Рабочие программа кружка "Введение в философию" для 10-х классов
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Философия — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества.
Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли.
Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной работы и, главным образом, за счет самостоятельной работы над рекомендованной учебной и научной литературой, выполнения домашних заданий.
Программа Философии насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками, обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов.
Как программа дополнительного образования Философия выполняет две основные функции: вводит слушателей в философскую реальность и обеспечивает их надлежащую философскую подготовку.
Первая функция реализуется, когда изучаются основы современного философского развития. Здесь обучающиеся знакомятся с исходными понятиями и событиями философии, с ее героями— что позволяет более полно изучать другие дисциплины социально – экономического цикла.
Вторая функция — развитие абстрактного, аналитического мышления, формирование философского мировоззрения как наиболее прогрессивного.
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы - социально-гуманитарная
1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в глубоком уяснение смысла современного знания философии приобретение навыков размышления на философские вопросы, направленных на повышение уровня обществоведческих знаний и социального воспитания подрастающего поколения.
Новизна дополнительной программы основана на комплексном подходе к подготовке сознательного гражданина.
Актуальность программы в том, что в современном обществе как никогда требуется широко образованный специалист, способный к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой и социальной грамотностью, мыслящий в лучших традициях философского мировоззрения.
1.3. Цели и задачи программы:
В результате изучения программы обучающийся должен
Цель - дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы
Задачи:
- Образовательные
- Формировать теоретические знания о этапах развития философии
- научить делать анализ философских мыслей выдающихся философов;
- научить учащихся давать оценку главных философских вопросов;
- научить анализировать, делать выводы.
- Развивающие
- развивать аналитические способности учащихся
- сформировать умение применять основные философские знания
- сформировать навыки анализа философских идей прошлого и современности.
- сформировать умение определять стадии развития философии
- подготовка теоретической базы, необходимой для успешного изучения всех последующих обществоведческих дисциплин и для будущей практической работы.
- Воспитательные
- формировать личностные качества воспитанников
- воспитывать патриотические чувства, уважение к законности и правопорядку
- содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_filosofii.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 33»
«Рассмотрено на заседании методического объединения» ____/____/___ | «Согласовано с Методическим советом гимназии» ___/____/___ | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ» __________________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по философии
для учащихся 10-х классов
Цырендашиев Ж.Ж.,
учитель истории и обществознания
Улан-Удэ
2019 г.
Пояснительная записка
Философия — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества.
Занятия в кружке «Философия» дают всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли.
Успешное изучение философии, глубокое уяснение смысла философских идей, приобретение навыков правильного применения философского мышления достигается в ходе всей учебной работы и, главным образом, за счет самостоятельной работы над рекомендованной учебной и научной литературой, выполнения домашних заданий.
Программа Философии насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками, обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов.
Как программа дополнительного образования Философия выполняет две основные функции: вводит слушателей в философскую реальность и обеспечивает их надлежащую философскую подготовку.
Первая функция реализуется, когда изучаются основы современного философского развития. Здесь обучающиеся знакомятся с исходными понятиями и событиями философии, с ее героями— что позволяет более полно изучать другие дисциплины социально – экономического цикла.
Вторая функция — развитие абстрактного, аналитического мышления, формирование философского мировоззрения как наиболее прогрессивного.
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы - социально-гуманитарная
1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в глубоком уяснение смысла современного знания философии приобретение навыков размышления на философские вопросы, направленных на повышение уровня обществоведческих знаний и социального воспитания подрастающего поколения.
Новизна дополнительной программы основана на комплексном подходе к подготовке сознательного гражданина.
Актуальность программы в том, что в современном обществе как никогда требуется широко образованный специалист, способный к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой и социальной грамотностью, мыслящий в лучших традициях философского мировоззрения.
1.3. Цели и задачи программы:
В результате изучения программы обучающийся должен
Цель - дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы
Задачи:
- Образовательные
- Формировать теоретические знания о этапах развития философии
- научить делать анализ философских мыслей выдающихся философов;
- научить учащихся давать оценку главных философских вопросов;
- научить анализировать, делать выводы.
- Развивающие
- развивать аналитические способности учащихся
- сформировать умение применять основные философские знания
- сформировать навыки анализа философских идей прошлого и современности.
- сформировать умение определять стадии развития философии
- подготовка теоретической базы, необходимой для успешного изучения всех последующих обществоведческих дисциплин и для будущей практической работы.
- Воспитательные
- формировать личностные качества воспитанников
- воспитывать патриотические чувства, уважение к законности и правопорядку
- содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.
1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ
Отличительной особенностью программы Философия является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся, выбрать приоритетное направление в обществоведческом знании и максимально реализовать себя в нём.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы
Программа адресована подросткам 15-17 лет
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа кружка рассчитана на 1 год.
1.7. Формы и режим занятий:
Программа предусматривает изучение теоретического материала, который раскрывается в ходе занятий. Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по наиболее общим закономерностям возникновения, развития функционирования философской мысли. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию по философским вопросам, определять основные философские вопросы, сформировать философские понятия, анализа современной философской мысли, анализа философских проблем и категорий.
Самостоятельная работа, в т.ч. с использованием рабочих тетрадей по Философии позволяет закрепить знания, а также осуществить контроль их усвоения.
Проведения практических занятий в кружке «Философия» не предусмотрено.
Основными формами работы являются: выполнение заданий в рабочей тетради, подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, защита проектов, экскурсии и т.д.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся должны знать и уметь:
- применять теоретические положения при изучении обществоведческих дисциплин;
- оперировать философскими понятиями и категориями;
- применять на практике нормы различных отраслей философии.
- закономерности возникновения и функционирования философии как науки;
- основы философские категории;
- понятие, типы и формы философских знаний;
- роль философии в изучении современного общества;
- систему и элементы обществознание;
- формы реализации философского образования.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, городских , всероссийских и международных конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень гражданской активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека.
На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, патриотизм, уважение к закону, внимательность, самостоятельность.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:
1. Оформление докладов, рефератов, презентаций.
2. Участие в конкурсах различных уровней.
3. Экскурсии в музей политической истории.
4. Публикация материалов в СМИ, сборниках научных трудов конференций.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
I | Раздел 1. Предмет философии и ее история | 22 |
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | 2 | |
Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия. | 8 | |
Тема 1.3. Философия возрождения и нового времени. | 8 | |
Тема 1.4. Современная философия. | 4 | |
II | Раздел 2. Структура и основные направления философии | 15 |
Тема 2.1. Методы философии ее внутреннее строение. | 4 | |
Тема 2.2. Учение о бытие и теория познания. | 4 | |
Тема 2.3. Этика и социальная философия | 2 | |
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение. | 3 | |
Итого: | 35 |
3. Содержание изучаемого курса
Тема. 1.1. Основные понятия и предмет философии
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). «Философия Древнего и Китая, и Древней Индии: сравнительный аспект» Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
«Философские школы Древней Греции»
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
Тема 1.3 Философия нового времени
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем, составить сравнительную таблицу основных
философских систем XVIII-XIX вв.
«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
Тема 1.4 Современная философия
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и
экзистенциализм. Философия бессознательного. Основные направления философии ХХ в», Э. Фромм «Душа человека Особенности русской философии. Русская идея.
«Философия экзистенциализма и психоанализа»;
В.С. Соловьев «Русская идея»
Тема 2.1 Методы философии, ее внутреннее строение
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные
картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная
(Новое время, ХХ век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления «Философская система нашего времени: основные черты»
Тема 2.2 Учение о бытие и теория познания
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
Тема 2.3 Этика и социальная философия
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как
высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Влияние природы на общество.
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение
Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
Сходство и отличие
философии от искусства, религии, науки и идеологии.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Самостоятельная работа подразумевает выполнение следующих заданий:
- Решение ситуационных задач на выделение элементов состава правонарушения.
- Составить электронную презентацию по теме: «Немецкая классическая философия»
- Заполнить таблицу «Этапы развития философии».
Завершает работу кружка зачетное занятие в игровой форме.
4. Методическое обеспечение программы
- Дидактический материал;
- методические разработки внеклассных мероприятий;
- аудиозаписи
5. Список использованных источников
Основная
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.
4. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для ссузов / О. Н. Стрельник. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 312 с. —(Учебники для ссузов).
Дополнительная литература и источники
5. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 337 с.
6. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2014. – 172 с.
7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
8. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс – М.: Основы православной культуры, 2005. – 200 с.
9. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс – М.: Основы православной культуры, 2006. – 312 с.
10. .Балашев Л.Е. Практическая философия. – М., 2001.
11. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991.
12. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.
13. Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.
14. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.
15. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М. Омега-Л, 2006. – 370 с.
16. Джон Уайатт. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. СПб.: Мирт, 2003. – 362 с.
17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
18. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
19. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
20. Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. Л. 1982.
21. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
22. Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.
23. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.
24. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
25. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
26. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
27. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.
28. Мусина Л.М. Теория познания. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. - М., 2000.
29. Радугин А.А. Философия. – М., 1996.
30. Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.
31. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М.: «Владос», 1995.
32. Философия. – ФЕНИКС, Ростов-н-Д., 1995.
33. Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.
Интернет-ресурсы
34. Институт философии РАН. Электронная библиотека по философии/ http://iph.ras.ru/
35. Журнал «Вопросы философии». Электронная библиотека публикаций http://vphil.ru/
36. Цифровая библиотека по философии/ http://filosof.historic.ru/
37. Национальная философская энциклопедия/ http://terme.ru/
38. Философия в России /philosophy.ru
39. Все о философии/intencia.ru
40. Философской антропологии/ anthropology.ru
41. Философия Возрождения http://www.runivers.ru/lib/book6227/142220/
42. Философия нового времени http://philosophy.ru/library/russell/01/04.html
Специфические интернет-источники
- Большая российская юридическая энциклопедия. - http://www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html
- Введение в социальную философию/http://libsib.ru/vvedenie-v-sotsialnuiu-filosofiiu
- Масленников Д.В.. Гегелевская логика логоса и русская религиозная философия права http://ibif.nm.ru/conferences/mvd/maslennikov.htm
- Синченко. Г.Ч. Русское столетие философии права http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1998-i1/a005/article.html
- Философия права: Программа курса. Сост.: Слесарева Г. Ф. http://www.asergo.nm.ru/info/phillaw.htm
- Философия права/http://www.ido.rudn.ru/philosophy/10.html#10.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...