Конспект урока по теме "Трудовая деятельность"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Трудовая деятельность» 2 часа.
Цель: Определить особенности трудовой деятельности, рассмотреть, объяснить понятия и термины: « трудовая деятельность, профессионализм, квалификация». Продолжить формирование умений и навыков осуществлять поиск информации, анализировать её, систематизировать, делать выводы, формулировать свою точку зрения, публично выступать, объяснить понятия и термины: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства; ознакомить с особенностями трудовой деятельности, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, 6 маркера, 3 листа формата А-3, 3 листа формата А-4, 3 папки с раздаточным материалом, оборудования для разделения учащихся на группы.
Тип урока- урок-размышление, комбинированный.
Форма работы -групповая.
Ход урока.
1)Организационный момент, актуализация знаний. Приветствие учителя.
Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
На прошлых уроках мы говорили о деятельности ( Что такое деятельность?)
Какова структура деятельности?
Какие виды деятельности мы рассмотрели?
Обратите внимание на высказывание на доске, как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?
«Труд — источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это.
Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.» Ф.Энгельс
-И действительно трудовая деятельность-это неотемлемая и важнейшая часть человеческой жизни. Недаром об этом свидетельствует народная мудрость, сложены поговорки и пословицы. Какие поговорки о труде вы знаете?
“Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
“Что посеешь, то и пожнешь”
“Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда”
“Кто работает, тот и хлеба поест”
“Труд, труд и еще раз труд – вот где огромное богатство”
“Только труд кормит человека”
“Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче” и др.
Учитель: Трудовая деятельность явление многогранное. Представьте, что вы собрались на конференцию с целью рассмотреть процесс трудовой деятельности с точки зрения своей профессии, с позиции экономиста, психолога, социолога, философа.
Конечно, ни кто так не изучает трудовую деятельность-так как эти науки обязательно пересекутся между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы понять в чем заключается сущность трудовой деятельности, её особенности и отличия от других видов. Именно этим я вам предлагаю заняться, а для того чтобы работа была успешной разделимся на творческие группы.
2. Работа в группах над темой урока.
1 группа: Задание-используя имеющуюся информацию, раскрыть понятие «трудовая деятельность»,её структуру, особенности, свойства, характеристики. Результат работы представить в виде кластера.
2 группа: Задание-используя имеющуюся информацию, представить обобщенный «портрет» современного работника и продумать условия, способствующие эффективности его работы.
3 группа: Задание - в процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, ваша задача- рассмотреть разные направления развития этих отношений.
Время выполнения заданий 20 минут. При подготовке к выступлению, группы могут пользоваться материалом учебника, предоставленными учителем дополнительными материалами, а так же материалами СМИ.( научными статьями из сети интернет).
3) Представление работы в группах.
Выступление первой группы (ответы учащихся). (Наглядность на доске или на экран.)
-Потребности и интересы-основа предопределяющая цель труда.
- Труд возникает, когда деятельность человека становится осмысленной.
-Когда в деятельности реализуется сознательно поставленная цель-создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни.
Свойства трудовой деятельности
-характеризуется набором трудовых операций.
-набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. (Профессионализм, квалификация).
-материально-техническими условиями труда: средствами труда, предметами труда, технологиями.
-способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
-структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмам, определяющими поведение участников,(трудовая, технологическая, договорная дисциплина) инициатива и исполнительность.
В трудовой деятельности важны: 1) Характер труда(вид труда, средства труда, НТП, контроль);2) условия труда( безопасность, влияние на здоровье, работоспособность), 3) культура труда(улучшение условий, климат в коллективе, творчество).
Выступление второй группы (ответы учащихся).(Наглядность на доске или через проектор на экран.)
Качества современного работника: профессионализм, квалификация, исполнительская дисциплина, инициативность, любовь к профессии, способность учиться и переучиваться.
Условия эффективности труда: разделение труда, законодательные гарантии, создание комфортных условий, здоровье сберегающие технологии, стимулирование мотивации эффективности и качества работы, благоприятный психологический климат и д.р.
Выступление третьей группы. (ответы учащихся) ( Наглядность на доске или через проектор на экран)
Во взаимоотношениях между работниками и работодателями возможны два направления взаимодействия-это 1) Конфронтация (противостояние) и 2) Социальное партнерство, которое можно рассматривать в широком смысле( отношения между социальными группами, слоями, классами, в основе которых лежит достижение согласия) и в узком смысле (система взаимоотношений между органами государственной власти, основанная на равном сотрудничестве).
Формы социального партнерства: а) коллективные переговоры, б) участие в управлении, в) участие в до судебном разрешении споров.
4) Закрепление материала
Задание составить развернутый план по теме « Трудовая деятельность».
5) Домашнее задание 1) Эссе « Деятельность-единственный путь к знанию»
Б.Шоу;
2) Задания после параграфа №19. (1-3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма). (по И.А. Грошенкову).
Данный урок составлен для учащихся 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учредений VIII вида под редакцией В. Воронко...
Конспект урока "Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир"
Разработка урока с спользованием среды программирования "кумир"...
Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"
Конспект урока по внеурочной деятельности-"Жилище казака"...
Конспект урока "Высшая нервная деятельность"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Конспект урока по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для урока в 35 и 45 минут....
План-конспект урока по внеурочной деятельности «Планета здоровья» для обучающихся с ЗПР 2 класс
Урок-путешествие по страницам журнала "Человек и здоровье" направлен на воспитание у детей с ЗПР потребности в здоровом образе жизни, в укреплении своего здоровья, которое зависит и от соблю...
Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс
Урок обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения. Осуществляется работа с раз...