Рабочая программа обществознание 9кл
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Богомолова Наталия Васильевна

Рабочая программа по предмету обществознание для 9класса основной школы. Учебник  А.И. Кравченко, Е.А.Певцова "Обществознание" 9 класс. М.:ООО "ТИД " Русское слово "

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №7 г.ЙОШКАР-ОЛЫ»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО,

протокол от ______________

Руководитель МО_______Макарова Е.Н.

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом педагогического совета от _________________

Директор школы________В.А.Домрачев

Рабочая программа

учебного предмета

«Обществознание» для 9 класса

основного  общего образования

на 2016-2017 учебный год

Составитель: Богомолова Н.В.

учитель обществознания

Йошкар-Ола.   2016г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию в 9 классе.

Рабочая программа составлена на основании:

Федерального Государственного Образовательного Стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «17»  декабря  2010 г. № 1897.Письма  Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ", утв. распоряжением Минобрнауки РФ от 06.07.2010 N НД-1/03),  Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

                Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, 9класс, 2011 г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

        Изучение обществознания в 9 классе завершает изучение предмета в основной школе.           Планирование основано на Примерной программе, которая предусматривает выделение в курсе обществознания в основной школе двух самостоятельных этапов изучения предмета. Первый этап – 6 класс носил преимущественно пропедевтический характер. Изучение обществознания на втором этапе включает 7- 9 классы, ориентированное  на более сложный круг вопросов. В содержании курса есть разумный баланс между теорией и практической направленностью рассматриваемых обществоведческих тем. В каждом разделе имеются идеи, которые могут стать фундаментом для теоретических размышлений учащихся. Вместе с тем основной материал   программы посвящен тому, что может пригодиться человеку в его повседневной  жизни гражданина, работника и семьянина.

            В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения обществознания на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по обществознанию.

      Главная цель - создать условия для ориентации учащихся в многообразии общественных отношений и осуществлению мотивированного выбора дальнейшего профиля обучения на старшей ступени.

      Задачи изучения обществознания в 9 классе:

-  развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной  информации и определения собственной позиции,  развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-  освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.

      Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года:

-знать изученные основные обществоведческие термины тем « Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Человек и его права» «Духовная сфера»т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; 

-называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

-сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определённого объекта с родственными;

-характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

-объяснять (интерпритировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние, а так же взаимодействие общества и природы, человека и общества;

-приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументированно раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

-давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении;

-самостоятельно составлять  простейшие виды правовых документов (заявлении, доверенностей и т.д.).

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

        В соответствии с программой 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.        Данные лабораторные и практические работы диффузно включаются в каждый урок:

  • работа с различными педагогически адаптированными и неадаптированными источниками социальной информации, в том числе Интернет;
  • формулирование на основе анализа разнородной социальной информации собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, в том числе тренировочных заданий КИМов ГИА;
  • участие в обучающих играх (ролевых, организационно-деловых, ситуативных), тренингах, моделирующих реальные жизненные ситуации;
  • участие в дискуссиях, диспутах по актуальным социальным и политическим проблемам;
  • Осуществление учебно-исследовательской работы по социальной проблематике и др.

         Основой для диагностики сформированности компетенций и контроля знаний являются:

  • словарная работа;
  • понятийный (терминологический) диктант;
  • анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;
  • тесты;
  • решение ситуационных задач;
  • творческие задания-задачи;
  • сочинение-миниатюра;
  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);
  • различные виды публичных выступлений;
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование.

         Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся:

           Для достижения требуемых результатов рабочая  программа предусматривает   использование ведущих технологий в преподавании курса, а именно личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. В преподавании курса отдается предпочтение активным и интерактивным методам и формам (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия в овладении ключевыми компетентностями.      

    Каждое занятие завершается устной либо письменной рефлексией, что является важным условием диагностики включенности учащегося в проблематику занятия и курса в целом.

    По итогам изучения каждого раздела предусмотрено контрольное тестирование.

    Индикаторы сформированности компетенций ориентировочные, т.к. некоторые результаты обучения  в силу специфики предмета могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников (прежде всего, к данным результатам относится использование приобретенных знаний и умений  в практической деятельности и повседневной жизни).

Тематическое планирование курса

Политическая сфера (35часов)

10часов

9часов

1час  повторения

Человек и его права

13 часов

12часов

1час  повторения

Духовная  сфера

8 часов

7часов

1час

Итоговое повторение курса

4часа

        Образовательная  программа ориентирована на  использование дополнительной литературы:

  1. Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
  2. Справочник школьника. Обществознание , под редакцией В.В.Барабанова, В.Г.Зарубина.. М. АСТ Астрель 2011г.
  3. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы / Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
  4. Тесты по обществознанию для школьников и абитуриентов / сост. А.А.Двигалева Санкт-петербург, Виктория. 2010г.
  1. Подготовка к итоговой аттестации. Обществоведение, 9 класс. , сост. О.А.Чернышева -  Ростов на Дону; «Легион», 2009
  2. Обществознание. Тематическая  тренировочная тетрадь. / сост. О.А. Чернышева. Ростов на Дону.Легион. 2016г.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Е.Ю. Бархотова.М. Проспект. 2013г.
  4. И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 9  класс.- 2-е изд.- М.: ООО  «ТИД «Русское слово -РС», 2008.
  5. Школьный словарь по обществознанию 10-11 Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / под редакцией Л.Н..Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. М. «Просвещение» 2010г.

Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию

  1. С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
  2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
  3. Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006.
  4.  http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

 http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифрового обучения.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает: учительский контроль .самоконтроль взаимоконтроль учащихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов: активность участия, умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию. Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию (% выполнения)

«1»-0-27%;    «2» - 28-52%,    «3» - 53-77, «4» 78-95%,, «5» 96-100%,

Лист внесения изменений в рабочую программу

Приказ по МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы» по изменению программы

Название темы по плану

Причина изменения

Изменение плана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...