Главные вкладки

    25_01_5класс_общество_труд и творчество
    план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    25_01_5класс_общество_труд и творчество

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 25_01_5klass_obshchestvo_trud_i_tvorchestvo.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    урок обществознание

    класс 5

    тема: «Труд и творчество»

    Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    -  сформировать  представления о роли труда  в жизни человека;

    - сравнить работу   человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

    - дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.

    Развивающие:

    - развить творческие способности, фантазию и воображение;

    - способствовать развитию художественного вкуса учащихся;

    - научить обобщать полученные знания по теме;

    - способствовать развитию коммуникативных навыков работы;

    - формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.

    Воспитательные:

    - воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;

    - способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;

    - выработать активную жизненную позицию;

    - воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

    Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: проектор, компьютер.

    1.Расширить  представления уч-ся о творчестве, как одном из видов трудовой деятельности.

    2.Содействовать расширению кругозора уч-ся через изучение информации о творческих

    достижениях мастеров прошлого и настоящего.

    3.Способствовать  воспитанию уважения к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности.

    УУД.

    Личностные:- формирование готовности к саморазвитию.

    Регулятивные:- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов.

    Познавательные:- анализировать, обобщать, имеющиеся данные, соотносить их к собственным опытом и знаниями.

    Коммуникативные:- развивать коммуникативные  умения учащихся, связанные с работой в группе, публичным выступлением.

    Основные понятия: Палех, Жостово, Павловский посад, Дулево, Гжель.

    Межпредметные связи: при изучении данной темой необходимо опираться  на знания учащихся по таким предметом, как история, технология и изобразительное искусство.

    Ресурсы: компьютер, экран, проектор, доска, диск по обществознанию, презентации учащихся  по мастерам народного творчества.

    Форма урока- фронтальная

    Ход урока:

    I.  

    Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни».  Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд.

    Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

    Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- то, что дает труд. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Радость…

    II.

    Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

    - Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с тем, что дает нам труд, и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас в будущем  было все то, что вы здесь написали.

    - Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.

    -Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество)

    Как догадались?

    -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.

    -Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.

            1. Что такое творчество?

            2. Чем отличается труд человека от «труда» животных?

            3. Кто такие мастер и ремесленник?

            4. Творчество в искусстве.

    III.

     1.

    Изучение новой темы.

    - Итак, ребята, что же такое творчество?

    - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

    - Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.

    Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.

    Творчество- это…

            1. выражение своих эмоций и чувств.

            2. деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

            3. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не         существовавшее.

            4. процесс радостного, позитивного познания жизни.

    Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.

    2.

    В чем отличие труда человека от труда животных (работа в группах)?

    Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить вам небольшое задание. Работать  будем по группам (по 3 человека). Задание: найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных (стр.81). Вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос.  Ответы написать на доске.  

    Различия:

    «Труд» животных:

     -животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

    -не ставят цель при работе; - нет цели

    -какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

    -не умеют планировать работу; - не планируют

    - определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы – не задумываются о сроках, времени.

    Вывод: этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

    А что характерно для труда человека?

    - планирование;

    - создаёт новые машины и механизмы;

    - совершенствует всё вокруг себя.

     Какова цель деятельности человека?

       Удовлетворение своих потребностей.  Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к  выполняемой работе.

    3.

    Самостоятельная работа по учебнику. Найдите в тексте учебника на стр. 83 и запишите в тетради значение новых слов: ремесло, ремесленник, мастер.

    Ремесло – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.

    Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.

    Мастер — человек, достигший высокого мастерства  в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

    (записываем в тетрадь)

      Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

    - писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов.

    Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

    4.

    Физкультминутка.

    Игра «Товары и услуги»

    Я называю слова, если это товар - нужно сделать наклон вперед, если услуга- присесть, руки вперед. (Товар-продукт, произведенный на продажу. Услуга-действие, приносящее пользу другому.)

    Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).

    Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:

    а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;

     б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;

    в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.

    Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

    Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

    В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

    Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

    • кузнечное
    • гончарное
    • плотницкое
    • столярное
    • портняжное

    и многие другие.

    5.

    Фильм «Чем пахнут ремёсла?» (Презентация)

    6.

    Работа по учебнику.

    Откройте стр.87 прочитайте историю строительства  церкви на острове Кижи и скажите какое впечатление  произвело на вас прочитанное?

    - Ответы учащихся.

    7.

    Подведение итогов урока.

    Подведя итог нашему уроку, каждый ряд составит  синквеин со словом творчество. (Группы по очереди читают  полученные стихи).

    8.

    Рефлексия.

    - Наш урок подходит к концу.

    Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.

    Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?

    9.

    Домашнее задание: стр.89, зад. 1 ряд - №2,2 ряд - №4, 3ряд - №5

    И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

    Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

    «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

    Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

    интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

    интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

    Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

    Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

    21_10_5класс_общество_труд и творчество

    21_10_5класс_общество_труд и творчество...