Главные вкладки

    Рабочая программа "Обществознание" 7класс ФГОС
    рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

    Кобелева Варвара Владимировна

    Данная программа содержит пояснительную записку,тематическое планирование по обществознанию  7 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon programma_po_obshchestvoznaniyu_7_kl.zip29.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

                    Рабочая программа по обществознанию разработана на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для 6-9  классов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.  

                   Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изу-чения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содер-жательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения.               

                    Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типич-ные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

                    Рабочая  программа предусматривает выделение двух самостоятельных,  связанных между собой этапов.

                 Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе  необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.     

            Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к  себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьни-ков в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доб-рожелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость.
            Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (Родина и го-сударство).  Заключительная тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо,
    доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

               Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубе-жей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Раздел «Личность и общество» – опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших соци-альных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех при-родных и социальных образований, в которые он включён. В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую ант-ропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, по-требностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения. В теме «Экономика» учащиеся знако-мятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие че-ловека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позво-ляющую раскрывать изучаемые положения на актуальных приме-рах. Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подрост-ков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, пер-вичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуж-дать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных моло-дёжных проблем – моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми. Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов, процес-сом складывания правового государства и правового общества, формами участия граждан в политической жизни, вводит учащихся в круг полити-ческих проблем современного общества.  Тема «Право» вводит школьников в круг проблем, важных для формирования правовой культуры, осознан-ного отношения к вопросам законности и правомерного поведения.

                     На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

                     Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    - развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

     - нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

    - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

    - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социаль-ных ролях;

    - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и граж-данско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; са-мостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

                     Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования яв-ляются:

    - сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

    - владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения ди-алога;

    - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

    - на  использование элементов причинно-следственного анализа;

    - на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    - на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    - на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    - на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    - на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    - на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собствен-ного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    - на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

                   Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

                  Рабочая программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

          Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации:  тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой;  видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др. Результаты вышеперечисленных видов самостоятельной работы учащихся, представленные в виде сообщений, рефлексий, эссе, решений ситуативных заданий-задач, тестов, являются основой для диагнос-тики и контроля.

          Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Рабочая программа предусмат-ривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процессадискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

    Место предмета в базисном учебном плане: 
    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе:  в VI-VII классах по 34 часов,  

     

    В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для использования разнооб-разных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, проведения прак-тических работ.

          В преподавании курса используется учебно-методический комплект:

     

    1. Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2014.
    2. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. \Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. /под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014 год.

    7 класс (34 часов)

     

    Тема1. Регулирование поведения людей в обществе (16 ч)

            Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и сво-боды человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и спе-циальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита пра-вопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов госу-дарственной власти и граждан.

    Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 ч)

            Экономика и  её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

    Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и сти-мулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производитель-ность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Обмен. То-вар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эк-вивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семей-ный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

    Тема 3. Человек и природа (4 ч)

               Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу — значит ох-ранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа 2 - 7класс по изобразительному искусству для специальных коррекционных классов VIII вида

    Рабочая программа с пояснительной запиской и содержанием учебного материала....

    Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

    Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

    Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)

    Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)...

    Календарно-Тематическое планирование по обществознанию 7класс ФГОС

    Планирование составлено на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова  «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2013....

    рабочая программа Старлайт 7класс на 2016-2017г

    рабочая программа Старлайт 7класс на 2016-2017г...

    Рабочая программа технология 7класс технический труд.

    Программа по ФГОС вней отражены УУД...

    Рабочая программа Обществознание 7 класс ФГОС

    Рабочая программа Обществознание 7 класс ФГОС...