Авторская программа элективного курса
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Беляева Татьяна Владимировна

Авторская программа элективного курса "Человековедение" рассчитана на помощь подросткам в социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополь

Программа элективного курса «Мой выбор»  

для 9а и б классов.

                                                                                                   Разработала:
                                                                                            Беляева Т.В. учитель
                                                                                       истории и обществознание
                                                                                       высшей квалификационной
                                                                                       категории

Г. Чистополь 2016 г.

                                         

                                             Пояснительная записка 

       Данный курс исходит из тех же целей, что и существующие сейчас примерные программы по истории и обществознанию, которые он и призван дополнить. Программа элективного курса    «Мой выбор», рассчитанная для старшеклассников, связана с изучением обществознания в общеобразовательной школе, но в достаточной степени вариативна, изменчива и автономна. Она предназначена как для обучающихся классов универсального профиля. Кроме того, она может быть использована при организации научно-исследовательской работы обучающихся, при подготовке их к участию в предметных олимпиадах и  к ЕГЭ по обществознанию.
      В основе программы заложена актуальная проблема, каким быть современному человеку. Её, как актуальную, предоставили процессы и преобразования, проходящие в современном развивающемся обществе, такие как политико-экономические и социальные; изменения критериев оценки жизненных факторов и явлений, исторических явлений, событий и личностей; возрождение интереса к религии; некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодежи к алкоголю, наркомания). В связи с этим цели данного курса делятся на воспитательные и образовательные.
      К числу
воспитательных целей относятся:
- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
-воспитание свободной и ответственной личности, её социализация, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
     К числу
образовательных целей относится:
- формирование и развитие умений анализировать и сравнивать, делать самостоятельные выводы, выражать собственное мнение;
- обращение к личности самого обучающегося, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.
     Достичь этих целей можно, только углубив и расширив умения учеников в анализе и интерпретации собственных взглядов и позиций. Поэтому назначение элективного курса «Мой выбор» - изучение человека как такового на основе наук о человеке.


         Изучение его должно способствовать формированию:
- гуманистического мировоззрения: убежденность в уникальности каждой личности и в том, что жизнь – высшая ценность бытия, идеал гуманизма, свободы, демократии и социального процесса;
- необходимости моральных ориентиров;
- гражданственности, патриотизма;
- социальной культуры, включающей в себя проблему межличностных, этических отношений, толерантности к иному образу жизни и образу мыслей.
       В рамках ведения данного курса могут использоваться различные формы уроков: урок- ролевая игра, деловая игра, урок-практикум, урок-конференция, урок-конкурс и т.д.
             Программа элективного курса «Мой выбор» для 9  классов рассчитана на 17  часов.


                                Содержание курса   «Мой выбор»(17 часов)

           

Тема 1. Какой я человек?(6 часов)

Науки - изучающие человека, их специфика.
Человек - существо биосоциальное. Уникальность человека.
Что происходит с человеком в творчестве.
Трудности и противоречия отрочества.
Физиологические и психологические особенности развития девушек и юношей.
Как развивается личность?

Тема 2. Потребности и возможности человека (5 часов)

Что такое личность? Индивид-личность-индивидуальность.
Потребности человека (о направленности личности).
Возможности человека (о задачах и способности).
Что есть человек на самом деле? (темперамент и характер).
Механизм отождествления (мое тело, возраст, пол).

Тема 3.Биологические возможности человека(6 часов)

Человек: его настроение и самочувствие. Варианты проявления и возможные пути улучшения настроения и самочувствия.
Человек-мыслитель и художник. Наука, искусство, мораль.
Маленькие секреты большой памяти. Понятие памяти, виды памяти, закономерности  развития и особенности в юношеском возрасте.
Чувства, разум ,сознание.
Внимание и внимательность.
Человек и природа.
Человеческая природа.



Тематическое планирование курса «Мой выбор»

 (17 часов)

№ п/п

Тема уроков

План 1 группа

Факт

План 2 группа

Факт

1

Науки, изучающие человека, их специфика.

4.09

15.01

2

Человек – существо биосоциальное. Уникальность человека.

11.09

22.01

3

Что происходит с человеком в творчестве.

18.09

29.01

4

Трудности и противоречия отрочества.

25.09

5.02

5

Физиологические и психологические особенности развития девушек и юношей.

2.10

12.02

6

Как развивается личность?

    9.10

19.02

7

Что такое личность? Индивид: личность, индивидуальность.

16.10

26.02

8

Потребности человека.

23.10

5.03

9

Возможности человека.

30.10

12.03

10

Что есть человек на самом деле?

13.11

19.03

11

Механизм отождествления.

20.11

2.04

12

Человек – его настроение и самочувствие.

27.11

9.04

13

Человек – мыслитель и художник.

4.12

16.04

14

Понятие памяти, виды памяти.

11.12

23.04

15

Чувства, разум, сознание

18.12

30.04

16

Внимание и внимательность.

25.12

7.05

17

Человек и природа.

27.12

14.05

                                             

                                            Темы рефератов.

  1. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность».
  2. интересы и склонности человека.
  3. Характер человека. Как формируется?
  4. « В здоровом теле-здоровый дух».
  5. Добро и зло жизни человека.
  6. Что такое мораль?
  7. Внутренняя культура-культура души человека.
  8. «В человеке все должно быть прекрасно»
  9. Как преодолеть дурные привычки.
  10.  Внешний облик -«визитная карточка человека»
  11.  Невербальное общение.
  12.  Закон товарищества.
  13.  Любовь как высшее человеческое чувство.
  14.  Особенности юношеской любви.
  15.  Явление вещизма и его последствия
  16.  Мода-это стремиться «быть как все» или «быть непохожим на всех».
  17.  Культура общения.
  18.  Мужественность как нравственная основа настоящего мужчины.
  19.  Женственность как нравственная основа женщины.
  20.  Семейное воспитание.

Темы проектных исследовательских работ.

  1. Научно-технический прогресс и человек.
  2. Человек в системе современных экономических отношений.
  3. Нравственность и безнравственность.
  4. Экологические проблемы нашего общества.
  5. Национальна ценность человека.

6.Проблемы межнациональных отношений.

7.Одиночество-добро и зло. Как не быть одиноким?

  1. Религиозность человека. Религия и нравственность.
  2. Проблемы молодежной преступности и возможные их решения.

10. Неформальные объединения молодежи.


                                               Литература.

Андреева Т.М. Социальная психология. М., 2010г.
Блюмнин В.А. Этика и Жизнь. М., 2011г.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989г.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1989г.
Лебедев В.М. Личность в экстремальных условиях. М., 2012г.
Соколов Я.В. Граждановедение М., 2002г.
Козлов Н.И. Философские сказки. М., 2003г.
Психологический практикум: серия книг:
1. Психология влияния.
2. Искусство владеть собой.
3. Наука управлять другими.
4. Умение вести переговоры и отстоять свою точку зрения. Ростов-на-Дону. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...