Парламентский урок "Где рождаются законы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Беляева Татьяна Владимировна

Парламентский урок "Где рождаются законы" разработан с целью углубления знаний учащихся о работе законодательных органов РФ и РТ и воспитанию правовой культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Учитель истории МБОУ « СОШ № 4»   Беляева Т.В.

 Парламентский урок: «Где рождаются законы»

 Цель и задачи:

  1. Закрепить основные  знания о государственных символах РФ и РТ.
  2. Воспитывать патриотизм и любовь   к своей родине .
  3. Дать представление  об основных понятиях: Конституция, принцип разделения властей, Президент, Госсовет, депутат.
  4. Объяснить и охарактеризовать систему органов власти в РФ и РТ.

Тип урока: семинар, проводимый в актовом зале для учащихся 9-11 классов.

Оборудование :

  1. презентация DWD диска о достопримечательностях России и Татарстана.
  2. музыка гимнов России и Татарстана
  3. государственные символы России и Татарстана
  4. политическая карта мира , Российской Федерации и республики Татарстан.
  5. выставка  книг о России и республики Татарстан.
  6. основные понятия и термины: Конституция, символы РФ и РТ, патриотизм, принцип разделения властей, Президент, Госсовет, Парламент, система органов власти.

Ход урока:

1. Звучит гимн Российской Федерации, а затем гимн республики Татарстан.

2.Просмотр фильма о Российской Федерации и Республике Татарстан.

3.Проверка знаний учащихся о РФ и РТ.

Введение в материал:

Ребята стоя прослушивают гимн РФ и Республики Татарстан.

 Вступительное слово учителя: сегодня у нас особый урок, мы поговорим и узнаем как и где рождаются законы, о государственных символах России и республики Татарстан, о их достопримечательностях и о системе органов власти в РФ и РТ.

Государственные символы отражают особенности исторического пути страны, её отличия  от других стран. Проявление уважения граждан к символам государства свидетельствует об уважении к политике государства, своему народу, любви к своей Родине  и гордости за неё.

А сейчас мы просмотрим фильм о России и республики Татарстан .

Просмотр фильма.

После просмотра фильма учитель предлагает учащимся обсудить некоторые  вопросы:

- что означает слово герб?

-гимн страны

- сколько цветов у Российского флага и флага РТ, и что они означают?

-как называется главный закон нашей страны?

-охарактеризовать систему органов власти РФ и РТ, а также  заполнить предложенную схему .

Ответы учащихся:

- Слово герб происходит от немецкого слова « наследство» и обозначает символ города , страны. Герб эмблема государства, города, страны., изображаемая на флагах, монетах, печатях. Государственных и других официальных документах. Герб –отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются  по определённым правилам, принятым в данной стране, в данный исторический период и утверждается  специальным законодательным актом.

- Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется  в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди встают, а мужчины снимают головные уборы.

- Трёхцветный флаг России  был учреждён первым российским императором  Петром Великим  ещё в 1693году. Цвета флага означают: белый – мир и чистота устремлений; синий – вера, верность и постоянство; красный – отвага сила, кровь, пролитая за Отечество. 21 августа 1991г- день возрождения Флага России.

- Трёхцветный  флаг Татарстана – является государственным символом республики Татарстан., был утверждён  постановлением Верховного Совета Республики Татарстан 29 ноября 1991года. Зелёный цвет означает зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.

Главой государства России является Д.А. Медведев.

Учитель: мы с вами изучали смысловое содержание термина «закон»,а сегодня рассмотрим систему государственной власти в РФ и РТ. Давайте внимательно рассмотрим схему «органы государственной власти в РФ» и закончим  её используя следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации,  Конституционный Суд.

Предлагает учащимся заполнить схему:

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Глава государства

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Учитель: ребята , вы уже знаете , что республика Татарстан  является  субъектом  РФ.

Давайте постараемся  на основе текста Конституции Республики Татарстан  составить схему « Органы государственной власти РТ». А помогут вам следующие термины: Президент, Государственный Совет, Конституционный Суд, Кабинет Министров. Составление схемы:

Система органов государственной власти в республике Татарстан

Глава государства

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная

 власть

Учитель: рассмотрев схемы, мы можем ответить, что законы рождаются  в парламенте.

Сначала разрабатывается проект закона. Его вносит парламент или Президент, или депутат,, или Правительство. Депутаты  изучают законопроект, а потом обсуждают на заседаниях – сессиях. Готовят свои предложения, поправки, которые принимаются или отклоняются  голосованием. И когда законопроект  полностью готов , за него вновь голосуют и принимают закон. Вот и появился закон. Его отправляют Президенту, если закон не противоречит Конституции , Президент его подпишет, а если противоречит , то закон отправляется  в Парламент на дальней шее обсуждение и доработку. Но закон  не имеет силы до тех пор, пока его не подпишет  Президент страны или республики. В нашей стране закон принимается на двух языках – татарском и русском. Закон вступает в силу  только после того , как Президент его подпишет , и он будет опубликован  в СМИ.

- Как называется Парламент республики Татарстан?( Государственный Совет)

-Кто возглавляет Госсовет РТ ?( Фарид Хайрулович Мухаметшин)

-Какова главная задача Госсовета? ( принятие законов и их толкование)

- назовите  комитеты, которые образуются Парламентом  для введения  законопроектной работы( Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению, Комитет по законности и правопорядку, Комитет по культуре и науке, Комитет по экономике, Комитет по бюджету, Комитет по социальной политике, Комитет по экологии.

- Какие законы вы знаете?(Закон об образовании, СК, КоАП, УК,ГК,НК,ТК и т. д.)

Учитель: ребята,-« кто такие депутаты и какова их роль в жизни общества?»

Учащиеся: Депутаты – это граждане страны, республики, которых избрали членами представительного , законодательного органа власти. Они собираются на заседании  парламента, работают над созданием новых законов, встречаются  с избирателями, обсуждают наболевшие проблемы,, стараются чтобы жизнь в стране стала лучше.

- Как вы считаете ,кто может стать депутатом?

(депутатом может избран любой  гражданин ,имеющий гражданство в нашей стране и достигший 18 лет).

Высказываются мнения ребят и подводятся итоги семинара.

Учитель: сегодня мы рассмотрели  с вами интересующую вас тему и узнали , что представляет система органов государственной власти, где и как рождаются законы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Законы Пермского края: механизмы и процедуры принятия" - парламентский урок

Знакомство с законотворческой деятельностью Законодательного Собрания Пермского края...

Парламентский урок "Как рождается закон"

Технологическая карта урока...

Парламентский урок. Тема: "Как работает закон?"

Осознание учащимися роли гражданина в процессе реализации  и контроля над выполнением закона....

Разработка урока "Где рождаются законы"

Разработка "Парламентского урока" на   тему "Где рождаются законы" - это беседа педагогв и учащихся о работе Парламента, особенностях законотворчества, о роли законов в нашей жизни. Целью урока ...

Парламентский урок "Как рождаются законы?"

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе.Задачисистематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодател...

Парламентский урок "Где рождаются законы"

Парламентский урок на тему "Где рождаются законы" для 8 класса...

Парламентский урок: Здесь рождаются законы.

Ознакомление учащихся с системой парламентаризма...