Институт семьи и брака
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Гизатуллина Гульнара Газимовна

Урок по обществознанию 11 класс профиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okonchatelnyy_variant.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Институт семьи и брака» (11 класс  профильный уровень)

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ

Цели и задачи урока:  

1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье;

2. Показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные  направления государственной политики поддержки семьи;

3. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные  и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность;

4. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенные позиции по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский.

Оборудование:

  1. Учебник: Обществознание  11 класс Л.Н. Боголюбов,  А.Ю.Лазебников, К.Г.Холодковский
  2.  Мультимедийный проектор.
  3. Комплекты раздаточного материала для групповой работы

Ход урока:

  1. Формулирование темы урока, постановка проблемы, определение целей урока.

Слайд 1. На экране две точки зрения на состояние современной семьи.

  1. Современная семья находится в кризисном состоянии. Некоторые исследователи называют ситуацию в России катастрофической. По данным статистики, распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Причём число разводов увеличивается. Всё больше детей рождается у одиноких женщин—каждый третий ребёнок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав.
  2. О.Здравомыслова (социолог):

«Кризиса семьи нет, семья—это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура. А если и есть —это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья».

Учитель: О каком социальном институте пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся: О семье.

Появляется слайд 2. Тема урока : «Институт семьи и брака»

Какое противоречие вы здесь видете?

Какой вопрос (проблему) мы можем задать (поставить)?

«СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: КРИЗИС ИЛИ ПОИСКИ СЧАСТЬЯ?»

(Слайд  3).

            (Слайд 4)                              План урока:

  1. Семья как социальный институт.
  2. Социальный институт брака.
  3. Традиционные семейные ценности.
  4. Тенденции развития семьи в современном мире.
  5. Государственная политика поддержки семьи.

  1. Вспоминаем то, что знаем.   (Слайд 5)

Вопросы:

  1. Что означает термин «социальный институт»?
  2. Приведите примеры социальных институтов.
  3. Назовите признаки, характеризующие социальный институт.
  4. Что такое семья?
  5. Можно ли считать семью социальным институтом? Аргументируйте свой ответ.
  1. Решаем проблему, открываем новые знания.

Семья как социальный институт. (Слайд 6)

Семья как социальный институт—это комплекс

Социальных  норм       Образцов поведения     Прав и обязанностей

  1. Регулируют отношения между супругами, родителями и детьми.
  2. Воздействуют со стороны общества на семейные отношения.

Основа—семейные роли (супружеские, родительские, детские,    межпоколенные, внутрипоколенные).

             Учитель: Исполнение социальных ролей зависит от правильного формирования ролевого образа. Используя вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте семейные роли.

  1.  Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг другу?
  2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
  3. Какого поведения от вас ждут?
  4.  Какие правила, нормы диктует вам общество?

Работа в группах:

  1. Супружеские роли (жена и муж).
  2. Родительские роли (мать и отец).
  3. Детские роли (сын, дочь, сестра, брат).
  4. Межпоколенные роли  (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук).

Учитель: Как вы думаете—когда возникли и как складывались нормы семейного поведения?

(Ответ: возникли ещё в первобытном обществе и передавались из поколения в поколения, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями).

Сообщение учащегося «Типы и функции семьи»

Слайды 7,8,9.

Учащиеся в ходе прослушивания сообщения составляют таблицу:    

Линии сравнения

                                                   Виды семей

Число детей

Многодетные      

Малодетные

Бездетные

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная

Коллективистская

Родственная структура

Нуклеарная

Расширенная

Полигиния

Тип воспитания

Авторитарная

Либеральная

Демакратическая

 Функции семьи:

  1. Репродуктивная.
  2. Воспитательная
  3. Хозяйственно-экономическая
  4. Эмоционально-психологическая
  5. Рекреационная
  6. Социально-статусная
  7. Сексуальная.

Учитель: Какие из этих функций наиболее важны для общества?

(Ответ: репродуктивная и воспитательная).

Брак как социальный институт.

(Слайд 10)

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака. Исследуем это социальное явление.

В учебнике на странице 109 даны несколько определений института брака. Прочитайте их и скажите:

  1. Какую особенность брака как социального института подчёркивает каждое из них?
  2. Какое из определений более широкое? Почему вы так считаете?
  3. Брак как социальный институт не стоит на месте, он эволюционирует вместе с обществом. Приведите 2-3 аргумента, подтверждающие данный тезис.

Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, можно обойтись и без него. Всё более популярными становятся так называемые       « гражданские браки».

ДИСКУССИЯ «Гражданский брак: «ЗА» и «ПРОТИВ».

Определите свою позицию по этому вопросу, свой ответ аргументируйте.

Итак, в России признаётся законным брак, зарегистрированный в государственных органах  записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Помните, что только заключённый на законных основаниях брак обеспечивает права супругов.

ДИСКУССИЯ «Однополые браки».

(Материал учебника стр.111)

Как вы относитесь к этой проблеме? Почему именно так?

Традиционные семейные ценности.

На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезла. (Слайд 12).

Прочитайте, пожалуйста, цитату Л. Гумилёва. Как вы поняли смысл слов Л. Гумилёва? О каких связях говорит Гумилёв? Что он имеет в виду?

Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностейв рамках семьи: от родителей к детям.

Задания группам:

  1. Нарисовать семейную чашу ценностей и поместить в неё семейные ценности.
  2. Какие ценности, существующие в семьях ваших родителей, вы бы приняли в свои будущие семьи, а от каких отказались? Почему?

Презентация работы групп. Обсуждение.

Тенденции развития семьи в современном мире.

Надо отметить, что семья и сейчас эволюционируют, причём иногда, некоторым кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот «аромат» большой семьи, в которой должны расти дети.

Вопрос: Какие тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране? В чём причины?

Работа с учебником стр. 112-114. В тетрадях составить план-перечисление.

Слайд 13.

1. Падение рождаемости.
2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.
3. Сознательный отказ от рождения единственного ребёнка.
4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.
5. Резкое сокращение уровня "брачности" и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.

В чем причина кризисного положения семьи?"
1. Экономические - потери работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.
2. Социальные - алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.
3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конкурентом семейных интересов.

Таким образом, проблема укрепления семьи стоит очень остро и решать её нужно на уровне государства.

Государственная политика поддержки семьи.

Слушаем сообщение учащегося «Государственная политика поддержки семьи в РФ и РБ». Опережающее задание.

Обсуждение сообщения.

4.Делаем вывод по проблеме урока.

Возвращаемся к проблемному вопросу : «Современная семья: кризис или поиски счастья?»

Учащиеся делают вывод по проблеме урока.

5.Заключение.

Учитель: Что же даёт семья современному человеку?

Ответы учащихся

Учитель:                                                                                                  

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

          Пускай только лучшее ждет впереди!

6.Самооценка учащихся. Рефлексия. Оценивание работы учащихся учителем. Лист самооценивания и рефлексии.

7.Домашнее задание.

1. Изучит параграф 11, выполнить задания на стр.116-117.

2. Составить синквейн на тему «Семья».

3. Написать эссе на выбранную тему (тем, кто сдаёт ЕГЭ).

Урок окончен. До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

семья и брак как социальные институты

На классном часе в 10 классе дается понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений...

Материалы к уроку "Институт семьи и брака" по праву (кейс-технология)_11 кл. социально-экономического профиля

Материалы предназначены для реализации кейс-технологии и технологии критического мышления на уроке права по теме "Институт семьи и брака". Папка содержит юридические документы для анализа  обучаю...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты

Урок по обществознанию в 11 классе по теме: "Семья и брак как социальные институты"...

Открытый урок. «Брак и семья. Гражданский брак».

Разьяснение воспитанникам о браке и семье...