Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"
учебно-методический материал по обществознанию ( класс) на тему

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_opyt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская СОШ»

Выступление на педагогическом совете

«Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по

 обществознанию»

               

Подготовила: Пустышкина Татьяна Владимировна

учитель истории и обществознания

1. Большое количество сдающих

Прежде всего я хочу обратить ваше внимание на эту таблицу, где отображены примерные данные за 5 лет, где видно, сколько учащихся сдавало обществознание и историю. И так как егэ по обществознанию сдают большинство, то и говорить я буду о подготовке к егэ по обществознанию.

ЕГЭ по обществознанию самый массовый экзамен после обязательных – русского языка и математики. В нем принимают участие более половины выпускников. Обществознание нужно при поступлении на факультеты где осуществляется подготовка социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников, социологов, специалистов таможенного дела, профессионалов в области рекламы, правоохранительной и даже издательской деятельности

На первый взгляд предмет кажется нетрудным (как дети мне говорят жизненный), поэтому его выбирает подавляющее большинство тех выпускников, которые так до конца не определились, куда они будут поступать. Также обществознание выбирают и слабые ученики, то есть те, у которых проблемы с большинством остальных предметов.  

И не трудно догадаться, что процент выполнения заданий на экзамене у этих выпускников гораздо ниже. Т.о. к экзамену я готовлю учеников с очень разным уровнем знаний и подготовки.

Отсюда вытекает необходимость строить преподавание таким образом, чтобы каждый ученик на уроке сделал максимум возможного на «своем» уровне.

Знакомство с заданиями егэ я начинаю  с 5-6 классов. На уроках  дети выполняют задания разного уровня, это могут быть тесты, или задания из части В и С.

На уроках, слабый ученик осваивает науку выполнения классического экзаменационного задания, сильный ученик (в т.ч. олимпиадник) выполняет модифицированное (усложненное) задание по этой теме.

Конечно, проводятся диагностические и репетиционные работы, анализ которых позволяет мне корректировать ход подготовки и ориентирует обучающихся на получение определенного бала на экзамене.

2. Огромный объем информации

Одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. В числе этих наук – экономика, социология, юриспруденция, политология, социальная психология, культурология, философия. Они являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера жизни общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. Указанные восемь линий представлены соответствующими позициями (блоками, разделами) в кодификаторе контрольных измерительных материалов единого экзамена по обществознанию. Каждый вариант экзаменационной работы включает задания, относящиеся ко всем названным выше содержательным линиям школьного курса обществознания.

  1. Специфика социальных наук

Каждая из наук, входящих в данный интегрированный курс имеет свой предмет и метод. На этом слайде можно видеть, как с точки зрения этих наук выглядит их общий объект исследования – семья.

Разные предметы

Социальная психология при ее изучении делает акцент на понимание семьи как малой социальной группы и ее важность в жизни отдельного человека

Социология – как одного из важнейших для общества социальных институтов

Экономика – как разновидность домохозяйства

Политология – может изучать семью как потенциальный электорат

В праве под семьёй понимается законный союз, находящийся под защитой государства. 

Каждая из этих наук изучает объект  не только общенаучными, но и своими специфическими методами.

Различается и понятийный аппарат этих наук. Если в культурологии мы встретим более 500 определений термина «культура», то в праве определение у термина всегда одно и оно очень жесткое, записанное в законе. Любое отступление в определении термина «преступление» будет ошибкой.

При этом ученик на экзамене должен четко понимать в рамках какой науки ему задан вопрос. В случае, если ученик осветил политологическую проблему только в терминах права, это будет равнозначно отсутствию ответа.

Такие грубые ошибки совершают в основном слабые ученики.

  1. Разнообразие предлагаемых заданий

ЕГЭ по обществознанию, как интегрированный курс, включает в себя большое количество самых разноплановых заданий: анализ диаграмм, графиков, решение задач, анализ научных текстов по социально-значимой тематике, составление планов, написание эссе.

Для того чтобы дети легче ориентировались в заданиях, в требованиях к ним и могли самостоятельно ознакомиться с необходимой информацией я делаю для них памятки, таблицы, схемы. В классе оформлен стенд посвященный ЕГЭ.

Памятка для решения познавательных задач

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
  2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
  • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
  • подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
  • выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
  • сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
  • соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
  3. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
  • соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
  • если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
  • нет ли противоречий между вашими аргументами;
  • нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
  • можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
  • не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Т.к. в курсе обществознания не выделено специальных уроков на изучение методики выполнения того или иного задания, то приходится тщательно планировать при изучении какого материала целесообразно вводить тот или иной тип заданий. Практически все проверочные работы проходят в формате ЕГЭ, что позволяет отследить не только уровень знаний, но и уровень владения методикой выполнения.

  1. Связь с другими школьными дисциплинами

Многие задания экзамена предполагают оперирование понятиями – этот навык относится к метапредметным умениям и развивается в различных школьных курсах на всем протяжении обучения.

Написание эссе включают в себя экзамены по литературе, русскому, английскому языку и истории. Несмотря на различное количество критериев,

в основе лежит общее – работа с тезисом и аргументами.

Задания по экономике зачастую требуют хороших математических навыков.

И здесь мы учителя-предметники при грамотно выстроенном взаимодействии могли бы оказать друг другу неоценимую помощь в формировании метапредметных навыков как того требуют ФГОСы нового поколения.

К примеру:

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

  1. Ограниченность социального опыта обучающихся

Большинство заданий части С требует приведения теоретической и фактической аргументации. Не для кого не секрет, что современный обучающийся не слишком начитан и не интересуется происходящими в мире событиями. Большинство семей не выписывает газет, телевизионные новости сложны для анализа неподготовленным  зрителем.

Отсюда вытекают следующие типичные ошибки:

- Слабость методологической культуры анализа социальной информации, не различение таких компонентов как   «тезис и аргумент», «факт и мнение»,  «довод и оценка».  

- некритическое восприятие социальной информации, почерпнутой из сообщений СМИ, Интернета. В результате встречающиеся в них сомнительные факты, несостоятельные или  провокационные утверждения, заведомо односторонние суждения и предвзятые оценки нередко используются учащимися в качестве доказательной базы в эссе,  при конкретизации приведенных положений в других заданиях части С.    

- Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, противоречия общественной жизни. Это проявляется, в частности, в неспособности развернуть афористическое высказывание, избранное в качестве темы эссе, в актуальную проблему.

-  Преобладание плоского, одномерного взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями), связи функциональные и структурные.      

Для преодоления этих трудностей начиная с 6 класса уеникам в качестве домашнего задания предлагается обзор СМИ за неделю по определенной тематике:

в 6 классе – привести примеры событий, которые относятся к различным сферам жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной)

в 9 классе –определить, какие полномочия были реализованы президентом в тех или иных его действиях, нашедших отражение в новостной ленте на официальном сайте президента РФ за последнюю неделю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Выступление на педагогическом совете "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения."

Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к  ЕГЭ.На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закреплени...

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».

Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам...

Выступление к педагогическому совету: «Подготовка к аттестации педагогических работников в рамках обобщения опыта»

Аттестация педагогов – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста педагогических работников, с одной стороны, и стимул развития системы образования, с другой. Ведь не се...

Конспект выступления на мероприятии мастер-класс «Различные формы работы по подготовке учащихся к огэ по обществознанию»

Предложить коллегам методы и приёмы для при подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов по обществознанию....