Интерактивное занятие "Что такое толерантность?"
план-конспект

Коростина Алена Игоревна

План занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное занятие «Что такое толерантность?»

Материалы:

5 наборов из 3-х карточек (см. в описании упражнения)

Листы А-4; Набор фломастеров; Ручки/карандаши; Ватман

Вводная часть

1.Упражнение «Толерантность»

Инструкция: «В жизни мы часто слышим: «будь терпимее», «уважай мнение других», и т.д. Давайте разберёмся, что же такое «толерантность».

Стимульный материал:

Делимся на группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Необходимо включить в определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Обратите внимание на то, что определение должно быть, по возможности, кратким и емким.

После обсуждения представитель от каждой группы знакомит всех остальных участников с определением.

Определение толерантности на слайде.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение, терпимость.

В Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) дается следующее определение толерантности: «Толерантность - это уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Развитию толерантности способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений.

Люди не рождаются толерантными или интолерантными. Формирование толерантности является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

2.Упражнение «Четыре квадрата»

Ведущий:

«Мы разобрались, что такое толерантность, что значит проявлять терпимость по отношению к другим, а сейчас посмотрим насколько мы толерантны к себе.»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4». Приложение 1.

«Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и вы считаете их положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можете описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того, как задание выполнено ведущий, предлагает:

«Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, т.е. вы считаете их негативными».

После того, как заполнен квадрат 3, ведущий предлагает:

«Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3 и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные - заполните квадрат 2».

После того, как заполнен квадрат 2, ведущий предлагает:

«Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того, как все квадраты заполнены, ведущий предлагает:

«А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина, правда?! С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов, в центре листа, круг и напишите в нем крупную букву «Я».

Обсуждение:

Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Какие чувства вы испытали, когда читали только левую часть квадрата (только правую)?

Бывает ли, что в жизни вы начинаете себя воспринимать только с «одной стороны»?

3.Упражнение «Три на три»

Ведущий:

«Итак, мы знаем, что такое толерантность, в предыдущем упражнении, выяснили, на сколько толерантны мы к себе, сейчас попробуем оценить насколько мы терпимы к событиям, которые происходят в нашей жизни»

Инструкция:

«Объединитесь в группы по 4 человека (по 2, по 3, по 5 человек – в зависимости от количества участников).

Сейчас каждая из подгрупп получит карточки с описанием различных, жизненных ситуаций. Вам нужно найти три негативные и три позитивные стороны (следствия) для каждой из этих ситуаций.

Приложение 2.

Содержание карточек:

Карточка 1

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1) ... 2)... 3)

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1) ... 2)... 3)

Карточка 2

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что: 1)...2)...3)....

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что: 1)... 2)... 3)....

Карточка 3

Сегодня я узнал(а), что девушка (парень) которая (который) мне очень нравится, встречается с другим (другой), и это плохо, потому что: 1), 2),

Сегодня я узнал(а), что девушка (парень) которая (который) мне очень нравится, встречается с другим (другой), и это хорошо, потому что:1), 2),

После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате по каждому случаю, получается, по 9-12 аргументов «плохо» и «хорошо».

Обсуждение:

Какие аргументы давались вам легче – негативные или положительные? Как вы думаете, почему?

Умеете ли вы в жизни найти положительные стороны затруднительных ситуаций или видите только негативные?

Как вы думаете, чему научило вас это упражнение?

4.Упражнение: «Ярлыки»

Ведущий:

«Терпимость к людям, которые в чём-либо отличаются от нас (например, иначе одеваются, иначе выглядят, по - другому говорят) тесно связана с дискриминацией. Ведь если мы не можем принять что-то в других людях, которые по нашему мнению отличаются от нас, эти люди попадают под дискриминацию (т.е. отвергаются обществом). Все мы с вами разные. В такую ситуацию может попасть каждый из нас. Сейчас, с помощью упражнения, попытаемся разобраться, каким образом человек попадает под дискриминацию, и как это влияет на нас и на наши действия. (ВИДЕОРОЛИК ПРО БАНАНА)

Стимульный материал:

Участникам на бэйджиках прикрепляются ярлыки. Каждому участнику выдается табличка с надписью, которую могут видеть все, кроме него самого (крепится на спину).

Заметки для ведущего:

Заранее готовятся таблички по количеству участников с надписями. Надпись на табличке в той или иной степени является ярлыком или касается личностных особенностей или взглядов личности. Приложение 3.

Обсуждение:

Как себя чувствовали участники во время игры? Что такое дискриминация? По какому признаку она может осуществляться? Почему существует такое явление?

5. Игра «Карамбия» (если будет время)

Процедура проведения:

I. Из числа участников выбрать 3 членов группы - «посланников». Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам:

  • Брюнет – блондин.
  • Длинные волосы – короткая стрижка.
  • Очень молодой – умудренный опытом.

«Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку - 20 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Инструкция для посланников

Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной Карамбией. Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей.

Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству.

Ваши задачи:

  1. Узнать как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не менее 10 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».
  2. Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество.

Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации.

Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры.

Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.

II. Установка для жителей страны: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру.

Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

  • Вы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос);
  • В вашем словаре только два слова – «да» и «нет»;
  • Ваш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто вас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

III. Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры.

VI. «Посланники» приглашаются по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги.

V. После опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев.

IV. Затем каждый из «посланников» зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии.

Обсуждение и анализ

Вопросы ведущего группе: 

  1. Какие чувства испытывали «посланники» во время контакта с «карамбийцами»?
  2. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?
  3. Что «карамбийцы» могут сказать о поведении «посланников»?
  4. Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания?
  5. Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию.)

6.Подведение итогов

Ведущий: «Сегодня, мы разобрались, что такое толерантность,

  • выяснили насколько мы принимаем себя такими, какие мы есть;
  • насколько терпимы к окружающим нас людям и событиям которые происходят в нашей жизни.
  • Определили собственные взгляды по отношению к дискриминации, увидели, как дискриминация влияет на нашу жизнь.

Таким образом, можем сделать вывод, что если люди не будут терпимы/толерантны к друг другу, каждый может оказаться в ситуации дискриминации, ведь всегда найдется, хотя бы один признак, по которому мы отличаемся друг от друга. Поэтому, от степени нашей толерантности зависит не только наша жизнь, но и окружающих нас людей».

Приложение 1.

1

3

4                                                                                                                               2                                                                                                                                                                            

Приложение 2

Содержание карточек:

Карточка 1

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что:

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что:

Карточка 2

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что:

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что:

Карточка 3

Сегодня я узнал(а), что девушка (парень) которая (который) мне очень нравится, встречается с другим (другой), и это плохо, потому что:

Сегодня я узнал(а), что девушка (парень) которая (который) мне очень нравится, встречается с другим (другой), и это хорошо, потому что:

Приложение 3

ВЫСКОЧКА

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЬ

МАЖОР

КАРЬЕРИСТКА

ПОДКАБЛУЧНИК

АЛКОГОЛИК

БОМЖ

ОТЛИЧНИК

ГОМОСЕКСУАЛИСТ(КА)

НАРКОМАН

ПЕНСИОНЕРКА

ЛЕНТЯЙ

ГЛУПЕЦ

ЛЮБОПЫТНЫЙ

АФРОАМЕРКАНЕЦ

ДЕПУТАТ

УЧИТЕЛЬ

ТАТУ МАСТЕР

ФУТБОЛЬНЫЙ ФАНАТ

ЭГОИСТ

НАРЦИСС

ЛИЦЕМЕР

КАССИР

ДВОРНИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - интерактивная игра "Если ребенок не такой, как все..."

Часто родительские собрания надоедают как учителям, так и родителям. В средних и старших классах их рейтинг среди родителей снижается. Как оживить традиционное собрание, активизировать его участников,...

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интерактивный плакат "Такие родные ошибки"

Данный интерактивный плакат позволит учащимся 5-6-х классов развить познавательный интерес к урокам русского языка. Чтобы открыть мультимедийный плакат, пройдите по ссылке https://yadi.sk/d/92pJt...

"Деньги: что это такое" .Методическая разработка интерактивного внеурочного занятия по ФГ .

- формирование основ финансовой грамотности учащихся посредством уяснения экономического содержания понятий, которые сопутствуют существованию в мире денег;- формирование умений и компетенций, ...