Ролевая игра "Трудное решение", 9 кл.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Беляева Наталья Кузьминична

Ролевая игра составлена на основе конспекта урока  из сборника Степанько Л.С. Подросток и закон. Программа элективного курса. - Волгоград: Учитель,  2007.  Здесь представлен сценарий судебного заседания, ролевые  слова судьи, подсудимых, свидетелей, потерпевшей, прокурора, адвокатов прописываются индивидуально, самостоятельно участниками игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra_trudnoe_reshenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра: ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ

Цель урока: расширить и углубить правовые знания учащихся в ходе ролевой игры, в процессе творения живого права.

Задачи урока:

  • образовательная – показать основные функции суда в разрешении уголовного дела, раскрыть важные принципы демократического суда - независимость судей и состязательность сторон;
  • развивающая – способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас учащихся, развивать у них аргументированную речь;
  • воспитательная -  способствовать предупреждению асоциального поведения, формировать целостное представление о личной ответственности человека за антиобщественные деяния.

Оборудование урока: аудитория в виде зала судебного заседания, сценарий судебного заседания, атрибуты  судейского заседания – судейский молоток, правовая литература (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др.), трибуна, вещественные доказательства (видеозапись, пакетик с порошком белого цвета).

ТСО: ноутбук для демонстрации видеоролика.

Форма урока: ролевая игра

Методы: КСО (коллективный способ обучения), поисковый.

Технологии сотрудничества: игровая, активное обучение.

Ход урока:

I. Организационный этап:

  1. Распределение социальных ролей и подготовка к игре:
  • роли распределить заранее;
  • дать участникам задание, соответствующее их роли.

  1. Участники: судья, прокурор, потерпевшая, 2 подсудимых, 2 адвоката, секретарь, эксперт, свидетели.
  2. Инструкция адвокатам:
  • Ознакомьтесь с судебным делом.
  • Выявите правонарушения и квалифицируйте их.
  • Установите обстоятельства совершения правонарушений.
  • Установите обстоятельства, смягчающие наказания.
  • Оправдайте поведение подзащитного.
  • Выработайте аргументы на доводы прокурора.
  1. Инструкция прокурору:
  • Ознакомьтесь с судебным делом.
  • Выявите правонарушения и квалифицируйте их.
  • Установите обстоятельства совершения правонарушений.
  • Установите характер и степень вины, а также смягчающие и                          отягчающие вину обстоятельства.
  • Определите вид и меру наказания каждому правонарушению и в отношении каждого лица.
  • Продумайте контраргументы на доводы адвокатов.

II. Фабула.

7 ноября вечером группа подростков собралась по улице Октября. Они громко смеялись, нецензурно выражались и распивали спиртные напитки.

Возвращаясь домой после работы, гражданка Чернова сделала замечание ребятам, но они грубо ответили ей, чтобы она свои замечания оставила при себе. Сосед  Васильев вышел из дома и попросил не шуметь, т.к. у него дома больная мать и ей нужен покой. Подростки шум не прекратили и никуда не ушли. Через 10 минут Васильев вновь вышел на улицу и, схватив подростка С. за шиворот, отвел его от дома. Остальные ребята  отошли от дома Васильева. Васильев вернулся в дом. Около дома стояла его машина, подросток С. вытащил  нож и проколол шину.

Ребята бесцельно бродили по улицам. Часть из них ушли домой. Остались  подростки С. и Л.

Увидев, что работает аптека, они решили зайти. Войдя в аптеку, они в грубой форме стали требовать у аптекаря П.  сильнодействующие лекарства, оказывающие наркотическое действие. Аптекарь П. им в продаже лекарств отказала и потребовала, чтобы они вышли из аптеки, так как ее рабочий день закончился, и аптека закрывается.

Подростки С. и Л. разбросали рекламные листки и журналы аптечного содержания, перевернули стол, стулья, оскорбили аптекаря П., после чего, услышав, что в аптеку идут люди, аптеку покинули.

На улице их ожидал участковый П., вызванный прохожим Б. Участковый задержал подростков, провел их в отделение милиции. В ходе обыска у задержанного С.  был найден пакет с порошком белого цвета. Экспертизой было установлено, что в пакете находился наркотик кокаин. Было возбуждено уголовное дело по статье 228 части 1 – хранение наркотических веществ. Аптекарь  П.  подала заявление в милицию по поводу оскорбления, нанесенного ей подростками. По этому заявлению было также возбуждено уголовное дело по статье 130. Оскорбление. Уголовные дела были объединены в одно.

III. Заседание

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет.

Судья: (Молоток) Слушается уголовное дело об оскорблении лица, находящемся при исполнении служебных обязанностей и хранении наркотического вещества с целью личного использования. Секретарь, доложите о присутствующих.

Секретарь:  Ваша честь,  подсудимые С. и Л. в зал заседаний доставлены. Также в судебное заседание явились потерпевшая,  свидетели и эксперт. Подсудимые – несовершеннолетние, поэтому в зале судебного заседания присутствует  педагог. Свидетели находятся в коридоре, о правилах поведения в суде я их предупредила.

Судья: Дело слушается в составе федерального судьи К.  Ирины Юрьевны, при прокуроре Р.  Владимире Андреевиче,  защитниках - адвокате С. Анне Дмитриевне, адвокате С.-И. Марии Павловне и секретаре  К.  Екатерине Сергеевне.

Судья: Устанавливаются личности подсудимых. С., встаньте, пожалуйста,  представьтесь суду (ФИО, дата рождения, место рождения, адрес проживания).

(С. представляется)

Судья: Садитесь. Л., встаньте, представьтесь. (ФИО, дата рождения, место рождения, адрес проживания).

(Л. представляется)

Судья: С. встаньте. Я разъясняю вам ваши права. На основании статьи 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя. В ходе судебного заседания Вы можете задавать вопросы другим лицам, свидетелям, эксперту, давать объяснения суду, заявлять ходатайства, вы имеете право на защиту, последнее слово. Вам понятны ваши права? (С. отвечает) Признаете себя виновным? (С. отвечает) 

Судья: Л.,  встаньте. Я разъясняю вам ваши права. На основании статьи 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя. В ходе судебного заседания Вы можете задавать вопросы другим лицам, свидетелям, эксперту, давать объяснения суду, заявлять ходатайства, вы имеете право на защиту и последнее слово. Вам понятны ваши права? (Л. отвечает) Признаете себя виновным? (Л. отвечает) 

Судья: Потерпевшая, встаньте, пожалуйста. Я также разъясню Вам ваши права. Вы имеете право присутствовать в зале заседания, участвовать в судебном следствии, задавать вопросы, давать пояснения суду. Вам понятны ваши права?

(Потерпевшая отвечает)

Судья: Прокурор, представьте обвинение.

Прокурор: 7 ноября вечером группа подростков в возрасте 14-15 лет собралась по улице Октября. Они громко смеялись, нецензурно выражались и распивали спиртные напитки.

Возвращаясь домой после работы, гражданка Чернова сделала замечание подросткам, но они грубо ответили ей, чтобы она свои замечания оставила при себе. Сосед Васильев вышел из дома и попросил не шуметь, т.к. у него дома больная мать и ей нужен покой. Подростки шум не прекратили и никуда не ушли. Через 10 минут Васильев вновь вышел на улицу и, схватив подростка С. за шиворот, отвел его от дома. Остальные ребята  отошли от дома Васильева. Васильев вернулся в дом. Около дома стояла его машина, подросток С. вернулся, вытащил  нож и проколол шину.

После этого, подростки ушли и стали  бесцельно бродить по улицам. Часть из них ушли домой. Остались  подростки С. и Л.

Увидев, что работает аптека, они решили зайти в нее. Войдя в аптеку, они в грубой форме стали требовать у аптекаря П.  сильнодействующие лекарства, оказывающие наркотическое действие. Аптекарь П. им в продаже лекарств отказала и потребовала, чтобы они вышли из аптеки, так как ее рабочий день закончился, и аптека закрывается.

Подростки С. и Л. разбросали рекламные листки и журналы аптечного содержания, перевернули стол, стулья, оскорбили аптекаря П., после чего, услышав, что в аптеку идут люди, аптеку покинули.

На улице их ожидал участковый П., вызванный прохожим Б. Участковый задержал подростков, провел их в отделение милиции. В ходе обыска у задержанного С.  был найден пакет с порошком белого цвета. Экспертизой было установлено, что в пакете находился наркотик кокаин. Было возбуждено уголовное дело по статье 228 части 1 – хранение наркотических веществ. Аптекарь  П.  подала заявление в милицию по поводу оскорбления, нанесенного ей подростками. По этому заявлению было также возбуждено уголовное дело по статье 130. Оскорбление. Уголовные дела были объединены в одно, его мы сегодня и рассматриваем.  Подсудимые своей вины не признали, не раскаялись, сотрудничать со следствием отказались. В ходе судебного заседания обвинение представит все необходимые доказательства, доказывающие вину подсудимых.

Судья: Защита желает высказать свое отношение к обвинению?

Адвокаты: Я считаю, что мой подзащитный не виновен, и я постараюсь в ходе судебного следствия доказать его невиновность.

Судья: Предлагаю следующий порядок исследования доказательств, сначала выслушаем мнение эксперта, затем подсудимых, потерпевшую, потом допросим свидетелей. Возражения есть?

(Все: «Нет»)

Судья: Эксперт, пройдите к трибуне (Эксперт подходит),  представьтесь, пожалуйста (Эксперт представляется: ФИО, дата рождения, адрес, работа), доложите суду  свое мнение.

(Эксперт докладывает свое мнение)

Судья: Суд выражает вам благодарность за проделанную работу, вы можете занять свое место в зале заседания.

Судья: Допрашиваются подсудимые. С.,  встаньте. Прокурор, задавайте свои вопросы.

(допрашивается С., потом Л.)

Прокурор: Послушать наших подсудимых, так они белые и пушистые. Ничего не делали, никого не оскорбляли, наркотики не носили. Ваша честь, позвольте представить в виде вещественного доказательства видеопленку с камеры видеонаблюдения в аптеке, на которой четко видно противоправное поведение подсудимых. Экспертизой установлено, что видеопленка не подвергалась монтажу.

Судья: Секретарь, обеспечьте просмотр видеопленки.

(Секретарь включает, все смотрят)

Прокурор: Подсудимый, поясните суду, происходящее на пленке.

(Л.  объясняет, Прокурор задает вопросы по поводу наркотического вещества).

Прокурор: Ваша честь, позвольте представить вам еще одно вещественное доказательство, пакет с порошком белого цвета. Подсудимый С., это ваш пакет?

(С. поясняет)

Прокурор: Подсудимый Л., поясните суду, где,  как с какой целью Вы приобрели этот пакет?

(Л. поясняет)

Судья: Адвокаты, вы можете задать вопросы своим подзащитным.

(Адвокаты задают вопросы, уточняют, подсудимые отвечают))

Судья: Подсудимые, присядьте. Переходим к допросу потерпевшей. Потерпевшая П. , пройдите за трибуну. Представьтесь, пожалуйста.

(Потерпевшая П.  представляется)

Судья: Прокурор Р., Вы можете задать вопросы потерпевшей.

Прокурор: Спасибо, ваша честь. Потерпевшая, расскажите суду о том, что произошло вечером 7 ноября 2009 г.

(Потерпевшая рассказывает, прокурор задает ей уточняющие вопросы))

Судья: Защита, вы можете также задать свои вопросы потерпевшей.

(Адвокаты задают вопросы)

Судья: Спасибо Вам за ваши показания. Вы можете пройти на место.

Судья: Допрашиваются свидетели. Секретарь, пригласите свидетеля П.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель П.

(входит П.)

Судья: Свидетель, представьтесь, пожалуйста (свидетель называет ФИО, дату рождения, адрес). Поясните суду, что Вам известно по данному делу.

(Свидетель П. поясняет)

Судья: У сторон будут вопросы к этому свидетелю?

(Если есть вопросы у прокурора и адвокатов, они их задают, свидетель отвечает)

Судья: Спасибо Вам, свидетель, что вы нашли время для дачи показаний. Вы можете занять место в зале суда.

Судья: Секретарь, пригласите свидетеля Б.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель Б.

(Б. входит).

Судья: Свидетель, представьтесь, пожалуйста (Б. называет ФИО, дату рождения, адрес), это свидетель обвинения, прокурор, задавайте свои вопросы.

        (Прокурор задает вопросы)

Судья: У защиты есть вопросы к свидетелю Б.?

(Адвокаты задают вопросы)

Судья: Спасибо Вам свидетель, Вы можете занять место в зале. Секретарь, пригласите свидетеля З.

Секретарь: В зал судебного заседания  приглашается свидетель З.

(Входит З.)

Судья: Свидетель, представьтесь, пожалуйста (З. называет ФИО, дату рождения, адрес). Это свидетель защиты. Адвокаты, вы можете задать вопросы свидетелю.

(Адвокаты задают)

Судья: Спасибо Вам свидетель, Вы можете занять место в зале. У сторон есть ходатайства?

Адвокат: Да, Ваша честь. В зале судебного заседания находится классный руководитель моего подзащитного. Прошу допросить ее. Ее показания помогут лучше охарактеризовать подзащитных.

Судья: Суд совещаясь на  месте, постановил, допросить свидетеля Б. Свидетель пройдите к трибуне, представьтесь, пожалуйста.

(Б. называет ФИО, дату рождения, адрес)

Судья: Защита, по вашему ходатайству приглашен свидетель, задавайте свои вопросы.

(Адвокаты задают вопросы, свидетель отвечает)

Судья: Спасибо Вам свидетель, Вы можете занять место в зале. Судебное заседание объявляю закрытым. (Молоток) Переходим к прениям сторон. Слово  предоставляется прокурору Р. Владимиру Андреевичу.

(Прокурор произносит речь)

Судья: Слово предоставляется защите -  адвокату С.-И. Марии Павловне. (Адвокат произносит речь)

Судья: Слово предоставляется защите -  адвокату С. Анне Дмитриевне. (Адвокат произносит речь)

Судья: Подсудимый С., Вам предоставляется последнее слово. (С. произносит последнее слово)

Судья: Подсудимый Л., Вам предоставляется последнее слово. (Л. произносит последнее слово)

Судья: Суд удаляется для вынесения приговора. (Молоток)

Секретарь: Прошу всех встать.

(Судья уходит)

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет.

Судья: Объявляется приговор (зачитывает). Прошу садиться. Осужденный С., Вам понятен приговор? Вы можете его обжаловать в суде высшей инстанции в течение 10 суток. Осужденный Л., Вам понятен приговор? Вы  также можете его обжаловать в суде высшей инстанции в течение 10 суток. Потерпевшая П., Вам понятен приговор? Вы  также имеете право обжаловать в суде высшей инстанции в течение 10 суток.

Судья: В Конституции РФ сказано: «Каждый имеет право на защиту чести и достоинства». Никто не имеет права обижать, унижать, оскорблять другого человека. Подростки  это право потерпевшей нарушили и понесли заслуженное наказание. Что касается  наркотического вещества, обвинение представило недостаточно доказательств  в виновности подсудимых, поэтому суд выделил в отдельное производство и направил дело в прокуратуру для дальнейшего расследования.

Секретарь: Прошу всех встать! (Судья выходит)

IV. Закрепление (обсуждение с участниками процесса и зрителями):

  1. Понравилась вам такая форма урока?
  2. Что вам удалось лучше всего в ходе судебного процесса?
  3. Что не получилось?
  4. Как это можно улучшить?
  5. Какие навыки вам удалось проявить в ходе процесса?
  6. Каких качеств, навыков вам не хватило?
  7. Что вам понравилось в действиях участников процесса?
  8. Какие ошибки были ими допущены?
  9. Было ли решение справедливым и почему?
  10. Что повлияло на судью?
  11. Какое решение вы бы приняли на месте судьи?
  12. Что нового вы узнали при подготовке и ходе процесса?

V. Инструктаж домашнего задания: описать ход и результаты процесса в статье для школьной газеты «Тропинка».

VI. Итоги урока, оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Мнение жителей города"

Школьники редко задумываются над тем, что приводит человека к совершению сначала аморального проступка, потом правонарушения, а затем и серьезного преступления. Многим из них кажется, что это пр...

Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".

Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...

Ролевая игра Saint Valentine\'s Day

В последнее время не только жители Британии и США, но и России широко отмечают празднование Дня Святого Валентина. Его называют также Днем всех влюбленных. Отмечается он 14 февраля. Ребята заран...

Ролевая игра

Форма проведения : ролевая игра «Лечебница».Направленность: экология.Тема: «ЖАЛОБНАЯ КНИГА» ПРИРОДЫ. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ.Цель: -учить детей замечать в поведении людей негативноеотношение к...

Ролевая игра по теме "Загрязнение реки"

       Актуальность и воспитательная ценность экологической тематики подтверждается не только введением специального курса на родном языке в различных учебных заведениях, но...

ролевая игра "Встреча друзей"

Ролевая игра - одна из интересных, практикоориентированных форм деятельности с учащимися, которая позволяет в непринуждённой обстановке донести до школьников знания о странах, традициях и обряда...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....