Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 2 год обучения.
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) по теме

Рабочая программа по вязанию для специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2_god_obucheniya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Раздольненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

УТВЕРЖДАЮ:                            СОГЛАСОВАНО:                       РАССМОТРЕНО -

директор школы                         зам. директора по УР                    на заседании МО-

__________________                  ___________________                  _______________

«___»_________ ____г               «__»  ------- ---------------     г.         « __»________ __г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 

по технологии (вязание) 2 год обучения

предмет.

 

Дьяковой Марины Валентиновны,

 учителя высшей квалификационной категории

Ф.И.О., категория

 

 

 

 

2012- 2013 учебный год.

п. Раздольное.

Вязание.

Пояснительная записка.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению заданий по вязанию простейших изделий.

Обучение вязанию в средних и старших классах   направлено на решение следующих задач:

- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

- уважения к людям труда;

- сообщение элементарных знаний по вязанию, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам вязания, развитие самостоятельности, привитие интереса к процессу вязания;

- формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организовано входить в кабинет, работать только на своем месте, правильно располагать на нем инструменты, убирать их после окончания работы.

        Наряду с этими задачами на занятиях в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

 - способности к анализу ( анализировать объект, условия работы);

 - предварительно планировать ход работы над изделием ( устанавливать логическую последовательность изготовления работы, определять приемы работы);

          - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

        В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки  физического развития, особенно мелкой моторики рук.

        В программе дан примерный перечень изделий, его можно изменить в зависимости от материальной базы школы, подготовленности группы учащихся.

Программа рассчитана на три года обучения.

Во второй год обучения продолжается работа школьников по построению чертежей изделий с постоянным усложнением работы. Учащиеся работают со схемами вязания. Вырабатывается автоматизация вязания простых узоров.  Учащиеся осваивают изготовление изделий, которые состоят из нескольких частей, Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс вязания, анализировать свои действия и их результаты.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

-  развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

а)        формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б)        привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в)        ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г)        развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д)        обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е)        воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж)        овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з)        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые  выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи, учитывать расход пряжи, понимать процесс изготовления пряжи, вникать в положения трудового законодательства. Обучение вязанию развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, вязание формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Второй  год обучения.

Первое полугодие. Вязание спицами.    64 час.

Вводное занятие.  (2 час.) Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасности в рабочем кабинете. Санитарно-гигиенические требования. Распределение рабочих мест.

Теоретические сведения. Из истории вязания спицами. Виды пряжи, спицы. Подбор спиц к пряже. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе со спицами.

Умение. Подбирать спицы к разным видам пряжи.

 

Повторение. (8 час.)  Техника вязания лицевых, изнаночных петель. Кромочные петли. Их значение. Резинка 1х1  Условные обозначения петель. Схемы вязания.

Изделие. Образец узора платочного вязания.

Теоретические сведения. Повторение техники вязания лицевых  петель (классическое) . Кромочные  петли. Их значения при вязании изделия. Набор петель. Условные обозначения петель на схеме.

Умение. Связать образец платочного вязания.  Написать схему узоров.

Практическая работа. Связать образец платочного вязания. Написать схему узора.

Изделие. Образец узора чулочного вязания.

Теоретические сведения. Повторение техники вязания  изнаночных петель (классическое) . Кромочные  петли. Их значения при вязании изделия. Набор петель. Условные обозначения петель на схеме.

Умение. Связать образец чулочной вязки.  Написать схему узоров.

Практическая работа. Связать образец чулочного  вязания.  Написать схему узора.

Изделие. Образец резинки   2х2  (2 час.)

Теоретические сведения. Знакомство с техникой вязания  резинки (классическое) . Кромочные  петли. Их значения при вязании изделия. Набор петель. Условные обозначения петель на схеме.

Умение. Вязать  резинку  2х2.  Написать схему узоров.

Практическая работа. Связать образец резинки  2х2. Написать схему узора.

Изделие. Образец по предложенной схеме.  (12 час.)

Теоретические сведения. Работа по предложенной схеме вязания.  Кромочные  петли. Их значения при вязании изделия. Набор петель. Условные обозначения петель на схеме.

Умение. Вязать предложенный узор по схеме ( шахматка, елочка, треугольники и т.д.) Самостоятельно конструировать схемы узоров.

Практическая работа. Связать образец по предложенной схеме. Написать схему узора.

Изделие. Носки.  (40 час.)

Теоретические сведения. Вязание на пяти спицах по кругу резинки 2х2 и чулочной вязки.  Схема вязания пятки, схема закрытия петель. Ввязывание пряжи другого цвета. Расчет рядов и петель. Различия приемов чулочной вязки и резинки при вязании по кругу на пяти спицах.

Умение. Вязать носки.

Практическая работа.  Расчет количества петель для резинки. Набор петель, вязание резинки 2х2 на пяти спицах. Ввязывание в резинку пряжи другого цвета. Вязание подъема чулочной вязкой на пяти спицах. Вывязывание пятки по схеме. Вязание стопы чулочной вязкой. Убавление петель по схеме.

Второе полугодие. Вязание крючком.  72 час

Вводное занятие.  ( 2 час.) Из истории вязания крючком. Разнообразие изделий, связанных крючком. Подбор крючка к пряже. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с крючком.

Повторение. Техника вязания воздушных петель, столбиков без накида, столбиков с накидом. Условные изображения петель и столбиков на схемах. Чтение схем вязания. Составление схем своих  узоров.

Изделие.  Прихватка.   (4 час.)

Теоретические сведения. Правильное положение крючка в руке вязальщицы. Техника набора первой петли, воздушных петель. Техника вязания столбиков без накида. Петля подъема. Закрепление нити. Условное обозначение воздушных петель в схемах вязания. Техника безопасности при работе с крючком.

        Умение. Вязать квадратное полотно столбиками без накида.

Практическая работа.  Набор воздушных петель. Вязание квадратного полотна столбиками без накида. Обвязывание квадрата столбиками без накида по схеме. Вывязывание воздушных петель для петельки. Оформление работы.

Изделие. Образец по предложенной схеме. (8час)

Теоретические сведения. Работа по предложенной схеме вязания.  Петли подъема. Их значения при вязании изделия. Набор петель. Условные обозначения петель и столбиков  на схеме.

Умение. Вязать предложенный узор по схеме ( сеточка,  роза, лист и т.д.)  

Практическая работа. Связать образец по предложенной схеме. Написать схему узора. Оформить альбом.

Изделие.  Плоская игрушка «Солнышко».  (10 час.)

Теоретические сведения. Правильное положение крючка в руке вязальщицы. Техника набора первой петли. Техника вязания круга по схеме, столбиков без накида. Петля подъема. Вытянутые петли, Закрепление нити. Условное обозначение воздушных петель в схемах вязания. Техника безопасности при работе с крючком.

        Умение. Вязать круглое полотно столбиками без накида. Вязать вытянутые петли.

Практическая работа.  Набор воздушных петель. Вязание круглого  полотна столбиками без накида. Обвязывание круга двумя рядами вытянутых петель  Вязание воздушных петель для рта. Вязание двух кружочков для глаз. Сборка и оформление работы.

Изделие.  Сувенир «Карандашница».  (12 час.)

Теоретические сведения. Правильное положение крючка в руке вязальщицы. Техника набора первой петли. Техника вязания круга по схеме, столбиками без накида. Петля подъема.  Закрепление нити. Условное обозначение воздушных петель в схемах вязания. Техника безопасности при работе с крючком.

        Умение. Вязать круглое полотно столбиками без накида. Вязать по схеме.

Практическая работа.  Набор воздушных петель. Вязание круглого  полотна столбиками без накида. Вязание по схеме. Оформление работы.

Изделие.  Диванная подушка. ( 10час.)

Теоретические сведения. Вязание квадрата по схеме с началом вязания с середины. Правила техники безопасности при работе со швейной иглой.

        Умение. Читать схему. Вязать квадрат  согласно схемы.

Практическая работа.  Вязание  четырех  квадратов по схеме. Сшивание квадратов друг с другом за уголки. Пришивание полученного изделия к плотной наволочке.

Изделие.  Гвоздика  (6 час.)

Теоретические сведения. Правильное положение крючка в руке вязальщицы. Техника набора первой петли, воздушных петель, столбиков без накида и с накидом. Закрепление нити. Условное обозначение воздушных петель в схемах вязания. Техника безопасности при работе с иглой.

        Умение. Связать цветок..

Практическая работа.  Коллективная работа «Букет гвоздик».Вязание венчика и чашечки из центра по кругу. Вязание листьев и бутонов. Сбор и оформление работы.

Изделие.  Салфетка.  (20 час.)

Теоретические сведения. Разбор схемы и техники  вязания салфетки. Разбор схемы вязания каждого ряда. Условные обозначения петель и столбиков в схемах.

        Умение Вязать по схеме.

Практическая работа.  Вязание ажурной салфетки по выбранной схеме.

Примерные нормы оценки практической работы

                                          Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

                                                  Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

 

                                   Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

 

                                 Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов для учащихся 5-9 классов

Контроль уровня обученности

Класс

Виды контроля

КИМ

5 - 7

Проверка знаний:

тесты,

кроссворды,

карточки-задания.

Проверка умений:

практические работы,

тесты,

упражнения.

  1. Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: «Просвещение», 2000


  1. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.

8-9

Проверка знаний:

контрольные задания,

тесты,

кроссворды,

карточки-задания,

тематический срез.

Проверка умений:

практические работы,

тесты,

упражнения.

1. В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», М.: «Дрофа», 2000

2. А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004

Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):

Ку = KN

где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ставится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).

 Оценка вязанного изделия производится по следующим параметрам:

- Качество и аккуратность выполнения изделия.

- Соблюдение нормы времени.

- Соблюдение технологии.

- Организация рабочего места.

- Соблюдение правил техники безопасности.

Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 критерия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если нарушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважительным причинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 1 год обучения.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей работы с детьми, обучающимися в школе 8 вида....

Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 3 год обучения.

Рабочая программа по вязанию в сециальной (коррекционной) школе 8 вида....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс

Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по швейному делу Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционн...