Рабочие программа кружка "Введение в философию" для 10-х классов
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Цырендашиев Жамьян Жаргалович

Философия   — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества.

Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли.

Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной работы и, главным образом, за счет самостоятельной работы над рекомендованной учебной и научной литературой, выполнения домашних заданий.

Программа Философии насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками, обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов.

Как программа дополнительного образования Философия выполняет две основные функции: вводит слушателей в философскую реальность и обеспечивает их надлежащую философскую подготовку.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы современного философского развития. Здесь обучающиеся знакомятся с исходными понятиями и событиями философии, с ее героями— что позволяет более полно изучать другие дисциплины социально – экономического цикла.

Вторая функция — развитие абстрактного, аналитического мышления, формирование философского мировоззрения как наиболее прогрессивного.

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы - социально-гуманитарная

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Новизна данной программы заключается в глубоком уяснение смысла современного знания философии приобретение навыков размышления на философские вопросы, направленных на повышение уровня обществоведческих знаний и социального воспитания подрастающего поколения.

Новизна дополнительной программы основана на комплексном подходе к подготовке сознательного гражданина.

Актуальность программы в том, что в современном обществе как никогда требуется широко образованный специалист, способный к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой и социальной грамотностью, мыслящий в лучших традициях философского мировоззрения.

1.3. Цели и задачи программы: 

В результате изучения программы обучающийся должен

Цель - дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы

Задачи:

  1. Образовательные
  • Формировать теоретические знания о этапах развития философии
  • научить делать анализ философских мыслей выдающихся философов;
  • научить учащихся давать оценку главных философских вопросов;
  • научить анализировать, делать выводы.
  1. Развивающие
  • развивать аналитические способности учащихся
  • сформировать умение применять основные философские знания
  • сформировать навыки анализа философских идей прошлого и современности.
  • сформировать умение определять стадии развития философии
  • подготовка теоретической базы, необходимой для успешного изучения всех последующих обществоведческих дисциплин и для будущей практической работы.
  1. Воспитательные
  • формировать личностные качества воспитанников
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к законности и правопорядку
  • содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_filosofii.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 33» 

«Рассмотрено на заседании методического объединения»

____/____/___

«Согласовано   с Методическим советом гимназии»

___/____/___

         «Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ»

__________________2019 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по философии

для учащихся 10-х классов

 

Цырендашиев Ж.Ж.,

учитель истории и обществознания

Улан-Удэ

2019 г.

Пояснительная записка

Философия   — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества.

Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли.

Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной работы и, главным образом, за счет самостоятельной работы над рекомендованной учебной и научной литературой, выполнения домашних заданий.

Программа Философии насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками, обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов.

Как программа дополнительного образования Философия выполняет две основные функции: вводит слушателей в философскую реальность и обеспечивает их надлежащую философскую подготовку.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы современного философского развития. Здесь обучающиеся знакомятся с исходными понятиями и событиями философии, с ее героями— что позволяет более полно изучать другие дисциплины социально – экономического цикла.

Вторая функция — развитие абстрактного, аналитического мышления, формирование философского мировоззрения как наиболее прогрессивного.

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы - социально-гуманитарная

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность 

Новизна данной программы заключается в глубоком уяснение смысла современного знания философии приобретение навыков размышления на философские вопросы, направленных на повышение уровня обществоведческих знаний и социального воспитания подрастающего поколения.

Новизна дополнительной программы основана на комплексном подходе к подготовке сознательного гражданина.

Актуальность программы в том, что в современном обществе как никогда требуется широко образованный специалист, способный к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой и социальной грамотностью, мыслящий в лучших традициях философского мировоззрения.

1.3. Цели и задачи программы:  

В результате изучения программы обучающийся должен

Цель - дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы

Задачи:

  1. Образовательные
  • Формировать теоретические знания о этапах развития философии
  • научить делать анализ философских мыслей выдающихся философов;
  • научить учащихся давать оценку главных философских вопросов;
  • научить анализировать, делать выводы.
  1. Развивающие
  • развивать аналитические способности учащихся
  • сформировать умение применять основные философские знания
  • сформировать навыки анализа философских идей прошлого и современности.
  • сформировать умение определять стадии развития философии
  • подготовка теоретической базы, необходимой для успешного изучения всех последующих обществоведческих дисциплин и для будущей практической работы.
  1. Воспитательные
  • формировать личностные качества воспитанников
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к законности и правопорядку
  • содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.

1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ

Отличительной особенностью программы Философия является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся, выбрать приоритетное направление в обществоведческом знании и максимально реализовать себя в нём.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы

Программа адресована подросткам 15-17 лет

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа кружка рассчитана на 1 год.

1.7. Формы  и режим занятий:

Программа предусматривает изучение теоретического материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по наиболее общим закономерностям возникновения, развития функционирования философской мысли. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию по философским вопросам, определять основные философские вопросы, сформировать философские понятия, анализа современной философской мысли, анализа философских проблем и категорий.

Самостоятельная работа, в т.ч. с использованием рабочих тетрадей по Философии  позволяет закрепить знания, а также осуществить контроль их усвоения.

Проведения практических занятий в кружке «Философия» не предусмотрено.

Основными формами работы являются: выполнение заданий в рабочей тетради, подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, защита проектов, экскурсии и т.д.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • применять теоретические положения при изучении обществоведческих дисциплин;
  • оперировать философскими понятиями и категориями;
  • применять на практике нормы различных отраслей философии.
  • закономерности возникновения и функционирования философии как науки;
  • основы философские категории;
  • понятие, типы и формы философских знаний;
  • роль философии  в изучении современного общества;
  • систему и элементы обществознание;
  • формы реализации философского  образования.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, городских , всероссийских и международных конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень гражданской активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека.

На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, патриотизм, уважение к закону, внимательность, самостоятельность.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы 

По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:

1.   Оформление докладов, рефератов, презентаций.

2.   Участие в конкурсах различных уровней.

3.   Экскурсии в музей политической истории.

4.   Публикация материалов в СМИ, сборниках научных трудов конференций.

2. Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество

часов

I

Раздел 1.   Предмет философии и ее история

22

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии

2

Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия.

8

Тема 1.3. Философия возрождения и нового времени.

8

Тема 1.4. Современная философия.

4

II

Раздел 2. Структура и основные направления философии

15

Тема 2.1.  Методы философии ее внутреннее строение.

4

Тема 2.2. Учение о бытие и теория познания.

4

Тема 2.3. Этика и социальная философия

2

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение.

3

Итого:

35

3. Содержание изучаемого курса

Тема. 1.1. Основные понятия и предмет философии

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). «Философия Древнего и Китая, и Древней Индии: сравнительный аспект» Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

«Философские школы Древней Греции»

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

Тема 1.3 Философия нового времени

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового

времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.  «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем, составить сравнительную таблицу основных

философских систем XVIII-XIX вв.         

«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Тема 1.4 Современная философия

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и

экзистенциализм. Философия бессознательного. Основные направления философии ХХ в», Э. Фромм «Душа человека   Особенности русской философии. Русская идея.

«Философия экзистенциализма и психоанализа»;

В.С. Соловьев «Русская идея»

Тема 2.1 Методы философии, ее внутреннее строение

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные

картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная

(Новое время, ХХ век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления «Философская система нашего времени: основные черты»

Тема 2.2 Учение о бытие и теория познания  

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные

онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного

познания.

Тема 2.3 Этика и социальная философия

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как

высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное

непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием

достижений науки, техники и технологий.

Влияние природы на общество.

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:

ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение

Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

Сходство и отличие

философии от искусства, религии, науки и идеологии.

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и

мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.

Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Самостоятельная работа подразумевает выполнение следующих заданий:

  1. Решение ситуационных задач на выделение элементов состава правонарушения.
  2. Составить электронную презентацию по теме: «Немецкая классическая философия»
  3. Заполнить таблицу «Этапы развития философии».

Завершает работу кружка зачетное занятие в игровой форме.

4. Методическое обеспечение программы

- Дидактический материал;

- методические разработки внеклассных мероприятий;

- аудиозаписи

5. Список использованных источников

Основная

1.        Горелов А.А. Основы философии: учебное  пособие  для  студ.  сред.  проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2010.  –  256  с  (с хрестоматией).

2.        Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.  - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)

3.        Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.

4.        Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для ссузов / О. Н. Стрельник. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 312 с. —(Учебники для ссузов).

Дополнительная литература и источники

5.        Анишкин  В.Г., Шманева  Л.В.  Великие  мыслители:  история  и  основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 337 с.

6.        Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.Балашов  В.Е.  Занимательная  философия.  –  М.:  Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2014. – 172 с.

7.        Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

8.        Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс – М.: Основы православной культуры, 2005.  – 200 с.

9.        Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс – М.: Основы православной культуры, 2006. – 312 с.

10.        .Балашев Л.Е. Практическая философия. – М., 2001.

11.        Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991.

12.        Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.

13.        Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.

14.        Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.

15.        Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М. Омега-Л, 2006. – 370 с.

16.        Джон Уайатт.  На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. СПб.: Мирт, 2003. – 362 с.

17.        Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

18.        Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

19.        Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

20.        Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. Л. 1982.

21.        Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.

22.        Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.

23.        Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.

24.        Кохановский  В.П.,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П.,  Жаров  Л.В.  Основы философии:  учебное  пособие  для  сред.  спец.  учеб.  заведений.  –  Ростов  н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

25.        Краткий философский словарь  / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.

26.        Скирбекк  Г.  История  философии:  Учебное  пособие  /  Пер.  с  англ.  В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

27.        Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.

28.        Мусина Л.М. Теория познания. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. - М., 2000.

29.        Радугин А.А. Философия. – М., 1996.

30.        Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.

31.        Радугин А.А.  Философия. Курс лекций. – М.: «Владос», 1995.

32.        Философия. – ФЕНИКС, Ростов-н-Д., 1995.

33.        Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.

Интернет-ресурсы

34.        Институт философии РАН. Электронная библиотека по философии/ http://iph.ras.ru/

35.        Журнал «Вопросы философии». Электронная библиотека публикаций http://vphil.ru/

36.        Цифровая библиотека по философии/ http://filosof.historic.ru/

37.        Национальная философская энциклопедия/ http://terme.ru/

38.        Философия в России /philosophy.ru

39.        Все о философии/intencia.ru

40.        Философской антропологии/ anthropology.ru

41.    Философия Возрождения  http://www.runivers.ru/lib/book6227/142220/

42.    Философия нового времени http://philosophy.ru/library/russell/01/04.html

Специфические интернет-источники

  1. Большая российская юридическая энциклопедия. - http://www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html 
  2. Введение в социальную философию/http://libsib.ru/vvedenie-v-sotsialnuiu-filosofiiu
  3. Масленников Д.В.. Гегелевская логика логоса и русская религиозная философия права http://ibif.nm.ru/conferences/mvd/maslennikov.htm 
  4. Синченко. Г.Ч. Русское столетие философии права http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1998-i1/a005/article.html
  5. Философия права: Программа курса. Сост.: Слесарева Г. Ф. http://www.asergo.nm.ru/info/phillaw.htm 
  6. Философия права/http://www.ido.rudn.ru/philosophy/10.html#10.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...