«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
презентация к уроку по теме

В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны  базовые национальные ценности, а также даны рекомендации по их воспитанию на основе притч и духовных рассказов. Показано практическое применение  ознакомления уч-ся со второй заповедью Христа на примере "Сказки о хороших манерах", а также применение для воспитания притчи "Гвозди", рассказа "Разорённое гнездо" и "Сказки о Парфеноне"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Васильевская ООШ

Сафоновского района Смоленской области

Доклад  

«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на  ФГОС  второго поколения»

учителя истории православной культуры земли Смоленской

Дзевгуть Любови Александровны

2014 г.

Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на  ФГОС  второго поколения

1.Концепция духовно-нравственного воспитания детей в России.

Концепция разработана и подготовлена Общественной палатой РФ, Общественным советом Центрального Федерального Округа, и депутатами Государственной Думы. В этой Концепции проанализированы негативные последствия отказа государства воспитывать своё подрастающее поколение, приведены страшные цифры вырождения нации.

Масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа.

О духовно-нравственном кризисе в российском обществе свидетельствуют, в частности, следующие показатели:

• по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место в мире;

• Россия в настоящее время занимает одно из первых мест по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков;

• в России самый высокий в мире процент социальных сирот;

• с начала 1990-х гг. Россия на первом месте в мире по уровню абортов и является единственной страной мира, где до недавнего времени на 100 рожденных младенцев приходилось 120 абортов;

• последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест в мире по уровне разводов;

смертность от убийств в России – самая высокая в Европе;

смертность от алкогольных отравлений в России – самая высокая в мире.

Ситуация с детьми особенно тяжелая:

критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности;

• крайне высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних; 45,5 % юношей-девятиклассников и 48,2 % девушек-девятиклассниц считают, что сексуальные контакты в их возрасте вполне допустимы; аборты у несовершеннолетних составляет значительную часть от общего числа производимых в России абортов – на девушек до 19 лет приходится около 10 % всех производимых в России абортов;

• катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков; средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;

• чрезвычайно высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80% российских подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 – до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей;

высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; фиксируется устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

• среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха; Угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции.

Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов.

Особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.

Сохранение на высоком уровне негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде – одна из наибольших угроз национальной безопасности и будущему России, поскольку это является фактором длительного действия, который будет неизбежно сказываться во всех сферах жизни общества и государства на протяжении десятилетий после преодоления организационных и экономических трудностей современного периода. Этот фактор, если не будет принято специальных мер по его преодолению, угрожает свести на нет в долгосрочной перспективе социальное значение всех положительных результатов экономического роста…»

В Концепции сделан следующий жёсткий, но справедливый вывод:

«В настоящее время ситуация в сфере общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних в значительной мере находится вне контроля российского государства и общества и серьезно угрожает национальной безопасности Российской Федерации. Если в ближайшее время не будут приняты необходимые антикризисные меры, то Россия как единое самостоятельное государство, сохраняющее свою культурно-историческую идентичность, столкнется с риском исчезновения в исторически недалекой перспективе (при сохранении имеющихся тенденций).

Российское общество нуждается в осуществлении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа.»

С древнейших времён воспитанием подрастающего поколения в России занимались церковь, семья, общество, государство. Что же случилось с нашей великой Российской империей за последние примерно 30 лет?

Духовное воспитание было утрачено, но оставалось ещё высокая нравственность людей, позволившая выиграть Великую отечественную войну и заново отстроить страну после её окончания. В годы Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, был поражён, обнаружив, что 90% из них были девственницами. Он обратился к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с СССР, убеждая его, что невозможно победить народ с такой высокой нравственной чистотой. Куда же и когда исчезла эта нравственность?

На западе поняли, что оружием  Россию не победить?

Вспомним «доктрину Даллеса», составленную ещё в 1945 году:

«Окончится война, всё как-то устроится и мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, его сознание способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих сторонников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, предательство, национализм и вражду народов – всё это мы будем культивировать в сознании людей.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением. Мы будем бороться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать и растлевать её.   Вот как мы это сделаем.»

Запад добился распада Советского Союза, пусть плохого, но преемника Российской империи. Была уничтожена всяческая идеология. Таким образом, общество и государство  сами потеряли всяческие ориентиры и перестали играть позитивную роль в воспитании своих граждан.

 «В90-е гг. хх в. в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом». С.11конц.

Новое руководство страны начало стремительное насаждение ложных для России либеральных ценностей: одним из которых является свобода. Только вот понимание свободы у нас разное.

Протоиерей Шестун пишет: «Если сравнить понятие «свобода» на Западе и православии, то выявится существеннейшее различие. В нашем понимании быть свободным – значит быть свободным от греха, от зла, от самой смерти. На Западе свобода – значит потакать всем своим желаниям и прихотям, даже самым низменным.»

«Именно христианству,- по словам Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла,- выразительницей которого является Православная церковь, русский народ обязан своими лучшими нравственными качествами, благодаря которым он не только выжил в тяжелейших исторических условиях, но и стал поистине великим народом.»

Вот как пишет о нынешнем состоянии России протоиерей Евгений Шестун в статье «Педагогика русской цивилизации»:

«Почему сейчас происходит распад семьи, рода, государства? Потому, что отец перестал слушать Бога, он не знает, как жить, как руководить семьёй: жена перестала слушаться мужа, дети перестали слушаться родителей. Все перестали почитать старших. Ребёнок, выросший в такой непослушной семье, вскоре превратится в гражданина, который не захочет слушать законов… Непослушный – по воспитанию преступник. Если нет послушания, то распадётся семья, народ, общество, распадётся и само государство. Поэтому все прежние цивилизации, принявшие западные либеральные ценности рухнули.» Свою статью Евгений Шестун заканчивает словами: «Православная традиция – это путь, к которому само государство нас возвращает…Первые слова российской государственной программы воспитания  в системе образования Российской Федерации звучат так: «Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества».

«Если мы хотим видеть Россию возрождённой и спасти её от уничтожения чуждой нам западной культурой, то необходимо срочно вернуться к православной традиции. Для этого есть вся законодательная база. В области государственного управления народным просвещением об этом впервые возвестило письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”». В приложении к письму, между прочим, говорится о «выдающемся значении православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, месте православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии».

Внимательно прочитаем определение понятия «воспитание» Министерства образования РФ: «Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».

2.Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (СТАНДАРТЫ второго поколения, 2-е издание 2011г)

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

  •  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 
  • Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. 

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

  •  4. Базовые национальные ценности
  • Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
  • Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

3.Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. (стандарты второго поколения 4-еиздание доработанное 2011г)

 Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

 2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

 3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

 Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:

∙ базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях

 ∙ основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

∙ универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Познай самого себя

Познать себя, овладеть природой « в себе» и сделать ее своим достоянием – эту проблему перед людьми поставила сама жизнь.

Стремление человека узнать и оценить свои способности всегда была его важной потребностью.

Важной стороной самосознания является самооценка – оценка самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности.

 

Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа.
Иль, что ещё страшней – жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
            Иеромонах Роман (Матюшин).

Вот слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на открытие XIV Всемирного Русского Народного Собора:

 

«… Русское слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я». Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания…»1x1

Меня давно волнуют вопросы нравственности и духовности, так как мне приходится заниматься воспитанием детей. К сожалению, в наше время духовность и нравственность подменяется другими «ценностями». жаждой денег, собственного благополучия в ущерб интересам окружающих. Как же воспитать достойных граждан и патриотов своей страны?

Я собираю притчи, сказки и рассказы на нравственные темы. Из своего  опыта воспитания я заметила, что именно эти рассказы дети слушают с интересом и удовольствием. Наши предки пользовались языком символов и образов. Народный живой ум создавал притчи, сказки, рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. Соберётся детвора в кружок, а дедушка расскажет ей сказку, да такую, что посеется в детской душе зёрнышко, которое даст добрый плод. Дети легко и просто входят в яркий и красочный мир сказок, в глубине которых скрывается вековая народная мудрость, потому что воспринимают этот мир не умом, что свойственно для взрослых, а чистым детским сердечком.

Притча, как древнейший жанр словесности щедро представлен в Священном Писании. В 12 веке этот жанр появился и в русской литературе «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского (1160 год) и до 18 века была широко распространена. Это неотъемлемая часть человеческой культуры, попадающая прямо в сердце не только детям разных возрастов, но и взрослым, потому что они побуждают интерес к самому главному, что есть у человека – к его душе, которая жаждет Истины.

Эти притчи передавались из поколения в поколение, из уст в уста.  На них много веков воспитывалось русское общество.

Нынешние писатели уже редко обращаются к этому жанру, а древние притчи и теперь дают возможность взглянуть на себя как бы со стороны, помогают найти ответы на разные вопросы нашего бытия, используя мудрость многих поколений.

ПРИМЕРЫ  ПРИМЕНЕНИЯ  

 ПРИТЧ, СКАЗОК, РАССКАЗОВДЛЯ ДЕТЕЙ   И РОДИТЕЛЕЙ.

Работая в школе, я заметила, что дети часто оскорбляют, обзывают, унижаются друг друга…. Как им объяснить, насколько это плохо? Как их научить оценивать свои поступки? Как сделать их воспитанными? Как научить добрым взаимоотношениям в коллективе, умению думать о других? Например, «Сказка о хороших манерах». Всё наше современное воспитание построено на запретах: «Нельзя то, нельзя это…»Так учим мы учителя. А как учит мудрец? В этой сказке показано, как одним правилом заменяются все эти запреты. Кто знает это правило и научится им пользоваться, тот станет воспитанным. 

Сказка о хороших манерах.

У одного короля был сын. Звали его принц  Фредерик. Было ему уже 10 лет, но он до сих пор не умел себя вести. Его очень избаловали мамки-няньки, потому что мать-королева умерла, а других детей у короля не было. От природы принцу досталось доброе сердце, он ничего особенно плохого не делал, а просто никогда не думал о других, да и держать себя  не умел: сидел, развалясь, перебивал старших, брал со стола всё, что ему хотелось, надменно говорил с придворными, а при случае мог кого-то из них и ударить.

В то время король получил известие, что его сосед, король, владеющий огромным государством, созывает к себе молодых королевичей, принцев на смотр. Наследника у него нет, поэтому он хочет при жизни выбрать для своей внучки, принцессы Эльзы, жениха, который через несколько лет после обручения с Эльзой сможет править его страной.

- Боже мой! – вскричал король-отец,- до смотра всего 10  дней. Я сам понимаю, что мой сын Фредерик так плохо воспитан, что его сразу забракуют! А так хочется соединить свою страну с соседней! Скорее созовите лучших учителей хороших манер, и пусть Фредерик учится с утра до вечера!»

Главный церемониймейстер созвал лучших учителей, и они стали говорить принцу наперебой: «Этого нельзя, нельзя так сидеть, нельзя так ходить, нельзя громко разговаривать, нельзя перебивать собеседника. Нельзя, нельзя, нельзя….» У принца была плохая память, он не смог запомнить и сотой доли этих запретов, но ему и самому хотелось понравиться Эльзе, так она была прекрасна. Но разве можно за 10 дней запомнить то, что другим детям вдалбливали 10 лет? Отчаявшись, принц спросил:

 « Сколько же правил я должен запомнить?»

- Мы их не считали, но несколько тысяч!.

Тогда принц страшно рассердился, затопал ногами : «Я не буду учиться, пусть всё пропадает!»

Король был вне себя. До смотра оставалось всего 3 дня, а манеры принца по-прежнему никуда не годились. Тогда король созвал совет министров. На этом совете решено было обратиться к одному мудрецу и спросить его: «Нельзя ли уменьшить число правил хотя бы до пятидесяти самых главных. И вот мудрец явился во дворец. «Нельзя ли уменьшить число правил?»,- спросил у него король. На этот вопрос мудрец ответил так: «Можно сократить число правил даже до одного. Кто знает это правило и умеет им пользоваться, тот знает и всё остальное, хотя бы число их было 100 тысяч. Я научу принца Фредерика за один час» . Все были поражены. Король с надеждой отвёл мудреца к сыну.

Мудрец сказал ему: «Чтобы быть воспитанным, как полагается принцу, ты должен только считать, что все другие лучше тебя и поэтому их надо уважать и любить. Если будешь думать прежде всего о других, а потом о себе, то не сможешь сделать ничего плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!»

- Это всё-таки очень трудно,- сказал принц,- как же я смогу например думать, что наш шут, горбатый мерзкий карлик, лучше меня? Как я смогу его полюбить? Даже моего камер-юнкера с его длинным носом, который гораздо лучше карлика, я не смогу никогда полюбить.

- А ты поступай вот как,- сказал мудрец, помни, что это вовсе не карлик, а прекрасный принц, которого заколдовала злая колдунья. Когда ты будешь говорить с ним, не обращай внимания на его горб, и говори не с карликом, а говори с принцем, который в нём заколдован.

- А лакей тоже заколдован? - спросил Фредерик.

- Да, и лакей, и все другие,- ответил мудрец.

Принц очень удивился и обещал попробовать.

- Только никогда не отступай от этого правила. Оно действует не сразу. Но если будешь его выполнять и ничем не смущаться, то, в конце концов, ты сможешь снять колдовство и с тобой будут разговаривать одни только принцы и принцессы вместо слуг и лакеев, - добавил мудрец.

Тогда принц побежал искать карлика. По дороге он открыл дверь министру, который спешил с докладом к королю, потом поднял платок придворной даме, заметив, что она его уронила. Проходя по зале, где было полно придворных, он было громко запел, по своему обыкновению, но вдруг спохватился, подумав, что это будет неприятно пожилым и серьёзным людям, которые лучше его. Он виновато улыбнулся и сказал: «Простите меня, я забыл, что я здесь не один!»

«Что за чудеса? - зашептались придворные. Сколько новых правил сумел выучить принц всего за полчаса. Интересно, что за способ обучения у этого мудреца? Ведь мы учили принца целых 7 дней, и он не смог запомнить больше одного правила за урок?

А Фредерик, встретил, наконец, карлика и сказал ему: «Здравствуйте»,- с приветливым видом. Раньше он никогда этого не делал, зато часто его дразнил и обижал. Шут подумал, что и сейчас Фредерик над ним смеётся. Он тряхнул бубенчиками и стал кривляться, прыгать и кататься по полу, чтобы рассмешить Фредерика. Но Фредерику совсем не было смешно, ему стало, наоборот, грустно. Он старался не смотреть на тупое противное лицо шута и приказал ему встать. Шут продолжал корчить гримасы.

«Если правда, что это заколдованный принц, то как наверное ему тяжело ходить в дурацком колпаке и корчить рожи, а как больно ему кувыркаться с его горбатой спиной. Попробую- ка с ним поговорить.

       -Встаньте, пожалуйста, прошу Вас,- сказал Фредерик,- ведь я-то знаю, что Вы в действительности такой же принц, как и я. Как ужасно, что Вам приходится быть шутом. Мне так стыдно, что я мучил Вас. Простите меня, я ведь тогда ничего не понимал.

Карлик вскочил и бросил на него быстрый и умный взгляд. Он всё ещё не знал, шутка ли это. Но Фредерик подошёл, положил руки к нему на плечи и ласково посмотрел в лицо. И тогда лицо карлика вдруг изменилось, глаза наполнились слезами. И были это глаза так прекрасны, так не похожи на те, которые принц знал раньше, что он увидел совсем другого человека. Это были глаза заколдованного принца.

Потом свет в глазах шута потух, но Фредерик теперь уже знал, что он может загореться. Он разговорился с карликом и с тех пор навсегда полюбил его. И никому больше не позволял обращаться с ним жестоко, а шут сделался ему самым преданным другом.  

- Как же я раньше не видел, какой он милый, добрый и умный?- подумал принц.

Через день после разговора с карликом принц отправился со своей свитой на смотр. Он теперь знал, что мудрец сказал правду, поэтому изменил своё обращение со всеми людьми. Все заметили, что он стал скромным, внимательным, ласковым и вежливым. Он больше не говорил того, что могло бы обидеть, а наоборот старался сделать каждому что-то приятное.

Впрочем, другие принцы и королевичи тоже были хорошо воспитаны. Они кланялись, улыбались, дарили принцессе цветы, читали ей стихи и отвечали на вопросы старого короля по всем правилам вежливости. Однако друг друга они не любили, а с низшими обращались свысока. Принц же Фредерик верил, что все другие лучше его. Поэтому не надеялся, что будет выбран. «Принцесса слишком хороша для меня»,- думал он, поэтому от души хвалил других, а когда раздавали подарки, то не спешил получить самые лучшие.

Старый король, да и принцесса заметили это. Когда король спросил внучку, кто ей понравился больше всех, то услышал: «Конечно принц Фредерик! Он такой добрый, его нельзя не полюбить».

Наверное, вы уже догадались, что думал мудрец, когда говорил, что каждый человек, даже самый невзрачный и неприятный на вид, в действительности заколдованный принц? Конечно он думал о прекрасной душе, разумной и бессмертной, невидимо сокрытой в человеке. Как не прекрасны небо и  солнце и всякое творение Божие, но не благоволил Бог избрать себе жилищем солнце, а избрал человека, призывая к покаянию неверных и дарую благодать верным и любящим Бога, а значит и каждое его творение.

И на пути к Богопознанию учение о заповедях блаженств открывает новую тайну о любви Бога к человеку.

Рефлексия. Вопросы: 1)Каким был Фредерик?

(От природы принцу досталось доброе сердце, он ничего особенно плохого не делал, а просто никогда не думал о других, да и держать себя  не умел: сидел, развалясь, перебивал старших, брал со стола всё, что ему хотелось, надменно говорил с придворными, а при случае мог кого-то из них и ударить.) 

2)О каком правиле говорил мудрец?

Чтобы быть воспитанным, как полагается принцу, ты должен только считать, что все другие лучше тебя и поэтому их надо уважать и любить. Если будешь думать прежде всего о других, а потом о себе, то не сможешь сделать ничего плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!») 

 

3)Каким стал Фредерик?

(Он больше не говорил того, что могло бы обидеть, а наоборот старался сделать каждому что-то приятное.)

4) Что думал мудрец, когда говорил, что каждый человек, даже самый невзрачный и неприятный на вид, в действительности заколдованный принц?

Конечно он думал о прекрасной душе, разумной и бессмертной, невидимо сокрытой в человеке. Как не прекрасны небо и  солнце и всякое творение Божие, но не благоволил Бог избрать себе жилищем солнце, а избрал человека.

Результаты;

Коммуникативные-(принц слушает мудреца) «Можно сократить число правил даже до одного. Кто знает это правило и умеет им пользоваться, тот знает и всё остальное, хотя бы число их было 100 тысяч.»

…от души хвалил других, а когда раздавали подарки, то не спешил получить самые лучшие.

Регулятивные- Только никогда не отступай от этого правила. Оно действует не сразу. Но если будешь его выполнять и ничем не смущаться, то, в конце концов, ты сможешь снять колдовство и с тобой будут разговаривать одни только принцы и принцессы вместо слуг и лакеев,

Познавательные- «Если будешь думать прежде всего о других, а потом о себе, то не сможешь сделать ничего плохого или неприятного, а это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!»

Личностные- Все заметили , что он стал скромным, внимательным, ласковым и вежливым. Он больше не говорил того, что могло бы обидеть, а наоборот старался сделать каждому что-то приятное.

 ВОТ КАК ВОСПИТЫВАЛ  ВСПЫЛЬЧИВОГО И  НЕСДЕРЖАННОГО СЫНА ОТЕЦ.

ГВОЗДИ.

ЖИЛ-БЫЛ ОДИН очень вспыльчивый  и несдержанный человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит гнева вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать себя легче, чем забивать гвозди. Наконец, настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу , и тот сказал, что с этого дня, каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда юноша смог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.

Рефлексия.

Вопросы: Каким был сын? (вспыльчивым и несдержанным)

Какой способ воспитания выбрал отец? ( И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.)

Что делал сын с гвоздями? (В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.)

Что понял юноша?( Юноша понял, что контролировать себя легче, чем забивать гвозди.)

Что сообщил юноша отцу? ( что в столбе не осталось ни одного гвоздя.)

Что главное поняли вы из этой притчи? ( Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.)

Есть дети, которые, не задумываясь о своих поступках, часто делают в жизни зло. Следующий рассказ о том, что ничего не проходит в жизни бесследно.

РАЗОРЁННОЕ ГНЕЗДО.

Пришла весна красная. Прилетели из-за моря ласточки и начали вить гнёзда по сёлам и деревням. Все радовались желанным гостям – благовестницам весны.

Пара ласточек свила себе гнездо под крышею дома одного крестьянина. Как усердно хлопотали птички, пока строили свой домик!

И вот уже в гнёздышке вылупились и запищали птенчики…

Есть на свете люди хорошие, но немало и злых.

Один шаловливый мальчик, по имени Ванюша, поспорил с товарищами, что камнем собьёт ласточкино гнездо. Спорившие никак не ожидали, что ему действительно удастся попасть в гнездо. Но Ванюша прицелился, швырнул камнем, и – гнездо упало. Голенькие птенчики вывалились и убились.

Велико было горе ласточек. Как жалобно они щебетали, когда не нашли под кровлею своих детушек. Летая из стороны в сторону над головами мальчиков, безутешные птички словно выговаривали: «Дети! Зачем вы так жестоко поступили с нами? Зачем отняли у нас радость и утешение? Бог вам судья!»

Мальчикам до слёз было жалко ласточек. Ванюша вместе с другими старался отогреть мёртвых птенчиков, но, увы! Было поздно – беды не исправишь. Минута безумья – раскаянья на целый век!

Прошло время. Ваня вырос, женился. Из трёх его детей один ещё качался в колыбели. Стали отцами и оба его товарища. Давно забыты были детские шалости, забыта была и история с ласточками. Но никогда уже ласточки не вили гнёзд в их домах.

В тот год стояло жаркое засушливое лето. Как-то в полночь загорелся дом Ивана. Иван выбежал в одной рубахе, не успев вынести из дома ребёнка, оставленного в колыбели. Затем огонь перекинулся на соседние дома его товарищей детства. И все трое остались без крова.

Сидят несчастные погорельцы на пепелище, горюют, плачут. Особенно убивается Иван о ребёнке своём: «За что, Господи, ты наказал меня? Чем я Тебя прогневал?»

В это время откуда-то появились над пепелищем ласточки. Они закружились прямо над головами Ивана и его товарищей.

Вспомнил тогда Иван разорённое им когда-то гнездо, убитых птенчиков и безутешное горе ласточек. Взглянул он на своих оставшихся деток и ещё больше залился слезами!

Никакие наши поступки не проходят бесследно. Что сеем, то и пожинаем!

Вопросы для размышления:

Почему никто из сверстников не остановил мальчика?

Почему дети не нашли себе достойного занятия?

Такие ли жестокие эти дети?

Видна ли роль родителей в воспитании детей?

Можно ли было предотвратить несчастье? Когда и как?

Как должны повести себя родители, если их ребёнок признается в плохом поступке?

Сказка о чистоте, целомудрии и  девстве.

Сказка о Парфеноне.

В давние-давние времена жил-был царь. И была у него дочь, Василиса Премудрая. Пришло время её замуж выдавать. Вот она и говорит отцу:

 «Пойду за того, кто отгадает три моих загадки».                                                                                                                                

Издал царь Указ по всему государству, в котором говорилось: «Кто разгадает три загадки, тому моё царское Величество отдаст в жёны дочь свою и пожалует полцарства в придачу».

Наступил день загадок. Народу прибыло видимо-невидимо. Протрубили в трубы, ударили в барабаны, а когда наступила полная тишина, царь провозгласил:

 «Моё царское Величество желает знать: Что на свете всего нужнее? Что на свете всего мудрее? Что на свете всего краше?

В то время жили в этом государстве два брата. Один был богат и скуповат, а другой бедный, да щедрый. Решил богатый счастья попытать, а бедному нет времени загадки разгадывать, он то в поле, то на огороде, то людям помогает – всегда делом занят.

Прослушал богатый загадки, пошёл к куме и говорит:

«Здравствуй, кума. Загадал царь три загадки. Коли угадаешь, будешь у меня при дворце жить, да прислугой править».

 «А что за загадки-то?»,- спрашивает кума.

Отвечает богач: «Что на свете всего нужнее?

Что на свете всего мудрее? И Что на свете всего краше?

Призадумалась кума и говорит:

 «Не кручинься, куманёк, отгадаем. Хоть Василиса и Премудрая, но не мудрее меня будет. Невелика задача. Погоди , сейчас  я тебе отгадки скажу».(Шепчет на ухо)

Назавтра во дворце выслушивали ответы, а правильных всё нет и нет. Настала очередь богатого брата:

«Нужнее всего на свете – деньги, Ваше Величество. За деньги всё купить можно».

Посмеялся царь такому ответу: «Не угадал ты, милый человек: любовь ни за какие деньги не купишь».

Почесал затылок богатый брат и говорит другую отгадку:

« Мудрее всех на свете моя кума. Она кого хочешь объегорит.»

Пуще прежнего засмеялся царь, аж слёзы из глаз потекли, брат тем временем говорит третью отгадку:

« А краше всех, Ваше Величество буду я. Уж лучшего жениха своей дочери Вы не найдёте!».

Тут царь даже за живот от смеха схватился. А когда немного пришёл в себя, приказал: «Щедро наградите этого молодца, да с миром домой отпустите, давно я так не смеялся!»

Больше отгадчиков не нашлось. Тогда царь приказал привести во дворец всех оставшихся молодцов с округи. Пришлось и бедному брату идти во дворец. Стал он перед царём и начал говорить:

« Нужнее всего на свете, ваша милость, чистота. За что ни возьмись, она везде нужна. Особливо в душе. Коли в душе грязь, то и дела грязные будут, а для чистого всё чисто.»

Подивился царь такому мудрому ответу. А бедный брат говорит вторую отгадку:

 «Мудрее всего на свете, царь-государь, целомудрие. Какую мудрость ни возьми, она всё ж не целая, а чтобы целой была, целомудрие нужно.

Ещё больше подивился царь:

«Ну, если ты и третью загадку отгадаешь, быть тебе мужем для моей дочки!»

А молодец говорит:

«Краше всего на свете – девство. Недаром в народе говорят: «Непорочность да смирение – жемчужное ожерелье, а девство – Божье украшенье».

Порадовался царь таким мудрым ответам, а прекрасная Василиса говорит отцу:

 «Вот мой суженый. С ним пойду под венец».

Устроил царь пир на весь мир, а Василиса Премудрая приказала построить большую Избу и собрать в ней все книги о девстве, целомудрии и чистоте. Правда время всё разрушает, и до нас дошло только название этой Избы, которую нарекли по совету одного прибывшего из-за моря старца «ПАРФЕНОН» - Дом целомудрия, девства и чистоты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование притч, сказок и рассказов для духовно-нравственного развития и воспитания детей и родителей Выступление учителя МКОУ Васильевская ООШ Сафоновского района Дзевгуть Любови Александровны

Слайд 2

«…Наступят времена, когда развращение и упадок нравов молодых достигнет последних пределов. Они будут считать, что всё им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей... Но наступит время, когда поймёт молодёжь, что так жить дальше невозможно, - и пойдёт к вере разными путями.» (Пророчество прп. Серафима Вырицкого)

Слайд 3

План Вступление (необходимость Концепции д\н развития и воспитания личности) Концепция воспитания и школа. Притча, как наиболее приемлемая форма воспитания личности Сборник «Зёрнышки» Практика воспитания: знакомство с притчами и инсценировка. Рефлексия.

Слайд 4

« Мы должны осознать, что против русского народа ведётся хорошо спланированная война, имеющая целью его уничтожить.» Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

Слайд 5

С давних времён воспитанием подрастающего поколения занимались семья, церковь, школа, общество… Что же случилось с Россией за это время? Особенно за последние 30 лет? Духовное воспитание было утрачено, но оставалась ещё высокая нравственность людей, позволившая выстоять в войне.

Слайд 6

В годы Великой Отечественной войны немецкий врач, обследовавший угнанных из СССР в Германию девушек в возрасте 16-20 лет, был поражён, обнаружив, что 90% из них были девственницами.

Слайд 7

Он обратился к Гитлеру с призывом немедленно начать мирные переговоры с СССР, убеждая его, что невозможно победить народ с такой высокой нравственной чистотой. Куда же и когда исчезла эта нравственность?

Слайд 8

Масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, потребление алкоголя и табака, количество самоубийств детей, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе…), мы «лидируем» в мире

Слайд 10

Общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно – нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа. Когда же и куда исчезла высокая нравственность, присущая русскому народу?

Слайд 11

Вспомним « доктрину Даллеса », составленную ещё в 1945 году: «Окончится война, всё как-то устроится и мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей.

Слайд 12

Человеческий мозг, его сознание способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих сторонников и помощников в самой России.

Слайд 13

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Слайд 14

Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности...

Слайд 15

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, предательство, национализм и вражду народов – всё это мы будем культивировать в сознании людей.

Слайд 16

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением.

Слайд 17

Мы будем бороться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать и растлевать её. Вот как мы это сделаем.» И всё сбывается до мелочей! Два десятилетия сделали своё дело: сначала породили сомнения в том, что такое истина, добро, совесть, а потом заменили эти понятия философией личной выгоды, потребительства…

Слайд 18

В Концепции сделан следующий жёсткий, но справедливый вывод: « В настоящее время ситуация в сфере общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних в значительной мере находится вне контроля российского государства и общества и серьезно угрожает национальной безопасности Российской Федераци и .

Слайд 19

Если в ближайшее время не будут приняты необходимые антикризисные меры, то Россия как единое самостоятельное государство, сохраняющее свою культурно-историческую идентичность, столкнется с риском исчезновения в исторически недалекой перспективе (при сохранении имеющихся тенденций) (из концепции первого поколения)

Слайд 20

Это поняли современные государственные деятели, и была разработана « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России », которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Слайд 21

«Российское общество нуждается в осуществлении эффективной государственной политики в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционно присущих российской культуре ценностей, от которой напрямую зависит будущее страны, ее сохранение и развитие, экономическое и социальное благополучие российского народа.» Из Концепции д\н развития и воспитания…

Слайд 22

4. Базовые национальные ценности патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Слайд 23

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство

Слайд 24

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Слайд 25

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеи к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость

Слайд 26

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Слайд 27

Вот слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на открытие XIV Всемирного Русского Народного Собора: « … Русское слово «образование» происходит от слова «образ». Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я».

Слайд 28

Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания…»

Слайд 29

Возникает вопрос: как и на каком материале формировать базовые ценности? Одним из способов воспитания личности является воспитание ученика на примере сказок, притч, духовных рассказов. Именно их дети слушают с удовольствием и интересом.

Слайд 30

Это неотъемлемая часть человеческой культуры, мудрость многих поколений, попадающая прямо в сердце не только детям разных возрастов, но и взрослым. Потому что они побуждают интерес к самому главному, что есть у человека – к его душе. На их примерах дети научатся распознавать добро и зло, учиться терпению, смирению, милосердию…

Слайд 31

Мной сделана подборка материалов «Зёрнышки» для усвоения детьми основных нравственных категорий христианской морали. Сборник назван так потому, что зёрна добра должны прорасти в душах детей и дать добрые колосья всходов. Материалы можно использовать не только для бесед с детьми разных возрастов, но и на родительских собраниях.

Слайд 32

Цели духовно-нравственного воспитания : Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры на примерах притч, духовных рассказов, песен и стихов. Изучение истории, культуры и традиций своей «малой родины». Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Слайд 33

Задачи воспитания : Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, (начиная с истории села, семьи) Прививать трудовые навыки, учить понимать прекрасное, делать его своими руками. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание своих детей.

Слайд 34

« Сказка о хороших манерах» … Мудрец ответил: «Можно сократить число правил даже до одного. Кто знает это правило и умеет им пользоваться, тот знает и всё остальное, хотя бы число их было 100 тысяч….

Слайд 35

«Чтобы быть воспитанным, как полагается принцу, ты должен только считать, что все другие лучше тебя и поэтому их надо уважать и любить. Если будешь думать прежде всего о других, а потом о себе, то это и будет хорошим поведением. Все правила, которые ты не смог запомнить, будут исполняться сами собой!»

Слайд 36

«Парфенон»

Слайд 37

Что на свете всего нужнее? Что на свете всего мудрее? Что на свете всего краше?

Слайд 38

Сценка по рассказу «Серьёзные размышления»

Слайд 39

-А ты, Егорка, наверное, о больших подвигах мечтаешь? А начинать с малого нужно. - Разве Христос об этом говорил? Это слишком просто. -Делать нужно то, что по силам. А просто или нет, скажешь после, когда потрудишься.

Слайд 40

Притча « О бескорыстии и жадности» на Елизаветинских чтениях в г.Смоленск

Слайд 41

Что пожалеешь, то вовеки погибнет, а что пожертвуешь, то будет с нами вовеки. Рефлексия Какая из женщин вам понравилась больше и почему? Тот кто дает, теряет или приобретает? Что приобретает дающий?

Слайд 42

С дипломами и наградами

Слайд 43

Вывод Главный результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: добра, милосердия, сострадания, целомудрия, смирения, терпения, трудолюбия, любви к ближнему Отечеству… Придёт на смену нам новое поколение, воспитанное на Божьих заповедях, и тогда возродится наша Святая Русь , обретёт былую славу и могущество.

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников в дополнительном образовании в условиях ФГОС.

В данной презентации я отразила как происходит воспитание школьников в дополнительном образовании на примере хореографического кружка. Какие изменения происходят в этом процессе при переходе на новые ...

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»

Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...

Выступление на МО "Особенности духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что       он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает сам...

Эссе "Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях введения ФГОС"

В статье рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современной школы. Дается подробное рассмотрение средств формирования духовности и нравственности....

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....