Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
рабочая программа по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl._programma_ekonomika.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

МКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Чернухинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено на ШМО

« »_____________2013

Протокол №________

                       Утверждёна

Педагогическим советом №1

от «_30_» августа 2013 г.

Рабочая программа

 по предмету «Основы экономики»

10 класс

на 2013 – 2014 учебный год

Количество часов в неделю – 2 часа

Общее количество часов за уч.год – 68 часа

Учитель: Молчанова В.В.

Пояснительная записка

           Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.

           Экономический практикум для обучающихся старших классов школы-интерната для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Предмет имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Цель:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Образовательные:

  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Коррекционно-развивающие:

  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, Воспитательные:
  • воспитание  самостоятельности принятия  экономические решения в личной жизни.

      В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек и экономическая система», «Человек как работник», общий объем курса -68 часов, по 2 часа в неделю.

Расчет часов на учебный год

Наименование

 раздела

Количество часов

Из них контрольные часы

Теор.

Практ.

Всего

1

Экономика как хозяйство

14

14

1

2

Человек и экономическая система

19

19

1

3

Человек как работник

32

3

35

1

Итого

65

3

68

3

СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Экономика как хозяйство (14ч)

                 Цель раздела – дать обучающимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

  Основные понятия.

 Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.

Раздел 2. Человек и экономическая система (19 ч)

          Цель раздела – познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

    Основные понятия.

Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.

Раздел 3.  Человек как работник (35 ч)

     Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

  Основные понятия.

Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

Методы:

Словесные - рассказ, объяснение, беседа

Наглядные - наблюдение, демонстрация

Практические – упражнения.

Методы изложения новых знаний

Методы повторения, закрепления знаний

Методы применения знаний

Методы контроля

 Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)

Комбинированный урок

Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть к концу 10 класса:

отличать экономические термины от неэкономических;

объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

решать задачи экономического содержания;

различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;

заполнять формы документов на приватизацию жилья;

ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;

заполнять бланк трудового контракта;

правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

Календарно-тематическое планирование

Тема

К-во час.

план

факт

Прим.

Раздел 1. Экономика как хозяйство        (14ч.)

Понятие об экономике.

1

4.09

Натуральное хозяйство. История возникновения.

1

9.09

Бартер.

1

11.09

Производительность труда

1

16.09

Товарное хозяйство.

1

18.09

Разделение труда.

1

23.09

Деньги. Их сущность и функции

1

25.09

Цена как денежное выражение стоимости товара

1

30.09

Деньги как средство обращения

1

2.10

Деньги как средство накопления

1

7.10

Деньги как средство платежа

1

9.10

Мировые деньги

1

14.10

Повторение и обобщение по теме «Понятие об экономике»

1

16.10

Контрольный урок по теме «Понятие об экономике»

1

21.10

Раздел 2. Человек и экономическая система          (19ч.)

Типы экономических систем.

1

23.10

Командно-административная экономическая система.

1

6.11

Рыночная экономическая система.

1

11.11

Смешанная экономическая система.

1

13.11

Достоинства плановой  экономики.

1

18.11

Недостатки плановой  экономики.

1

20.11

Мировая экономическая система

1

25.12

Виды рынков

1

27.11

Человек в экономической системе

1

2.12

Понятие о собственности

1

4.12

Частная собственность в РФ

1

9.12

Государственная собственность в РФ

1

11.12

Муниципальная собственность в РФ

1

16.12

Иные формы собственности в РФ

1

18.12

Документы, подтверждающие формы собственности

1

23.12

Приватизация.

1

25.12

Рынок жилья.

1

13.01

Обобщающий урок по теме: «Человек и экономическая система».

1

15.01

Контрольный урок по теме: «Человек и экономическая система».

1

20.01

Раздел 3.  Человек как работник         (35ч.)

Производство. Виды фирм.

1

22.01

Предпринимательство

1

27.01

Финансово-кредитные учреждения.

Банки, их роль и функции

1

29.01

Экскурсия в банк

1

3.02

Ценные бумаги. Акции. Облигации.

1

5.02

Суть кредита и его формы.

1

10.02

Рынок ценных бумаг.

1

12.02

Оформление на работу

1

17.02

Практическое занятие. Оформление на работу.

1

19.02

Трудовой договор

1

24.02

Практическое занятие. Оформление трудового договора

1

26.02

Способы решения трудовых споров

1

3.03

Увольнение

1

5.03

Центр занятости населения

1

10.03

Экскурсия в Лысковский центр занятости населения.

1

12.03

Временная нетрудоспособность

1

17.03

Заработная плата.

1

19.03

Бедность и богатство.

1

24.03

Семейный бюджет

1

3.04

Коммунальные платежи

1

7.04

Практическое занятие. Коммунальные платежи

1

9.04

Инфляция

1

14.04

Условия труда.

1

16.04

Производственный травматизм

1

21.04

Охрана труда. Профсоюзы.

1

23.04

 Льготы.

1

28.04

Безработица.

1

30.04

Экскурсия на промышленные предприятия района

1

5.05

Экскурсия на промышленные предприятия района

1

7.05

Пенсионное обеспечение

1

12.05

Пенсионное обеспечение

1

14.05

Обобщающий урок по теме: «Человек как работник».

1

19.05

Контрольный урок по теме: «Человек как работник».

1

21.05

Итоговое повторение

1

26.05

Итоговое повторение

1

28.05

ЛИТЕРАТУРА

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.

Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.

Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.

Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.

Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

Resource id #40

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Рабочая программа по математике 9 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темы, краткое содержание, требования к знаниям и умениям учащихся, календарно-тематическое планирование....

Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида

Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы  вида...