Родительское собрание - интерактивная игра "Если ребенок не такой, как все..."
методическая разработка по теме

Часто родительские собрания надоедают как учителям, так и родителям. В средних и старших классах их рейтинг среди родителей снижается. Как оживить традиционное собрание, активизировать его участников, создать благоприятную психологическую атмосферу на собрании? А если это еще и родители детей с ограниченными возможностями здоровья? Попробуйте интерактивную деловую игру.

Мастер-класс собрания был показан на второй международной научно-практической  конференции, посвященной проблемам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (19 мая 2011 года). См. "Мои достижения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы как средство психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Работая ради детей, школьный психолог непременно работает с родителями этих детей для достижения общей цели – создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка. Тем более, когда дело касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь психолог-практик должен учесть, что в основной массе эти родители чувствуют себя угнетенными и подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что  проблемы их больных детей  неразрешимы.  В результате бесед с матерями (отцы, как правило, редко идут на контакт с психологом) выявлено, что многих из них тяготит нарушенное поведение своих детей. Взрослые  часто не понимают их состояния, не знают, как им можно помочь.

Очевидно, что среди целей и задач психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, важное значение приобретают эмоциональная поддержка родителей, предоставление им возможности общения  и обмена мнениями,  просветительская работа по ознакомлению родителей простым эффективным методам домашней реабилитации своих детей. В отличие от традиционных родительских собраний, проходящих в форме лекций и бесед, наиболее благоприятствуют вышеозвученным целям неформальные,  нетрадиционные формы общения психолога с родительским коллективом.

Целью посещения психологом родительского собрания, независимо общешкольное оно или классное, должен стать не столько  психолого-педагогический ликбез семьи как таковой, а стимулирование желания быть хорошими родителями путем расширения кругозора, создание мотивации к осознанию и активизации личностных ресурсов родителей, воспитательного  потенциала семьи  как важнейшего института социализации личности.

И здесь на помощь педагогу-психологу приходит игра. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Именно посредством игры на собрании создается необходимый для  раскрепощения участников психологический климат. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательно-терапевтическими возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Функция самореализации человека в игре - одна из основных функций игры.

  В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется  всесторонне. С приходом в школу информационно-компьютерных технологий (ИКТ) игра получила новый стимул развития.  Синтез компьютерных технологий и игровых методов позволяет  повысить КПД традиционных школьных  мероприятий, будь то классный час, педсовет, методическое объединение, родительское собрание.

Чтобы привлечь внимание родителей к школьной жизни ребенка, к его воспитанию, мы воспользовались приемами создателей телевизионных интеллектуальных игр, взяв за основу игры тестирование.  Поэтому  слегка коснемся такой отрасли науки как тестология. Современное использование тестов для контроля обученности основано на их технологичности, возможности использования в сжатых временных рамках, стандартизированности. Естественно, что педагогом – психологом задача диагностики обученности родителей быть хорошими родителями ставиться не может. Гораздо важнее моменты дискуссии, активизации внимания, рефлексии, коммуникативных проявлений, обязательно сопутствующих процессу игры.  Здесь развлекательно-терапевтический эффект игры перетекает в обучающий.  Это конечно возможно и на обычном собрании в форме традиционной лекции, но как часто родители бывают безынициативны и равнодушны к ним.

Важен момент простоты и доступности игры. Большой объем подчас сложной для родителей, уставших после рабочего дня, информации нужно постараться сконцентрировать и донести в наиболее понятном виде.  Преимущества тестового метода перед остальными здесь очевидны.

Не стоит забывать и о таком спутнике благоприятного психологического климата, как юмор. В. Гюго считал, что смех – это солнце, которое прогоняет зиму с человеческого лица. В шаблоны вопросов тестов обязательно нужно включать несуразности, юмористические варианты ответов. Вспомним популярное шоу «Кто хочет стать миллионером?»

При подготовке к такому собранию все вопросы, прямо или косвенно касающиеся тех проблем, которые педагог наметил для обсуждения, заранее стандартизируются. Иллюстрируя вышесказанное,  опишем ход родительского собрания – деловой игры на тему «Если ребенок на такой как все…» в школе 7, 8 видов, вопросы которой  касались проблем воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все – и вопросы, и варианты ответов, и правильный ответ, появляющийся после того, как игроки дадут свою версию, представляются вниманию присутствующих  с помощью проектора.

Присутствующие в ходе жеребьевки делятся на команды (по 2-4 игрока), для которых заранее приготовлены комплекты вопросов от самого простого (дешевого) до самого сложного (дорогого). Вопросы последовательно усложняются, цена, выраженная в символических единицах – баллах по мере сложности возрастает и заканчивается суперигрой, от которой команда может отказаться. Команда, ответившая на все вопросы и набравшая наибольшее количество баллов, считается выигравшей.

В предлагаемой публикации для примера приведем комплект вопросов лишь для одной команды игроков (обычно в родительских собраниях  бывает 5-6 команд). (Правильный вариант ответа выделен). Естественно в возникающих по ходу игры дискуссиях, педагог дает разъяснения,  делает краткий экскурс в суть вопроса, психологически поддерживает участников в случае неправильного ответа.

Вопрос на 1 балл: Наука об образовании и воспитании детей с отклонениями в развитии называется:

  1. педагогическая медицина
  2. врачебная педагогика

  1. лечебная педагогика
  2. педагогическая фармацевтика

Вопрос на 2 балла:  Наиболее предпочтительными  для развития лиц с умственной отсталостью являются  условия:

  1. сельской местности
  2. мегаполиса
  3. тропического климата
  4. везде

Вопрос на 3 балла: По данным ВОЗ инвалидами на планете  являются:

  1. каждый 20 житель
  2. каждый 10 житель

  1. каждый 5 житель
  2. каждый 100 житель

Вопрос на 4 балла: Термин «инклюзия» в переводе с английского означает:

1.  доступность

2.  внедренность        

3.  облегченность

4.  включенность

Вопрос на 5 баллов: Именно эта  семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, составляет всего лишь около 7 % от общего числа устроенных в семьи сирот:

  1. опека
  2. приемная семья
  3. усыновление
  4. патронат

Суперигра: В этой стране впервые была разработана программа специальных упражнений для тренировки недостающих психических функций:

  1. Франция
  2. Англия
  3. Российская империя
  4. Германия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если ребенок не такой, как все… Родительское собрание

Слайд 2

Играет команда №1

Слайд 3

Вопрос за 1 коп. Как называется специалист, помогающий ребенку решить проблемы развития речи? 1. Логопед 2. Ортопед 3. Ортодонт 4. Логотерапевт

Слайд 4

Вопрос за 2 коп. Что из нижеперечислен-ного не относится к правам детей-инвалидов? 1. Право на уважение человеческого достоинства 2. Гражданские и политические права 3. Право на меры для приобретения большей самостоятельности 4. Право на сочувствие со стороны окружающих

Слайд 5

Вопрос за 3 коп. Наука об образовании и воспитании детей с отклонениями в развитии называется: 1. Лечебная педагогика 2. Врачебная педагогика 3. Педагогическая медицина 4. Педагогическая фармацевтика

Слайд 6

Вопрос за 4 коп. Как называются международные спортивные соревнования для инвалидов? 1. Околоолимпийские игры 2. Параолимпийские игры 3. Параспартакиада 4. Триолимпийские игры

Слайд 7

Вопрос за 5 коп. Традиционный уклад в русских семьях был приспособлен для: 1. ухода за немощными членами семьи 2. использования немощных членов семьи в посильном труде по дому 3. предоставления им широкого спектра гражданских прав и свобод 4. получения образования немощными членами семьи

Слайд 8

Супер игра Когда отмечается всемирный день больных заиканием? 1. 22 октября 2. 6 ноября 3. 22 марта 4. 28 марта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играет команда № 2

Слайд 2

Вопрос за 1 коп. Ветвь педагогики, занимающаяся обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, называется: 1 . Коррекционная педагогика 2. Гуманистическая педагогика 3. Вспомогательная педагогика 4. Педагогическая коррекция

Слайд 3

Вопрос за 2 коп . Основной принцип развития детей с отклонениями в развитии, согласно основоположникам коррекционной педагогики, – это сочетание: 1. лечения с обучением 2. обучения с питанием 3. питания с лечением 4. упражнений недостаточно развитых навыков

Слайд 4

Вопрос за 3 коп. Слово defectus в переводе с латыни означает: 1. недостаток 2. недоразвитие 3. нездоровье 4. нервность

Слайд 5

Вопрос за 4 коп. Для развития мелкой моторики ребенка со сложной структурой дефекта полезно использовать методику: 1. лепка по полу 2. лепка по бумаге 3. лепка по столу 4. лепка по стеклу

Слайд 6

Вопрос за 5 коп. У истоков отечественной коррекционной педагогики не стоял: 1. Кащенко 2. Граборов 3. Россолимо 4. Сеген

Слайд 7

Супер игра Именно эта семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 7 % от общего числа устроенных в семьи сирот: 1. опека 2. приемная семья 3. усыновление 4. патронат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играет команда № 3

Слайд 2

Вопрос за 1 коп. Причиной нарушений развития детей не является: 1 . Патология беременности или родов 2. Неблагополучная экологическая обстановка 3. Тяжелые заболевания и травмы головного мозга 4. Чуткий сон

Слайд 3

Вопрос за 2 коп . Этично говоря о создании специальных условий образования для детей с выраженными дефектами развития, педагоги, дефектологи и психологи называют классы таких детей этим термином: 1. Проблемный ребенок 2. Особый ребенок 3. Аномальный ребенок 4. Нестандартный ребенок

Слайд 4

Вопрос за 3 коп. Девиантное поведение означает: 1. отклоняющееся 2. агрессивное 3. тревожное 4. вызывающее

Слайд 5

Вопрос за 4 коп. Одним из распространен-ных нарушений формирования школьных навыков является дисграфия , которая означает: 1. Трудности в овладении чтением 2. Трудности в овладении письмом 3. Трудности рисования 4. Трудности черчения

Слайд 6

Вопрос за 5 коп. Известный американский педиатр Б. Спок , говоря о больных детях писал, что: «ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, когда семья начинает говорить … 1. не о нем, а обо всех 2. не о нем, а с ним 3. не с ним, а про него 4. не для всех, а для него

Слайд 7

Супер игра Колония С.Т. Шацкого для дефективных детей, существовавшая в начале ХХ в., называлась: 1. Бодрая жизнь 2. Добрая жизнь 3. В добрый путь! 4. За Родину!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играет команда № 4

Слайд 2

Вопрос за 1 коп. Аббревиатура СДВГ в педагогике, психологии и медицине означает: 1. Синдром Дауна Вундта Гештальта 2. Ситуативный дефицит восприятия глазами 3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 4. Синдром дефицита восприятия с гиподинамией

Слайд 3

Вопрос за 2 коп. Наиболее предпочтительными для развития лиц с умственной отсталостью являются условия: 1. сельской местности 2. мегаполиса 3. тропического климата 4. везде

Слайд 4

Вопрос за 3 коп. Что не может стать причиной ухудшения состояния умственно отсталого ребенка: 1. Воспитание в интернатном учреждении 2. Отсутствие материнской заботы и внимания 3. Отсутствие специальных занятий 4. Общение взрослых с ребенком

Слайд 5

Вопрос за 4 коп. Что в переводе с латыни означает термин deprivatio ( депривация ): 1. потеря, лишение 2. боль, страдание 3. отчаяние 4. депрессия

Слайд 6

Вопрос за 5 коп. Начало более гуманного по сравнению с античными временами отношения к детям с дефектами развития положено в… 1. Х II веке 2. XIV веке 3. XVIII веке 4. XVII веке

Слайд 7

Супер игра Кто из педагогов считал неполной семью, не только в которой отсутствует один из родителей, но и семью, состоящую из обоих родителей, но имеющих только одного ребенка? 1. А. С. Макаренко 2. В.А. Сухомлинский 3. С.Т. Шацкий 4. Ш.А. Амонашвили


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играет команда № 5

Слайд 2

Вопрос за 1 коп. Что в педагогике, психологии, медицине означает аббревиатура ЗПР? 1. Задержка психического развития 2. З рительно-пространственный регресс 3. Задержка памяти и речи 4. Задержка педагогического развития

Слайд 3

Вопрос за 2 коп. В чем не находят помощи и поддержки многие родители детей-инвалидов? В религии 2. В социальных стереотипах по отношению к детям -инвалидам 3. В обращении к специалистам 4. В научно-практической литературе

Слайд 4

Вопрос за 3 коп. Герой какого фильма страдал аутизмом? 1. Человек- амфибия 2. Рембо 3. Дети кукурузы 4. Человек дождя

Слайд 5

Вопрос за 4 коп. Термин «инклюзия» в переводе с английского означает: 1. включенность 2. внедренность 3. облегченность 4. доступность

Слайд 6

Вопрос за 5 коп. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инвалидами на планете являются: 1. каждый 20 житель 2. каждый 10 житель 3. каждый 5 житель 4. каждый 100 житель

Слайд 7

Супер игра Именно в этой стране впервые была разработана программа специальных упражнений для тренировки недостающих психических функций: 1. Англия 2. Германия 3. Франция 4. Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к родительскому собранию "Конфликты с ребенком: причины и их решение".

Можно использовать в качестве раздаточного материала на родительском собрание....

Родительское собрание "Характер моего ребенка"

Тема родительского собрания выбрана неслучайно. В каждой семье, где есть подросток, есть свои проблемы. Дети взрослеют, родителям приходится применять много усилий и стараний для воспитания своих дете...

Родительское собрание.Любовь к ребенку.

Для того чтобы заинтересовать родителей, приготовила пригласительные билеты.Приготовила тестирование для родителей на тему "Моя любовь к ребенку" и веселые, шуточные игры для родителей....

Родительское собрание-интерактивная ролевая игра "Подростковый возраст и семейные проблемы"

Интерактивная ролевая игра "Родитель -подросток-учитель", выборка и комментирование высказываний известных людей по проблеме, обсуждение шести типичных ситуаций, в рубрике "Родителям на заметку" ...

Родительское собрание в 9 классе « Что такое предпрофильная и профильная подготовка»

Родительское собрание в 9 классе« Что такое предпрофильная и профильная подготовка»...