Урок обществознания "Гражданин России"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Пух Ольга Сергеевна

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему "Гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list.docx14.6 КБ
Файл grazhdanin_rossii.docx28.24 КБ
Файл grazhdanin-rossii.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

                                                     РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

ТЕМА «ГРАЖДАНИН РОССИИ»

                ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ»

                  Заполните схему «ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ»

        

СОСТАВИТЬ АССОЦИАЦИИ  К СЛОВУ ГРАЖДАНИН

2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ_________________    _____________________

3 ГЛАГОЛА _________________ _____________________ ________________

ФРАЗА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СМЫСЛ

            СЛОВО – СИНОНИМ_____________________________________________

  • Что значит быть патриотом? _________________________________________________________________________________________________________________________
  • Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ:

«ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

 Тип урока: комбинированный

 Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование  

Применяемые технологии: групповая работа, проблемное обучение, исследовательская и проектная деятельность, ИКТ.

ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Оборудование: рабочие листы, тестовые задания, карточки иллюстрации, исследовательские работы.

План:

  1.  Проверка знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке.
  2. Объяснение новой темы по плану:

- «Гражданин – Отечества достойный сын»;

  « Моя хата с краю;

-сообщения учащихся на тему «Достойные граждане – мои замляки»

Цели:

1. Формирование у учащихся понимания роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.
2. Воспитание  у учащихся гражданских и социально значимых качеств, чувства патриотизма, любви к Родине.

3.Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группе и в парах.

Задачи:

 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия "гражданин", "гражданственность", "выборы", "референдум" и выявление их существенных признаков.                                                                                                                  2. Развивать умение учащихся работать с различными источниками информации, применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы.                                                                                                              

 3. Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации работы в парах и групповой работы.              

 4. Развивать у учащихся способность изложения собственного отношения к государственной и общественной сферам, давать оценку событиям, происходящим в обществе и государстве.                                                            

 5. Развивать творческие способности учащихся.

  Ожидаемые результыты

Личностные: 1.  Учащиеся понимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека, и что они уже сейчас являются гражданами своей страны.                                                          

2. Учащиеся приводят примеры проявления гражданственности нашими современниками, могут объяснить, кого можно считать достойными гражданами своей страны.                                                                                                                              3. Учащиеся понимают, что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России.                                                                                                                           Метапредметные:  1.  Учащиеся могут сравнивать, обобщать факты и понятия, самостоятельно работать с различными источниками.                                                                                                                                                                       2. Учащиеся умеют работать в группе, с наглядным материалом при формулировке понятий.                                

3. Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках.                                                                                                                                                                                       4. Учащиеся умеют формулировать и высказывать собственную точку зрения и собственное отношение к явлениям современной жизни.                                                                                                                                                             Предметные  1. Учащиеся умеют работать с различными источниками  информации,  знают понятия: гражданин, гражданственность, выборы, референдум.                                                                                                                                   2. Учащиеся могут определять главные нрава и обязанности гражданина, а также связь между словами "гражданин" и "патриот".  

Ход урока.

Формировнаие групп, настрой на урок (смайлы- настроение) 

Учитель. Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе - слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

В этом  стихотворении  Романа Сефа «Необычный пешеход» даны характеристики гражданина.

- Какие  здесь ключевые слова?

- «Гражданин своей страны». 

Ребята, а какая, по-вашему, самая главная характеристика гражданина?

- «Он защитник в дни войны»

Итак, гражданин. На прошлом уроке мы уже познакомились с этой темой. И наша задача вспомнить и закрепить наши знания по теме. Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке?

Постараемся ответить на эти вопосы вместе, работая в группе.

  1. Правила работы в группе  (напомнить памятку)

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Ребята получают рабочие листы, в которых должны выполнить задания по предыдущему уроку.  (5 минут+5 минут проверка заданий)

1 часть. Составить синквейн  со словом « Гражданин»

1.Гражданин

2.2 прилагательных

3.3 глагола

4.фраза

5.ассоциация

Сформулировать определение к понятию «Гражданин»

2 группа

                               ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ»

Проверяем по презентации.

  1. группа

          Заполните схему «ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ»

        

  1. группа  Прочитайте текст на стр. 110, под рубрикой «Путешествие в прошлое» и ответьте на вопрос
  •  Что значит быть патриотом?
  • Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?

Задание всем – «На основании вышесказанного объяснить, как связаны между собой слова «Гражданин и патриот»?

                                                       

Знаменитый советский поэт Евгений Евтушенко

Написал замечательное стихотворение «Гражданвственность».

Отрывок из этого стихотворения.
Боль гражданства - не в собственной боли. 
Тот, кто истинный гражданин, 
защищает собою всё поле, 
даже если он в поле один. 
Все мы порознь как в чаще тропинки 
и дорога, когда мы одно. 
Все мы порознь как в поле травинки, 
ну а вместе - Бородино. 

Защищайте её от двуличных 
подхалимов и клеветников 
и от "умников" заграничных 
и отечественных дураков. 

Защищайте леса и озера, 
прикрывая их грудью своей, 
от губительного разора... 
Не забудьте защиту людей! 

Защищайте, как наши высоты, 
нашей совести рубежи, 
наших женщин - от хамства чьего-то 
и детей - от безверья и лжи. 

Крикуны исчезают бесследно, 
но, как совести внутренний глас, 
на защиту России - бессмертно 
поднимает гражданственность нас.

Как вы понимаете на основании этого стихотворения слово гражданственность?

Что общего в занчении слов «гражданин и гражданственность и в чём различие?

В учебникке на стр. 111 вопрос Кого из известных россиян, твоих предков и современников можно назвать истинным гражданином и патриотом и почему.

На основании всего этого я хочу дать вам задание подумать и написать в тетради минисочинение о том, какой вклад вы как граждане можете сделать для своей страны.

На этом наш урок с вами подошёл к концуи в заключении хотелось бы напомнить вам слова поэта Николая Некрасова

 Не может сын глядеть спокойно

            На горе матери родной,

            Не будет гражданин достойный

            К Отчизне холоден душой.

                                                                        

А педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой … Гордись своими предками – борцами за свободу и независимость Родины…Надо быть готовым к исполнению высшего долга человека – защите Родины».

А вы готовы?

Тогда встаньте. Расправьте плечи.  Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства. Всем спасибо за урок!

Рефлексия.

1. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой. 

   - работал весь урок активно, 9-10 баллов

   - работал с помощью товарищей – 7-8 баллов

   - не работал – 4-6 баллов

2. Как работала команда. 

 Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов

 Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов

 Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданин России

Слайд 2

План урока: 1. Гражданин — Отечества достойный сын. 2. Права граждан России. 3. Обязанности граждан. 4. Что такое гражданственность. Домашнее задание: Параграф № 13 – читать и пересказывать. Вопросы и задания на стр. 111 – устно. Подготовить сообщение о выдающемся гражданине России.

Слайд 3

Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818. ? Какого мы называем гражданином?

Слайд 4

? Задание: Прочитайте текст на стр. 110, под рубрикой «Путешествие в прошлое» и ответьте на вопросы: Что значит быть патриотом? Как вы думаете, какого человека можно на звать достойным сыном своего Отечества? Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином?

Слайд 5

член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. В.И. Даль Гражданин - П. М. Третьяков - почетный гражданин Москвы с 1896 г. Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «городской житель». В XIX веке звание почётного горожа-нина присваивалось за особые заслуги купцам, военным и гражданским чиновникам.

Слайд 6

Почётный гражданин города Москвы - почётное звание, присваиваемое Московской городской думой гражданам Российской Федерации и других государств в целях признания выдающихся заслуг перед Москвой, поощрения личной деятельности, направленной на пользу города, обеспечения его благополучия и процветания. Существовало в 1866-1917 годах, восстановлено в 1995 году.

Слайд 7

Алексий II Алексей Михайлович Ридигер (Алексий II) (13 сентября 2000 года) — «за заслуги перед столицей в возрождении храмов, отечественной культуры, многолетнюю благотворительную и попечительскую деятельность».

Слайд 8

Звание «Почетный гражданин России» вновь было введено в России в 2013 г. Оно может быть присвоено как гражданам России, так и иностранцам "за выдающиеся заслуги перед народами Российской Федерации по духовному и нравственному развитию гражданского общества, достижению его благополучия и процветания, укреплению авторитета российского государства за рубежом, иные заслуги во благо граждан Российской Федерации«.

Слайд 9

? Когда и где впервые появилось понятие «гражданин» и что оно означало? В Древней Греции участие в решении государственных дел могли принимать только граждане. Гражданами могли быть только свободные люди. Они могли голосовать на народных собраниях, занимать государственные должности, входить в состав суда.

Слайд 10

Гражданин РФ - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.

Слайд 11

Все основные права и обязанности граждан записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации. Все граждане России имеют равные права и равные обязанности. Гражданином России можно стать с рождения или приобрести гражданство позже. Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте у тебя будут все права и все обязанности. Права и обязанности граждан РФ

Слайд 12

Права граждан РФ Участвовать в управлении государством Право на жизнь Избирать и быть избранными Право на отдых Право на образование Право на труд Право на пользование достижениями культуры

Слайд 13

Обязанности граждан РФ Соблюдать законы РФ Платить законные налоги и сборы Бережно относиться к природе Защищать Отечество Беречь памятники истории и культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"

Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....

Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"

Открытый  урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий  в виде презентаций....

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Россия в древности"

Презентация содержит основные даты, понятия по теме, а также иллюстративный  материал, карты и вопросы для закрепления изученного материала. Презентация снабжена оглавлением и системой навигации,...