Рабочая программа ФГОС 5-9 класс
рабочая программа по обществознанию на тему

Голубева Татьяна Михайловна

Рабочая программа по обществознанию (ФГОС 5-9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5-9_klass_obschestvoznanie_fgos.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара

Рассмотрено на заседании МО учителей ____________________
Протокол №_____
от ______

Председатель МО
_______ /____________

Согласовано

Заместитель директора по УВР ________________________

«______» ______________

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №53 г. о. Самара

_______  В.М. Кильдюшкин

«______» ___________

Рабочая программа

учебного курса по Обществознанию

  Рабочая программа составлена на основе

Примерной программы по учебным предметам. Обществознание . 5-9 классы. – М. Просвещение, 2011.

Обществознание. Рабочие программы . Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Учебный год: 2014-1015        

 Класс 5-9

Учебник Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой; Просвещение, 2013

Учебник Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

Количество часов:

Всего 175ч.

 

Учитель Гордеева Т.М


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 класса составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова.

Актуальность изучения программы обществознания в основной школе возрастает в связи с необходимостью создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Особое место курса обусловлено спецификой данной учебной дисциплины многоаспектным изучением общественной жизни, использованием для этого комплекса общественных наук ( социологии, политологии, экономики, правоведения,, социальной психологии, этики и культурологи), а также знаниях философии, а также в его интегративном характере, комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление

Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание основного общего  образования по обществознанию  представляет собой  комплекс знаний, отражающих  основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека  в обществе, правовое регулирование  общественных отношений.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами  курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических  ценностей; правовые  нормы, лежавшие в основе правомерного   поведения.

Не менее важным   элементом содержания  учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной  и практической деятельности, включающий  работу с адаптированными источниками  социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•        воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

•        освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

•        формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Сроки реализации программы: 5 лет

Общая характеристика учебного предмета

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по Обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование    элементов    причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов

 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5)        перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6)        подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7)        оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8)        определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

•        относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

•        знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

•        знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

•        умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

•        понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

•        знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

•        приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;        I

•        знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

•        понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

•        понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

•        понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

•        знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

•        знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

•        понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

•        понимание значения коммуникации в межличностном общении;

•        умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

•        знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы  5 – 9 классы  

Модули

Разделы

1. Социальная сущность личности

1.1. Человек в социальном измерении.

1.2. Ближайшее социальное окружение

2. Современное общество

2.1. Общество – большой дом для человечества.

2.2. Общество, в котором мы живём.

3. Социальные нормы

3.1. Регулирование поведения  людей в обществе.

3.2. Основы российского законодательства.

4. Экономика и социальные отношения

4.1. Мир экономики.

4.2. Человек в экономических отношениях.

4.3. Мир социальных отношений.

5. Политика. Культура

5.1. Политическая жизнь общества.

5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.

5.3. Человек в меняющемся обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

2.   Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

3.   Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

4.   Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                                                                                                    Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?  Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

5.   Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

6.   Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

7.   Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

8.  Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

9.   Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.                                                                                                                        Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

10.   Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

11.    Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

12.  Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебные материалы

Учебник Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой; Просвещение, 2013

Учебник Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

Список литературы

Литература для учителя обществознания (основная школа):

  1. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин.

— М., 2008.

  1. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
  2. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
  3. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,2001.
  4. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
  5. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф.учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
  6. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
  7. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.
  8. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
  9. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
  10. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
  11. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
  12. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
  13. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб.,2008.
  14. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
  15. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / A. И. Кравченко. - М., 2008.
  16. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /B. В. Латышева. — М., 2004.
  17. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
  18. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.
  19. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
  20. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
  21. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М.,2003.
  22. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
  23.  Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
  24. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти

Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской

Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным

наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,

статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —

обществознание.

http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в

школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).

http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный

образовательный портал.

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской

газете».

http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.

http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.

hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.

http://www.hpo.opg — Права человека в России.

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской

Федерации: официальный сайт.

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.

nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».

http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.

http://www.russianculture.ru/ — Культура России.

http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический

портал.

http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».

http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».

http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.

http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе

мультимедиа. — М., 2004


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара

Согласовано Председатель МО


_______ /____________

«______» ______________

Согласовано

Заместитель директора по УВР ________________________

«______» ______________

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №53 г. о. Самара

_______  В.М. Кильдюшкин

«______» ___________

 

Календарно- тематическое планирование

по предмету Обществознание

  Составлено на основе

Рабочей программы МБОУ СОШ № 53 г.о Самара ________________________,.

Обществознание. Рабочие программы . Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Учебный год: 2014-2015        

 Класс  5

 Учебник Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой; Просвещение, 2013

Количество часов:

Всего 35 в неделю 1

 

Учитель Гордеева Т.М.


Календарно- тематическое планирование Обществознание 5 класс

Дата прове-дения

Тема урока

Планируемые результаты

предметные

УУД

 

Глава 1. Человек (7 часов)

1

Введение

Научаться:  характеризовать некоторые

общественные

процессы

Получат возможность научиться: использовать термин «обществознание»

Познавательные:

 Извлекать информацию из текста

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные: Составлять план своих действий

2-3

Загадка человека

Научаться:  раскрывать на конкретных

примерах цели и

ценность человеческой

жизни, характеризовать и конкретизировать

конкретными примерами

биологическое и

социальное в природе человека, сравнивать

свойства человека

и животного, объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида, характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя, формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать

определение понятий

Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, учувствуют в дискуссии

Регулятивные:  прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

4-5

Особый возраст -отрочество

Научаться:  Характеризовать черты

подросткового возраста;

уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным

качеством

Получат возможность научиться: Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план действий

6-7

Обобщение и систематизация знаний по главе «Человек»

Научаться:  характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Находя основную мысль прочитанного текста и

записывать ее.

Готовят сообщение об одном из мнений о

происхождении человека, используя учебник истории,

энциклопедию, Интернет

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Регулятивные:  составляют план текста

Глава 2. Семья ( 6ч.)

8

Семья и семейные отношения

Научаться:  Характеризовать понятие «семья», «семейные ценности, характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешении, называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ., описывать семейные обычаи, традиции.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные:  ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные: Готовят совместные ответы на вопросы, работая в

парах

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры.

9-10

Семейное хозяйство

Научаться:  описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качестве личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; учувствуют в коллективном обсуждении проблем; распределят обязанности, проявляют способность к взаимодействию. 

Регулятивные:  учитывать ориентиры данные учителем при освоении нового учебного материала

11-12


Свободное время

Научаться: Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.

Получат возможность научиться: составлять рассказы по рисункам, работать со схемами

Познавательные : Определяют основную мысль текста.

Приводят примеры из своего опыта, когда время летит

очень быстро и тянется очень медленно

Коммуникативные:

Исследуют несложные практические ситуации,

связанные с проведением подростками свободного

времени, работая в группах

Регулятивные:

Составляют план своего рабочего дня и выполнять его Вносят коррективы в план

13

Обобщение и систематизация знаний по главе «Семья»

Научаться: Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

 Получат возможность научиться: Составлять рассказы:

-учимся быть рачительными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Познавательные: выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Находя основную мысль прочитанного текста и

записывать ее. Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные: Составлять коллективный портрет рачительного

хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные:  Планировать свой режим для будничного дня и свои

занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы

Глава 3. Школа.( 6 часов)

14

Образование в жизни человека

Научаться: Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование

Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: Исследовать несложные ситуации из жизни человека и

общества, раскрывающие значимость образования в

наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования

Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:  Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя

метод незаконченных предложений

15-16

Образование и самообразование

Научаться: Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации; выделять главное

Познавательные :

Характеризуют учебу как основной труд школьника.

Выявляют позитивные результаты учения, опираясь на

примеры из художественных произведений

Коммуникативные:

планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные:

Осознают качество и уровень подготовки

17-18

Одноклассники, сверстники, друзья

Научаться: Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: Используют элементы причинно – следственного

анализа при характеристике социальных связей

младшего подростка с одноклассниками, сверстниками,

друзьями.

Иллюстрируют примерами значимость товарищеской

поддержки сверстников для человека

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры.

19

Обобщение и систематизация знаний по главе «Школа»

Научаться: сохранять достоинства в конфликте

Получат возможность научиться: допускать сосуществования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Регулятивные:  ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Глава IV. Труд (5часов)

20-21

Труд — основа жизни

Научаться: Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: Характеризую особенности труда как одного из

основных видов деятельности человека.

Заполняют сравнительную таблицу «Труд свободного

человека и труд рабов».

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры.

22-23

Труд и творчество

Научаться: Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: Заполняют сравнительную таблицу «Труд» животных и

труд человека.

Объясняют смысл пословиц о труде

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, учувствуют в дискуссии

Регулятивные:   Различают творчество и ремесло, рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы

24

Обобщение и систематизация знаний по главе «Труд»

Научаться: строить свои взаимоотношения с другими людьми

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: овладевают целостными представлениями о труде, привлекают информацию, полученную ранее для решения учебных задач.

Коммуникативные:  выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют процесс и результат деятельности

Регулятивные:  Соотносят то, что известно и что неизвестно, применяя

метод незаконченных предложений.

Проверяют и оценивают результаты работы

Глава V. Родина (11 часов)

25-26

Наша Родина — Россия

Научаться: Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

27-28

Государственные символы России

Научаться: Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, документами; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

29-30

Гражданин России

Научаться: Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Получат возможность научиться: преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием

Познавательные: Объясняют и конкретизирую примерами смысл

понятия «гражданин»

Заполняют  таблицу

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, учувствуют в дискуссии

Регулятивные:  оценивают результаты своей работы

31-32

Мы — многонациональный народ

Научаться: Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе

Получат возможность научиться: преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием

Познавательные:

Заполняют таблицу, выписывая цитату из текста и свои

мысли.

Показывают на конкретных примерах исторического

прошлого и современной жизни российского общества

проявление толерантного отношения к людям разных

национальностей.

Коммуникативные: Подбирают материал и готовить компьютерную

презентацию на тему »Обычаи народов России»,

разделившись на группы

Регулятивные: Прогнозировать какой будет результат

33

Обобщение и систематизация знаний по главе «Родина»

Научаться: 

Правилам

толерантного

отношения к

людям

Получат возможность научиться: Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное.

Познавательные:

выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Находя основную мысль прочитанного текста и

записывать ее. Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные:

Готовят плакаты на тему «с чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные:

Осознавают качество и уровень подготовки и оценивать

результаты работы

34

Итоговая контрольная работа

Научаться: выполнять контрольные задания по обществознанию

Получат возможность научиться: преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

35

Человек и общество

Научаться: определять все термины за курс 5 класса

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действий


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара

Согласовано Председатель МО


_______ /____________

«______» ______________

Согласовано

Заместитель директора по УВР ________________________

«______» ______________

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №53 г. о. Самара

_______  В.М. Кильдюшкин

«______» ___________

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету Обществознание

  Составлено на основе

Рабочая программа МБОУ СОШ № 53 г.о Самара ________________________,

Обществознание. Рабочие программы . Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Учебный год: 2014-1015        

 Класс 6

 Учебник Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой- М.: Просвещение, 2014

Количество часов: 35

Всего 35 ч.  в неделю 1 ч.

 

Учитель Гордеева Т.М.


Календарно- тематическое планирование Обществознание 6 класс

Дата прове-дения

Тема урока

Планируемые результаты

предметные

УУД

 

Человек в социальном измерении (11 часов)

1-2

Человек-личность

Научаться:  понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем

Получат возможность научиться: понимать себбя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, учувствуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Регулятивные:  прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

3-4

Познай самого себя

Научаться:  характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры.

5-6

Человек и его деятельность

Научаться:  формировать представления о деятельности человека

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий

7-8

Потребности человека

Научаться:  раскрывать основные черты духовного мира человека

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Регулятивные:  составляют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того что еще неизвестно

9-10

На пути к жизненному успеху

Научаться:  определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные:  ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных  и познавательных задач

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры. Действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении»

Научаться:  определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качестве личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; учувствуют в коллективном обсуждении проблем; распределят обязанности, проявляют способность к взаимодействию. 

Регулятивные:  учитывать ориентиры данные учителем при освоении нового учебного материала

Человек среди людей ( 9 часов)

12-13

Межличностные отношения

Научаться: определять в чем состоят особенности межличностных отношений ;анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемы предположений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, учувствуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Регулятивные:  прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

14-15

Человек в группе

Научаться: определять что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимании причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации; выделять главное

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качестве личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; учувствуют в коллективном обсуждении проблем; распределят обязанности, проявляют способность к взаимодействию. 

Регулятивные:  учитывать ориентиры данные учителем при освоении нового учебного материала

16-17

Общение

Научаться: понимать , почему человек без общения не может развиваться полноценно

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственно-правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры.

18-19

Конфликты в межличностных отношениях

Научаться: сохранять достоинства в конфликте

Получат возможность научиться: допускать ссуществования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Регулятивные:  ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей»

Научаться: определять основные понятия в главе «человек среди людей»

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качестве личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; учувствуют в коллективном обсуждении проблем; распределят обязанности, проявляют способность к взаимодействию. 

Регулятивные:  учитывать ориентиры данные учителем при освоении нового учебного материала

Нравственные основы жизни ( 7 часов)

21-22

Человек славен добрыми делами

Научаться: отличать добрые поступки от злых; определять понятия» нравственность» и «безнравственность»

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером

Регулятивные:  определяют последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий

23-24

Будь смелым

Научаться: определять всегда ли страх является плохим качеством  человека, бороться со своими страхами

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательств выдвигаемы предположений

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, учувствуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Регулятивные:  прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

25-26

Человек и человечность

Научаться: строить свои взаимоотношения с другими людьми

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и др

Коммуникативные:  выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют процесс и результат деятельности

Регулятивные:  

27

Обобщение и систематизация знаний

Научаться: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Итоговое повторение (7 часов)

28-29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество»

Научаться: определять все термины за курс 6 класса

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные:  учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль

30-31

Человек в системе общественных отношений

Научаться: определять все термины за курс 6 класса

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,  суждение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: учувствуют в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действий

32

Итоговая контрольная работа

Научаться: выполнять контрольные задания по обществознанию

Получат возможность научиться: преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

33-35

Урок-конференция «человек и общество»

Научаться: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления

Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждение

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролирую и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные:  адекватно воспринимаю предложения и оценку учителей, товарищей, родителей  и других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС Биология 5 класс

Рабочая программа по биологии соответствует  положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результа...

рабочая программа ФГОС 1-4 классы

программа по физической культуре...

Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А. Лутцева

Рабочая программа составлена на  основе:Федерального государственного  образовательного стандарта  начального  общего образования второго...

рабочая программа ФГОС 5 - 7 класс

рабочая программа разработана на основе ФГОС для 5 - 9  классов  и  учебного комплекса  по  Ляху....

рабочая программа ФГОС для 2 класса

более или менее новый вариант календарно-тематического планирования...

Физическая культура рабочая программа ФГОС 5-9 классы.

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...

Рабочая программа ФГОС 5-9 класс

ФГОС Рабочая программа 5-9 класс...