Рабочая программа по географии 9 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме
календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_geografiya_khmao.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО _______ заместитель директора по МР, УР приказ директора школы-интерната
протокол № ____ от________ ____________________________ №______ от__________
__________ руководитель МО «______»___________________ ____________В.Г. Ильенкова
Рабочая программа
учебного курса географии в 9 классе
Составила:
учитель географии
Петунина С.В.
Нягань, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа "География для 9 класса" составлена на основе программы "География" Т.М. Лифановой из сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М.Бгажноковой.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Изучение географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
В последнее время резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием понять мир, в котором живёшь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения. Школа должна воспитать личность, живущую в гармонии с окружающим миром и самим собой, поэтому краеведческий материал не только даёт знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, помогает формировать экологическую культуры школьников.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Поэтому тема "Наш край" стала концентром всего курса географии. В 6 классе введены уроки о родном крае в разделах "Водоемы" и "Карта России", в 7 классе более подробно изучается природная зона, в которой расположен наш край "Зона лесов", в 8 классе больше внимания уделяется той части света, в которой расположен свой край.
Курс 9 класса полностью посвящен изучению темы: "Наш край".
Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее связать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитать любовь к Отечеству.
Часы, выделенные на изучение раздела "Сфера услуг" отведены на изучение раздела "Экономика округа".
Тематический план
Согласно учебному плану, для 9-го класса предусмотрено обучение географии в объеме 1 часа в неделю, согласно годовому учебному графику в 2013-2014 учебном году – 34 учебные недели, всего – 34 часа в год.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Любовь к Отчизне окрыляет сердца | 5 |
3. | Природа | 8 |
4. | Экономика округа | 5 |
5 | Территориальная организация хозяйства | 5 |
6. | Население края | 8 |
7. | Годовая контрольная работа | 1 |
8. | Повторение | 1 |
34 |
Содержание:
В разделе "Введение" идет подготовка учащихся к изучению своего края. Учащиеся знакомятся с историческим прошлым и настоящим своего края.
Раздел "Любовь к Отчизне окрыляет сердца" рассчитан на знакомство с географическим положением округа на территории России, его государственной символикой, рельефом, природными богатствами.
В разделе "Природа" учащиеся знакомятся с климатическими особенностями края, закрепляют знания о временах года, водоемах, растительном и животном мире и правилах по охране природы.
Раздел "Экономика округа" рассчитан на знакомство учащихся с промышленными предприятиями своего города и других городах округа, а также знакомство с профессиями, которые могли бы получить учащиеся после окончания школы.
В разделе "Население края" идет знакомство с коренными народами округа, их образом жизни, культурой, бытом, основными занятиями.
"Повторение" рассчитано на закрепление знаний, полученных в течении учебного года.
В настоящее время изучаемое количество часов, предусмотренное «Программой специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII» под редакцией И.М Бгажноковой ( 2часа в неделю) изменено (на 1 час в неделю) на основании базисного учебного плана Департамента образования и науки ХМАО.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения своей местности;
- типичных представителей растительного и животного мира;
- основные мероприятия по охране природы, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
- коренных жителей своего края
Учащиеся должны уметь:
- находить свою местность на карте России(политико-административной, физической);
- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;
- правильно вести себя в природе.
Календарно-тематическое планирование по географии
Класс: 9
Учитель: Петунина С.В.
Количество часов: на учебный год 34 в неделю 1
Учебник: Т.К.Орлова, Э.В.Ким « География Ханты-Мансийского Автономного округа» Москва «Экопрос» 2000г.
Дополнительные учебные пособия:
Планирование составлено на основе программы географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г.
Календарно-тематический план 9 класс
1 четверть- 9 часов
№ | К-во часов | Дата | Тема урока | Цель урока | Обор-е | Практическая деятельность | Словарь | Тип урока |
Введение. Любовь к Отчизне окрыляет сердца-6ч | ||||||||
1 | 1 | Введение | Уточнить знания детей о родном крае. Р. речь при ответах на вопросы, при составлении рассказа о своем крае. В. патриотизма. | Беседа о родном крае, работа с картой, зарисовка в тетради флага, выполнение задания в тетради | Югра | Вводный | ||
2 | 1 | Положение на карте. Границы , области, края. | Познакомить с ГП округа, пограничными областями и округами. К. памяти, внимания, посредством работы с картой. В. любви к родному краю | карта | Беседа, работа с картой Пр.р-Обозначение на карте России- ХМАО и его пограничных областей | Округ Пограничные государства | Сообщ. новых зн-й | |
3 | 1 | Поверхность края | Познакомить с рельефом и факторами формирования рельефа. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий форм поверхности ХМАО. В. прилежания | карта | Работа с учебником Пр.р-нанесение на к,к названий форм поверхности | Низменность Возвышенность Увалы | Комб. | |
4 | 1 | Полезные ископаемые | Познакомить с ПИ нашего округа, основными месторождениями. К. мышления при работе с картой и атласом. В. аккуратности при работе с к/к. | Коллекция образцов ПИ | Работа с картой ПР.Р- обозначение на к/к месторождений ПИ | Рудные Горючие Строительные | Комб. | |
5 | 1 | Почвы | Познакомить с почвообразующими факторами. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения видов почв, используя образцы почв. В. прилежания | Коллекция почв | Работа с учебником Заполнение таблицы в тетради- почвообразующие факторы | Подзолистые Торфяно-болотные Глеевые | Комб. | |
6 | 1 | Обобщение по теме: «ПИ, ГП, почвы» | Обобщить и уточнить знания о ГП, ПИ и почвах ХМАО. Р. мышление при работе с картой, речь при составлении рассказа о ГП по плану. В любви к родному краю. | Карта, план-рассказа | Работа с картой, работа по карточкам, выполнение заданий в тетради | |||
Природа- 3ч | ||||||||
7 | 1 | Климат | Познакомить с климатообразующими факторами. Р. память при работе с текстом учебника. В. мотивации к уроку. | карта | Работа с учебником, картой, выполнение заданий по карточкам | Солнечная радиация Температурный режим Циркуляция атмосферы | ||
8 | 1 | Лето. Осень. Народные приметы. | Познакомить с климатическими особенностями округа в определенное время года. Р.память при работе с текстом учебника, речь при составлении рассказов по картине. В. чувства прекрасного | Работа с учебником. Составление рассказа по картинам, выполнение заданий по карточкам | Осенины | |||
9 | 1 | Зима. Весна. Народные приметы. | Познакомить с климатическими особенностями округа в определенное время года. Р.память при работе с текстом учебника, речь при составлении рассказов по картине. В. чувства прекрасного | Картины о зиме | Работа с учебником. Составление рассказа по картинам, выполнение заданий по карточкам | Глухозимье послезимье | ||
2 четверть- 7 часов | ||||||||
Природа - 5 часов | ||||||||
1 | 1 | Реки, озера, болота округа. Охрана водоемов | Познакомить с речной системой округа и способами охраны водоемов от загрязнения. Р пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения рек и озер.. В. аккуратности при работе с к/к. | карта | Пр.р. с к/к.- обозначение рек, озер. Составление рассказа. | Устье Исток Низинные Верховые Сфагновые торфяные | Комб. | |
2 | 1 | Растительный мир. Лекарственные растения нашего края. | Познакомить с разнообразием растительного мира. К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений при работе с гербариями. В. любви к природе. | Коллекция гербарий | Работа с текстом учебника, работа по карточкам, составление таблицы в тетради | Сосняк Ельник Осинник Кедрач | Комб. | |
3 | 1 | Животный мир нашего края. | Познакомить с разнообразием животного мира ХМАО. Р. память при работе с текстом учебника и картинками животных. В. бережливости и любви к родному краю. | картинки | Работа с учебником, выполнение заданий в тетради № 36 с. 22 | Промысловые Хищные травоядные | Комб. | |
4 | 1 | Заповедники. Заказники. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу | Познакомить с заповедными территориями, их растительным и животным миром. Р. память при работе с картинками, речь при составлении правил охраны природы. В. любви к родному краю | картинки карта | Работа с картой, Составление правил охраны природы, работа по карточкам | Заповедник Заказник Памятник природы Сокол-сапса Краснозобая казарка Гусь-пискулька | Комб. | |
5 | Обобщение по теме: «Природа» | Уточнить и обобщить знания о природе нашего края. К. мышления при работе с картой, памяти при работе с картинками и речи при ответах на вопросы. В. любви к родному краю. | картинки | Работа с картой, выполнение заданий по карточкам | Обобщ. | |||
Экономика округа- 2 ч | ||||||||
7 | 1 | Основные этапы развития ХМАО | Познакомить с основными этапами развития экономики округа. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий основных этапов развития. В. прилежания | Учебник карта | Работа по учебнику, выполнение задания по тетради, | моноотраслевая | Комб. | |
8 | 1 | Транспортная сеть округа | Познакомить с транспортной системой округа. Р.устную речь при ответах на вопросы. В. мотивации к учению | Учебник карта | Работа с текстом учебника, составление схемы в тетради, ответы на вопросы | Наземный Воздушный трубопроводный | Комб. | |
3 четверть- 10 часов | ||||||||
Экономика округа-3ч | ||||||||
1 | 1 | Промышленность нашей местности. | Познакомить с промышленными предприятиями округа. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности с опорой на иллюстрации В. прилежания | Учебник карта | Работа по карте, выполнение работы по карточкам | Электроэнергетика Нефтедобывающая Нефтеперераба-тывающая | Комб. | |
2 | 1 | Специализация сельского хозяйства | Познакомить с ведущими отраслями сельского хозяйства Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей с/х с опорой на иллюстрации. В. потребности в учении | Учебник иллюстрации | Работа с текстом учебника, составление рассказа по плану, работа с карточками | Оленеводство Рыболовство звероводство | Комб. | |
3 | 1 | Обобщение по теме:"Экономика округа" | Обобщить и уточнить знания об экономическом развитии нашего округа. Р. устную речь при ответах на вопросы. В. прилежания. | учебник | Работа по карточкам, выполнение заданий в тетради | Урок обобщ. | ||
Территориальная организация хозяйства- 5ч | ||||||||
4 | 1 | Среднеобский экономический район. Сургут. Нижневартовск, Нефтеюганск. | Познакомить с развитием экономики Среднеобского экономического района. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности. В. мотивации к учению | карта | Работа с текстом учебника, выполнение задания в тетради, составление рассказа по плану | «ЮКОС» Самотлорское месторождение | Коб. | |
5 | 1 | Обско-Кондинский экономический район.Ханты-Мансийск, Советский,Урай. | Познакомить с развитием экономики Кондинского экономического района. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности. В. мотивации к учению | карта | Работа с текстом учебника, выполнение задания в тетради, составление рассказа по плану, работа по карте | Культурный, Политический, научный центр | Комб. | |
6 | 1 | Обско-Кондинский экономический район. Нягань. | Дать представление об экономическом развитии города Нягань. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. В. любви к родному городу. | Карта, иллюстрации | Работа по карте, ответы на вопросы | "ЛВЛ-Югра" "ТНК-Нягань" ГРЭС | Комб. | |
7 | 1 | Березовский экономический район.Березово. Белоярский | Познакомить с развитием экономики Березовского экономического района. Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности. В. мотивации к учению | карта | Работа с текстом учебника, по карточкам, составление рассказа по плану | Нефтепереработка Оленеводство | Комб. | |
8 | 1 | Обобщение по теме: "Территориальная организация хозяйства» | Уточнить и закрепить знания по пройденной теме. Р. речи при составлении рассказа по плану, мышления при работе с картой В. мотивации к учению | карта | Работа по карте, работа по карточкам, тест | Урок обобщ. | ||
Население края-2 часа | ||||||||
9 | 1 | Население края, его состав. | Познакомить с национальным составом ХМАО. Р. память, мышление при установлении причинно- следственных связей. В. патриотизма | Учебник картинки | Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, работа по тетради | Ханты Манси Ненцы | Урок изучения нового мат-ла | |
10 | 1 | Праздники, обряды. | Познакомить с национальными праздниками, обрядами. Р. память при работе с картинками. В. чувства прекрасного | картинки | Работа с картинками, Составление рассказа по картинкам, ответы на вопросы | Медвежий праздник, праздник обласа, день оленевода | Комб | |
4 четверть- 8 часов | ||||||||
Население края-6 часов | ||||||||
1 | 1 | Жилище народов ханты. | Познакомить с видами жилища. Р. память при работе с картинками, речь при ответах на вопросы. В. доброты. | картинки | Беседа о видах жилья, составление рассказа по картинкам, ответы на вопросы | Чум, навес, амбар, моховый дом | комб | |
2 | 1 | Национальная кухня народов ханты | Познакомить с национальными блюдами народов ханты. Р. память, мышление в результате анализа- синтеза; речь при составлении рассказа по картинкам. В. мотивации к учению | картинки | Беседа о национальной кухне, ответы на вопросы, работа по тетради, составление рассказа | Юкола Строганина | Комб | |
3 | 1 | Национальная одежда, обувь | Познакомить с национальными видами одежды и обуви. К. зрительного восприятия при работе с картинками. В. мотивации к учению | Картинки тетрадь | Беседа, работа в тетради, ответы на вопросы | Кисы Нырики Сак малица | Комб | |
4 | 1 | Орудия труда, ловли, охоты. | Познакомить с различными видами орудий труда, ловли, охоты. Р. память при работе с картинками и текстом учебника В. трудолюбия | Картинки учебник | Беседа, работа в тетради, ответы на вопросы, зарисовка в тетради | Лодка-долбленка Обласа Стрелы Колчедан | комб | |
5 | 1 | Занятия коренных народов севера | Познакомить с основными видами деятельности народов севера. Р. мышление при работе с картинками. В. прилежания | картинки | Беседа, ответы на вопросы, составление рассказа по сюжетной картине | Охота Рыболовсто оленеводство | Комб | |
6 | Обобщение по теме: «Народы ХМАО» | Уточнить и закрепить знания по теме. Р. мышление, память, речь при работе с учебником, составлении рассказов по теме. В. трудолюбия, уважения | Беседа, составление рассказа по картине, ответы на вопросы | Урок обобщ. | ||||
7 | 1 | Годовая контрольная работа | Проверить знания, полученные в течении года | тест | К.р. | |||
8 | 1 | Повторение изученного за год. | Повторить и проверить знания полученные в течении учебного года. Р. память в процессе выполнения заданий по карточкам | Тесты, ответы на вопросы | Урок обобщ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 1 год обучения.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей работы с детьми, обучающимися в школе 8 вида....
Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 2 год обучения.
Рабочая программа по вязанию для специальных (коррекционных) школ 8 вида....
Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 3 год обучения.
Рабочая программа по вязанию в сециальной (коррекционной) школе 8 вида....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс
Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...