Рабочая программа по обществознанию для 9 классов (ФГОС ООО)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Завезёнова Татьяна Григорьевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА СВОБОДНОГО

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического объединения

учителей истории и обществознания

Протокол от 29.08.2016  № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по учебно-воспитательной работе

____________Л.А.Долгополова

30.08.2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 1

г.Свободного

__________А.В.Сторожева

Приказ  от 31.08.2016 № 354

Рабочая программа

учебного предмета «Обществознание»

для 9 БВ классов

на 2016-2017 учебный год

Учитель Завезёнова Татьяна Григорьевна

Пояснительная записка

1.Нормативные акты и учебно-методические документы,  на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Л.Н. Боголюбова, основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ № 1 г. Свободного, Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) в МОАУ СОШ № 1 г. Свободного

2.Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом

Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели, 1 час в неделю).

3. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство.

Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

Раздел 2.  Право  

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

4. Планируемые результаты:

Личностными  результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества, семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1)  использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила

к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  •  знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

5. Формы организации учебного процесса:

Основная форма организации учебного процесса – урок.

Технология обучения – технология деятельностного метода, технология проблемного обучения,  элементы ТОГИС – технологии, технологии критического мышления,   технологии модульно-редуктивного обучения.

6. Виды  учебной деятельности

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.
  7. Систематизация учебного материала.
  8. Анализ графиков, таблиц, схем.
  9. Анализ проблемных ситуаций

Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Тема раздела

Количество  часов

В том числе

изучение

материала

повторение

самостоятельная работа

контрольная

работа

практическая работа

1

Личность в обществе

7

5

1

1

2

Сфера духовной жизни

8

6

1

1

3

Социальная сфера

5

4

1

4

Экономика

14

12

1

1

5

Итоговое повторение  

1

1

Всего

35

27

3

5

Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

Основные виды учебной деятельности учащихся (для ФГОСов)

Формирование универсальных учебных действий (для ФГОСов)

Раздел 1. Политическая жизнь общества

Вводный урок

Что мы уже знаем и умеем.

Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе

в классе и дом

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием  курса 9 класса.

Наметить перспективу совершенствования  умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Личностные УУД:

 осознавать, какое значение и смысл имеет для меня участие в политической жизни  обществе, отстаивание гражданской позиции, роль политики в развитии общества, общественный прогресс для развития человека как личности

Познавательные УУД: объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета; устанавливать соответствие между понятиями и определениями

Коммуникативные УУД: находить и извлекать социальную информацию из педагогически адаптированных источников разного типа.  Регулятивные УУД:

Уметь планировать свою деятельность, проводить рефлексию

Политика и власть

устный

Фронтальный опрос

Характеризовать власть и политику как социальные явления

Государство

устный

Работа по заданиям учебника

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства

Политические режимы

письменный

Таблица «Классификация политических режимов»

Сопоставлять различные типы политических режимов.

Называть и  раскрывать основные принципы демократического устройства

Правовое государство

Письменный

Работа по заданиям рабочей тетради

Раскрывать принципы правового государства.

Характеризовать разделение властей

Гражданское общество и государство

устный

Индивидуальная работа по карточкам

Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление

Участие граждан в политической жизни

письменный

Терминологический диктант

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности

Политические партии и движения

устный

Работа по заданиям в учебнике

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности

Урок – практикум по теме «Учимся участвовать в жизни гражданского общества»

устный

Диспут

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные

обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуации.

Выбирать адекватные способы деятельности.

Защита групповых проектов по теме «Политическая жизнь общества»

устный

Уметь выполнять познавательные и практические задания  с использованием проектной деятельности

Урок рефлексии по теме «Политическая жизнь общества»

Письменный

Работа по индивидуальным карточка

Преобразовывать информацию в соответствии с полученными знаниями

Урок контроля по теме «Политическая жизнь общества»

письменный

Тестовые задания

Раздел 2. Основы российского законодательства

Роль права в жизни общества и государства

письменный

Таблица «Нормативно-правовые документы»

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Личностные УУД: оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции права, формировать непримиримое отношение к антиправовым действиям  в повседневной жизни.

Познавательные УУД:

Отбирать информацию из источника; характеризовать и конкретизировать примерами проблемы взаимодействия различных социальных групп

Коммуникативные УУД: работать в группе, подбирать материал и готовить компьютерную презентацию, разделившись на группы

Регулятивные УУД: проверять и оценивать результаты работы

Правоотношения и субъекты права

устный

Прием «Мягкая посадка»

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Объяснять причины этих различий.

Называть основания возникновения правоотношений

Правонарушения и юридическая ответственность

устный

Работа по заданиям в учебнике

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности

Правоохранительные органы

письменный

Кластер «Правоохранительные органы»

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных орган

Конституция РФ

устный

Работа с документом

Характеризовать Конституцию РФ как закон

высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданин

Основы конституционного строя

устный

Терминологическое лото

Права и свободы человека и гражданина

письменный

Работа с документом

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация

прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав

Практикум по теме «Права и свободы человека и гражданина»

устный

Дебаты

Гражданские правоотношения

письменный

Работа по заданиям рабочей тетради

Характеризовать особенности гражданских

правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и  извлекать информацию о правах

потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав

потребителей

Право на труд. Трудовые правоотношения

устный

Фронтальный опрос

Называть основные юридические гарантии

права на свободный труд.  Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Урок-практикум «Учимся устраиваться на работу»

устный

Диалог «Работодатель-работник»

Семейные правоотношения

устный

Индивидуальный опрос

Объяснять условия заключения и расторжения брака.

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить и  извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного тип

Административные правоотношения

устный

Терминологическое лото

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.

Характеризовать субъектов административных правоотношений.  Указывать основные признаки  административного правонарушения.  Характеризовать значение административных наказаний

Уголовно-правовые отношения

устный

Анализ статистических данных, статей

Характеризовать особенности уголовного

права и уголовно-правовых отношений.  Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Социальные права

письменный

Практическая работа

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство».  На конкретных примерах  конкретизировать основные направления социальной политики нашего государств

Урок-практикум «Учимся читать юридический документ и применять его положения»

устный

Работа с правовыми документами

Международно-правовая защита жертв международных конфликтов

устный

Фронтальный опрос

Объяснять сущность гуманитарного права.

Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны,

которые запрещены. Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

Правовое регулирование отношений в сфере образования

письменный

Эссе по теме урока

Объяснять смысл понятия «право на образование».

Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование

Практикум по теме «Право»

письменный

Схемы, таблицы, кластеры

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности.  Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и

оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Защита проектов по теме «Право»

устный

Уметь выполнять познавательные и практические задания  с использованием проектной деятельности

Урок-рефлексия «Политико-правовые отношения в современном обществе»

письменный

Работа по индивидуальны карточкам

Преобразовывать информацию в соответствии с полученными знаниями

Урок контроля «Политико-правовые отношения в современном обществе»

письменный

Тестирование в формате ОГЭ

Провести диагностику результатов обучения

в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для у...

Рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС

Рабочая программа разработана  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и...

Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. ФГОС.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...

Рабочая программа по обществознанию 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа для 7 класса (учебник Боголюбова) составлена в соответствии ФГОС содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование...

рабочая программа по обществознанию 6 класс ФГОС 2014г.

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и соответствует требованиям Фед...

Рабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)

МАОУ нижнеманайская ООШРабочая программа по обществознанию 6 класс (ФГОС)составила учитель истории и обществознанияМихайлова Маргарита Александровна...