Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
    рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

    Рыжакова Инга Николаевна

    Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_8_klass.docx25.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа элективного курса «Введение в языкознание. Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

    Количество часов в год-34

    Количество часов в неделю-1

     Элективный курс русского языка «Введение в языкознание. Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

    Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения элективного курса:

    • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
    • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
    • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

    • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
    • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
    • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактирование собственного текста;        
    • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
    • соблюдение в практике письма основных норм языка;
    • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

      Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Тема 1.  Построение сжатого изложения

    Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • адекватно воспринимать авторский замысел;
    • вычленять главное в информации;
    • сокращать текст различными способами;
    • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

    Контроль знаний: построение сжатого изложения.

    Тема 2. Средства выразительности речи

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

    Тема 3. Стилистика русского языка

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

      Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

    Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

    Тема 4.  Нормы русской орфографии

    Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

     Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

    Тема 5. Морфемика и словообразование.

    Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Основные способы образования слов.

    Обучающиеся должны знать:

    • виды морфем;
    • морфемный и словообразовательный анализы слова.

                Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

    Тема 6. Морфология.

    Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Обучающиеся должны знать:

    • систему частей речи в русском языке.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.

    Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

    Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

    Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

    Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

     

    Тематическое планирование курса

    Тема занятия

    Виды работ

    1

    Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    Лекция учителя

    2-3

    Построение сжатого изложения.

    Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

    Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

    4-5

    Сжатое изложение. Редактирование изложения.

    Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

    6

    Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

    7-8

    Средства выразительности речи.

    9-10

    Стилистика русского языка.

    11-12

    Нормы русской орфографии.

    Орфограммы в корне.

    Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

    13

    Орфограммы в приставках и суффиксах.

    14

    Н – нн в различный частях речи.

    15

    Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

    Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

    16

    Морфология, морфологические признаки частей речи.

    Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

    17

    Синтаксические и пунктуационные нормы.

    Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

    Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

    18

    Виды односоставных предложений.

    19

    Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

    20

    Характеристика предложений, синтаксический разбор.

    21

    Вводные слова и обращения.

    22

    Обособленные определение и приложения.

    23

    Обособленные обстоятельства.

    24-25

    Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

    26

    Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

    27

    Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

    Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

    28

    Классификация грамматических и речевых ошибок.

    29

    Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

    30

    Редактирование сочинения С2.1.

    31

    Редактирование сочинения С2.2.

    32-33

    Построение сочинения-рассуждения.

    34

    Итоговое тестирование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

    В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

    Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

    Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

    Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»

    Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...

    Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

    В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...

    Рабочая программа элективного курса "Введение в физику" 6 класс

    Данная программа элективного курса имеет целью подготовить обучающихся к изучению физики в 7 классе. Планируемые результаты изучения курса включают в себя личностные,  метапредметные и  пред...

    Рабочая программа элективного курса "Введение в нанотехнологии" 10 класс

    Программа разработана на основе программы элективных курсовдля уча­щихся 10-11классов общеобразовательных школ. — СПб.: Школьная лига, Издательство «Лемма», 2013. - 44 с....

    Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

    Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...