РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Введение в философию»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

РУП элективного курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по  «обществознанию».

Данный курс представляет обществоведческий модуль по философии. Основными объектами изучения  являются: человек в обществе, познание и познавательная деятельность человека, общество, специфика социально-гуманитарных знаний в историко-культурном контексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_filosofiya10.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  по делам  образования г. Челябинска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

г.Челябинск, 454139, ул.Новороссийская, 77-а, тел/факс 253-28-34

е-mаil: MOUSOCH46@yandex.ru

«____»_______________2011_г.

                                   

                                           

«Утверждено»          

Директор школы ______________

                                                                                                                                                                     /Сагандыкова С.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

                             по  элективному курсу  «Введение в философию»   10 класс

                                                            на 2011 – 2012 учебный год      

                                                                                             

                                                                                                       Преподаватель:   Левина Н.В.

                                                                                                               учитель   истории, обществознания,

                                                                                  высшей категории  

                                                                                 

                         

                            Рассмотрено на заседании МО                                    Согласовано с учебной частью

                            Пр. № _____ от _____________                                  «____» _____________2011 г.

                            Руководитель МО                                                             Зам. директора по УР

                           ___________________________                                   ________________________

                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ          10 класс

1. Пояснительная записка                                                                                                                                      - 3-

2. Содержание программы                                                                                                                                    - 7 -

3. Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы                     - 11 -

4. Календарно-тематический план реализации рабочей программы, поурочное планирование                                      - 12 -

5. Требования к уровню подготовки                                                                                                                    - 18 -

6. Характеристика контрольно-измерительных материалов                                                                                                    - 20 -

7.  Приложения.                                                                                                                                                                                     - 21 -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                         к рабочей  учебной программе   элективного  курса  «Введение в философию»   10 класс

Рабочая учебная программа  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. № 1089).
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования  по истории (базовый уровень), 2004г.  /www.ed.gov.ru/ 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010г. № 2080  «Федеральный перечень учебников,       рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год»;
  • «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 - 2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04 -997).
  • Областной  базисный учебный  план   2011 -2012  учебного года;
  • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).
  • Инструктивно-методическое письмо  Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011г № 103/4275   «О преподавании учебного предмета «Обществознание»  в общеобразовательных учреждениях Челябинской области  в 2011-2012 учебном году».
  • Тематический план обществоведческого модуля «Введение в философию».- Киприянова Е.В.Обществознание:введение в философию. Познавательно-творческие задания: методическе пособие для учителей.-Ростов на Дону,Легион,2008.
  • Учебный план  МОУ  № 46  на 2011-2012 учебный год.

            Рабочая программа ориентирована на следующие  цели  изучения  обществознания  на ступени среднего общего (полного) образования:

  • Развитие личности, ее духовно-нравственной  культуры,  социального поведения.
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений.

               Согласно  учебному плану МОУ № 46  на изучение элективного курса в 10 классе  выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).

РУП элективного курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по  «обществознанию».

Данный курс представляет обществоведческий модуль по философии. Основными объектами изучения  являются: человек в обществе, познание и познавательная деятельность человека, общество, специфика социально-гуманитарных знаний в историко-культурном контексте.

       Изучение материала осуществляется в соответствии с предложенной тематический планом  последовательностью.

 (Киприянова Е.В.Обществознание:введение в философию. Познавательно-творческие задания: методическе пособие для учителей.-Ростов на Дону,Легион,2008.)

Распределение часов по темам    

Содержательные линии

Кол-во часов

10 класс

1

Философия и её роль в обществе

2

Философия человека

3

Знание, сознание, познание

4

Социальная философия

5

Социально-гуманитарные знания в историко-культурном контексте

6

Перспективы развития человека и человечества

                                                                  Система оценивания.

        Основными формами контроля определены фронтальный и индивидуальный, устный и письменный опрос: проверочные работы, тесты, познавательные задания, анализ источников, эссе, творческие задания.

         Основными обьектами контроля являются общеучебные и предметные знания, умения, навыки.

Итоговой оценкой элективного курса является «зачет» по итогам  творческой защиты проекта по одной из тем курса.

                                                                                                  Содержание
                            ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Философия и ее роль в обществе (8 ч.)

Место философии в системе обществознания. Различные типы философствования. Специфика философского знания: 
философия и наука, философия в религия, философия и искусство. Смысл философских проблем. Фундаментальные  вопросы философии. Основные функции философии. Основные философские направления, течения, школы. 
Философия человека (14 ч.) 
Сущность человека как проблема философии. Бытие человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком. 
Биологическая природа человека. Люди и животные. Показатели физического развития человека: биологическое совершенство или ущербность человека. Возможности и границы биологической адаптации человека к внешним условиям. Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного развития? Биологические факторы антропосоциогенеза.


Социальная сущность и социальная обусловленность человека. Значение социальной среды в развитии человека. Социальные факторы антропосоциогенеза. 
Деятельность как способ существования людей. Потребности в интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты. Поведение. 
Личность. Социальные качества личности. Структура личности. Социальное и индивидуальное в человеке. 
Основополагающие  категории  человеческого бытия. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода в ответственность. Свобода выбора. Любовь и счастье. Смерть и смысл жизни. 
Сознание, познание, знание (14 ч.
Природные предпосылки сознания. Сознание человека. Споры о природе и эволюции сознания. Идолы сознания Ф. Бэкона. 
Сознание и мышление. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Понятие информации. 
Сознательное и бессознательное. Структура личности в учении З.Фрейда: Я, ОНО, сверх-Я. Архетипы коллективного бессознательного. Сознание как космический феномен. Коллективное бессознательное. 
Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. 
Онтология и теория познания (гносеология). Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. 
Понятие научной истины, её критерии. Относвтельность истины. Истина и заблуждение. 
Диалектический путь познания. Диалектическая модель объекта познания. Материя. 
Человек, Вселенная, природа: макрокосм в микрокосм. Социальные формы познания мира. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравствённая культура. 
Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.

Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. 
Социальная философия 
(16 ч.)

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Структуры и модели общества. Социальная система и ее среда. 
Факторы изменения социума. Типы социальной динамики. Революционное и эволюционное в историческом процессе. 
Формации и цивилизации. Типологии обществ. дискуссии о постиндустриальном и информационном обществе. 
Исторический процесс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса. Альтернативность истории. Стадии исторического процесса. Смысл истории. Законы общественного развития. 
Процессы глобализации и становление единого человечества. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационному обществу. Глобальные проблемы современности. 
духовная жизнь людей. Общественное в индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности. 

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. 
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Феномен  «массовой культуры». «Восстание масс» Х.О.-иГассета. Одномерный человек. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации. 
Социально-гуманитарные знания в историко-культурном контексте (16 ч.) 
Философия древней Индии, философия древнего Китая, философия древней Греции. Проблематика человека в раннефилософских учениях. древневосточная и древнегреческая философские традиции в изучении человека. Этика

даосизма: культ неделания и естественности. Конфуцианская этика долга. Античный вдеал гармонически развитой л вч ности. Этический рационализм Сократа. 
Философия средневековья. Религиозные учения о сотворении человека. Христианская концепция человека. Человек как центр и высшая цель мироздания. 
Философия Нового времени. Изменение представлений человеке в Новое время. рационалистическая традиция 
европейской философии. Проблема сознания в философии Р.Декарта. Просветительская трактовка человека. Филосо
фия эпохи Просвещения. 
Немецкая классическая философия. Нравственный императив И.Канта. Западноевропейская философия ХIХ в. 
Философские споры о сущности человека в ХIХ веке. Эволюционная теория происхождения человека. Различные 
к объяснению механизма эволюции: приспособление к среде (К.Ламарк), естественный отбор (Ч.Дарвин), Мутационная гипотеза (Де Фриз). Эволюционная теория в свете современных научных данных палеонтологии, эмбриологии и других наук. 
Орудийно-трудовая теория становления человека и ее современные оценки. Проблема отчуждения человека в марксистской философии 
Философские искания ХХ века. Философская мистика ХХ века. Новый поворот к человеку Близость к миру конкретного индивида. Основные категории человеческого бытия в экзистенциализме: забота, покинутость, страх, смерть, выбор, ответственность. Человек в пограничной ситуации. «Вопрошающий» человек М.Хайдеггера. Проблема человека в русском экзистенциализме. 
Гипотеза космического (внеземного) происхождения жизни: за и против. 
Перспективы развития человека и человечества (2 ч.) 
К чему и куда идет человечество в своем развитии. Дискуссии о будущем человеческого рода: гуманистическая экология, технократический путь, избавление от «лишних» людей, космизация жизни человека. Идея ноосферы (В.И. Вернадский).Стратегия выживания.Неогуманизм.

Требования к уровню подготовки      

Знать/понимать:

• биологическую сущность человека,основные этапы и факторы социализации личности,место и роль человека в системе общественных отношений,                                                                                                              
• специфику философского знания, этапы развития философской мысли, ценностные основания основных исторических эпох; 
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; 
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; 
• особенности социально-гуманитарных знаний в различные исторические эпохи. 
Уметь: 
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами в признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; 
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека а общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);  
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; 
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; 
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных  обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 
• подготовить устное выступление, творческую работу  по социальной проблематике; 
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальны м социальным проблемам. 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; 
• совершенствования собственной познавательной деятельности; 
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования ,собранной социальной информации; 
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; 
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий; 
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; 
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»

Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Рабочая программа факультативного курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»

Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»....

Рабочая программа элективного курса "Введение в физику" 6 класс

Данная программа элективного курса имеет целью подготовить обучающихся к изучению физики в 7 классе. Планируемые результаты изучения курса включают в себя личностные,  метапредметные и  пред...

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"

Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

Рабочая программа элективного курса "Введение в нанотехнологии" 10 класс

Программа разработана на основе программы элективных курсовдля уча­щихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с....