Разработка урока по теме: "Деньги и их функции"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Шишкина Юлия Александровна

Разработка урока по теме: "Деньги и их функции" по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi_i_ih_funktsii53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания

ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ФГОС

ТЕМА УРОКА:

«Деньги и их функции»

Цель:

ознакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Раскрыть основные функции денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Методы: 

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология

Оборудование:  

проектор презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины:

деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.

Тип урока: комбинированный

План урока.

1. История денег

2. Как деньги стали деньгами?

3.Деньги меняют обличье

4. Функции денег

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вспомните, что мы называем  ценой? (это стоимость товара на рынке, выраженная в денежной форме или сумма денег, которой уплачивают при покупке товаров или услуг).

Каким бы словом вы назвали процесс, описанный мною в считалочке?

  • 1, 2, 3, 4, 5 – начинаю я менять.
    Гимнастическую палку
    Поменяю на скакалку,
    А скакалку на машинку,
    А машинку на картинку,
    А картинку на стекляшку,
    А стекляшку на бумажку,
    Ну а с нею, так и быть,
    Полагается водить.

    (Бартер).
  • Кто хочет свой товар продать,
    тот с нею должен подружиться.
    И будут так товар хвалить,
    Что долго он не залежится.

    (Реклама) 
  • Дайте определение, что такое экономика как наука, экономика как хозяйство.
  • Что включает в себя экономика как хозяйство (Производство, распределение, обмен, потребление)
  • А без чего не может обойтись торговый обмен? Что является обязательным условием обмена? (деньги)

III. Изучение нового материала.

  1. На столах у учащихся разложены мех, соль, ракушки.

Учитель: «Ребята, обратите внимание, на предметы которые находятся у вас на столах, как они связаны с нашей темой? Почему именно, данные предметы представлены?»

 - «Как вы уже догадались,  речь пойдет о деньгах, т.к. именно эти предметы в древности использовали в качестве денег».

 - Что вам уже известно о деньгах, составьте кластер на тему деньги. (2-3 минуты) По ходу нашего урока, вы будете дополнять свой кластер. (приложение 1)

 - Как вы думаете, почему люди придумали деньги? Могли ли люди обойтись предметами?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам сыграть в  игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

4. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они  нашли, давайте послушаем сообщение «Как деньги стали деньгами».

Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени.  Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а  по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

5. Учитель:

- Так что же означает термин «деньги»? Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.

Как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?

Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете  подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета.

Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги». Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать»  и стало названием новгородской гривны (слитка серебра)

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную  в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем

Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

6. Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем просмотрев видеоролик. Просмотрев видео дополните кластер: «Функции денег».  

Учитель:

- А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Задание №1. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Задание №2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна.  (мера стоимости).

Задание №3. В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Задание №4. Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

В завершении урока, вам необходимо заполнить ПОПС-формулу. (приложение 2.)

Задание на дом, выставление оценок, итог урока.

Дополнительное задание.  Работа с наличными деньгами. (приложение 3)

Учитель:

– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете. 

Номинал – официально объявленная  стоимость монет, ценных бумаг,  бумажных денег, банкнот.  

Гурт - боковая поверхность монеты.

Приложение 1. Кластер на тему «Деньги»

Приложение 2. ПОПС – формула

П - позиция: Я считаю, что___________________________________________

О - объяснение: Потому, что _________________________________________

П - пример: Я могу доказать это на примере____________________________

С - следствие: Исходя их этого, я делаю вывод о том, что_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Деньги, их функции"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...

Презентация к уроку по теме "Деньги и банки" (9 класс)

Презентация поможет учителю построить урок по теме...

методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)

Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....

Конспект открытого урока по теме: «Деньги, их функции»

Конспект открытого урока по теме:«Деньги, их функции» 7 класс...

урок по теме "Деньги и их функции" 7 класс

Презентация и рабочий лист к уроку по теме "Деньги и их функции"(Дистаннционное обучение)...

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"...