Рабочая программа элективного курса "Введение в практическую социологию"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Базаева Татьяна Константиновна

Рабочая программа элективного курса "Введение в практическую социологию" для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса по выбору

«Введение в практическую социологию»

  1. Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования[1] изучение курса «Введение в практическую социологию» обеспечивает:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
  1. Личностные планируемые результаты

Таблица 117

п/п

УУД

Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов

10 класс

11 класс

1

Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное)

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн)

1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка

1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок

1.3. Сформированность самоуважения и «здоровой» «Я-концепции»

1.3. Обладание чувством собственного достоинства

1.4. Устойчивая установка на принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей

1.5. Осознание важности служения Отечеству, его защиты

1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите

1.6. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона

1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

1.7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

2

Смыслообразование

2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами

2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности

2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос-лыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

2.5. Сформированность представлений о негативных последствиях экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам для личности и общества

2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

2.6. Наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

2.7. Сформированность ответственного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, владение основами оказания первой помощи

2.7. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

2.8. Способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов

2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни

2.9. Понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности

2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей

3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей

3.2. Сформированность современной экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды

3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

3.3. Принятие ценностей семейной жизни

3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

3.4. Сформированность эстетического отношения к продуктам, как собственной, так и других людей, учебно-исследовательской, проектной и иных видов деятельности

3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

1.2. Метапредметные планируемые результаты

Таблица 118

Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые результаты

Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии)

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1 Целеполагание

Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция»

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Кейс-метод

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РПланирование

Р2.1 Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности

Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Кейс-метод

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РПрогнозирование

Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

Р3.3 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Кейс-метод

Технология формирующего оценивания (прием «прогностическая самооценка»)

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РКонтроль и коррекция

Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

Технология формирующего оценивания

Поэтапное формирование умственных действий

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РОценка

Р5.1 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Технология формирующего оценивания

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РПознавательная рефлексия

Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Рефлексия»

Постановка и решение учебных задач

Технология формирующего оценивания

РПринятие решений

Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Кейс-метод

Учебно-познавательная и учебно-практические задача «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П8 Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.1 Искать и находить обобщенные способы решения задач

П8.2 Владеть навыками разрешения проблем

П8.3 Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания

П8.4 Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин

П8.5 Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач

П8.6 Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

П8.7 Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

П8.8 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

П8.9 Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.10 Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.11 Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

П8.11.1 ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

П8.11.3 планировать работу;

П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

П8.11.6 структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

П8.11.7 использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

П8.11.8 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

П8.11.9 осуществлять презентацию результатов;

П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

П8.11.11 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

П8.11.13 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

П8.11.15 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

П8.11.16 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Технология формирующего оценивания

Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Межпредметные интегративные погружения

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

П9 Работа с информацией

П9.1 Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач

П9.2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

П9.4 Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность

П9.5 Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов

П9.6 Уметь ориентироваться в различных источниках информации

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

П10 Моделирование

П10.1 Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка граф-схем

П11 ИКТ-компетентность

П11.1 Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «ИКТ-компетентность»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К12 Сотрудничество

К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

К12.2 Учитывать позиции других участников деятельности

К12.3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого

К12.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

К12.5 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

К12.6 Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

К12.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Постановка и решение учебных задач

Кейс-метод

Смена рабочих зон

Дискуссия

Дебаты

Групповые проекты

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Сотрудничество»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

К13 Коммуникация

К13.1 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

 

1.3. Предметные планируемые результаты

Социологическое знание

Обучающийся научится:

  • выявлять особенности социального познания и характеризовать основные этапы развития социологии как науки;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами основные понятия социологии;
  • высказывать обоснованное суждение о роли социологии в современном обществе.

Технология социологического исследования

Обучающийся научится:

  • оценивать актуальность проблематики исследования;
  • осуществлять выбор темы исследования и формулировать гипотезу исследования;
  • формулировать цель и задачи исследования;
  • выделять этапы исследования и составлять план работы;
  • различать виды социологических источников и определять базу конкретного социологического исследования;
  • характеризовать основные методы социального познания и осуществлять отбор изученных методов для эффективного решения конкретных социологических задач;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Актуальные вопросы практической социологии

Обучающийся научится:

  • характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
  • выделять критерии социальной стратификации;анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать роль семьи в современном обществе; находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

– характеризовать этапы социализации индивида, выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать и анализировать ситуации разрешения конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в России и на Южном Урале, высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать роль толерантности в современном мире; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность адаптации и самореализации человека в современном обществе;

– использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

 

Учебно-исследовательская работа по социологии

–применять знания о современных социологических теориях и методах познания социальных явлений и процессов, осуществляя социологическое исследование по выбранной теме;

– оценивать полученную в ходе исследования информацию с точки зрения ее объективности и значимости для решения поставленных задач;

– определять практическую значимость исследования;

–владеть основными правилами оформления учебно-исследовательской работы по социологии (в т.ч. правилами составления библиографического списка) и применять их на практике;

– осуществлять экспертную оценку своей исследовательской деятельности;

– использовать полученные знания для публичной защиты результатов исследования.

  1. Содержание курса

Раздел 1. Социологическое знание (8 часов)

Социология в системе научного знания. Предмет социологии и её структура.

Фундаментальные понятия социологии: социальный институт, социальный статус, социальная структура, социальная стратификация, социальная группа, социальный состав, культура, социальная роль, социальная страта, социальный конфликт, социальный контроль, социализация.

История становления и развития социологии как науки. О. Конт – основоположник социологии.

Основные направления современных социологических исследований.

Раздел 2. Технология социологического исследования (12 часов)

Понятийно-терминологическое обеспечение социологического исследования. Дефиниция. Словари и справочники. Советы начинающему социологу.

Стратегия социологического исследования. Выбор и формулирование темы исследования. Информационное поле темы исследования. Актуальность темы исследования. Противоречие и проблема исследования. Цель исследования.

Тактика социологического исследования. Объект и предмет исследования. Место гипотезы в социологическом исследовании. Задачи и этапы исследования.

Источники социологического исследования. Письменные источники. Теоретические источники. База социологического исследования.

Система методов социологического исследования. Методы получения и сбора значимой информации. Теоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация, моделирование) и практические (наблюдение, опрос, интервью, беседа) методы. Количественные и качественные методы обработки информации.

Характеристика юного социолога-исследователя. Респондент. Репрезентативность. Принципы выборочного исследования.

Раздел 3. Актуальные вопросы практической социологии (38 часов)

Общество как социальная система. Элементы общества: социальные институты, социальные общности, группы и организации. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

Социальные институты. Виды социальных институтов, их взаимосвязь и иерархия. Функции социальных институтов и влияние на индивида. Тенденции развития в современном обществе.

Подходы к структурированию общества. Социальная дифференциация и стратификация. Критерии социальной стратификации. Проблема социального неравенства и социальной справедливости.

Социальный статус, виды статусов. Социальная роль и ролевое поведение. Ролевой конфликт и способы разрешения ролевого конфликта. Социальная мобильность, каналы социальной мобильности в современном обществе.

Социальные нормы. Социальный контроль и девиантное поведение. Социализация: понятие, этапы, агенты социализации. Нарушения социализации: десоциализация, ресоциализация. Социальная адаптация: понятие, ресурсы адаптации, факторы адаптации. Типы адаптивного поведения, адаптационная стратегия.

Социальная группа. Виды социальных групп: малые и большие, первичные и вторичные, формальные и неформальные. Референтные группы. Положение человека в малой группе – лидер и аутсайдер.

Социометрия. Групповая сплочённость, конформизм. Авторитет, лидерство. Типы лидеров: явный лидер, формальный и неформальный лидер, деловой лидер, эмоциональный лидер, универсальный лидер («социометрическая звезда»).

Социальный конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликта.

Молодёжь с точки зрения социологии. Социально-психологические особенности молодёжи. Молодёжная субкультура. Особенности современной молодёжи. Проблемы молодежи. Государственная молодёжная политика.

Семья и брак в социологическом и юридическом смысле. Виды и функции семьи. Семейные роли и ценности. Тенденции развития института семьи и брака в современном мире. Проблемы развития института семьи в России, семейная политика Российской Федерации и её правовые основы.

Демографические проблемы современной России.

Раздел 4. Учебно-исследовательская работа по социологии (12 часов)

Самоэкспертиза социологического исследования. Практическая значимость исследования. Достоверность и обоснованность исследования. Положения исследования, выносимые на защиту.

Оформление учебно-исследовательской работы по социологии. Структура учебного исследования. Правила библиографического описания.

Презентация и защита учебно-исследовательских работ по социологии на научно-практической конференции учащихся.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10-11 классы (68 ч)

Таблица 119

п/п

Тема с учетом НРЭО

Материал учебного

пособия

Текущий контроль успеваемости

 

Раздел 1. Социологическое знание (8 ч)

Раздел 1

 

1-2.

Социология в системе научного знания (предмет социологии и её структура)

Гл.1

 

3-4.

Фундаментальные понятия социологии: личность, социальный институт, социальный статус, социальная структура, социальная стратификация, социальная группа, социальный состав, культура, социальная роль, социальная страта, социальный конфликт, социальный контроль, социализация

Гл.1

 

5-6.

История становления и развития социологии как науки

Гл.1

 

7-8.

Основные направления современных социологических исследований

Гл.1

 

 

Раздел 2. Технология социологического исследования (12 ч)

Раздел 2

 

9-10.

Понятийно-терминологическое обеспечение социологического исследования

Доп.лит.

 

11-12.

Стратегия социологического исследования. Тема и цель исследования

Доп.лит.

 

13-14.

Тактика социологического исследования. Объект и предмет, гипотеза, задачи и этапы исследования

Доп.лит.

 

15-16.

Источники и база социологического исследования

Доп.лит.

 

17-18.

Методы социологического исследования

Гл.1

 

19-20.

Характеристика юного социолога-исследователя

Доп.лит.

 

 

Раздел 3. Актуальные вопросы практической социологии (38 ч)

Раздел 3

 

21

Общество как социальная система

Гл.1

 

22

Социальное взаимодействие и социальные отношения

Гл.2

 

23-24

Социальные интересы. Социальный конфликт

Гл.6

 

25

Правила разрешения конфликта

Гл.6

Практическая работа №1

26

Социальные институты

Гл.6

 

27

Многообразие социальных институтов и их роль в обществе

Гл.6

Практическая работа №2

28-29

Социальная структура и стратификация. Критерии стратификации

Гл.7

 

30

Социальное неравенство

Гл.7

 

31

Социальные проблемы современной России

 

Практическая работа №3 (представлена в репозитории ПР №3)

32

Социальный статус, виды статусов

Гл.6

 

33-34

Социальная роль и ролевое поведение. Социальные роли юношества

Гл.6

 

35

Ролевой конфликт, способы решения ролевых конфликтов

 

 

36-37

Социальная мобильность, каналы социальной мобильности в современном обществе

Гл.6

 

38

Социальные нормы

Гл.5

 

39-40

Социальный контроль и девиантное поведение

Гл.5

 

41-42

Социализация и социальная адаптация

Гл.4

 

43

Адаптационные стратегии личности в изменяющемся обществе

 

Практическая работа №4 (представлена в репозитории ПР №4)

44-45

Социальные группы. Особенности и функции малой группы

Гл.6

 

46

Социометрия школьного класса

 

Практическая работа №5 (представлена в репозитории ПР №5)

47

Молодежь как социальная группа

Гл.6

 

48

Молодежная субкультура

 

Практическая работа №6 (представлена в репозитории ПР №6)

49

Молодежь на рынке труда

 

Практическая работа №7 (представлена в репозитории ПР №7)

50-51

Семья и брак

Доп.лит.

 

52-53

Семейная политика Российской Федерации и её правовые основы

Доп.лит.

 

54

Семья в современном обществе

 

Практическая работа №8 (представлена в репозитории ПР №8)

55

Социальная политика в РФ

Гл.7

 

56

Демографические проблемы современной России

 

Практическая работа №9 (представлена в репозитории ПР №9)

 

Раздел 4. Учебно-исследовательская работа по социологии (12 ч.)

Раздел 4

Проектная работа

57-60

Самоэкспертиза социологического исследования. Практическая значимость исследования. Достоверность и обоснованность исследования. Положения, выносимые на защиту исследования

 

 

61-64

Оформление учебно-исследовательских проектов по социологии

 

Учебный проект (представлен в репозитории УП №1)

65-68

Презентация и защита учебно-исследовательских проектов по социологии на научно-практической конференции учащихся

 

 

Литература

  • Ученики и учебные пособия, входящие в Федеральный перечень учебников

Соболева О. Б. Обществознание. 10 класс / О. Б. Соболева, В. В. Барабанов, С. Г. Кошкина, С. Н. Малявин. – М. : Вентана-Граф, 2019. – 336 с.

  • Учебные пособия, допущенные к использованию

Кравченко А. И. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс / А. И. Кравченко, Р. И. Хасбулатов, С. В. Агафонов. – М. : ДРОФА, 2019. – 384 с.

  • Дополнительная литература

Кравченко А. И. Введение в социологию. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.

Кравченко А. И. Социология. – М. : Академический проект, 2010. – 512 с.

 

[1] Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса "Практическая стилистика"

Программа курса составлена на основе государственной программы по русскому языку под редакцией Власенкова А.И. и инструктивно-методическому письму « О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном г...

Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич

Рабочая программа элективного курса  «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...

Программа элективного курса "Введение в социологию"

Элективный курс «Введение в социологию» рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.  Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук.Программа курс...

Рабочая программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" для 8-11 классов

Данный курс направлен на совершенствование знаний грамматики и лексики как наиболее трудные аспекты речевой деятельности....

Рабочая программа элективного курса Практическая орфография для 9 класса

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Основные цели курса:- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за к...

Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс

Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к русскому языку.Значимость программы  состоит в углублении  ли...