Главные вкладки

    12_02_8кл_общество_Производство – основа экономики
    план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    12_02_8кл_общество_Производство – основа экономики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 12_02_8kl_obshchestvo_proizvodstvo_-_osnova_ekonomiki.docx27.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обществознание

    8 класс

    Тема: «Производство – основа экономики».

    Цель урока: Создать условия для формирования  представлений о роли  производства в экономике,   о том,  что способствует повышению производительности труда.

    Задачи:

    1.Показать, что производство выполняет  важнейшую  роль в обществе – создание экономических благ.

    2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника,  анализировать документы, делать выводы

    3.Воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои способности и возможности.

    Тип урока: изучение нового материала

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, учебник

    Основные понятия и термины: производство, товар,  потребительная и меновая стоимость, факторы производства,  разделение труда, специализация, производительность, услуги

    Планируемые образовательные результаты:

     Научатся: определять роли производства в экономике;  характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства.

    Получат возможность научиться: осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения  проблем

    Этапы урока

        Деятельность учителя

    1.  Организационный  этап

    Приветствует учащихся.

    Проверяет готовность к занятию.

    2.Актуализация знаний.

     Вопросы:

    1). Как соотносятся  затраты и прибыль?
    2).Как различаются свободные и экономические блага?

    3). Как решается вопрос: что и как производить?

    3. Постановка учебной задачи

    Слайд № 1.        

    Учитель сообщает  тему и цели  урока.

    Тема нашего урока: «Производство – основа экономики».  

    Вопрос: Предположите, о чём пойдёт речь на этом уроке?

    Нам предстоит выяснить  роль  производства в экономике, определить,  что способствует повышению производительности труда,  а также познакомиться с  новыми терминами и понятиями.  

               План урока.

    1.Главный источник экономических благ.

    2.Товары и услуги

    3.Факторы производства

    4.Разделение труда и специализация

    4.Усвоение новых знаний

    1). Главный источник экономических благ.

    Вопросы:

     1). Что такое потребности?

    2).  Как человек может удовлетворить свои потребности?

    Вопрос: Что такое производство?

    Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

    Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие. Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям.

    Слайд № 2.

    Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

    Вопрос: А какие отрасли экономики вы знаете?

    Слайд № 3.

    Отрасли экономики:  

    1.Производящие материальные блага (промышленность,  сельское хозяйство, строительств)

    2. Производящие услуги  (транспорт, образование,  медицина, наука)                                                 

    2).Товары и услуги.

      Вопрос: Что такое товар?

    Слайд № 4. Свойства товара:

     1.Потребительная стоимость

    (полезность товара,  его способность быть полезным, нужным людям – т.е. товар как предмет потребления)

    2.  Меновая стоимость 

         (способность товара обмениваться на другие товары в количественном отношении)

    Вопрос: Чем товар отличается от продукта труда?  

    Слайд № 5.

    Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в результате работы

    Товар – это продукт труда, созданный для обмена

    Слайд № 6. 

    Товар:

    1.Средства производства

    (здание, оборудование, станки, машины)  

    2.Предметы потребления

    (продукты, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.)

    Вопрос:  Как отличить товар от услуги?

    Слайд № 7.

    В экономике: 1). производятся товары

    2). оказываются услуги

    Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу

    общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.

           3) .Факторы          

              Производства

    Слайд № 8.

    Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности.

    Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.

    Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.

    Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. 

    Предпринимательские способности - это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий)  и готовности к риску при организации своего дела. 

     

    Слайд № 8. Производительность – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов

    Учебник, стр. 120 - ситуация

    Во второй половине XX века  стал очевиден еще одни источник богатства — информация. Информация настолько важный в современном обществе ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

    4).Разделение труда и специализация.

    Слайд № 9.

    Разделение труда – разделение процесса производства  на ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками.

    Специализация - сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.

    Работа учащихся с документом «Фрагмент труда А.Смита» (учебник, стр.121)

    Вопрос:  Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?

    Слайд № 10.

    Подумайте:

    1. Почему разделение труда способствуют повышению производительности труда?

    2. Почему специализация  способствуют повышению производительности труда?

    Делаем вывод: специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников.

    5. Первичное осмысление и закрепление знаний

    Слайд № 11.  Выберите правильный ответ.

     Специализация приводит:

    1. к  росту цен на продукцию

    2. к  снижению производительности труда

    3.  к  усилению экономической взаимозависимости

    4.  к равномерному распределению доходов

    Слайд № 12.

    Задание.

    1.Объясните экономический  смысл строчек  из басни И.Н.Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

    2.«Каждое новое поколение техники экономит всё больше ресурсов».

    Так ли это?  Приведите примеры.

    Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий комментарий.

    6. Рефлексия

    Слайд № 13.  «Подводим итоги».

    Учитель предлагает выполнить задание:

    1).  Выбрать ответ из предложенных:

    - Мне всё понятно!

    - Не всё понял, но хочу разобраться.

    - Было трудно. Ничего не понял.

    2).  Продолжить  предложения:

    - На этом занятии я узнал….

    - Я задумался…

    7. Информация о домашнем задании.

    Учебник, § 15.

    Вопросы и задания к параграфу. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы экономики. Часть 1

    В системе непрерывного экономического образования следует определить особое место 10 классе. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный уровень девятилетнего образова...

    Материалы урока по теме: "Основы экономики: Налоги".

      Конспекты предложенных занятий  составлены таким образом, чтобы способствовать формированию основ финансовой  грамотности среди учащихся среднего звена, закрепить способн...

    ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Основы экономики"

    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочн...

    Элективный курс "Иностранный язык и основы экономико-правовых знаний"

    Элективный курс «Иностранный язык и основы экономико-правовых знаний». В.Е.Терехова, учитель английского языка СОШ№4 г. Удомли Программа курса. Пояснительная записка:Данный межпредметны...

    Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"

    Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики»  к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов...

    Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики"

    Методическая разработка отвечает требованиям адаптационной разработки по учебной дисциплине «Основы экономики»  к условиям преподавания в СПО, раскрывает методику и организацию обучения студентов...