Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.

  Осуществляется работа с различными источниками, делают выводами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок обществознания в 11- классе

                   по теме "Свобода в деятельности  человека»

                                      Учитель истории  и обществознания- Михерева Нина Семеновна

                                       МАОУ « Математический лицей»

Цель :   изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода»,  роль свободы в деятельности

Задачи:
• раскрыть различные смыслы и аспекты понятия  «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;
• развивать умение анализировать учебный и дополнительный  материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
• способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме  качеств личности, способствовать  выработке гражданской позиции учащихся

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок с элементами дискуссии с использованием мультимедийной презентации, текстов документов
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT , тексты документов.
Учебник:


Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2012

 Обществознание. Методические разработки  11 класс  М., « Просвещение»  2011

 Словарь по обществознанию. Под редакцией  Ю. Ю. Петрунина  Москва .,

 Университет Книжный Дом.

Ход урока

1. Организационный момент

 На экране иллюстрации , ассоциирующие со свободой- море, чайки, простор. Звучит песня о свободе в исполнении Александра Градского. Учащиеся определяют, что будем говорить о свободе.   Учитель: «Какая на уроке  наша цель и задачи? (Предположительные ответы-          проанализировать  различные аспекты  философской категории- свобода, определить что значит для человека – свобода) Далее  учитель предлагает ученикам  в парах проанализировать несколько документов, чтобы определить с какими проблемными вопросами будем работать на  уроке.

Проанализировать и выделить проблемы, связанные со свободой из предложенных текстов

Текст №1

В истории философской мысли свобода трактуется по-разному. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования

Текст №2

Бога нет, царя не надо

Губернатора убьем,

Платить подати не будем

Во солдаты не пойдем.

Текст №3

Есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

Текст №4

Данте, говорил о людях «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».    

                 

Текст №5

Кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Текст №6

Французский философ Буридан сказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую предпочесть, осел умер от голода

( предположительные ответы-  Может ли быть абсолютная свобода? Свобода как познанная необходимость?  Свобода и  ответственность..  Нет  ли в этом  сочетании противоречивости?)

Учитель обращает внимание учащихся на глоссарий, который  необходим в ходе изучения темы

( Свобода, выбор, ответственность, личность, необходимость, волюнтаризм, фатализм) , значение слов   из словаря есть в  раздаточном материале на рабочих столах.

2 Изучение нового материала

Вступительное слово учителя. Это сладкое слово свобода……Во все времена она притягивала тысячи людей, за нее боролись на протяжении ряда лет. К данной теме обращались философы, поэты и писатели.

« Оковы тяжкие падут

 Темницы рухнут и свобода

 Вас встретит  радостно у входа

 И братья меч вам отдадут»

 Можете ли вы привести примеры из истории  борьбы за свободу ?  ( Предположительно  учащиеся могут  сказать о Великой французской революции , о  борьбе за политические свободы и т.д.)

Выступления учащихся по  вопросу « Философы о свободе»

Вопросы для размышления и обсуждения: « Почему философы полагают, что ставя вопрос « Свобода от»

Человек находится на исходных пункте свободы?»

« Почему философы говорят о более высоком этапе развития личности  ставя вопрос «Свобода для ?»

 Работа учащихся с документом

Из работы Э. Кассирера  « Техника современных политических мифов»

 « Как только  мы начинаем  размышлять о свободе воли, перед нами возникает непроходимый лабиринт метафизических вопросов и парадоксов. Мы знаем, что политическая свобода – это один из наиболее употребляемых и профанируемых лозунгов. Все политические партии утверждают, что они-то как раз и есть самые верные  представители и защитники свободы. Но они всегда определяют этот термин так , как им угодно, и используют его в своих интересах. Свобода как этическая  категория значительно более простая вещь. Она свободна от той многочисленности , которая присуща политическому и философскому термину.

 Но ответственность мотива, но характер мотивации отличает свободное действие .В этическом смысле человек свободен , если эта мотивация основана  на его собственном  суждении о том, что является его моральным долгом. Это значит, что законы, которым мы подчиняемся в своих действиях, не приходят извне, но субъект сам устанавливает их для себя.

 Излагая свою теорию, Кант предупреждал возможность фундаментального непонимания; этическая свобода,

говорил он, это не факт, а постулат, это не дар, которым обладает человеческая натура, а скорее, труднейшая из задач, которые может поставить перед собой человек. Выполнение требований этической свободы становится  особенно трудным  во времена острых социальных кризисов, когда кажется неминуемым разрушение всех основ общественной жизни, когда индивидуум ощущает  глубокое неверие в собственные силы.

Свобода не есть естественная принадлежность  человека; чтобы ее овладеть , нужно ее создать. Если просто следовать своим природным инстинктам , мы никогда  не почувствуем необходимости свободы_ мы скорее выберем рабство. Очевидно ведь, что гораздо легче положиться на других, чем самому думать, судить , решать за себя. Это и является причиной того, что в личной , политической жизни к свободе относятся  скорее как к бремени, чем к привилегии. В трудных условиях человек стремится сбросить  с себя это бремя.»

 Вопросы  и задания к  тексту:

 1 О каких смыслах понятия « Свобода  рассуждает автор?

2.В чем смысл свободы как нравственно- этической категории?

3 Какое утверждение точнее отражает  авторскую трактовку сущности свободы?

-человек рождается свободным?

-человек становится свободным?

4 Почему выполнение требований свободы становится особенно трудным в кризисные периоды общественного развития?

5 Согласны  ли вы с тезисом, о том, что следуя своим природным инстинктам , человек скорее предпочитает рабство свободе? Обоснуйте свой вывод.

Учитель говорит о том, , что в истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводится  к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли , или все его поступки обусловлены внешней необходимостью .Крайности  в решении этой проблемы сводились к волюнтаризму и фатализму. В повседневной жизни  сталкиваемся с давлением внешних обстоятельств.

Задания :

Заполнить  последствия

Свобода есть познанная необходимость -………

Свобода – это возможность поступать  так, как хочется- …..

 Объясните  связь между этими словами, наполните рассуждениями

Свобода-выбор- ответственность

 Сформулируйте принцип ограничения свободы человека» Свобода заканчивается там……

Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

                                          М. Пришвин

Объясните как вы понимаете   данное высказывание? Подтвердите примерами свою точку зрения

Работа в парах

Определите  условия реализации свободы ( предположительные ответы- социальные номы, уровень развития общества)

Учитель  говорит, что ядро свободы – это выбор который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально- волевым напряжением человека.

Стихи: « Выбор сделан, А что это ? Может болото?

 Для иных даже кочка бывает вершиной. А дорога смычком. Не по струнам- по нотам.

По аккордам и числам. Неявным и мнимым.

Выбор сделан. Шагнув- ничего не изменишь

Но изменится все. Дни. и ночи, и камни.

Словно призрак скользнет одиноко из тени.

Выбор сделан. Но нужный ? Единый? И там ли?»

Просмотр видеоролика « Одна сотая секунды»

 После просмотра обсуждение с учащимися о ответственности

 Работа в парах. Сделать выводы по данной теме.

Как бы вы закончили фразу Сенеки:

« Ты спрашиваешь каким путем достигнут свободу? ( учащиеся делают свои   предположения)

 « Для этого надо научиться различать добро и зло»

Д/з- написать эссе .Темы для выбора

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее

                                                                                                                Б.Шоу.

Чем выше человек по умственному  и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь

                                                                                                               А. П. Чехов Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов

                                                                                                              Вольтер

                                                                   




                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"

Интерактивный урок изучения , анализа  различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества...

Технологическая карта урока "Свобода в деятельности человека"

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе в соответствии с ФГОС...

Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс

Урок -   самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы  о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...

разработка урока "Свобода в деятельности людей"

конспект урока по теме "Свобода в деятельности людей". Работа в группах, практические задания....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Предмет  - обществознаниеКласс - 10Цель: познакомить обучающихся с различными аспектами понятия "свобода"...

Конспект урока "Свобода в деятельности человека"

Разработка содержит конспект к уроку "Свобода в деятельности человека"...

Презентация к уроку "Свобода в деятельности человека"

Презентация к уроку "Свобода в деятельности человека"...