Программа элективного курса «ХХI век: вызовы и задачи»
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Дубинчина Людмила Николаевна

Краткая аннотация конкурсной работы.

 

1)    Элективный курс «ХХI  век: вызовы и задачи». 9 класс.

2)    12 ч.

3)      Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. — М., 2004.
      Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М., 2002.
      Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб., 2000.
      Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 1991. (Интернет-ресурс http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm)
 

4)    Изучение  элективного курса  в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- создать условия для социального становления личности ребенка, для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности

5) Структура курса

Название темы

Всего
часов

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

1

Западные теории мироустройства.

Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

1

Культура и религия: что нас разделяет.

1

«Демократия»  и «рынок» в глобальной перспективе.

1

Россия в глобальной конкуренции.

1

Сила оружия в современном мире.

1

Экономика и экология.

1

ХХI век и новые угрозы для человечества.

1

Угрозы и вызовы для России в ХХIвеке.

1

Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХIвеке.

1

Решение национальных задач на основе эффективной демократии.

1

Оформление исследовательской работы (творческое сочинение, проектная, исследовательская работа)

1

Итого

12

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования

«Саратовский областной институт развития образования»

ГАУ ДПО «СОИРО»

Областной конкурс

программ для предпрофильной подготовки

 и профильного обучения.

Номинация - авторские программы

элективных курсов

для реализации в рамках

предпрофильной подготовки и

 профильного обучения

 

Программа элективного курса

«ХХI век: вызовы и задачи»

Класс : 9

Разработчик:

 Дубинчина Людмила Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб

Перелюбского муниципального района

 Саратовской области»

dubinchina.mila@yandex.ru

 

Краткая аннотация конкурсной работы.

  1. Элективный курс «ХХI  век: вызовы и задачи». 9 класс.
  2. 12 ч.
  3.   Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. — М., 2004.
          Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М., 2002.
          Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб., 2000.
          
    Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 1991. (Интернет-ресурс http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm)
  4. Изучение  элективного курса  в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- создать условия для социального становления личности ребенка, для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности

5) Структура курса

Название темы

Всего
часов

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

1

Западные теории мироустройства.

Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

1

Культура и религия: что нас разделяет.

1

«Демократия»  и «рынок» в глобальной перспективе.

1

Россия в глобальной конкуренции.

1

Сила оружия в современном мире.

1

Экономика и экология.

1

ХХI век и новые угрозы для человечества.

Угрозы и вызовы для России в ХХIвеке.

1

Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХIвеке.

1

Решение национальных задач на основе эффективной демократии.

1

Оформление исследовательской работы (творческое сочинение, проектная, исследовательская работа)

1

Итого

12

Пояснительная записка

Программа элективного курса «ХХI  век: вызовы и задачи» предназначена для преподавания в 9 классе, курс    выполняет функции «надстройки» базового курса.Обозначенная учебная программа имеет практико-ориентированный характер.

Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

      Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России.

Курс «XXI век : вызовы и задачи» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.

      Новизна курса «XXI век: вызовы и задачи» состоит в следующем:
      — курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем;

      — акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые необходимо запомнить подросткам, на обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиск дополнительной информации для выработки собственного взгляда;

      — рассматриваются процессы и механизмы функционирования информационного общества, являющиеся важнейшей составляющей для понимания глобализации и тенденций происходящих общественных изменений;

      — вводятся новые понятия, классификации и теории (виды политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам «нация», «гражданское общество», «новая концепция демократии»), а ряд понятий приобретает новое наполнение с учетом реалий современного мира;
      — глобализация понимается как закономерный процесс, который происходит в современном мире, реально существующее общественное явление;

      — рассматриваются общественные явления с точки зрения национального интереса, осмысляется роль России в мировых процессах, объясняются ее политические, социальные, экономические и другие приоритеты;

Цель программы

- создать условия для социального становления личности ребенка, для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Задачи:

       • принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

      • раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;

      • изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

      • создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и креативности;

      • моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом;

      • понимание школьниками ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе;
      • выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни;

      • передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности;

      • создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и морализаторского подхода в преподавании;

      • переход от доминирования пассивной стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных подходов;

      • преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины мира.

    Программа рассчитана на 12 часов.

 Ожидаемые результаты.

— освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества;
      — занимать активную гражданскую позицию; 
      — участвовать в реализации социальных проектов; 
      — использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни; 
      — овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе; 
      — противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения; 
      — понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны; 
      — формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы; 
      — знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод. 

Форма контроля: итоговая конференция (защита проектов, рефератов, индивидуальных и творческих заданий).

Программа может быть эффективно использована в 9 классе с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

Основные формы организации учебных занятий:

  • лекция;
  • семинар;
  • практикум;
  • защита творческих и индивидуальных работ;
  • учебные теоретические исследования;
  • поиск и реферирование дополнительного материала из различных источников (справочников, газет, журналов, учебных пособий, Интернет-ресурсов);
  • мозговые штурмы.

Доминантной формой обучения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.

 Методические рекомендации.  

Курс состоит из теоретической и практической частей. Они предназначены для сопровождения учащихся, выполняющих научные исследования, от выбора темы до представления исследования.

Преподавание курса предполагает использование четырех основных организационных форм занятий: лекции, практикумы, семинары и конференции. Учебное пособие по курсу выполняет справочную роль.  

Изучение теории по выбранной теме исследования может проходить параллельно с осуществлением проекта. Текущий контроль можно проводить в форме тестовых заданий. Текущий контроль может проводиться учащимися в форме группового, парного или индивидуального самоконтроля.

Практикум занимает большую часть учебного времени и ориентирован на успешное овладение  умениями экспериментатора: планировать, проводить ученическое научное исследование и оформлять его результаты. Промежуточные результаты исследовательских работ могут быть представлены на семинаре, где они обсуждаются.

 При изучении теоретического материала возможны межпредметные занятия. В рамках выбранной темы возможно выполнение реферативных работ.

Содержание программы

1.Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству (1ч.)

Индийский путь к объединению человечества: Махатма Ганди- от идеи мирного сосуществования к практике ненасилия. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Идея единого человечества в исламской цивилизации. Открытие западной цивилизации. Единство человечества.

2.Западные теории мироустройства. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.(1ч.)

Марксизм- теория «мировой системы». Новый марксизм И.Валлерстайна*. Теория «конца света». Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Теория «столкновения цивилизаций».В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин. 

Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм,   либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.

3.Культура и религия: что нас разделяет.(1ч.)

 Виды культуры. Влияние глобализации на культуру  Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм. Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Причины современных конфликтов и пути их преодоления.  

 Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

4. «Демократия»  и «рынок» в глобальной перспективе.(1ч.)

Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом.

Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция.

5.Россия в глобальной конкуренции.(1ч.)

Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление.   Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке.

6. Сила оружия в современном мире.(1ч.)

Гонка вооружений. Опасный соблазн глобального доминирования. Ядерное оружие – так и не забытая угроза. Кому нужны войны?

7. Экономика и экология.(1ч.)

Промышленность как угроза окружающей среде. Плата за экологические ошибки. Болезни нового века. Экология и бизнес. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа.

8. ХХI век и новые угрозы для человечеств (1ч.)

Зависимость от техники. Угроза глобального экономического коллапса. Хватит ли на всех ресурсов? Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма.        

9. Угрозы и вызовы для России в ХХIвеке.(1ч.)

Какие факторы влияют на будущее России? Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов.

10. Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХIвеке.(1ч.)

Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Природные ресурсы и экономическая мощь. Инновационное общество. Сохранение ,развитие и распространение уникальной русской культуры, русского языка.

11. Решение национальных задач на основе эффективной демократии.(1ч.)

Общенациональные приоритеты России. Бедность –это несправедливо. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. Что мы можем сами?

12. Оформление исследовательской работы (проекта, презентации). (1ч.)

Практическая работа, образовательный продукт.  

(творческое сочинение, проектная, исследовательская работа)

Содержательная часть

Учебно-тематический план.

Название темы

Всего
часов

Лекции

Практические
работы

Семинары

1.

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

1

1

2.

Западные теории мироустройства.

Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

1

0,5

0,5

3.

Культура и религия: что нас разделяет.

1

1

4.

«Демократия»  и «рынок» в глобальной перспективе.

1

0,5

0,5

5.

Россия в глобальной конкуренции.

1

0,5

0,5

6.

Сила оружия в современном мире.

1

0,5

0,5

7.

Экономика и экология.

1

1

8.

ХХI век и новые угрозы для человечества.

0,5

0,5

9.

Угрозы и вызовы для России в ХХIвеке.

1

1

10.

Геополитическая и цивилизационная миссия России в ХХIвеке.

1

0,5

0,5

11.

Решение национальных задач на основе эффективной демократии.

1

0,5

0,5

12.

Оформление исследовательской работы (творческое сочинение, проектная, исследовательская работа)

1

1

Итого

12

4,5

5

2,5

Требования к умениям и навыкам.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию.

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

 Создание слайдов

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5

  • Минимальное количество – 10 слайдов

10

  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

 Содержание

  • Использование эффектов анимации

15

  • Вставка графиков и таблиц

10

  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

 Организация

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  • Слайды представлены в логической последовательности

5

  • Красивое оформление презентации

10

  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5

Общие баллы

Окончательная оценка:

90

Информационное обеспечение

Список рекомендуемой литературы

  1. Антология исследований культуры. — СПб., 1997. — Т. 1. Интерпретации   культуры.
  2. Арутюнян Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. — М., 1998.
  3. Бард А. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист. — М., 2005.
  4. Бестужев-Лада И. М. Альтернативная цивилизация / И. М. Бестужев-Лада. — М., 2003.
  5. Бродель Ф. Динамика капитализма / Ф.Бродель. — Смоленск, 1993.
  6.  Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс        
  7. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории / Е. Т. Гайдар. — М., 2005.
  8. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. — М., 1991.
  9. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. — М., 2004.
  10.  Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М., 2002.
  11. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб., 2000.
  12.   Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 1991. (Интернет-ресурс http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm)
  13. Жан К. Геоэкономика. Господство экономического пространства / К. Жан, П. Савона. — М., 1997.
  14.  Ильин И. О русском национализме / И. Ильин. — М., 2006.
  15.   Ильин И. Почему мы верим в Россию / И. Ильин. — М., 2006.
  16.  Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории / Н. А. Нарочницкая. — М., 2006.
  17.   Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. — М., 1999.
  18.       Поляков Л. В. О методологии макрополитического анализа / Л. В. Поляков // Апология. — 2006. — № 9. — С. 82—103. (Интернет-ресурс: http://www.journal-apologia.ru/rnews.html?id=482&id_issue=161)
  19.  Сурков В. Ю. Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию / В. Ю. Сурков // Эксперт. — 2006. — № 43.
  20. Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России / В. Ю. Сурков. — М., 2006.
  21. Тишков В. А. Кризис понимания России / В. А. Тишков. — М.; Воронеж, 2006.
  22. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. — М., 2006.
  23.   Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Полис. — 1994. — №1. — С. 33—48. (Интернет-ресурс http:// www.politstudies.ru)

Дополнительная литература для учащихся.

1. В. А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс. М.Логос, 2006 год -376 с.ISBN 5 – 98704 – 072 – 8.

2. Обществознание. Учебное пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 - х томах. М. М. Алдаганов и др. - СПб.: Островитянин, 2011. ISBN 978 –5– 98921 – 039 – 8.

3. Н. А. Бердяев. Самопознание. - М., 1993 г.

4. Краткий словарь по философии. - М., 2012 г. ISBN 978 – 5 – 8112 – 3163 –  

Электронные  средства обучения.

1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов.

3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование.

4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы.

5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.

6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество   учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».

Интернет - ресурсы.

 lesson - histori narod.ru

http://video.yandex.ru/users/galactic-su-79/view/82/?cauthor=galactic-su-79&cid=11

#http://www.prometheanplanet.ru/

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать:

- Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- Основные социальные институты и процессы;

- Различные подходы к исследованию человека и общества;

- Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

Уметь:

- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;

- Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

- Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам4

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

- Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

- Нравственной оценки социального поведения людей;

- Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

Учебно-методические материалы

Основные понятия курса.

      Восточные деспотии — разновидность традиционных обществ, существовавших в древности в странах Востока. Представляют собой образец совершенной организации коллективного труда, основанного на системе орошения полей с помощью искусственных каналов. Управлялись с помощью огромной армии чиновников, подчиненной верховному правителю — деспоту.
       Коллективы — структурный элемент социальной системы, представляющий собой группу людей, специализирующуюся на определенном виде деятельности (орган власти, трудовой коллектив, образовательное учреждение, спортивный клуб и т. д.).
      
Роли — структурный элемент социальной системы, с помощью которого каждый член общества получает возможность освоить определенный тип поведения и образ действия в определенной ситуации в определенном коллективе.
      
Система — такое объединение любых объектов в природе, обществе, мышлении, в котором каждый зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может быть понят только как часть этого объединения.
      
Система ценностей — структурный элемент социальной системы, обеспечивающий ее членам возможность выработать схожие взгляды на окружающий мир (мировоззрение) и единые принципы его оценки.
      
Современные общества — человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию. Большинство населения в таких обществах — городское, занятое промышленным, предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим, интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение, развитие, совершенствование.
       
Тоталитарные общества — разновидность современных обществ, в которых процесс модернизации вызвал приход к власти социальных групп, использовавших новейшие достижения науки и техники для установления полного (тотального) контроля над жизнедеятельностью всех остальных членов общества. Во главе таких обществ обязательно находился один человек. К тоталитарным обществам относят фашистскую Италию (1922—1943), нацистскую Германию (1933—1945).
      
Традиционные общества — человеческие сообщества, возникшие в самом начале истории человечества, члены которых в основном заняты аграрным трудом. Такие общества зависимы от окружающей среды, имеют строго определенную социальную структуру господства и подчинения. Их цель — сохранение прошлого как образца в неизменном виде, т. е. сохранение традиции.
      
Функция — деятельность системы, направленная на реализацию одной из ее потребностей.

      Абсолютизм — форма западноевропейских монархий в XVI—XVIII вв. В централизованных королевствах (таких, например, как Франция) власть короля считалась абсолютной, но на деле ограничивалась законами и традициями свобод различных сословий западноевропейского общества.
      
Богочеловечество — основное понятие религиозной философии истории B. C. Соловьева. Ее смысл заключается в том, что люди, все полнее реализуя учение Иисуса Христа, как бы вместе с Богом порождают единое целое.
      
Буддизм — религия, основанная царевичем Гаутамой, названным Буддой, 2500 лет назад в Индии. Относится к числу мировых религий.
      
Возрожденческий идеал — идеал образованного, всесторонне развитого человека, сформированный в эпоху Возрождения (конец XIV — начало XVI в.) в основном в искусстве и философских трудах великих итальянских художников, писателей и мыслителей.
      
Джайнизм — одна из традиционных религий у народов полуострова Индостан. Ее основной принцип — запрет причинения вреда всему живому.
      
Зороастризм — одна из древнейших религий мира, которую исповедовали предки нынешних иранцев — персы во втором тысячелетии до н. э. Название происходит от имени основателя религии — Зороастра.
      
Индуизм — традиционная религия народов полуострова Индостан.
      
Иосифляне — сторонники архимандрита Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (конец XV в.), считавшего, что независимость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.
      
Ислам — одна из трех мировых религий, провозглашающих единобожие. Основана в начале VII в. на территории нынешнего государства Саудовская Аравия Мохаммедом, который почитается сторонниками этой религии как Пророк Аллаха (арабское наименование Бога).
      
Иудаизм — одна из древнейших религий мира, возникшая среди семитических народов во втором тысячелетии до н. э. Распространена в основном среди одного народа — евреев. Сегодня иудаизм является официальной религией государства Израиль.
      
Католичество — западноевропейская ветвь христианства, начало образованию которой положил конфликт между представителем Папы Римского и Патриархом Константинопольским в 1054 г. С тех пор католики признают Папу своим главой и имеют некоторые отличия в Символе веры и обрядах.
      
Культурно-исторические типы — основное понятие философии истории Н. Я. Данилевского, согласно которой несколько самостоятельных цивилизаций, существовавших (или продолжающих существовать) в истории, никогда не образуют единое человечество.
      
Нестяжатели — оппоненты Иосифа Волоцкого, отрицавшие необходимость для церкви владеть земными богатствами, в том числе во имя сохранения ее независимости от государственной власти.
      
Пацифизм — нравственное убеждение и политическая позиция, которые запрещают тем, кто их разделяет, убивать других людей и даже брать в руки оружие.
      
Православие — восточноевропейская и малоазиатская ветвь христианства. Православные признают высшим органом власти Вселенские соборы и находятся под управлением вселенских патриархов. С конца XVI в. Русская православная церковь также имеет своего Патриарха.
      
Религиозный анархизм — позиция великого русского писателя Л. Н. Толстого, состоящая в абсолютном отрицании всякой власти — как государственной, так и церковной.
      
Реформация — первоначально движение против злоупотреблений католического духовенства и за возвращение к первоосновам христианства, начатое Мартином Лютером в 1517 г. Завершилось протестным отходом многих христиан Северной и Северо-Западной Европы от католичества. Сегодня реформаторские церкви существуют по всему миру.
      
Славянофилы — философско-религиозное направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого определяли русский народ как славянско-православный и в своем развитии избравший самобытный путь, противоположный пути народов католическо-протестантской Европы.
      
Фашизм — движение и идеология, возникшие в начале XX в. Основатель и теоретик фашизма — Бенито Муссолини. Идеология фашизма носит резко антилиберальный, антисоциалистический и антидемократический характер. Она абсолютизирует государство, превращая его в высшую духовную и моральную реальность. Фашистское государство имеет имперские устремления.
      
Христианство — одна из мировых религий, получившая название по имени основателя Иисуса Христа. Возникло на территории древней Иудеи в период, когда эта территория входила в состав Римской империи. Наиболее распространенное летоисчисление в современном мире основано на дате рождения Иисуса. И вся история делится на период до Рождества Христова и после. В России утвердилось введенное в советский период нашей истории деление на «до нашей эры» и «наша эра». Вероучение христианства включает в себя значительную часть иудейской религиозной традиции. Священная книга христиан Библия включает в себя Ветхий Завет. Христианство принципиально отличается от всех монотеистических религий тем, что утверждает двойную (Богочеловеческую) природу Иисуса Христа, а также одновременно единство и троичность Бога.

Глобализация (в культурном смысле) — становление единой общей культуры человечества.
      
Государство — особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом.
      
Империя — государство, являющееся результатом объединения многих наций и национальностей под политическим руководством одной нации.
      
Конфессия — религиозная община, объединяемая единством вероучения.
      
Культура — продукт приспособления человеческих сообществ к природной среде, ведущий к выработке в каждом сообществе особых традиций и социальных институтов.
      
 Национализм — идеология, основанная на чувстве общей национальной принадлежности и выдвигающая эту принадлежность в качестве основной ценности.
      
Национальное государство — государство, являющееся формой политического существования одной нации.
      
Национальность — общность людей на этнической основе, способная служить основанием либо одним из элементов нации.
      
Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства.
      
Патриотизм — чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию.
      
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также система поведения, основанная на вере в существование Бога или богов.
      
Суверенитет — высшая власть на территории данного государства, признаваемая всеми его гражданами. Только такая власть имеет право устанавливать законы, обязательные для всех граждан государства; только такую власть признают законной иностранные государства и международное сообщество в целом.
      
Традиции — привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.

Политика двойных стандартов — разная оценка схожих политических процессов в различных странах с целью оправдания дифференцированного отношения к ним.
      
«Старая» Европа — страны Западной Европы, первые члены Европейского Союза, пытающиеся позиционировать его как самостоятельный центр геополитической силы.
      
Суверенная демократия — государство, обеспечивающее приоритет таких ценностей, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти в сочетании с формированием органов власти исключительно народом данной страны.
      
Энергетическая сверхдержава — стабильно крупнейший производитель углеводородного сырья в мире; способен поставлять нефть и газ на три крупнейших рынка в мире — Северную Америку, Европу и Юго-Восточную Азию; влияет на ценообразование на мировом рынке углеводородов; крупный транзитный узел, через который идет поставка нефти и газа из одних регионов в другие; владеет активами по добыче, переработке и сбыту нефти и газа не только на своей территории, но и по всему миру.

      Инновационная революция начала XX в. — инновационный взрыв, произошедший в начале прошлого века. Ее основные направления: электричество, двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия и производство синтетических материалов, средства коммуникации, массовая индустрия развлечений. Эффективность инновационной революции в промышленности была усилена за счет введения конвейерного способа производства. В результате инновационной революции возник острый дисбаланс между спросом и предложением.
      
Инфляция — процесс обесценивания денег. Значительная инфляция (десять и более процентов в год) свидетельствует об экономических проблемах в государстве.
      
Информационная экономика — направление в экономике, изучающее влияние информации на принятие экономических решений. Информация рассматривается как выделенный фактор, поскольку она легко распространяется, но трудно контролируется. Ее легко создать, но ей трудно доверять. Особая природа информации заставляет пересмотреть ряд положений классических экономических теорий.
      
Кредит (от лат. credere — верить) — отношения между кредитором и заемщиком, при которых кредитор передает заемщику деньги или имущество, а заемщик обязуется в определенный срок возвратить такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
      
Ликвидность — способность ценностей (активов) быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные активы.
      
Лондонский клуб — механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира.
      
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — вместе с Международной финансовой корпорацией, Международной ассоциацией развития, Международным центром по разрешению инвестиционных споров и Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций — составляет группу Всемирного банка (от англ. World Bank Group).
      
Международный валютный фонд (МВФ) — является агентством Организации Объединенных Наций (ООН). Деятельность МВФ сосредоточена на кратковременных макроэкономических кризисах. МВФ был создан 27 декабря 1945 г. после подписания 28 государствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 г.
      
Мировая резервная валюта — общепризнанная в мире валюта, используемая для создания резерва денежных средств в центральных банках различных стран. Резервные валюты применяются для расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям, при определении цен и др. Обычно к резервным валютам относят доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японскую иену.
      
Неопротекционизм — ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров.

Геноцид — истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.
      
Глобальная угроза — опасность для большинства людей на планете.
      
Имперская политика — стремление распространить свое доминирование на весь мир.
      
Пандемия (от греч. pandemia — весь народ) — распространение какой-либо инфекционной болезни на целые страны и континенты, более широкое, чем при эпидемии.
      
Экологический тоталитаризм — построение тоталитарного общества, мотивированное необходимостью концентрации ресурсов для борьбы с экологическими угрозами.

      Аграрное общество — первая историческая стадия развития человеческого общества, на которой главным источником власти и богатства является земля и другие природные ресурсы.
      
Индустриальное общество — второй исторический этап развития человеческого общества, на котором главным источником силы, богатства и власти становится крупномашинная промышленность (индустрия).
      
Интернет — глобальная информационная сеть, состоящая из множества взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая удаленный доступ к информационным системам, электронной почте, доскам объявлений, дискуссионным группам и т. д.
      
Информационное неравенство — неравенство между членами общества, причиной которого является различие возможностей доступа к информации, вызываемое неравенством в уровне доходов и уровне образования людей.
      
Информационное общество — современный этап развития человеческого общества, на котором основным источником силы, власти и богатства становится знание и информация.
      
Средства массовой информации — общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.
      
Электронное правительство — такая система исполнения функций государства, при которой значительная их часть автоматизируется и переносится в Интернет.

Вызов — проблемная ситуация, от способности разрешить которую зависит выживание или гибель конкретного общества или цивилизации в целом.
      
Высокие технологии — совокупность информации, знаний, опыта, материалов при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов на высшем мировом уровне.
      
Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в конкретных общественных, исторических и географических условиях.
      
Депопуляция — абсолютная убыль, сокращение численности населения страны.
      
Доверие — моральная категория, выражающая готовность людей действовать в соответствии с общепризнанными нормами, залог стабильности экономических отношений и социальной структуры общества в условиях информационной стадии ее развития.
      
Инновации — технические, технологические, организационные нововведения, основанные на использовании научных достижений.
      
Качество жизни — совокупность показателей, характеризующих условия жизни, образования, здравоохранения, экологическую ситуацию и другие факторы, влияющие на удовлетворенность людей своей жизнью.
      
Конкурентоспособность страны — способность страны выдерживать конкуренцию в международных экономических отношениях.
      
Ксенофобия — навязчивый страх, неприязненное отношение к иностранцам и чужакам.
      
Миграция населения — перемещение людей в пространстве, связанное с переменой места жительства.
      
Общественный прогресс — развитие человеческих обществ от низших — к высшим формам организации, от более простых — к более сложным, от примитивных — к более совершенным.

Коррупция — преступная деятельность в сфере государственного и муниципального управления, направленная на извлечение материальной выгоды из служебного положения и властных полномочий.
      
Меритократия — такой принцип устройства общества, при котором успех, продвижение, карьера, общественное признание человека и гражданина напрямую зависят от его личных заслуг перед обществом, а не от его происхождения, богатства, связей или других факторов.
      
Модернизация — процессы, изменяющие состояние всех социальных институтов в индустриальном обществе, устанавливающие современный тип общественных отношений.
      
Национальная безопасность — система обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
      
Национальные задачи — основные задачи, без решения которых невозможно обеспечить выживание и развитие страны и общества.
      
Средний класс — численно доминирующий класс современного постиндустриального общества, занимающий с точки зрения материального благосостояния промежуточное место между богатым и бедным классами. Обычно включает высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, лиц с высшим образованием, государственных служащих, мелких предпринимателей, свободных профессионалов.
      
Унитаризм — устройство государства, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием внутренних государственных образований.
      
Уровень жизни — показатель материального благосостояния людей, измеряемый величиной их дохода (например, ВНП на душу населения) или с помощью индикаторов материального потребления (например, количество автомобилей на душу населения).
      
Федерализм — совокупность экономических, социальных, правовых и организационных принципов управления в государстве, которое состоит из субъектов, сохраняющих в большей или меньшей степени политическую самостоятельность.
      
Человеческий капитал — достояние общества, выражающееся в совокупности интеллектуальных способностей и практических навыков составляющих его индивидов.
      
Элиты — сплоченные социальные общности, подготавливающие и принимающие важнейшие решения в сфере политики, бизнеса, культуры, науки и т. д. и обладающие ресурсами, необходимыми для их реализации.

«Ближний круг» России — государства, образовавшиеся после распада СССР в 1991 г.
      
Евразийское экономическое сообщество — организация высокой степени интеграции, в которой состоят страны СНГ, наиболее готовые к развитию интеграционных процессов.
      
Концепция внешней политики РФ — документ, принятый Президентом, Правительством и Парламентом России, который определяет основные направления внешней политики страны.

Приложения

Темы рефератов

  1.  Наука и мораль: моральная ответственность ученых за их открытия.
  2. Споры норманистов и антинорманистов в русской истории.
  3. Общее и различие во взглядах западников и славянофилов.
  4. Церковный раскол в России и его цивилизационные последствия.
  5. Какие религиозные конфликты существуют в современном мире? В чем их причины? Можно ли их разрешить?
  6. Всегда ли можно добиться результата ненасильственными методами?
  7. Китайский путь модернизации при сохранении традиций.
  8. Протестантская этика и европейская цивилизация.
  9. Современные попытки пересмотра марксизма.
  10. ХХI век и западные теории мироустройства.
  11. Национальность и государственность
  12. Роль религии в современном мире.
  13. Бытовой расизм и его последствия.
  14. Нефть как фактор современных геополитических процессов.
  15. Двухполюсный мир во второй половине ХХ в.
  16. США и международный терроризм.

Алгоритм действий

при решении познавательной задачи

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
  2. Запомните вопрос.
  3. Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.
  1. Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.
  2. Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.
  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.
  1. Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.
  2. Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.
  3. Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
  1. Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
  3. Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.
  1. Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.
  2. Определите, нет ли противоречий между вашими аргументами.
  3. Определите,  нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению.
  4. Подумайте, есть ли другие выводы кроме  уже предложенных.

Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

изучите заданный на дом теоретический материал;

уясните особенности заявленной темы эссе;

продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

проанализируйте содержание написанного;

проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Структура эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

Начало (актуализация заявленной темы)

20%

Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход

Переформулировка тезиса

60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%

Требования, предъявляемые к эссе

Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

Эссе должно содержать убедительную аргументацию  заявленной по проблеме позиции.

Что такое эссе

         Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

         Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

          В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

          «Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

         «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе,  прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

         Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

Наличие конкретной темы или вопроса.

Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

Небольшой объем.

Свободная композиция.

Непринужденность повествования.

Парадоксальность.

Внутреннее смысловое единство

Открытость

Выбор темы

  Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.

Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;

2)ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

3)может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Памятка при выборе темы для эссе

Познакомься с предложенными темами

Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;

Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)

Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)

Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)

Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)

Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)

         Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.

    Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание

     Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

      В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

ПРОГРАММА Элективного курса «Практикум по решению математических задач»

Пояснительная записка  Программа элективного курса «Практикум по решению математических задач» рассчитана на 64 часа для учащихся 6 и 7  классов.Основная задача практикума по решению задач з...

Авторская программа элективного курса по истории "Решение олимпиадных задач".

Олимпиады по истории позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации историческиз знаний...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Рабочая программа элективного курса "Метод аналогий для решения задач по физике"

Программа предназначена для учащихся 11 классов и расчитана на 17 часов....