Интерактивная этапная игра по толерантности - «МИКС=Т»
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Интерактивная этапная игра по толерантности - «МИКС=Т»

Цель:

воспитание чувства толерантности – терпимости, уважения к чужой культуре, религии, политическим взглядам;  

неприятие идей национализма, экстремизма, фашизма, других проявлений интолерантной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивная этапная игра « МИКС=Т»

Цель: воспитание чувства толерантности – терпимости, уважения к чужой культуре, религии, политическим взглядам;   неприятие   идей национализма, экстремизма, фашизма, других проявлений интолерантной культуры

Оформление:    плакат

МИКС=Т    «Мы – интересные,  креативные, свободные, а в общем – толерантные»

 

Жюри - проводники: учителя  - 3 человека

Ведущие на этапах  

Вед. 1 Команды, постройтесь пожалуйста перед жюри. Капитаны команд первыми в линию. Все остальные члены команд  в одну колонну за своим капитаном. Приготовиться к перекличке. Команда громко хором произносит название и девиз.

Команда школы №

Команда школы №

Команда школы №

Команда школы №

Команда школы №

Команда школы №

Вед.1 Итак, мы рады приветствовать вас  на этапной интерактивной игре МИКС  Т, что означает  Мы – интересные,  креативные, свободные, а в общем – толерантные!»

А теперь подробно о смысле и сути нашей игры.

Вед. 2 Толерантность. Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
 Вед. 1 И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

 В переводе с англ. – готовность быть терпимым, снисходительным;  позволять существование различных мнений без их дискриминации; 

Вед.2 В переводе с франц. – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

Вед.1. В переводе с испан. – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 

Вед.2. С китайск. – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 

  

 Вед.1:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения,  мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Вед.2: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, приближение зон конфликтов к нашим границам.     Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские, националистические  группировки.

Вед.1: 16 ноября    -  в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. 

Вед.2: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН.  

Вед.1: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Вед.1  А сейчас коротко об условиях нашей интерактивной игры « МИКС  Т»

Вед.2  Итак, условия проведения игры:

 Командам необходимо пройти все этапы игры, получая  у проводников баллы от 3 до 5 за успешное  прохождение каждого этапа.  

Вед. 1Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Вед. 2 Из чего же складываются эти баллы?

Вед. 1 Еще раз - на каждом этапе можно заработать от 3 – до 5 ти баллов. Дополнительные 2 балла можно заработать, если в игре принимают участие ребята, состоящие на учете ..мы очень надеемся  - временно состоящие . От одного до двух баллов  получают  команды за оформление экспрессгазеты «Мы – толерантные».   Возможность создания ее вам предоставится в самом конце игры, в период ожидания  на финише немного отставших от вас команд.  

Вед. 2 Снимаются баллы за опоздание на игру, за нарушение дисциплины. Надеемся, такого точно не произойдет. Ведь здесь собрались ребята хором все…

 интересные,  креативные, свободные, а в общем – толерантные!»

Вед. 1  Капитаны команд, получите путевые листы и .. удачи в  игре!

1 этап   Герой дня

Оборудование: игра «Дротики» ,6 ватманов, маркеры, фломастеры, карточки вперемешку с истинными и ложными характеристиками толерантного человека

Вед. этапа: ребята – у нас  2 задания.

1 задание   Вам   необходимо ответить на вопросы по теме толерантности, используя дротики и  мишень для определения сложности вопросов. 

 0 – 4 очка

5-7 очков

8-10 очков

Чем точнее бросок, тем легче вопрос

Один человек из команды  выбивает мишень

От 0 до  4 очков  необходимо коллективно ответить на вопросы теста

Тест (необходимо обвести подходящий ответ в районе знака «круг» или «квадрат»

1. Алина плохо одета

○ Это неважно.
□ Ты подсмеиваешься над ней.

2. Тимур питается не так, как ты, по причине своей религии

○ Ты просишь, чтобы он объяснил это.
□ Ты говоришь ему, что он выглядит смешным.

 3. Артур имеет другой цвет кожи

○ Ты хочешь с ним поближе познакомиться.
□ Ты называешь его негр.

 4. Пожилая женщина медленно идет по тротуару

○ Ты толкаешь ее, чтобы обогнать.
□ Ты уважительно просишь ее пройти.

5. На твоих глазах старшеклассники пытаются отобрать у малыша деньги

○ Ты пытаешься защитить его
□ Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

6. К тебе подходит инвалид

○ Ты с ним как ни в чем не бывало разговариваешь.
□ Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.

Внимание, расшифровываем тест.

- Сосчитайте кружочки………..

- Если только одни кружочки: Молодцы! Вы проявляете большую толерантность. Вы уверены в себе, вы умеете выразить свое мнение. И вы поняли, что т свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

- Если у вас от 3 до 6 кружочков. Вы не очень толерантны. Вы недостаточно уверены в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, но вы добры. Работайте над собой, и у вас все получится.

- Если у вас менее 3 кружочков. Вы совсем не толерантны. Но если вы попытаетесь понять себя и принять себя таким, какой вы есть, вы можете стать более счастливыми.

От 5 до 7 очков включительно:  составляете коллективно   «Портрет  толерантной личности»  из предложенных характеристик, выбирая верные.  Ваши эмоции можно оформить  в виде рисунка – портрета толерантной личности. Защитите идею.

  1. Толерантная личность знает о своих достоинствах и недостатках, умеет критично к себе относиться.
  2. Толерантная личность умеет жить в согласии с другими и самим собой.
  3. Толерантная личность имеет чувство ответственности, которую не перекладывает на других.
  4. Толерантный человек убежден, что его судьба зависит от него самого, а не от расположения звезд.

Подсказка для ведущего

Следующие характеристики не должны быть отобраны для создания портрета:

  1. Толерантный человек обладает способностью ссорить всех вокруг себя
  2. Толерантный человек любит смеяться над  недостатками других людей.
  3. Толерантный человек считает себя самым талантливым на свете
  4. Толерантный человек чувство ответственности любит перекладывать на плечи других людей.

От 7 до 10 очков   Выявляем       «Критерии толерантности»

Отгадайте слоыо

 Критерий толерантности, заключающийся в обладании одинаковыми правами и возможностями. (РАВНОПРАВИЕ)  

Критерий толерантности, заключающийся в участие в каком-либо общем деле, в совместных действиях, деятельности. (СОТРУДНИЧЕСТВО)

 Критерий толерантности, проявляющийся в добром отношении друг к другу. (ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ)  

Принцип толерантности, заключающийся в принятии возможности существования других религий. (СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ)

 Принцип толерантности, заключающийся в принятии другого человека таким, каков он есть. (ПРАВО НА ОТЛИЧИЕ)

 2 задание   общее для всех  -   «Национальные костюмы» (национальная одежда для бумажных кукол)  6 комплектов. Нарядим бумажную куклу (6 команд – 6 костюмов)

Тянем карточку с названием страны, подбираем наряд для куклы, одеваем.

К примеру

ЯПОНИЯ  

 РОССИЯ

 УКРАИНА

 ШОТЛАНДИЯ

 ИНДИЯ

Англия  

Вывод: мы – люди -  разные по национальностям, обычаям, традициям, характеру, но это не мешает нам дружить и быть позитивными!

Выставление баллов

2 этап: Дерево дружбы

Оборудование: дерево из картона с листьями, на них написаны анаграммы с хорошими словами и со словами на тему экстремизма, фотографии антигероев из мультфильмов.

Терпимость

 терпение

 доброта

уважение

равнодушие,
цинизм,

агрессивность

нетерпимость

Вед. этапа:  ребята, игра состоит из 2-х заданий. Выполняем поочередно.

1 задание

Вам  необходимо расшифровать анаграммы на тему

о вреде экстремизма, «освобождая» дерево от больных листьев.  Попадаются слова – синонимы толерантности, расшифровывайте их устно. Слова интолерантные – «плохие»   не снимайте с дерева, а просто запишите на бумаге.  Найдите 5 интолерантных  слов.

Объясните значение.

2  задание  

Необходимо рассмотреть рисунки , ответить на вопросы:

1. «О каком мультфильме, сказке  идет речь?

 2.Как зовут антигероя?

3. Какие черты интолерантной  личности ему присущи?

3 задание

Для дорогого друга – ……..настежь. (ВОРОТА)

 Одёжа хороша  новая, а друг – ……..(СТАРЫЙ)  

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, …………..(КТО ПРАВДУ В ГЛАЗА СКАЖЕТ)

 Человек без друзей, что сокол ……...(БЕЗ КРЫЛЬЕВ)  

К дому друга дорога никогда не бывает ……. (ДЛИННОЙ)

Выставление баллов

3 этап: Дорога дружбы.

Оборудование: дорожка - склеенные между собой большие карточки со словами

Вед.  этапа: Для начала поиграем в игру

 «Давайте поприветствуем друг друга, как это делают народы разных стран».

 Повторяйте за мной

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
  • Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
  • Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

  • Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);

  • Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция)

А сейчас сама игра «Дорожка дружбы. Необходимо каждому члену команды по – очереди пройти по дорожке дружбы, не наступая  на  слова, которые по значимости сходны со словом толерантность:

 Терпимость

 терпение

 доброта

уважение

великодушие

прощение

сострадание

благосклонность

снисхождение

мягкость

а наступая на слова, противоречащие понятию толерантности:

злоба

зависть

подлость

нетерпимость

жестокость

эгоизм,
пренебрежение,
раздражительность,

равнодушие,
цинизм,

агрессивность

игнорирование

Вед. Эмпатия – понимание внутреннего мира другого человека. Следующее задание – на развитие эмпатии. Вам надо понять друг друга без слов. 4 - 6 человек -  берем диск за веревочки, поднимаем аккуратно вместе с теннисным шариком ,  движемся  к  большой веревке, перешагиваем, не теряя шарика……отмерить высоту, одинаковую для всех команд

Вед. Вы познакомились с качествами толерантной и интолерантной личности. Вы правильно наступали на черты именно интолерантной личности, которой чужды сострадание, великодушие, уважение и другие черты толерантной личности, старались понять друг друга без слов, развивая чувство эмпатии. Культивируйте, воспитывайте в себе такие качества, как : добро, великодушие, прощение… Это поможет вам стать счастливыми в жизни.

Выставление баллов

4 этап: Тайный клад

Оборудование: фрагменты карты (6), коробка с кладом  - словом «толерантность», запутывающие поиск предметы – сети, фонари, сундук…

Необходимо ответить на вопросы  на этапе, получая за правильные ответы фрагменты карты, сложить карту, найти местонахождение клада, расшифровать слово, спрятанное в шкатулке с кладом, лишь тогда этап будет считаться пройденным.

 Начнем с разминки , с легких вопросов о дружбе.

  1. В каком мультфильме песню о крепкой дружбе поет КОТ и как его зовут? («Приключения кота Леопольда», кот Леопольд.)
  2. Кому или Чему должен был улыбнуться Крошка Енот, чтобы побороть ночной страх? Какая песня звучит в этом мультфильме? (Своему отражению в воде, песня «Улыбка»
  3. Какие домашние животные помогли Ивану добыть волшебное кольцо из города Парижа, когда он попал в беду? Как называется этот мультфильм? (Кошка, Собака, мультфильм «Волшебное кольцо»
  4. Назовите мультфильмы (не менее 5 – ти), в которых главные герои нашли верных друзей и свою любовь? («Русалочка», «Волшебная

лампа Алладина» «Король Лев», «Вини – Пух и все, все, все..», «Бременские музыканты» и другие.

Молодцы. А теперь постарайтесь правильно ответить на вопросы, за которые будете получать фрагменты карты. Вопросы касаются мировых религий. Наша страна многонациональная и многоконфессиональная. Мы должны с уважением относиться к людям, исповедующим различные религиозные взгляды, побольше знать об этом.

А теперь  основные вопросы, за ответ на которые вы будете получать фрагменты карты.

1. Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
2. Назовите священную книгу мусульман (Коран)
3. Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
4. Назовите священную книгу православных. (Библия)
5. Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
6. Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Это слово - …..

Складывайте фрагменты карты, ищите клад с ключевым словом, расшифруйте

(толерантность)

5 этап   Комната страха

Оборудование: пугающие аксессуары.,  скрученные тексты ,  карточки со словами: ШОВИНИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ, РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ

Вед. Этапа Необходимо  опустить руку в коробку , достать 3 записки с текстом, где пропущены слова:  Для одного текста подходит слово национализм, для другого – шовинизм,  для третьего – РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ.  Вставьте слова в пропущенный текст. Приведите примеры из жизни, из истории.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко сопоставляется с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в ……………………. Это идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. ____________________ может быть огромным, но великим – никогда.

(национализм)

....................................  –  проповедует национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом. Это крайнее проявление национализма.

(шовинизм)

 ………………………………………. – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов. (религиозный фанатизм)

Слова – шифры необходимо еще написать на лепестках цветка толерантности.

Взаимоуважение

Сотрудничество

Равноправие

Великодушие

Терпимость

Благосклонность

дружелюбность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в праздник (игра по толерантности)

Разработка игры для 6-8 классов.- Реализация познавательных интересов через изучение народных традиций.     - Расширить и систематизировать знания учащихся о народных и церковных...

Урок-игра «Мы – толерантный класс»

Урок-игра «Мы – толерантный класс»Цель:Ввести и закрепить понятие термина «толерантность»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3320656","attributes":{"alt":"","class":"media-image",...

Этапная игра «Путешествие в страну историю»

Внеклассное мероприятие в рамках недели истории. На каждой станции ребята получают задание и отвечают на них....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Командная этапная игра «Наука побеждать», посвященная Дню взятия Измаила русской армией под командованием А.В.Суворова

Российский народ имеет   славные исторические, боевые и созидательные традиции. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Во все века героизм, мужество воинов Росс...

Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...

Космическое путешествие_Этапная игра

Игровая программа " Космическое путешествие " для учащихся начальных классов посвящена Дню космонавтики. Игровые задания направлены на сплочение коллектива класса, способствуют развитию вним...