Конспект урока "Политические партии"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Кондрашова  Анджела Ринатовна

Урок  обществознания в 11 классе.Тип урока:объяснение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politicheskie_partii_otkrytyy_urok.doc562 КБ
Office presentation icon 365774.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Политические партии

(урок обществознания в 11-м профильном классе)

Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока:

образовательные:

1) рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;

 2)  сделать анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции;

3) продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

1) закрепить умение ставить и формулировать проблему;

 2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;

 3) способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

1) стимулировать мотив к поиску новых знаний;

 2) способствовать формированию толерантного мышления;

 3) воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: проектно-исследовательский урок

План урока:

1.Понятие и признаки политической партии.

2.Типология и функции политических партий.

3.Работа в группах

Оборудование урока:

  1. мультимедийная презентация и оборудование,
  2. раздаточный материал

Ход урока:

Предварительный этап урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы знаем, что от первых шагов в деятельности любого государства зависит многое в его истории, в жизни его граждан. Я предлагаю вам подумать и сказать без чего не обходится Конституция ни одного правового государства.

Учащиеся работают в группах, выполняя задание.

Заслушиваем варианты ответов, среди которых ключевым обязательно будет слово “демократия”.

В ходе последующего обмена мнениями вспоминаем, что такое демократия и её признаки.

Оттолкнувшись от того, что важнейшим признаком демократии является наличие плюрализма мнений, свобода слова, собраний независимо от рода деятельности, социального положения и статуса, учитель просит учащихся назвать социальные группы и обозначить структуру общества созданного государства (ведь социальные группы: классы, страты, классово подобные группы - есть в любом обществе и государстве)

Формы реализации интересов социальных групп тоже бывают разными:

- реальными (открытыми): проведение акций, создание партий,

 - латентными (скрытыми): лобби (организация давления), заинтересованные группы.

(Планируется, что  выбор падает на первый вариант действий в виде создания партий.)

Учитель комментирует: Действительно, давно уже было замечено, что организованные действия более эффективны, чем индивидуальные устремления, а партии являются одними из наиболее влиятельных сил, открыто действующих в обществе.

Учитель далее предлагает учащимся сформулировать цель урока, исходя из его темы (показать слайд 1), корректирует формулировку, которая фиксируется в тетради.

Возможный вариант: В чём состоит роль и значение партий в процессе движения общества к прогрессу и стабильности, в процессе реализации прав и интересов человека?

Могут быть предложены и иные, но схожие варианты.

Изучение 1-го вопроса.

Учитель даёт небольшую справку (можно выбрать необходимую информацию из следующего текста):

Политические партии в их современном смысле возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX в. Сам же термин “ партия” (от греч. part - часть чего-либо) начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.

В историческом процессе формирования партий как политического института М. Вебер выделил три этапа:

  1. первый - этап существования партий как аристократических группировок;
  2. второй - этап существования партий как политических клубов;
  3. третий - этап современных массовых партий (показать слайд №2)

Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминал о партиях жителей гор, равнин и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг конкретного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентеллы.

Партии в современном понимании начали формироваться с XVII в. в Великобритании в результате споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Яков 1 Стюарт (1603-1625) и Карл 1 Стюарт (1625-1649) в своем правлении полагались на “божественный характер” монархической власти, которая, по их мнению, не может быть ограничена никем. Однако такого мнения придерживались далеко не все в английском обществе. Борьба по поводу границ королевской власти привела к тому, что Карл 1 распустил парламент. С 1628 по 1640 г. парламент в Великобритании постепенно перестал существовать. Возникли две партии, из которых одна выступала за королевскую власть, ее члены называли себя кавалерами (это были предшественники нынешних консерваторов), а вторая партия – “круглоголовые” - выступала за парламентарную форму правления и защищала интересы буржуазии и нового дворянства. Она стала предшественницей либеральной партии современной Англии.

На начальных этапах отношение к обеим партиям было негативным, поскольку, защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его и служили источником конфликтов. По замечанию А. Токвиля, “партии есть неизбежное зло свободных правительств”.

Поэтому в период формирования первых политических партий в Великобритании (тори и вигов) английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк (1729-1797) отмечал, что “партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального Интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию”.

Демократическая партия США оформилась в 1828 г., в первой половине XIX в. представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, третий президент США. По своей идеологической направленности демократы были классической либеральной партией, которая придерживалась той точки зрения, что  npавительство  должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине ХХ в. философия партии заметно изменилась. Уже при Ф., Рузвельте (1933-1945 гг.) и Л. Джонсоне (1963-1969 гг.)

Демократы на практике расширили границы вмешательства государства в дела гражданского общества, усилили регулятивные функции государства и способность его предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе.

Вторая партия США - Республиканская, была основана в 1854 г. при непосредственном участии президента А. Линкольна (1861-1865 гг.). В период создания она объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Идеологическая доктрина партии была основана на требованиях минимального вмешательства государства в дела гражданского общества, уменьшения налогов, наращивания военной мощи.

В современной Америке обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. При стирании различий в социальной опоре партий, они отличаются друг от друга: демократы (либералы) активно сотрудничают с профсоюзами, отражают интересы интеллигенции, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств. Республиканская партия выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных, интеллектуалов. Политическая идеология партии - неоконсерватизм.

Выделяют три подхода к рассмотрению политических партий.

Учитель далее, демонстрируя слайд №3,называет причины возникновения партий:

Причины возникновения партий по М.Дюверже:

  1. Необходимость формирования органов представительства интересов в структурах власти (парламентская партия)
  2. Распространение и универсализация избирательного права (электоральная партия)
  3. Преемственность по отношению к существовавшим ранее политическим организациям (партия внешнего происхождения)

Учитель указывает, что далее необходимо прежде, чем приступить к созданию партии, более глубоко узнать, что это такое, каковы признаки партии.

Учащиеся получают задание : в течение 1-2 минут сравнить два определения понятия “политическая партия” и выделить в них наиболее существенные признаки современных партий (раздаточный материал № 1) См. приложения.

Ответы учащихся заслушиваются.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские политологи Дж. Лапаломбара и М.Вейнер (показать слайд № 4)

  1. Партия - это организация, т. е. достаточно длительное по времени объединение людей.
  2. Наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
  3. Цель партии - завоевание и осуществление власти.
  4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.
  5. Партия – носитель определенной идеологии, мировоззрения.

Учитель: А сейчас давайте подумаем и попробуем разобрать на примере задания №6 из С-части ЕГЭ  для чего же создаются политические партии, какие функции они выполняют.

C 6. Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы функции политической партии и приведены соответствующие «меры, допустим:

1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);

2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);

3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей). Могут быть названы иные функции политической партии, приведены иные примеры.

Функции партий( как вывод, слайд 5)

Учитель далее обращает внимание, что спектр политических партий даже в совсем маленьком государстве достаточно широк, мир же политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны, но имеют целью более глубокое проникновение в их природу и возможности(слайд 6).

Далее ученикам предлагается разбиться на 3 группы и придумать свою партию. Учитель замечает, что в рамках урочной деятельности невозможно реализовать все указанные признаки, поэтому каждая группа в ходе обсуждения в течение 5-7 минут реализует 3 организационных момента( слайд 7):

1) разработает цель партии в виде 3 программных лозунгов

 2) выберет название партии в соответствии с выбранной позицией,

 3)определит тип своей партии и лидера, указав на критерии выбора.

Учитель, возвращаясь к проблеме урока, предлагает учащимся выполнить задание №7 из С-части ЕГЭ и сделать выводы о роли политических партий в современном мире.

C 7. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном

между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

- организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их

 политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

 - осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической

 властью;

 - подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства.

- служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.

Учитель оценивает деятельность учащихся, формулирует домашнее задание:

  1. §22
  2. используя таблицу типологии политических партий провести классификацию партий Российской Федерации( Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Яблоко, РОТ Фронт)

Использованная литература:

  1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. - М.,2001.
  2. Лозанский Э.Д., Муштук О.З. Общество. Власть. Политика: Учебное пособие по курсу “Политология” для системы открытого образования, - М.: МЭСИ, 2003 .
  3. Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.,1997

 

Приложение 2

C 6 Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы функции политической партии и приведены соответствующие «меры, допустим:

1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);

2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);

3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей). Могут быть названы иные функции политической партии, приведены иные примеры.

Приложение 3

C 7. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном

между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

- организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их

 политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

 - осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической

 властью;

 - подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства.

- служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.

  1. Политология: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. -М.,1997.

Приложение 1.

Перед вами два определения понятия «политическая партия».

а) «Партия - активная часть народа (группа людей), в большинстве случаев единомышленников, объединенная в политическую организацию, ставящая своей целью совместными действиями ее членов отстаивать интересы оnределенной социальной  группы  общества

                                                   

                                            Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник.- М.,2001.- с.186

б) «Политическая партия - это неnрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная па получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к. народной nоддержке».

                                  Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных

                                                       учебных заведений – М.,1997 .- с. 282

Сравните эти определения. Выделите из них наиболее существенные признаки современных политических партий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИКА Материалы данной презентации можно использовать для практикума с учащимися по написанию эссе как в формате ЕГЭ, так и в олимпиадном формате Бровкина М. И., учитель истории и обществознания, методист ИМЦ Приморского района Санкт – Петербурга

Слайд 2

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИКА Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен раскрыть смысл выбранного им одного из пяти предложенных высказываний; Выразить отношение к позиции автора или проблеме, заложенной в нем; Обосновать свою позицию, обратившись к обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium , (взвешивание). Французское essai можно буквально перевести словами: опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Эссе – это индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

Слайд 4

Каковы особенности эссе как литературного жанра Рассматриваемая тема (всегда конкретна) Индивидуальность работы (личность автора) Особенности объёма (небольшая работа) Особенности композиции (авторская логика или произвольные ассоциации) Особенности стиля (образность, афористичность, лексика) Непринуждённость повествования Многоаспектность (различные позиции) Парадоксальность Внутреннее смысловое единство Открытость [1].

Слайд 5

Этапы процесса создания эссе Понимание задания Определение темы Сбор информации Организация собранной информации Выработка главного утверждения Написание черновика [2].

Слайд 6

К достоинствам эссе нужно отнести включение в текст: 1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ -просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.); 2) имен предшественников автора и его последователей или научных противников; 3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению; 4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; 5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Слайд 7

Каким образом выпускники передают смысл высказывания Прочитайте фрагменты из экзаменационных эссе. Оцените их. Как вы считаете, удалось ли выпускникам выразить свое отношение к высказываниям, ставшим темами эссе? Сумели ли они доказать, что понимают смысл выбранного высказывания?

Слайд 8

Каким образом выпускники передают смысл высказывания Философия. Тема эссе «Человек немыслим вне общества» (Л. Н. Толстой). Выражая согласие с мнением автора, выпускник пишет: «Глубокий знаток человеческой природы, он утверждает, что нормальная жизнедеятельность человека, его личностное развитие невозможно вне социума, отдельно от общества. По сути, данное его высказывание есть ответ Толстого на один из вечных философских вопросов мироздания «Что такое человек», и ответ его таков: «Человек – существо – общественное».

Слайд 9

Каким образом выпускники передают смысл высказывания Политология Тема эссе «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует». Выпускник, выбрав тему «Прогресс — отец проблем» (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны? »

Слайд 10

Каким образом выпускники передают смысл высказывания Правоведение. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер). Учащийся пишет: «Свобода сегодня — важнейшая ценность цивилизованного общества. Стремление к свободе, освобождение от деспотов. Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества».

Слайд 11

Каким образом выпускники передают смысл высказывания Экономика «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей). Я согласна с мнением автора, так как приобрести можно все, что душе угодно и не угодно, а вот расходовать — этому надо еще научиться . “ Умеренность - это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей” ( П.Сир). Автор хотел довести до нас мысль о том, что рациональное использование денег приносит исключительную пользу, в то время как постоянное желание потребления в христианской этике - один из семи смертных грехов.

Слайд 12

Каким образом выпускники передают смысл высказывания Социология и социальная психология «Роль - не личность ,а … изображение , за которым она скрывается» (А . Н .Леонтьев) Алексей Николаевич Леонтьев, известный советский психолог, считал, что социальная роль - это всего лишь маска, а сущность самой личности далеко не поверхностна. Иными словами, о личности нельзя судить по ее роли.

Слайд 13

Анализ экзаменационного эссе Философия. «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир. Я думаю, что немногие люди не согласятся с утверждением У. Шекспира. Действительно, существование человека – это тот мир, который он видит своими глазами и ощущает. Это мир, как его человек понимает, что чувствует по отношению к нему. Однако жизнь подразумевает не только существование человека, как биологического организма, процесс его умственной и психической деятельности, но и наличие определённой цели, ради которой он существует, иными словами – смысла жизни, а также его поиска, определения его для себя лично.

Слайд 14

Анализ экзаменационного эссе В чём смысл жизни – вопрос сложный, чёткого ответа на него не существует. Тем не менее, какая-либо цель должна быть, без неё не будет и жизни. Она есть у всех, даже исключительно бездуховный человек, нищая личность, живущая сегодняшним днем, все размышления которой сводятся к поиску пропитания, чаще всего незаконными способами, обладает целью. В данном случае – это желание выжить. Но является ли «цель» «смыслом»? Если у человека есть какая-либо цель, можно ли сказать, что он нашёл смысл жизни? Можно ли сказать, что такой человек истинно живёт? Или же, всё-таки, он лишь существует? И на эти вопросы можно ответить только так – без смысла жизнь превращается в существование.

Слайд 15

Анализ экзаменационного эссе Итак, что же утверждает цитата Уильяма Шекспира, одного из величайших писателей и мыслителей эпохи Возрождения? Видения мира, его осознание, понимание, ощущение, принятие его для себя, существования в нём – это условия необходимые, обязательные, но недостаточные, для полноценной жизни. Он противопоставляет глагол «быть», глаголу «жить». Между их значениями существует принципиальная разница. «Быть» - означает «существовать». Человек – существо биосоциальное, а значит «быть» - означает осуществлять биологическую и социальную деятельность.

Слайд 16

Анализ экзаменационного эссе Это понятие не имеет рамок – ни начала, ни конца, ни изменений, лишь некий процесс, который начался при рождении и в один момент должен завершиться. «Жить» же подразумевает прохождение «жизни», различных стадий и уровней – вначале рождения, потом развития, взросления, получение необходимых знаний и навыков, опыта, мудрости. Это, своего рода, метафорическая бесконечная лестница, в которой каждая ступень представляет собой новый уровень познания, приближающей всё ближе к истине, к пониманию сущности всего материального мира. Эта лестница бесконечна, вершины её не существует, так как после каждой ступени может быть ещё одна.

Слайд 17

Анализ экзаменационного эссе И этот путь не завершается с прекращением существования человеческого тела, она будет продолжена, потому что она связана не с телом, но с разумом всех индивидуумов на этой планете. «Жить» включает понятие «быть», но оно имеет гораздо более широкий смысл. Размышлять, познавать мир – и самих себя, вот что отличает человека живущего от человека существующего. Можно заметить и такой факт, что в своём высказывании У. Шекспир противопоставляет видение и чувство размышлению. Видение и чувство, в буквальном смысле, связаны с материальным миром; видение – это зрение, чувство – это обоняние, осязание; тогда как размышление относится к духовной сфере жизни, это – мыслительный процесс.

Слайд 18

Анализ экзаменационного эссе Возможно, этим У. Шекспир хотел показать, что смысл жизни человека лежит гораздо дальше горизонта человеческого сознания. Если предположить, что «чувствовать» - имеет более глубокий смыл, то есть в буквальном смысле означает «предчувствовать», «применять интуицию», то высказывание принимает такой вид: «Осознавать и предчувствовать – необходимо, но недостаточно для жизни, требуется ещё и понимать». Имея несколько другой смысл, это высказывание приводит к тому же выводу – главная цель человеческой жизни – это поиск истины.

Слайд 19

Анализ экзаменационного эссе Имея несколько другой смысл, это высказывание приводит к тому же выводу – главная цель человеческой жизни – это поиск истины. В итоге получается, что эта гениальная фраза сообщает о важности познания, поиска истины, смысла жизни, а также, на основе этого условия, отличать жизнь от существования.

Слайд 20

План анализа Раскрыт ли смысл высказывания? Уровень теоретической аргументации автора эссе (опирается ли на соответствующие понятия, теоретические положения. Делает ли выводы?). Уровень фактической аргументации автора эссе (использует ли различные источники, например, СМИ, исторические, литературные, из области географии, личный социальный опыт?).

Слайд 21

Список использованной литературы Воронцов А. В., Соболева О, Б., Шевченко С. В. Как надо писать эссе и как не надо писать эссе. СПБ.:ООО»ЭлекСис», 2012 – страницы 8, 15. Коллекция эссе методиста, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 46 Приморского района Санкт – Петербурга Бровкиной М. И. (использованы эссе Абу – Трабы М., Мотиной Ю., Озерова Р., Леоновой Е. – 2011-2012 учебный год, для анализа – Любанской Ольги, учащейся 10 класса текущего учебного года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Наглядный материал_Клавиатура на парты (можно распечатать и заламинировать на каждой парте)

Материал  для распечатки и использования на уроке сольфеджио:ОЧЕНЬ удобно пользоваться: клавиатура шириной во всю парту распечатывается и ламинируется (либо укрепляется плотной плёнкой во избежан...

Конспект урока на тему: "Политические партии и движения".

Конспект урока на тему: "Политические партии и движения". Обществознание 9 класс....

Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».

Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические партии"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические партии"...

Конспект занятия по теме «Начало партии. Основы дебюта» в объединении «Шахматная школа»

Содержание данного занятия актуально для обучающихся первого года обучения, знакомых с правилами шахмат, умеющих ставить мат, знающих ценность фигур и знакомых с шахматной нотацией. Шахматы дисциплини...