Рабочая программа по географии 9 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass_geografiya_khmao.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Рассмотрено:                                                Согласовано:                                                          Утверждаю:                                                              на заседании МО _______                                заместитель директора по МР, УР                        приказ директора школы-интерната

протокол № ____ от________                        ____________________________                        №______ от__________

__________ руководитель МО                        «______»___________________                        ____________В.Г. Ильенкова

 

Рабочая программа

учебного курса  географии   в  9 классе

                                                                                                                                                                                                     Составила:

учитель географии

                                                                                                                                                                                                           Петунина С.В.

                                                                                                                       Нягань, 2013

Пояснительная записка

     

              Рабочая программа "География для 9 класса" составлена на основе программы "География" Т.М. Лифановой из сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М.Бгажноковой.

             Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение географии в объеме 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

             Изучение географии  в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

            Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает  им правильно употреблять новые слова в связной речи.

         В последнее время резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием понять мир, в котором живёшь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения. Школа должна воспитать личность, живущую в гармонии с окружающим миром и самим собой, поэтому  краеведческий материал не только даёт знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, помогает формировать экологическую культуры  школьников.       

        Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Поэтому тема "Наш край" стала концентром всего курса географии. В 6 классе введены уроки о родном крае в разделах "Водоемы" и "Карта России", в 7 классе более подробно изучается  природная зона, в которой расположен наш край "Зона лесов", в 8 классе больше внимания уделяется той части света, в которой расположен свой край.

           Курс  9 класса полностью посвящен изучению темы:  "Наш край".

          Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее связать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитать любовь к Отечеству.

          Часы, выделенные на изучение раздела "Сфера услуг" отведены на изучение раздела "Экономика округа".

Тематический план

     Согласно  учебному плану, для 9-го класса предусмотрено обучение географии в объеме 1 часа в неделю, согласно годовому учебному графику в 2013-2014 учебном году – 34 учебные недели, всего – 34 часа в год.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Любовь к Отчизне окрыляет сердца

5

3.

Природа

8

4.

Экономика округа

5

5

Территориальная организация хозяйства

5

6.

Население края

8

7.

Годовая контрольная работа

1

8.

Повторение

1

34

Содержание:

        В разделе "Введение" идет подготовка учащихся к изучению своего края. Учащиеся знакомятся с историческим прошлым и настоящим своего края.

        Раздел "Любовь к Отчизне окрыляет сердца" рассчитан на знакомство с географическим положением округа на территории России, его государственной символикой, рельефом, природными богатствами.

        В разделе "Природа" учащиеся знакомятся с климатическими особенностями края, закрепляют знания о временах года, водоемах,  растительном и животном мире и правилах по  охране природы.

        Раздел "Экономика округа" рассчитан на знакомство учащихся с промышленными предприятиями своего города и других городах округа, а также знакомство с профессиями, которые  могли бы получить учащиеся после окончания школы.

        В разделе "Население края" идет знакомство с коренными народами округа, их образом жизни, культурой, бытом, основными занятиями.

       "Повторение" рассчитано на закрепление знаний, полученных в течении учебного года.

      В настоящее время изучаемое количество часов, предусмотренное «Программой специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII» под редакцией И.М Бгажноковой  ( 2часа в неделю) изменено (на 1 час в неделю) на основании базисного учебного плана Департамента образования и науки ХМАО.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- особенности географического положения своей местности;

- типичных представителей растительного и животного мира;

- основные мероприятия по охране природы, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

- коренных жителей своего края

Учащиеся должны уметь:

- находить свою местность на карте России(политико-административной, физической);

- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;

- правильно вести себя в природе.

                                                                     Календарно-тематическое планирование по географии

Класс: 9

Учитель: Петунина С.В.

Количество часов: на учебный год 34 в неделю 1

Учебник: Т.К.Орлова, Э.В.Ким « География Ханты-Мансийского Автономного округа»  Москва «Экопрос» 2000г.

Дополнительные учебные пособия: 

                                                                     

                                 

Планирование составлено на основе  программы географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г.

Календарно-тематический план  9 класс

1 четверть- 9 часов

К-во

часов

Дата

Тема

урока

Цель урока

Обор-е

Практическая

деятельность

Словарь

Тип

урока

Введение. Любовь к Отчизне окрыляет сердца-6ч

1

1

Введение

Уточнить знания детей о родном крае.

Р. речь при ответах на вопросы, при составлении рассказа о своем крае.

В. патриотизма.

Беседа о родном крае, работа с картой, зарисовка в тетради флага, выполнение задания в тетради

Югра

Вводный

2

1

Положение на карте. Границы , области, края.

Познакомить с ГП округа, пограничными областями и округами.

К. памяти, внимания, посредством работы с картой.

В. любви к родному краю

карта

Беседа, работа с картой

Пр.р-Обозначение на карте России- ХМАО и его пограничных областей

Округ

Пограничные государства

Сообщ.

новых зн-й

3

1

Поверхность края

Познакомить с рельефом и факторами формирования рельефа.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий форм поверхности ХМАО.

В. прилежания

карта

Работа с учебником

Пр.р-нанесение на к,к названий форм поверхности

Низменность

Возвышенность

Увалы

Комб.

4

1

Полезные ископаемые

Познакомить с ПИ нашего округа, основными месторождениями.

К. мышления при работе с картой и атласом.

В. аккуратности  при работе с к/к.

Коллекция образцов ПИ

Работа с картой

ПР.Р- обозначение на к/к месторождений ПИ

Рудные

Горючие

Строительные

Комб.

5

1

Почвы

Познакомить с почвообразующими факторами.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения видов почв, используя образцы почв.

В. прилежания

Коллекция почв

Работа с учебником

Заполнение таблицы в тетради- почвообразующие факторы

Подзолистые

Торфяно-болотные

Глеевые

Комб.

6

1

Обобщение по теме: «ПИ, ГП, почвы»

Обобщить и уточнить знания о ГП, ПИ и почвах ХМАО.

Р. мышление при работе с картой, речь при составлении рассказа о ГП по плану.

В любви к родному краю.

Карта, план-рассказа

Работа с картой, работа по карточкам, выполнение заданий в тетради

Природа- 3ч

7

1

Климат

Познакомить с климатообразующими факторами.

Р. память при работе с текстом учебника.

В. мотивации к уроку.

карта

Работа с учебником, картой, выполнение заданий по карточкам

Солнечная радиация

Температурный режим

Циркуляция атмосферы

8

1

Лето. Осень. Народные приметы.

Познакомить с климатическими особенностями округа в определенное время года.

Р.память при работе с текстом учебника, речь при составлении рассказов по картине.

В. чувства прекрасного

Работа с учебником. Составление рассказа по картинам, выполнение заданий по карточкам

Осенины

9

1

Зима. Весна. Народные приметы.

Познакомить с климатическими особенностями округа в определенное время года.

Р.память при работе с текстом учебника, речь при составлении рассказов по картине.

В. чувства прекрасного

Картины о зиме

Работа с учебником. Составление рассказа по картинам, выполнение заданий по карточкам

Глухозимье

послезимье

2 четверть- 7 часов

Природа - 5 часов

1

1

Реки, озера, болота округа. Охрана водоемов

Познакомить с речной системой округа и способами охраны водоемов от загрязнения.

Р пространственную ориентировку при работе с картой в процессе нахождения рек и озер.. В. аккуратности при работе с к/к.

карта

Пр.р. с к/к.- обозначение рек, озер. Составление рассказа.

Устье

Исток

Низинные

Верховые

Сфагновые

торфяные

Комб.

2

1

Растительный мир. Лекарственные растения нашего края.

Познакомить с разнообразием растительного мира.

К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений при работе с гербариями.

В.  любви к природе.

Коллекция гербарий

Работа с текстом учебника, работа по карточкам, составление таблицы в тетради

Сосняк

Ельник

Осинник

Кедрач

Комб.

3

1

Животный мир нашего края.

Познакомить с разнообразием животного мира ХМАО.

Р. память при работе с текстом учебника и картинками  животных.

В. бережливости и любви к родному краю.

картинки

Работа с учебником, выполнение заданий в тетради № 36 с. 22

Промысловые

Хищные

травоядные

Комб.

4

1

Заповедники. Заказники.

Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу

Познакомить с заповедными территориями, их растительным и животным миром.

Р. память при работе с картинками, речь при составлении правил охраны природы.

В. любви к родному краю

картинки

карта

Работа с картой,

Составление правил охраны природы, работа по карточкам

Заповедник

Заказник

Памятник природы

Сокол-сапса

Краснозобая казарка

Гусь-пискулька

Комб.

5

Обобщение по теме: «Природа»

Уточнить и обобщить знания о природе нашего края.

К. мышления при работе с картой, памяти при работе с картинками и речи при ответах на вопросы.

В. любви к родному краю.

картинки

Работа с картой, выполнение заданий по карточкам

Обобщ.

    Экономика округа- 2 ч

7

1

Основные этапы развития ХМАО

Познакомить с основными этапами развития экономики округа.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий основных этапов развития.

В. прилежания

Учебник

карта

Работа по учебнику, выполнение задания по тетради,

моноотраслевая

Комб.

8

1

Транспортная сеть округа

Познакомить с транспортной системой округа.

Р.устную речь при ответах на вопросы.

В. мотивации к учению

Учебник

карта

Работа с текстом учебника, составление схемы в тетради, ответы на вопросы

Наземный

Воздушный

трубопроводный

Комб.

3 четверть- 10 часов

Экономика округа-3ч

1

1

Промышленность нашей местности.

Познакомить с промышленными предприятиями округа.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности с опорой на иллюстрации

В. прилежания

Учебник

карта

Работа по карте, выполнение работы по карточкам

Электроэнергетика

Нефтедобывающая

Нефтеперераба-тывающая

Комб.

2

1

Специализация сельского хозяйства

Познакомить с ведущими отраслями сельского хозяйства

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей с/х с опорой на иллюстрации.

В. потребности в учении

Учебник

иллюстрации

Работа с текстом учебника, составление рассказа по плану, работа с карточками

Оленеводство

Рыболовство

звероводство

Комб.

3

1

Обобщение по теме:"Экономика округа"

Обобщить и уточнить знания об экономическом развитии нашего округа.

Р. устную речь при ответах на вопросы.

В. прилежания.

учебник

Работа по карточкам, выполнение заданий в тетради

Урок обобщ.

Территориальная организация хозяйства- 5ч

4

1

Среднеобский экономический район. Сургут. Нижневартовск, Нефтеюганск.

Познакомить с развитием экономики Среднеобского экономического района.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности.

В. мотивации к учению

карта

Работа с текстом учебника, выполнение задания в тетради, составление рассказа по плану

«ЮКОС»

Самотлорское месторождение

Коб.

5

1

Обско-Кондинский экономический район.Ханты-Мансийск, Советский,Урай.

Познакомить с развитием экономики Кондинского  экономического района.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности.

В. мотивации к учению

карта

Работа с текстом учебника, выполнение задания в тетради, составление рассказа по плану, работа по карте

Культурный,

Политический, научный центр

Комб.

6

1

Обско-Кондинский экономический район. Нягань.

Дать представление об экономическом развитии города Нягань.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов.

В. любви к родному городу.

Карта, иллюстрации

Работа по карте, ответы на вопросы

"ЛВЛ-Югра"

"ТНК-Нягань"

ГРЭС

Комб.

7

1

Березовский экономический район.Березово.

Белоярский

Познакомить с развитием экономики Березовского экономического района.

Р. память в процессе запоминания и воспроизведения названий отраслей промышленности.

 В. мотивации к учению

карта

Работа с текстом учебника, по карточкам, составление рассказа по плану

Нефтепереработка

Оленеводство

Комб.

8

1

Обобщение по теме:  "Территориальная организация хозяйства»

Уточнить и закрепить знания по пройденной теме.

Р. речи при составлении рассказа по плану, мышления при работе с картой

В. мотивации к учению

карта

Работа по карте, работа по карточкам, тест

Урок обобщ.

Население края-2 часа

9

1

Население края, его состав.

Познакомить с национальным составом ХМАО.

Р. память, мышление при установлении причинно- следственных связей.

В. патриотизма

Учебник

картинки

Работа с текстом учебника, ответы на вопросы, работа по тетради

Ханты

Манси

Ненцы

Урок изучения нового мат-ла

10

1

Праздники, обряды.

Познакомить с национальными праздниками, обрядами.

Р. память при работе с картинками.

В. чувства прекрасного

картинки

Работа с картинками,

Составление рассказа по картинкам, ответы на вопросы

Медвежий праздник, праздник обласа, день оленевода

Комб

4 четверть- 8 часов

Население края-6 часов

1

1

Жилище народов ханты.

Познакомить с видами жилища.

Р. память при работе с картинками, речь при ответах на вопросы.

В. доброты.

картинки

Беседа о видах жилья,  составление рассказа по картинкам, ответы на вопросы

Чум, навес, амбар, моховый дом

комб

2

1

Национальная кухня народов ханты

Познакомить с национальными блюдами народов ханты.

Р. память, мышление  в результате анализа- синтеза; речь при составлении рассказа по картинкам.

В. мотивации к учению

картинки

Беседа о национальной кухне, ответы на вопросы, работа по тетради, составление рассказа

Юкола

Строганина

Комб

3

1

Национальная одежда, обувь

Познакомить с национальными видами одежды и обуви.

К. зрительного восприятия при работе с картинками.

В. мотивации к учению

Картинки

тетрадь

Беседа, работа в тетради, ответы на вопросы

Кисы

Нырики

Сак

малица

Комб

4

1

Орудия труда, ловли, охоты.

Познакомить с различными видами  орудий труда, ловли, охоты.

Р. память при работе с картинками и текстом учебника

В. трудолюбия

Картинки

учебник

Беседа, работа в тетради, ответы на вопросы, зарисовка в тетради

Лодка-долбленка

Обласа

Стрелы

Колчедан

комб

5

1

Занятия коренных народов севера

Познакомить с основными видами деятельности народов севера.

Р. мышление при работе с картинками.

В. прилежания

картинки

Беседа, ответы на вопросы, составление рассказа по сюжетной картине

Охота

Рыболовсто

оленеводство

Комб

6

Обобщение по теме: «Народы ХМАО»

Уточнить и закрепить знания по теме.

Р. мышление, память, речь при работе с учебником, составлении рассказов по теме.

В. трудолюбия, уважения

Беседа, составление рассказа по картине, ответы на вопросы

Урок обобщ.

7

1

Годовая контрольная работа

Проверить знания, полученные в течении года

тест

К.р.

8

1

Повторение изученного за год.

Повторить и проверить знания полученные в течении учебного года.

Р. память в процессе выполнения заданий по карточкам

Тесты, ответы на вопросы

Урок обобщ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 1 год обучения.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей работы с детьми, обучающимися в школе 8 вида....

Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 2 год обучения.

Рабочая программа по вязанию для специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 3 год обучения.

Рабочая программа по вязанию в сециальной (коррекционной) школе 8 вида....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс

Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...