Работа по формированию личностно-ориентированной среды через уроки обществознания в старших классах.
материал по обществознанию (11 класс) на тему
ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с требованиями ФГОС. Как решаются эти задачи на практике, я покажу на примере уроков обществознания в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по формированию личностно-ориентированной среды через уроки обществознания в старших классах.
Слепнева Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга им.П.И. Федулова .
ФГОС уделяют большое внимание формированию метапредметных результатов. Работа по системе ССО подготавливает учащихся старших классов к возможности достижения метапредметных результатов соответствии с требованиями ФГОС. Как решаются эти задачи на практике, я покажу на примере уроков обществознания в 11 классе.
На уроке по теме «Свобода в деятельности человека» передо мной стояла задача – объяснить учащимся сложнейшее философское понятие «свобода». Для его раскрытия было правомерно основываться на мыслительных операциях обобщения и сравнения. В ходе урока, основываясь на уже имеющихся у учащихся знаниях, я опиралась на понятия меньшего объема и поэтапно шла к понятиям большего, обобщающего характера. Философские понятия всегда абстрактны и они будут усвоены учащимися только в том случае, если будут опираться на конкретные образы, уже знакомые ученикам. Так для раскрытия позиции «свобода – осознанная необходимость», я использую иллюстрацию «Буриданов осел». Анализируя которую, ученики делают вывод о том, что осел, умер потому, что не смог сделать осознанный выбор, а рассматривая хорошо знакомую картину Васнецова «Витязь на распутье», ученики соотносят понятия свобода и необходимость и делают вывод о том, что необходимость становится свободой в момент её постижения. Делаем первое обобщение, что свобода – это осознанная необходимость.
После этого обобщения я предлагаю ученикам несколько высказываний о свободе различных философов, писателей, деятелей культуры. Даю задание определить в каждом высказывании главную мысль, согласиться с автором высказывания или нет, попробовать дать своё определение, только после этого обсуждения я даю ученикам определение термина «свобода» из философского словаря и они имеют возможность сравнить свою точку зрения с научной.
Философские термины , как любые научные понятия, ученики должны уметь применять на практике, поэтому на следующем этапе урока я предлагаю ученикам высказывания философов – материалистов, фаталистов и идеалистов о свободе и предлагаю ученикам, проанализировав высказывания, определить философское направление. Делаем второе обобщение - трактовка понятия «свобода» не совпадает у философов различных школ, т.е. не является однозначным как большинство понятий философии,
После философского обобщения термина мы вновь переходим к его практическому применению, перенося его на другие сферы жизни и науки: свобода движения, свобода совести, свобода выбора и т.д., затем рассматриваем условия реализации свободы и снова делаем вывод о том, что несмотря на реализацию своей свободы, человек несет всю тяжесть мира на своих плечах.
Другой прием – от понятий большего объема к понятиям меньшего объема и применению на практике – я использовала на другом уроке, «Уроке выборов», Главная цель этого урока состояла в том, чтобы опираясь на имеющиеся теоретические знания учащихся применить их для анализа российской избирательной системы и конкретного участия в выборах .Основополагающим понятием стал термин «демократия», оттолкнувшись от него, как от термина большего объёма, мы перешли к терминам «выборы», «легитимность», «избирательное право», «избирательная система», При рассмотрении каждого термина мы обязательно рассматривали возможность и право участия в избирательном процессе граждан России и конкретно будущих молодых избирателей. На этом уроке ребята выполнили большую практическую работу, в которой на основе подлинной избирательной информации с участковых избирательных комиссий, они определяли избирательную систему по которой проводились выборы и как в ходе выборов применялись принципы избирательного права.
Ребята давали очень заинтересованные и неформальные ответы, показали умение применять знание на практике и свою заинтересованность в реализации своих политических прав.
Хорошим завершение урока стала экскурсия в Мариинский дворец, где ребята познакомились с 20-летней историей Законодательного собрания Санкт-Петербурга, увидели награды города, побывали в зале заседаний Законодательного собрания, познакомились с порядком его работы и увидели некоторых депутатов.
Предметы общественного цикла призваны не только давать теоретические знания, но и воспитывать учащихся как граждан страны, которые в скором времени будут жить ее заботами и проблемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-440014-1408367274.jpg)
Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах
Данный материал представляет собой обобщение опыта по заявленной теме и был представлен на районном методическом объединении учителей истории и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-440014-1408367274.jpg)
Презентация "Анализ диаграмм на уроках обществознания в старших классах"
Презентация предназначена для подготовки старшеклассников к Государственной Итоговой аттестации по обществознанию и содержит алгоритм работы с заданием на анализ диаграмм в разделе "Социальные отношен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-443209-1398843518.jpg)
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641415-1433858660.jpg)
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641415-1433858660.jpg)
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока.
Тема по самообразованиюУчителя английского языка Третьяковой И.С.Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-414619-1412444983.jpg)
Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"
Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания по формированию функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потре...