Парламентский урок "Где рождаются законы"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Парламентский урок на тему "Где рождаются законы" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Где рождаются законы?162 КБ

Предварительный просмотр:

Парламентский урок

для учащихся  8 класса А

по теме: Где рождаются законы

Цели и задачи:

  • объяснить значение понятий: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «Госсовет», «депутат»;
  • объяснить и охарактеризовать систему органов власти в Российской Федерации и Республике Татарстан;
  • задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством;
  • продолжить формирование  ключевых умений и навыков:

• анализа, сравнения, участия в эвристической беседе, дискуссии;

• работы  с документами, выделения главного в тексте, актуализации изученного материала.

Тип классного часа: урок-путешествие.

Оборудование  урока:    Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, символика России и Татарстана, магнитофон, портреты Президентов.

План классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Определение понятия «конституция».
  2. Система органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.
  3. Где и как рождается закон?
  4. Государственные символы.
  1. Подведение итогов классного часа.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Введение в материал

Учитель: Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на проводимые им реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить 10 золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян учил общинников доверять законам.

Вопросы к классу:

1. О чем рассказывает эта притча?

2.  Назовите главную идею притчи.

(Выслушиваются ответы учащихся).

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

Учитель: Подумайте, как   содержание притчи связано с темой нашего классного часа? (Выслушиваются мнения  учащихся).

 Сегодня  мы узнаем, где же рождаются законы, выясним, кто такие депутаты и какова их роль в нашей жизни, рассмотрим систему органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.

- Как вы думаете, с чего мы должны начать поиск ответов на эти вопросы?

Ребята высказывают свои предположения.

  1. Определение понятия «конституция».

Учитель: Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну под названием «Закония». Первая наша остановка будет на станции под названием «Конституция – основной закон страны».

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «конституция»?

На доске записываются варианты ответов учащихся.

Учитель: А теперь проверим, насколько интуитивно мы сумели дать определение конституции и у кого это получилось лучше всего.

Учитель: Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution, что означает устройство, установление. Конституция определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан (по ходу объяснения на доске появляется схема):  

  1. Система органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Учитель: Наша следующая остановка в путешествии называется «Система органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан»

Задание:

На странице нашего путеводителя по стране «Закония» изображена схема «Органы государственной власти Российской Федерации».

Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее.

Попробуем восполнить его недоработку, используя знания, полученные на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд.

Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (каждая ветвь власти выполняет свои задачи).

- Какие три ветви власти существует в нашем государстве?

- Как вы думаете, почему они стоят раздельно?

Действительно, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации и, соответственно, она имеет собственную модель системы органов власти. Давайте постараемся на основе текста Конституции Республики Татарстан составить схему «Органы государственной власти Республики Татарстан». А помогут вам полученные на предыдущей станции знания и следующие термины: Президент, Государственный Совет, Конституционный  суд, Кабинет Министров.

Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы

  1. Где рождаются законы?

Учитель: Ребята, на предыдущих станциях мы с вами рассмотрели структуру органов государственной власти РФ и РТ, узнали, что Конституция – это основной закон страны, а вот на следующей станции нам предстоит выяснить, где же рождаются законы. И будем мы это выяснять на примере нашей республики. Итак, наша следующая станция «Где рождаются законы?».

- А как бы вы сейчас ответили на этот вопрос «Где рождаются законы»?

(В парламенте).

- Как называется парламент Республики Татарстан? (Государственный Совет).

- Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович)

- Какие законы вы знаете? (Закон об образовании, Семейный кодекс Республики Татарстан, Кодекс об административных правонарушениях Республики Татарстан,  Бюджетный кодекс, Закон о культуре, Закон о государственных символах Республики Татарстан, Избирательный кодекс, Экологический кодекс Республики Татарстан и др.).

   4. Государственные символы.

Учитель: Ребята, кто является главой нашего государства?

-Владимир Владимирович Путин

-Назовите президента Татарстана

-Минниханов Рустам Нургалиевич

Вспомним Государственные символы Российской Федерации

Государственный флаг Российской Федерации – её официальный государственный символ (наряду с гербом и  гимном). Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём змея.

Государственный гимн Российской Федерации написан композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова, был принят Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 года (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года).

-Что вы можете сказать о символах Татарстана?

Государственный флаг Республики Татарстан является государственным символом Республики Татарстан. Утвержден постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года № 1314-ХII. Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зелёного, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов. Зелёная полоса наверху. 

Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

  • зелёный – зелень весны, возрождение;
  • белый – цвет чистоты;
  • красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.

Государственный герб Республики Татарстан является государственным символом Республики Татарстан. Утверждён Постановлением  Верховного  Совета  Республики  Татарстан  от

7 февраля 1992 № 1415-ХII. 

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана, имеет круглую форму.

Центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана  означает  доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце – красного, барс, его крылья и розетка на щите – белого, обрамление – зелёного, щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» – золотистого цвета.

Цветок астры с чётным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный геральдический жест, подчёркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса – и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет – изящество, красота, богатство земли Татарстана; зелёный цвет – зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет – чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет – зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружбу между народами, мир и прогресс.

Автором Государственного герба Республики Татарстан является художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Фахрутдинов.

Государственный гимн Республики Татарстан исполняется в точном соответствии с новой музыкальной редакцией гимна, утвержденной законом Республики Татарстан. Автор гимна – выдающийся татарский композитор Рустем Яхин.

.

Подведение итогов классного часа.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в интересную страну «Конституция».

- Вспомните, какие станции мы посетили?

- Что вам запомнилось больше всего?

- О чем новом для себя вы узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Законы Пермского края: механизмы и процедуры принятия" - парламентский урок

Знакомство с законотворческой деятельностью Законодательного Собрания Пермского края...

Парламентский урок "Как рождается закон"

Технологическая карта урока...

Парламентский урок. Тема: "Как работает закон?"

Осознание учащимися роли гражданина в процессе реализации  и контроля над выполнением закона....

Разработка урока "Где рождаются законы"

Разработка "Парламентского урока" на   тему "Где рождаются законы" - это беседа педагогв и учащихся о работе Парламента, особенностях законотворчества, о роли законов в нашей жизни. Целью урока ...

Парламентский урок "Как рождаются законы?"

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе.Задачисистематизировать и углубить знания учащихся в сфере полномочий законодател...

Парламентский урок "Где рождаются законы"

Парламентский урок "Где рождаются законы" разработан с целью углубления знаний учащихся о работе законодательных органов РФ и РТ и воспитанию правовой культуры....

Парламентский урок: Здесь рождаются законы.

Ознакомление учащихся с системой парламентаризма...