин.

Определение

2

Тема 2.7. Определение объемной массы.

Содержание

2

1.

Объемная масса, зависимость величины объемной массы от пористости.

3

Взаимосвязь объемной массы с механической прочностью, водопоглащаемостью, морозостойкостью, теплопроводностью и др.

Практические занятия

2

1.

Методика определения объемной массы образца правильной и неправильной геометрической формы. Методика определения объемной массы зернистых материалов в насыпном состоянии.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

Тема 2.8. Определение водопоглощения.

Содержание

1

1.

Водопоглощаемость. Зависимость водопоглощения от общей и открытой пористости. влияние водопоглощения на морозостойкость  материалов, изделий, строительных конструкций.

3

Практические занятия

1

1.

Методика определения массового и объемного водопоглощения.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

Тема 2.9. Влияние свойств и состава сырьевых материалов  (цемента, асбеста) на технологию и свойства готовой продукции.

Содержание.

2

1.

Влияние состава и свойства цемента на технологию и свойства асбестоцементных изделий.

Влияние распушки волокон асбеста и их расположения в асбестоцементных изделиях на их механические свойства.

3

Практические занятия

2

1.

Методика расчета содержания асбеста и цемента в асбестоцементной смеси.

Определение соответствия испытываемых проб и образцов требованиям нормативных документов и технологических регламентов.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

Систематическая проработка конспектов занятий.

Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций.

Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите.

17

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Подготовка сообщений на темы:

-  Испытаний физико-механических свойств сырья ,материалов

-  Влияние гранулометрического состава, дисперсности сырья и материалов на технологический процесс и качество готовой продукции.

-   Испытание реологических свойств минеральных вяжущих материалов.

-   Испытание сроков схватывания минеральных вяжущих материалов и их влияние.

-   Испытание объемных изменений минеральных вяжущих материалов.

-   Влияние усадки глин на выбор технологических параметров тепловой обработки и качество готовой продукции.

-   Влияние объемной массы на физико-механические свойства сырья, материалов.

-   Зависимость качества асбестоцементных изделий от состава цемента и степени распушки асбеста.

- Выполнение схем контроля.

- Заполнение таблиц контроля.

Раздел ПМ 3. Контроль

качества полуфабрикатов и

готовой продукции

72

МДК.05.01. Организация выполнения работ по анализу качества сырья,полуфабрикатов  и готовой продукции.

48

Тема 3.1. Дефекты строительной керамики.

Содержание

1.

Дефекты кирпича-сырца при пластическом способе формования, обусловленные не полным разрушением структуры глины, не достаточно тонким измельчением, разрыхлением, тщательным перемешиванием. Влияние различных факторов на процесс формования: влажности. Увлажнение паром керамической массы, пластичности массы, добавление мелкозернистого, крупнозернистого песка или шамота в керамическую массу, скорости выдавливания массы через  мундштук, вакуумирование массы.

Виды дефектов из-за присутствия в керамической массе воздуха и других газов.

Влияние дисперсности пластичности массы, отощителей  на процесс вакуумирования.

2

2

2.

Дефекты сырца при полусухом способе формования обусловленные гранулометрическом составе глин, степени увлажнения массы, равномерности распределение влаги. Влияние увлажнения глины паром, вылеживания массы перед прессованием. Величины прессового давлении, равномерности. Времени прессования, качество сырца.

2

2

3.

Виды дефектов изделий в процессе сушки, обжига и их причины. Роль скорости сушки на качество изделий. Выбор скорости сушки, обжига в зависимости от чувствительности глин к сушке, обжигу, размеру конфигурации и толщины стенки изделий, и типа сушилки. Выбор режима обжига в зависимости от вида изделий, глин и способа формования. Дефекты  изделий при обжиге  их причины.

2

2

Тема 3.2. Контроль качества строительной керамики.

Содержание

1.

Требования к качеству строительной керамики в соответствии нормативной документацией: ГОСТ 22951-78 по массе, ГОСТ 530-80 по пределу прочности при сжатии и изгибе для кирпича полнотелого, пустотелого, керамических камней. Периодичность контроля.

2

3

Тема 3.3. Дефекты стеклоизделий.

Содержание

2

1.

Пороки стекломассы. Дефекты стекла, обусловленные качеством стекломассы: газовые включения( пузыри и мошка), инородные включения ( камни кристаллы), стекловидные включения (шлиры, свили). Причины возникновения и меры устранения пороков стекломассы.

2

Тема 3.4. Контроль качества

Содержание

листового стекла.

1.

Требование к качеству листового стекла в соответствии с нормативной документацией: ГОСТ 111-2001 «Стекло листовое. Технические условия». Контроль листового стекла.

2

3

Тема 3.5. Контроль качества гипсовых вяжущих.

Содержание

2

1.

Влияние оптимальной температуры тепловой обработки на качество строительного гипса.

Контроль прочностных характеристик строительного гипса в соответствии с нормативной документацией: ГОСТ 23789-79 «Гипсовые вяжущие. Методы испытаний»

3

Тема 3.6. Дефекты гипсовых изделий.

Содержание

2

1.

Причины трещин и разрушения крупноразмерных изделий из гипсовых вяжущих.

2

Тема 3.7. Дефекты известково-песчаных изделий.

Содержание

2

1.

Дефекты кирпича- сырца в процессе прессования: отклонения по длине, ширине, толщине(больше нормы), клино-образная форма, диагональные , продольные поперечные трещины, расслаивание кирпича, слабые углы, периодически изменяется прочность сырца. Кирпич-сырец недопрессован, запрессован, вздутия на кирпиче-сырце.

Дефекты кирпича-сырца в процессе автоклавной обработке: сырец разваливается, размыт конденсатом, растрескивается, сырой.

2

Тема 3.8. Контроль качества известково-песчаных изделий.

Содержание

2

1.

Контроль кирпича-сырца по внешнему виду. Размерам в соответствии с нормативной документацией ГОСТ 427-75, прочности при сжатии.

3

2.

Контроль качества готовой продукции ( силикатного кирпича) по внешнему виду, размерам, пределу прочности при сжатии, изгибе, плотности, массе, водопоглощению, марозостойкости в соответствии с нормативной документацией. Контроль прочности сцепления отделочного покрытия с изделием, тон и цвет поверхности изделий.

2

3

Тема 3.9.Контроль качества клинкера.

Содержание

2

1

Состав клинкера. Влияние химического и минералогического состава клинкера на его качество.

Влияние скорости охлаждения клинкера на его качество (модификации и форма зерен клинкерных минералов).

2

2

Влияние содержания клинкерных минералов на свойства портландцемента: скорость набора прочности при различных условиях твердения, стойкость в пресных и минерализованных видах, тепловыделение при твердении и др.

2

2

3

Важнейшие технологические приемы, обеспечивающие получение цементов с заданными свойствами  - регулирование минералогического состава и структуры клинкера.

2

2

4

Зависимость рационального состава клинкера от состава сырьевой смеси, вида топлива, типа печей. Влияние структуры клинкера  без изменения минералогического состава на прочность цементного камня.

2

2

5.

Характеристики состава клинкера: коэффициент насыщения , силикатный (кремнеземистый) модуль глиноземный (алюминатный) модуль. Взаимосвязь коэффициента насыщения, силикатного и глиноземного модуля с минералогическим составом клинкера и свойствами цементов.

2

2

6.

Контроль содержания СаОсв, MgO в клинкере периодичность контроля. Контроль минералогического состава и его периодичность, объемного веса.

2

3

Тема 3.10. Контроль качества цемента.

Содержание

1.

Влияние гидравлических добавок на свойства цементов в зависимости от вида тепловыделения при твердении, плотность цементного камня, водонепроницаемость, стойкость в пресных и минерализованных водах, водопотребность, усадочные деформации при твердении, рост прочности, воздухостойкости, стойкости в условиях многократного попеременного увлажнения и высушивания, замораживания и оттаивания.

2

3

2.

Зависимость прочности цементов от минералогического состава клинкера, тонкости помола, удельной поверхности, количества и вид активной минеральной добавки водопотребности и т.д. Причины снижения гидравлической активности цементов.

2

2

3.

Контроль качества и марки цемента в соответствии с нормативно-технической документацией

2

2

Тема 3.11. Контроль качества асбестоцементной суспензии.

Содержание

1.

Факторы влияющие на формирование первичного слоя на сетчатом цилиндре листоформовочной, трубоформовочной машин.

2

2

2.

Влияние условий формирования  первичного слоя на сетчатом цилиндре листоформовочных, трубоформовочных машин на качество изделий.

Влияние вакуумобезвоживания на влажность и физико-механические свойства асбестоцементного листа.

2

2

Тема 3.12. Контроль качества асбестоцементных изделий.

Содержание

1.

Влияние различных способов формования (мокрым, полусухим, сухим) на качество асбестоцементных изделий

2

Практические занятия

2

1.

Заполнение технической документации по результатом контроля готовой продукции.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.

Систематическая проработка конспектов занятий.

Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций.

Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите.

24

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Подготовка сообщений на темы:

- причины дефектов полуфабрикатов и готовой продукции строительной керамики.

- причины дефектов стекломассы и готовых стеклоизделий

- причины дефектов гипсовых изделий.

- факторы влияющие на качество известково-песчаных изделий.

- факторы влияющие на качество клинкера.

- факторы влияющие на свойства цементов.

- взаимосвязь качественных характеристик клинкера и свойств цементов.

- факторы влияющие на физико-механические свойства асбестоцементных изделий.

- Составление схем контроля качества полуфабрикатов и готовой продукции.

- Контролируемые параметры готовой продукции. 

Учебная практика

Виды работ

  1. Определение объемной массы зернистых материалов в  насыпном состоянии
  2. Определение плотности твердых тел
  3. Определение общей и гигроскопической влаги сырьевых материалов.
  4. Определение водозатворения для глин и полного рабочего водосодержания глиняной массы и  глиношамотной массы.
  5. Определение пластичности глин.
  6. Определение воздушной, огневой и полной усадки глин.
  7. Определение истинной и кажущейся пористости керамических изделий
  8. Определение огнеупорности глин
  9. Определение запесоченности глины
  10. Определение водопоглощения керамической плитки
  11. Определение влажности и тонкости помола стекольной шихты
  12. Определение пороков стекломассы
  13. Определение термической стойкости стекла
  14. Определение химической стойкости стекла
  15. Определение пороков по внешним признакам готовых изделий
  16. Определение гранулометрического состава кварцевого песка.
  17. Определение потерь при прокаливании (п. п. п.)
  18. Определение карбонатов кальция и магния в мелу и известняке.
  19. Определение количества непогасившихся зерен в извести
  20. Определение скорости гашения извести
  21. Определение сорта извести
  22. Определение активности силикатной массы
  23. Определение тонкости помола известково-кремнеземистого вяжущего
  24. Определение удельной поверхности известково-кремнеземистого вяжущего
  25. Определение активности известково-кремнеземистого вяжущего

180

2

2

4

4

6

6

6

6

6

6

2

2

4

4

2

2

4

2

2

2

6

2

4

4

6

  1. Определение сроков схватывания гипсовых вяжущих 
  2. Определение сорта гипса 
  3. Определение условной вязкости, температуры вспышки и температуры воспламенения жидкого топлива
  4. Определение влажности топлива
  5. Определение  содержания  золы в топливе
  6. Определение содержания общей серы в топливе
  7. Определение выхода летучих веществ в топливе
  8. Определение плотности жидкого топлива
  9. Определение сорта асбеста
  10. Определение влажности асбеста
  11. Определение концентрации асбестоцементной суспенцзии
  12. Определение тонкости помола  сырьевой смеси
  13. Определение текучести шлама.
  14. Анализ реологических свойств  сырьевой смеси
  15. Определение содержания СаОсв в клинкере
  16. Определение минералогического состава клинкера.
  17. Определение гранулометрического состава клинкера
  18. Определение тонкости и удельной поверхности цемента
  19. Определение нерастворимого остатка в цементе
  20. Определение плотности цемента
  21. Определение гидравлических добавок в цементе
  22. Определение нормальной густоты цементного теста и сроков схватывания цемента

2

4

4

4

6

6

4

2

4

4

2

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

6

Всего

369

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборатории «Технологии производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • рабочие места обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект нормативно-технической документации на готовую продукцию;
  • комплект нормативно-технической документации на методы контроля и анализа, измерительный инструмент и лабораторное оборудование;
  • наглядные пособия (плакаты по ведению технологического процесса в производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий).

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно.

1. Оборудование и приборы:

Весы аналитические

Весы технические

Весы гидростатические

Муфельная печь

Ионообменные колонки

Сушильный шкаф

Фотоколориметр

Прибор для определения температуры вспышки и воспламенения

Вискозиметр Суттарди

Вискозиметр Энглера

Встряхивающий столик

Ситовой аппарат

Текучестемер МХТУ

Машина ЛИТ-100

Пресс гидравлический

Прибор Васильева

Прибор Вика

Сосуд Дюара

Мешалка

Бюретки

 Электроплитка

Баня водяная

Набор денсиметров

Лампа инфракрасной сушки

Вытяжной шкаф

Средства для пожаротушения

 

2. Инструменты, приспособления, химическая посуда и хим. реактивы:

Эксикатор

     Штатив лабораторный

Бюксы алюминиевые

Бюксы стеклянные

Щипцы тигельные

Шпатели

Ступка фарфоровая с пестиком

Секундомер

Термометр

Наклонный лоток

Воронки ЛОВ

Пикнометры

Штангенциркуль

Савок

Лопатки

Линейка

Формы образцов-балочек

Сито №063

Сито №02

Сито№008

Круглодонная чашка

Чашки фарфоровые

Стаканы фарфоровые

Мерные цилиндры

Чашка металлическая

Стеклянные пластинки

Спиртовка

Стаканы химические

Мерные колбы

Воронки стеклянные

Фильтры беззольные

Стеклянные палочки

Химические реактивы 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. А.В. Волженский, Ю.С.Буров, В.С. Колокольников  «Минеральные вяжущие вещества. Технология и свойства» - М.:ЭКОЛИТ, 2011
  2.  Л.М.Сулименко Технология минеральных вяжущих  материалов и изделий на их основе -М., Высшая школа, 2005
  3. Сулименко Л.М. Общая технология силикатов: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с.
  4.  Колбасов  В.М., Сулименко Л.М.Технология вяжущих материалов.-  М:    Стройиздат,1987
  5. И.И.Мороз Технология строительной керамики- М.:ЭКОЛИТ, 2011.
  6. Дудеров И.Г. и др. Общая технология силикатов: Учеб. Для техникумов / И.Г. Дудеров, Г.М. Матвеев, В.Б. Суханова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1987. – 560 с., ил.
  7. Аниськина Л.Н. Сырьевые материалы и приготовление шихты: электронно-обучающий комплекс / ГСК. – Г.-Хр., 2007.
  8. Панкова Н.А., Михайленко Н.Ю. Стекольная шихта и практика ее приготовления: Учебное пособие / РХТУ им. Д.И. Менделеева. – М., 1997. – 80 с.
  9. ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия.
  10. ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия.
  11. ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия.
  12. ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия.
  13. ГОСТ 23932-90 Посуда и оборудование, лабораторные. Общие технические условия.
  14. ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний.


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия проводятся преподавателями на базе учебного заведения в помещении лаборатории «Технологии производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», оборудованной согласно п.п. 4.1 настоящей рабочей программы.

Освоение обучающимися теоретического материала, выполнение лабораторных и практических работ по разделам модуля осуществляется в лаборатории и при этом основными видами занятий являются:

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • лабораторная работа;
  • семинар;
  • деловая игра;
  • консультация;
  • аудиторная самостоятельная работа;
  • контрольная работа.

Одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала является консультация

Консультации по профессиональному модулю проводятся преподавателями регулярно в часы самостоятельной подготовки, согласно семестрового графика консультаций, разрабатываемого учебной частью специальности. Консультации носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Учебная практика «Контроль качества полупродуктов и готовой продукции» также осуществляется в лаборатории на базе  техникума, во время которой проводятся такие занятия, как:

  • практическая работа;
  • консультация;
  • аудиторная самостоятельная работа;

Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков проводится после изучения раздела 3 модуля – УП.03 «Проведение контроля и испытаний  материалов и изделий» в объеме 72 часа.

Освоение учебной практики является обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках данного профессионального модуля – ПП.03 «Выполнение работ по рабочей профессии  «Лаборант физико-механических испытаний».

Производственная практика по модулю ПМ.03 проводится на промышленных предприятиях по выпуску производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, являющихся социальными партнерами учебного заведения.

Освоение обучающимися данного профессионального модуля основывается на умениях и знаниях, приобретенных при изучении следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей:

  • Математика;
  • Экологические основы природопользования;
  • Химия кремния;
  • Теоретические основы химической технологии;
  • Физическая химия;
  • Хранение и подготовка сырья;
  • Эксплуатация технологического оборудования.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»;
  • опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы – производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • прохождение стажировки в профильных организациях 1 раз в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав:

Дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса:

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»;
  • опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы – производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • прохождение стажировки в профильных организациях 1 раз в 3 года.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1

2

3

Отбирать пробы материалов и образцы изделий.

Правильность отбора проб и  образцов в соответствии с установленными требованиями

Устный опрос. Экспертное наблюдение за выполнением практических работ. Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Подготавливать пробы и образцы к испытаниям.

Правильность подготовки проб и образцов к испытаниям в соответствии с требованиями нормативной документации

Устный опрос. Экспертное наблюдение за выполнением практических работ. Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Подготавливать лабораторное оборудование для испытания

Демонстрация способности подготавливать лабораторное оборудование для испытания

Устный опрос. Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике. Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Проводить испытания

Правильность проведения испытания

Устный опрос. Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике. Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Соблюдать правила безопасной работы при подготовке и проведении испытаний на лабораторном оборудовании.

Демонстрация способности соблюдать правила безопасной работы при подготовке и проведении испытаний на лабораторном оборудовании.

Устный опрос. Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике. Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Контролировать качество готовой продукции.

Правильность проведения контроля качества готовой продукции

Устный опрос. Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Контролировать отгрузку.

Демонстрация способности контролировать   отгрузку.

Устный опрос. Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1

2

3

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Правильность объяснения сущности и социальной значимости избранной специальности.

Устный опрос.

Оценка выступлений с сообщениями на занятиях по результатам самостоятельной работы.

Наличие положительных отзывов по итогам учебной и производственной практики.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач

Устный экзамен. Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике.

Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Устный экзамен. Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Демонстрация умений использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

Умение общаться с товарищами по группе, преподавателями в процессе обучения, прохождения учебной и производственной практик.

Экспертное наблюдение и оценка работы в малых группах на теоретических занятиях, на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Проявление способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"

Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...

Рабочая программ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа професстонального модуля ПМ.04. по специальности 140448...

Рабочая программ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа професстонального модуля ПМ.04. по специальности 140448...

Учебное пособие Математика в профессии "Лаборант-эколог"

Учебное пособие по математике создано  в содружестве с преподавателем химии высшей категории Крет И. И. и предназначено для изучения профессионально – значимых тем обучающимися по профессии...

урок русского языка "Вводные конструкции" для обучающихся 1 курса по профессии "Лаборант-эколог"

Урок рассчитан на 90 минут. Учебник  Русский язык 10-11 класс А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова...