Открытый урок. «Брак и семья. Гражданский брак».
план-конспект по обществознанию

Маслова Александра Геннадьевна

Разьяснение воспитанникам о браке и семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 09_10_2020_sch_otk_ur_brak_i_semya.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ ЯО « Угличский  детский дом»

Семейный час. Открытый урок

Присутствовали:

Зам. Директора по УМР:

Яговдик Г.И.___________

Социальный педагог:

Анашкина Е.Е._________

место для печати

«Брак и семья. Гражданский брак».

(юношеский возраст)

09.10 2020 год

СУПРУЖЕСТВО БЕЗ БРАКА?

Цели:

1)расширить представление воспитанников о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость;

2)формировать позитивные представления о семейных ценностях;

3)побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Подготовительная работа: подготовить карточки с заданиями для трех групп (работа с понятиями).

План  занятия

  • Вступительное слово.
  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество».
  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"».
  • Ролевая игра «Совет да любовь».
  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов.

Ход занятия.

Вступительное слово воспитателя.

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят 376000 родителей. Ежегодно рассматривается до 58000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке.

Эти данные - наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.

И в то же время, по ряду исследований ценностей подростков, проведенных 2018 по 2019 гг., счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые 

Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?

(Воспитанники  высказываются)

Воспитатель : Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

Примерные ответы воспитанников:

  • У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.
  • Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу «уйди, не до тебя!».
  • Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.
  • Многие не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы какое же счастье?
  • Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.

Воспитатель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.

Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? Зачем вообще люди вступают в брак?

Примерные ответы воспитанников:

  • Для продолжения рода.
  • Чтобы вести совместное хозяйство.
  • Жить друг без друга не могут.
  • По традиции, чтобы быть не хуже других.
  • В поисках материальной выгоды.
  • Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).

Воспитатель. Слово «брак» употребляется в другом смысле - как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.

  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество»

Задания группам:

Первая группа

Воспитатель. Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?

Семья - это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге. Семья - это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи»

Вторая группа

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обязательства берут на себя в таком браке?

Третья группа

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?

 (Работа по карточкам. В течение 5 мин  воспитанники обсуждают вопросы.)

Слушаем представителей групп.

Воспитатель . Дает слово представителям групп.

Примерные ответы:

Первая группа

  • Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.

Вторая группа

  • В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак - это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

Третья группа

  • Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать».

Воспитатель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами «брак», «семья», «супружество»?

Примерные ответы:

  • Конечно, если они будут считать, что семья - это просто совместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, супруг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.

Воспитатель. Семья, брак, супружество - это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.

  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"»

Воспитатель. В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств.)

В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств.)

Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении - в противовес церковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:

  • Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.
  • Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
  • Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
  • В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!

Воспитатель. Теперь слово противникам.

Примерные ответы:

  • Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.
  • И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
  • Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
  • А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?
  • Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».
  • При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Воспитатель. Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?

Примерные ответы:

  • Плавно перетекает в официальный брак.
  • Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.
  • Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола, одиночество.
  • Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов, активизация фашизма.

Воспитатель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов - этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:

  • Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.
  • Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.
  • Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
  • Вернуться к истокам, к вере.
  • Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.

Воспитатель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, от супружества, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.

Воспитатель: Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам - «Совет да любовь!». От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.

V. Заключительное

Воспитатель. Как-то я слышала фразу одного православного священника, который сказал: «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 млн человек (к тому же пенсионеров), а в соседней Турции - 150 млн молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся». Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине XXI в. в России будут миллионы счастливых многодетных семей.

VI. Подведение итогов

Воспитатель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для старшеклассников "Семья и семейные ценности". Методическая разработка.

Данный урок посвящен нравственным основам семьи, тем семейным ценностям, на которых держится настоящая, крепкая семья. Материалы урока можгут быть использованы к празднику День матери, на уроках общес...

Открытый урок по теме "Семья"

План урока, презентация и раздаточный материал....

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Технологическая карта урока развивающего контроля "Семья и брак"

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к согласованию критериев оценивания результатовучебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме...

Конспект урока по теме "Семья и брак"

Конспект урока по теме "Семья и брак"...

Открытый урок Основы безопасности жизнедеятельности «Гражданская оборона в России»!

quot;1 марта – урок, приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны, с проведением практических учений и тренировок по защите школьников и персонала образовательных организаций ...