Конспект урока по теме "Трудовая деятельность"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Комогорцева Валентина Константиновна

Конспект урока "Трудовая деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока59.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект урока

Тема: «Трудовая деятельность» 2 часа.

Цель: Определить особенности трудовой деятельности, рассмотреть, объяснить  понятия и термины: « трудовая деятельность, профессионализм, квалификация». Продолжить формирование умений и навыков осуществлять поиск информации, анализировать её, систематизировать, делать выводы, формулировать свою точку зрения, публично выступать, объяснить понятия и термины: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства; ознакомить с особенностями трудовой деятельности, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России;  рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, 6 маркера, 3 листа формата А-3, 3 листа формата А-4, 3 папки с раздаточным материалом, оборудования для разделения учащихся на группы.

Тип урока- урок-размышление, комбинированный.

Форма работы -групповая.

 

 Ход урока.

1)Организационный момент, актуализация знаний. Приветствие учителя.

Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

На прошлых уроках мы говорили о деятельности ( Что такое деятельность?)

Какова структура деятельности?

Какие виды деятельности мы рассмотрели?

Обратите внимание на высказывание на доске, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?

«Труд — источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это.

Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.»                                                                                           Ф.Энгельс

                                                                                                                                                   

-И действительно трудовая деятельность-это неотемлемая и важнейшая часть человеческой жизни. Недаром об этом свидетельствует народная мудрость, сложены поговорки и пословицы. Какие поговорки о труде вы знаете?

“Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”

“Что посеешь, то и пожнешь”

“Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда”

“Кто работает, тот и хлеба поест”

“Труд, труд и еще раз труд – вот где огромное богатство”

“Только труд кормит человека”

“Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче” и др.

Учитель: Трудовая деятельность явление многогранное. Представьте, что вы собрались на конференцию с целью рассмотреть процесс трудовой деятельности с точки зрения своей профессии, с позиции экономиста, психолога, социолога, философа.

Конечно, ни кто так не изучает трудовую деятельность-так как эти науки обязательно пересекутся между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы понять в чем заключается сущность трудовой деятельности, её особенности и отличия от других видов. Именно этим я вам предлагаю заняться, а для того чтобы работа была успешной разделимся на творческие группы.

2. Работа в группах над темой урока.

1 группа: Задание-используя имеющуюся информацию, раскрыть понятие «трудовая деятельность»,её структуру, особенности, свойства, характеристики. Результат работы представить в виде кластера.

2 группа: Задание-используя имеющуюся информацию, представить обобщенный «портрет» современного работника и продумать условия, способствующие эффективности    его  работы.

3 группа: Задание - в процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, ваша задача- рассмотреть разные направления развития этих отношений.  

Время выполнения заданий 20 минут. При подготовке к выступлению, группы могут пользоваться материалом учебника, предоставленными учителем дополнительными материалами, а так же материалами СМИ.( научными статьями из сети интернет).

3) Представление работы в группах.

Выступление первой группы (ответы учащихся). (Наглядность на доске или на экран.)

-Потребности и интересы-основа предопределяющая цель труда.

- Труд возникает, когда деятельность человека становится осмысленной.

-Когда в деятельности реализуется сознательно поставленная цель-создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни.

Свойства трудовой деятельности

-характеризуется набором трудовых операций.

-набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. (Профессионализм, квалификация).

-материально-техническими условиями труда: средствами труда, предметами труда, технологиями.

-способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.

-структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмам, определяющими поведение участников,(трудовая, технологическая, договорная дисциплина) инициатива и исполнительность.

В трудовой деятельности важны: 1) Характер труда(вид труда, средства труда, НТП, контроль);2) условия труда( безопасность, влияние на здоровье, работоспособность),           3) культура труда(улучшение условий, климат в коллективе, творчество).

Выступление второй группы (ответы учащихся).(Наглядность на доске или через проектор на экран.)

Качества современного работника:  профессионализм, квалификация, исполнительская дисциплина, инициативность, любовь к профессии, способность учиться и переучиваться.

Условия эффективности труда: разделение труда, законодательные гарантии, создание комфортных условий, здоровье сберегающие технологии, стимулирование мотивации эффективности и качества работы, благоприятный психологический климат и д.р.

Выступление третьей группы. (ответы учащихся) ( Наглядность на доске или через проектор на экран)

Во взаимоотношениях между работниками и работодателями возможны два направления взаимодействия-это 1) Конфронтация (противостояние) и 2) Социальное партнерство, которое можно рассматривать в широком смысле( отношения между социальными группами, слоями, классами, в основе которых лежит достижение согласия) и в узком смысле (система взаимоотношений между органами государственной власти, основанная на равном сотрудничестве).

Формы социального партнерства: а) коллективные переговоры, б) участие в управлении, в) участие в до судебном разрешении споров.

4) Закрепление материала

Задание составить развернутый план по теме « Трудовая деятельность».

5) Домашнее задание 1) Эссе « Деятельность-единственный путь к знанию»

                                                                                                                   Б.Шоу;

2) Задания после параграфа №19. (1-3).

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма). (по И.А. Грошенкову).

Данный урок составлен для учащихся 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учредений VIII вида под редакцией В. Воронко...

Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"

Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"...

Конспект урока "Высшая нервная деятельность"

Урок обобщения и систематизации знаний...

Конспект урока по внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность для урока в 35 и 45 минут....

План-конспект урока по внеурочной деятельности «Планета здоровья» для обучающихся с ЗПР 2 класс

Урок-путешествие по страницам журнала "Человек и здоровье" направлен на воспитание у детей с ЗПР потребности в здоровом образе жизни, в укреплении своего здоровья, которое зависит и от соблю...

Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.  Осуществляется работа с раз...