Роль религии в жизни общества.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Орехов Владимир Алексеевич

Вашему вниманию предлагается конспект урока: "Роль религии в жизни общества". Данный материал можно использовать на уроках обществознания в 11 классе, а также и в 9 классе, при прохождении темы "Религия". Буду рад, если этот материал пригодится кому-нибудь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_religii_v_zhizni_obshchestva.docx76.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль религии в жизни общества.

                                                             «Верят все, только одни верят, что Бог есть,    

                                                                                                  а другие – что его нет…»

   Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой     из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести; 2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические

положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.

Оборудование: схемы, пакет документов, музыкальное сопровождение.

Тип уроков: урок-исследование.

Ход урока:

1. Организационный момент (звучит композиция Canto Gregoriano).

   Учитель Орехов В.А.: Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен  и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач состоялась встреча с религиозными деятелями, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, воровать?»  

 В конце урока попробуем ответить на этот вопрос,  определив место религии                          в духовной жизни человека.

2. Изучение нового материала

1. Религия как одна из форм культуры. Слушая мой рассказ, составляем план-тезисы. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

Структура религии: 1) религиозное сознание;

2) религиозный культ;

3) религиозная организация.

   Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т. е. признание, наряду с реальными природным и социальным бытием, второго, потустороннего мира, в котором находят своё идеальное разрешение все противоречия земного бытия.

   Атрибутом религиозного сознания выступает специально культивируемый

нравственно-эмоциональный акт - акт веры.

Религиозная вера складывается:

1) из убеждения (веры) в истинности основ религиозного учения;

2) знания религиозных догматов;

3) признания и следования религиозным нормам нравственности;

4) обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний.

   Вера - свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания. Спецификой религиозной веры является ее объект - идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводятся все остальные. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств и побуждений, которые с нею связаны.

Выделяют два уровня религиозного сознания:

• религиозную идеологию (систематизированное изложение религиозных догматов);

• религиозную психологию (религиозные представления и чувства верующих).

2. Роль религии в жизни общества

- Проведём небольшой эксперимент. Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас? …… Как видно из ваших ответов, религия - один из способов найти

ответы на философские вопросы: «Есть ли душа?», «Что лежит в основе поступков человека?», «В чём разница между добром и злом?» Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один,                что  у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную

минуту. Другие считают, что в мире остается множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях и т. д.

3. Мировые религии

   Религиозные нормы возникли в глубокой древности. Человек, полностью завися от природы, приписывал ее силам божественное происхождение. Первоначально объектом поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Затем  появляется тотем - растение или животное, которое человек считал своим предком и защитником. Тотемизм сменяется анимизмом – верой во всеобщую одушевленность природы. Затем среди сверхъестественных существ люди выделяют особенно могущественных богов. Появляются первые политеистические религии. Таким образом, в своем развитии религия проходит четыре этапа: 1) вера в духов (анимизм); 2) многобожие (политеизм) - вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляющих высшее руководство различными видами деятельности; 3) переход от политеизма к монотеизму (единобожию); 4) выход религиозного культа за пределы одного народа.

Религии делят на три большие группы:

• родоплеменные верования;

• национальные религии (иудаизм, синтоизм, индуизм и др.);

• мировые религии ( христианство, ислам, буддизм).

Признаки мировых религий:

1) громадное число последователей (христианство – около 2,3 млрд,                                   ислам - более 1,5 млрд, буддизм - около 500 млн);

2) космополитичный характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств;

3) эгалитаризм, проповедь национального и социального равенства

4) пропагандистская активность.

   Разбейтесь на три творческие группы, работая со схемой дайте характеристику-анализ мировых религий. Представьте свою работу.

Первая группа - буддизм. Вторая группа - христианство. Третья группа - ислам.

Презентация работы первой группы

   Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже  VI-V вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной  Азии и Дальнего Востока. Основы буддийского вероучения:

• страдания правят миром;

• причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями;

• уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану;

• существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.

Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»).

Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведная мысль; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание. Цель буддизма - не обрести бессмертие,                        а избавиться от перерождения своей души (от кармы).

Презентация работы второй группы

   Христианство появляется в I—II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире.

Основные положения вероучения:

• изначальная греховность человеческого рода (первородный грех Адама и Евы);

• божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель)            и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения в существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»;

• богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);

• страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;

• воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;

• вера в существование рая для праведников и ада - для грешников;

• вера во второе пришествие Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего  на Земле;

• культ страданий как повторение Страстей Господних;

• заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение.

Основными ветвями христианства являются:

1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм.

Презентация работы третьей группы

   Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII веке. Основателем является Мухаммад, лицо историческое. Основные положения религии:

• нет Бога, кроме Аллаха, единобожие;

• человек не способен влиять на ход событий, всё в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха;

• пророческая миссия Мухаммада;

• молитва (намаз) пять раз в день;

• обязательный пост;

• хадж - паломничество в Мекку;

• обязательная милостыня бедным;

• джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия;

• вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада;

• установление не только моральных, но и правовых норм (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне).

Учитель Орехов В.А. - Что объединяет все эти мировые религии?

- Какие отличия между ними вы увидели? (Учащиеся высказывают свои мнения).

III. Итог урока

- В чём вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к магам, хиромантам, астрологам?

- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д. А как думаете вы?

Прочитайте притчу.

   У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла         смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни своё чадо.        Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесёт ему зерно из дома, где никто не умирал.

- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно из неё сделать? Это и будет ваше Домашнее задание.

буддизм       Мекка

Velikijpost2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экономики в жизни общества, 10 класс

Разработка урока обществознания в 10 классе...

"Роль языка в жизни общества"

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе....

Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса

Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материа...

Урок обществознания "Роль религии в современном обществе", 11 класс

Урок подготовлен для класса социально-экономического профиля, занимающегося по программе Боголюбова Л.Н....

Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества"

Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества" с использованием сингапурских технологий и практик....