Программа курса «Введение в философию» для 10-11 классов
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Программу элективного курсы для 10-11 классов дает возможность воспитывать нестандартность и логичность мышления, потребность в доказательности и критичность, формирует навыки аргументации и ведения дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_po_filosofii.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:


Программа курса «Введение в философию» для 10-11 классов (68 часов)

Пояснительная записка

“Концепция модернизации российского образования ” в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей  гражданского общества, становлению личности ученика.

Одна из особенностей курса состоит в том, что он должен быть открыт для изменений, которые могут зависеть от уровня развития и интересов учащихся, специфики учебного заведения, злободневности тех или иных философских тем.

Курс рассчитан на учащихся 10-11-х классов, занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Задача курса кроется в необходимости преодоления противоречия между единством мира и фрагментарностью образования. Не секрет, что необходимое и, в других отношениях, рациональное деление образовательного процесса на отдельные предметы приводит к тому, что у учащихся не складывается представление о единстве процессов, происходящих в окружающем мире. Все приобретенные знания лежат как бы в отдельных «коробочках» и мало связаны между собой. Например, дети часто даже не замечают удивительного факта, что математика – самая умозрительная наука, развивающаяся как будто сама из себя, успешно описывает реальные природные процессы. Для преодоления фрагментарности пытаются применить так называемые межпредметные связи, но они явно недостаточны и, кроме того, очень часто приобретают

искусственный и схоластический характер. Между тем, именно философия собирает воедино все знания о мире, помогает создать единый взгляд на окружающее, преодолеть эклектичность, свойственную обыденному сознанию. Главное содержание деятельности ребенка в школе – познание. Но ни один  школьный предмет не дает представление о сути и закономерностях этого процесса.

Помочь учащемуся осмыслить свою деятельность, подойти к ней осознанно и рационально помогает введение в курс проблем гносеологии. Кроме того, необходимо познакомить учащихся с различными методами познания мира, особенно с методами и спецификой научного познания. Эта необходимость особенно остра сейчас, когда вокруг детей разливается целое море так называемых «паранаучных» теорий и взглядов, которые своей таинственностью очень привлекают детей. Четкое представление о том, что такое факт, теория, гипотеза, какими методами пользуется наука, помогает приобрести иммунитет против псевдонаучного мусора.

Особенно велика ценность приобщения к философским проблемам для развития интеллектуальной сферы личности ребенка. Занятие философией воспитывает нестандартность и логичность мышления, потребность в доказательности и критичность, формирует навыки аргументации и ведения дискуссии.

Кроме того, процесс овладения философскими знаниями очень хорошо

соответствует специфике подросткового возраста. Потребность в осмыслении мира, своего места в нем, решение вечных вопросов бытия на личностном уровне – всему этому помогает занятие философией. Исследование мотивации занятия учащихся теми или иными предметами позволяет сделать вывод, что главный мотив изучения философии – «мне это интересно».

Таким образом, главными целями ведения данного курса являются:

  • Преодоление фрагментарности образования и формирование представления о единстве мира.
  • Понимание сути процесса познания, специфики отдельных форм познания, особенно научного.
  • Создание благоприятных условий для развития интеллектуальной и

эмоциональной сфер личности ребенка.

  • Усиление мотивации познания мира вообще и образовательной

деятельности в частности. 

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

Заявленные темы курса предполагают активные методы преподавания: мини-лекции и семинары с элементами дискуссии, создание эвристических ситуаций, проектная деятельность.

В ходе изучения курса учащиеся должны знать:

  • представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и философских системах;
  • научное и религиозное представление о человеке и смысле бытия

уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления) их место и значение в жизни человека и общества;
  • осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных);
  • сравнивать взгляды, выявляя общие черты и различия, сопоставлять различные подходы к изучаемым проблемам;
  • участвовать в дискуссиях по предлагаемым проблемам;
  • формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по темам;
  • оценивать различные суждения с точки зрения науки;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, творческую работу, устное выступление;
  • применять полученные знания в процессе решении познавательных и практических задач;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки своего повеления и поведения окружающих;
  •  для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В процессе ведения курса необходимо в максимальной степени обеспечивать диалогичность обучения. Как нигде, именно в философии недопустимо выдавать ребенку готовые знания. Важно стимулировать процесс мышления, самостоятельный поиск ответа на вопросы. Философия – процесс размышления, а не полка с умными книгами. Этому должен быть подчинен выбор методик и педагогических технологий. Конечно, многое в этом выборе определяется уровнем и характером данного конкретного класса и умением учителя, но в любом случае предпочтение должно отдаваться методам, предполагающим максимальную свободу и активность учащихся.

Домашние задания обязательно должны носить творческий характер. Не страницы и параграфы учебника, тем более что дети очень быстро убеждаются в том, что учебник – это не книга мудрости, а мнение того или иного человека, а вопросы, которые задевают детей за живое, подталкивают их к процессу размышления, основаны на окружающей реальности. Хорошо, если домашние задания выполняются по принципу добровольности.

К оценке знаний надо также подходить творчески. Высокие оценки ставятся не за выученность того или иного положения, а за яркость и

нестандартность мышления, его глубину и доказательность, широту кругозора и культуры.

Содержание курса.

Тема 1. Введение в предмет. 10 часов.

Специфика предмета, его отличия от других школьных курсов.

Сложность окружающего мира. «Вечные» вопросы, которые встают перед каждым человеком. Постоянное изменение мира. Невозможность окончательного решения многих общечеловеческих проблем.

Обыденное сознание, его ограниченность. Необходимость развивать способность к мышлению. Цель курса. Зарождение философии.

Мировоззрение и его элементы. Мироощущение. Истоки и предшественники философии. Мифология. Религия. Концепция «осевого времени». Общее и особенное в сравнении философии и религии. Отрасли философских знаний. Онтология, гносеология, эстетика, этика, философия истории.

Философско-мировоззренческие позиции. Теоцентризм, антропоцентризм,

природоцентризм, сциентизм.

Основной вопрос философии, его различные формулировки и интерпретации.

Материализм и идеализм и их исторические формы. Дуализм. Эклектика в

философии.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм.

Представление о специфики философского познания мира.

Тема 2. Понятие о материи и ее свойствах. 14 часов.

Философские понятия и категории. Их отличие от научных категорий и

определений.

Объективная реальность. Субъективная реальность. Бытие.

Понятие материи. Изменение представления о материи. Материя как философская категория. Отличие философского и физического представления о материи. Связь философских представлений о материи с развитием естественных наук. Уровни организации материи.

Движение как философская категория. Виды движения материи. Первичное

представление о развитии и прогрессе.

Пространство и время как философские категории. Комплексность изучения

пространства и времени. Объективность пространства и времени. Проблема их первичности или вторичности по отношению к материи. Проблема одновременности и ее философский и физический смысл. Статическая и динамическая концепции времени.

Направленность времени. Необратимость времени и ее физические обоснования.

Однонаправленность времени и причинность.

Структурность материи, ее сохранение, другие свойства.

Современные научные представления о свойствах материи. Представление о законах развития материального мира и основных принципах его существования (системность, самоорганизация, симметрия, стохастичность и др). Основные виды взаимодействия материальных объектов.

Понятие о Вселенной и гипотезы о ее возникновении и развитии.

Антропный принцип.

Связь и различие философской и физической картины мира.

Тема 3. Понятие о сознании. 8 часов.

Понятие о сознании. Сознание и окружающий мир. Развитие представлений о сознании. Религия и наука: постановка проблем сознания.

Процессы, лежащие в основе сознания. Связь сознания и речи. Язык как культурная система.

Структура сознания. Различные взгляды на эту проблему. Понятие о

бессознательном в современной философии и психологии.

Гипотезы о происхождении сознания.

Проблемы сознания и разума. Проблема искусственного интеллекта.

Тема 4. Процесс познания. 8 часов.

Ступени познания. Чувственное познание. Роль органов чувств в познании. Ощущения, восприятие, представление. Роль чувственного отражения в процессе познания.

Абстрактное мышление. Связь с речью. Понятия, суждения, умозаключения.

Воображение, память, интуиция.

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм. Агностицизм.

Релятивизм. Скептицизм.

Субъект и объект познания.

Структура познавательной деятельности. Познавательная, эмоциональная и

мотивационно-волевая составляющая.

Виды познания. Научное познание, философское, художественное, обыденное.

«Паранаучное познание». Специфика видов познания. Научное познание, его

особенности, значение.

Понятие об истине. Классическая концепция, когерентная концепция,

прагматическая концепция.

Объективное и субъективное в истине. Абсолютное и относительное. Конкретность истины. Истина как процесс.

Понятие о свободе воли.

Процесс познание и обучение.

Тема 5. Системность. 6 часов.

Проблема устройства мироздания. Часть и целое. Принцип целостности. Типы связей: связи строения, функционирования, развития.

Форма и содержание. Упорядоченность бытия.

Элементы и структура. Понятие системы. Системные эффекты. Реактивные,

адаптивные, активные системы.

Свойства системы. Различные уровни системной организации.

Понятие о системном анализе.

Система как основное понятие современной науки.

Тема 6. Метафизика, диалектика, синергетика. 16 часов.

Развитие и прогресс. Прогресс как одна из основных идей 19-н.20 веков. Изменение представления о прогрессе. Прогресс и второе начало термодинамики. Прогресс в живой природе. Проблема прогресса в обществе. Типы прогресса. Критерии прогресса.

Метафизика, диалектика и синергетика как картины мира. Связь с развитием

естественных наук.

Понятие о метафизической картине мира. Неометафизика.

Зарождение диалектики. Диалектика в античной философии. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. Ограниченность и историческая обусловленность диалектической картины мира.

Понятие о синергетике. Зарождение синергетики. Синергетика и нелинейное

мышление. Принципы синергетической картины мира. Точки бифуркации. Флуктуации. Синергетика и наука о хаосе. Понятие об аттракторах.

«Конец науки». Рождение нового понимания науки.

Стохастичность мироздания. Вероятность и открытость будущего.

Перспективность синергетической картины мира.

Тема 7. Принцип детерминизма. 7 часов.

Понятие о детерминации как один из основных принципов устройства мира. Связи и взаимодействия как исходные понятия детерминации.

Причинность как вид детерминации. Другие виды детерминации.

Причина и следствие. Асимметричность и необратимость связи. Сложные причинно-следственные связи. Причинное основание. Условия. Повод.

Необходимость и случайность. Вероятность. Динамические законы.

Соотношение вероятности и порядка.

Понятие о теории вероятности.

Возможность и действительность.

Механистический детерминизм. Демон Лапласа. Фатализм. Волюнтаризм.

Некоторые современные проблемы детерминизма.

Тема 8. Понятие об эстетике. 2 часа.

Эстетика как область философских знаний.

Основные принципы эстетики. Направления современной эстетической мысли.

Тема 9. Понятие об этике. 2 часа.

Основные проблемы этики как отрасли философии.

Этические концепции и их значение для культуры. Проблема свободы воли.

Этические принципы и религия.

Тема 10. Философия истории. 20 часов.

Понятие о философии истории.

Направления развития социальной философии. Социологический идеализм.

Географический детерминизм. Исторический материализм. Биологизм, психологизм, техницизм.

Циклическая и линеарная концепции истории. Уровни интерпретации истории.

Античная циклическая парадигма истории. Цивилизационный или культурно-исторический подход.

Парадигма исторического прогресса. Прогрессизм и утопизм. Концепция «конца истории».

Постмодернистское представление об истории.

Формационная концепция истории. Достоинства и недостатки.

Цивилизационный взгляд на историю. Понятие «цивилизации». Шпенглер, Тойнби, П. Сорокин. Современный взгляд на цивилизацию, ее основу и элементы. Соотношение формационного и цивилизационного подходов.

Социальные структуры и их анализ. Этнические структуры. Поселенческие,

демографические, классовые и другие структуры. Стратификация.

Экологическая сфера жизни общества.

Государство в истории общества.

Детерминизм в истории. Проблема движущих сил истории.

Законы и закономерности в применении к историческому процессу.

Проблема прогресса в истории.

Современные проблемы в развитии человечества.

Тема 11. История философии. 24 часа.

Древняя восточная философия. Индийская философия. Философия буддизма.

Древнекитайская философия. Специфика восточной философии.

Античная школа. От мифа к Логосу. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Семь мудрецов. Пифагор и его школа. Гераклит Эфесский. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Эмпедокл. Анаксагор. Атомизм Левкиппа-Демокрита.

Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик. Сократ. Платон. Аристотель.

Философия раннего эллинизма. Киники и скептики. Эпикур и эпикурейцы.

Стоицизм. Неоплатонизм, Плотин.

Философия средневековья. Блаженный Августин. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия. П. Абеляр. Фома Аквинский. Р. Бэкон. Д. Скотт. У.Оккам. Проблема универсалий.

Философия эпохи Возрождения. М. Монтень. Пико делла Мирандола. Николай Кузанский. Я. Беме. Дж. Бруно.

Западноевропейская философия 17-18 вв. Ф. Бэкон. Т. Гоббс. Рене Декарт. Б.

Паскаль. Б. Спиноза. Г. Лейбниц. Дж. Беркли. Д. Юм.

Философия французского Просвещения. Вольтер. Руссо. Д. Дидро. П. Гольбах.

Немецкая классическая философия. И. Кант. Фихте. Ф. Шеллинг. Г. Гегель. Л. Фейербах.

Западная философия конца 19-20 веков. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Ф. Ницше. А. Бергсон. Герменевтика. Тейяр де Шарден. М. Хайдеггер. К. Ясперс. Ж.П.Сартр.

Неопозитивисты. К. Поппер.

Русская философия. А.Н.Радищев. П.Я.Чаадаев. Славянофилы. Западники.

Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский. Федоров, Леонтьев, Розанов. В.С.Соловьев.

О философии 20 века.

Тема 12. Обобщение 4 часа.

Место философии в системе познания мира. Возможности и ограниченность

философских знаний. Будущее философии.

Источники.

  1. Библия: Книга Священного Писания. Ветхий и Новый Завет (любое издание).
  2. Вернадский В. И. Ноосфера. М., 1994г.
  3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии (любое издание)
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 г.
  5. Древнекитайская философия. Антология. М., 1994 г.
  6. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 г.
  7. Коран (любое издание)
  8. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1992 г.
  9. Философский словарь. М., 1980 г.
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.
  11. Энциклопедия мысли; Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. СПб., 1997 кн. 1,2.
  12. Эстетика: Словарь. М., 1989 г.
  13. Юнг. К. Г. Душа и миф. М., 1997 г.

Литература для учителя.

  1. Апресян Р. Г. Идея морали. М., 1995 г.
  2. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992 г.
  3. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1994 г.
  4. Гуревич П. С. Человек. М., 1995 г.
  5. Кравченко А. И, Введение в социологию. М., 1994 г.
  6. Купцов В. И. Человек и общество. Современный мир. М., 1994 г.
  7. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г.
  8. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. М., 1997 г.

Литература для учащихся.

  1. Аграшенков А. Психология на каждый день. М., 1997 г.
  2. Введение в обществознание (под редакцией Л. Н. Боголюбова) М., 2003 г.
  3. Гуревич П. С. Философский словарь. М., 1997 г.
  4. Человек. М., 1995 г.
  5. Елисеев Г. А. История религий. М., 1997 г.
  6. Козлов Н. Философские сказки. М., 1994 г.
  7. Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 1996 г.
  8. Таранов П. С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости. Симферополь 1996г.
  9. Энциклопедия обрядов и обычаев. М., 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для 10-11–х классов «Введение в социологию»

Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; на...

рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов.

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование куса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов создана для учащихся профильного уровня. Курс рассчитан на 68 уч. часа. 34 часа в 10 классе и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Введение в философию»

РУП элективного курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по  «обществознанию».Данный курс представляет обществоведческий модуль по философии. Основными объектами ...

Рабочая программа курса "Введение в биологию" 5 класс УМК А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского

Программа курса "Введение в биологию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей прог...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА курса «Введение в экологию: Живая планета» 5 класс

Курс "Введение в экологию: Живая планета"  предназначена для учащихся 5 классов и имеет цель - становление экологической культуры как культуры разумного потребления, э\здорового образа ...

Рабочие программа кружка "Введение в философию" для 10-х классов

Философия   — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, ...

Рабочая программа курса "Введение в химию" 7 класс

Содержание курса “Введение в химию”  ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе....