Технологическая карта урока по обществознанию в 5 классе " Положение человека в обществе"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Технологическая карта "Положение человека вобществе" .5 класс ФГОС с примененим Сингапурской структуры обучеия

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект к уроку обществознание 5 класс

Положение человека в обществе.

Цель урока: познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи: выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

 Планируемые результаты:  учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

 Формируемые УУД:  метапредметные:  развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; личностные: формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

 Тип урока: исследование проблемы

 Форма работы: групповая

 Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран,  доска, иллюстрации, клей, фломастеры, бумага.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые умения

 (универсальные учебные действия)

1

Мотивация урока

Слайд 1

Слайд 2-3

Приветствие класса , приветствие друг - друга: партнеры по плечу, по лицу.    

Стол определяет  лидера  группы, который контролирует правильность ответов

Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на цитату, которая помещена на экране. Она является своеобразным эпиграфом к нашей теме:

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

У.Шекспир.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

Продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, приходиться осваивать множество ролей. Всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы все время учимся жить в обществе, играя разные роли. Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе.

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.

 Давайте запишем определение: социальный статус - социальное положение

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

Исходя из ваших версий,  как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу.

человека в обществе.

Предлагают свои варианты ответов.

Отвечают: ученик, сын или дочь, сестра или брат, внук или внучка и т.д.

Отвечают, высказывают свои предположения

Высказывают свои версии

Записывают определение в тетрадь

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им

Познавательные:

осознают учебно-познавательную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

-актуализация имеющихся знаний

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2

Создание проблемной ситуации.

Слайд№4

Слайд 5-6

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?С проблемой, которую мы будем исследовать сегодня на уроке, вы сталкивались не раз в повседневной жизни.

Как вы думаете исходя из того, о чем мы сегодня говорили, что мы будем изучать?

Высказывают свои различные мнения, которые сводятся к тому, что мы должны выйти на проблему: от чего зависит положение человека в обществе.

Формулируют проблему: от чего зависит положение человека в общ естве.

Записывают тему урока

Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, его практическому применению. Регулятивные:

-оценивают свою работу; исправляют и объясняют  ошибки.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

3

Актуализация знаний

Слайд 7-8

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Социальный статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение –характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, профессия, материальное положение.

Могут выдвинуть разные версии,

Записывают в тетрадях

Коммуникативные:  

-слушать товарища

 и осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, его практическому применению.

Осознавать  свои возможности в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные:

-оценивают свою работу; исправляют и объясняют  ошибки.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

4

Изучение нового материала

) Слайд 9

Слайд 9

Слайд 10-11

Слайд 12

Физминутка. Слайд №13

Слайд-14

От чего зависит положение человека в обществе?  

 В обществознании это называется прирожденные и приобретенные качества.

-От его прирожденных и приобретенных качеств.

- Что же относиться прирожденным и приобретенным  качествам?

Чтобы лучше разобраться давайте выполним задание.Сингапурская структура- СОРТ-КАРДС. Сейчас каждая команда получила стопку карточек. Нам необходимо распределить карточки на категории . Внимательно посмотрите все слова, попробуйте найти между ними связь. Чем они похожи? Чем отличаются? Создайте свои 3-5 категории основываясь на свои знания и рассортируйте полученные идеи по категориям. Запишите название каждой категории и расположите эти листочки над списком слов. У вас на это задание .... минуты. Все сделали? Молодцы.

Сейчас вы пройдетесь по классу и посмотрите на то , что получилось у других команд. возьмите с собой ручку и листочек, возможно вы захотите новые идеи и слова, которые вы увидите у других групп. У вас 3 минуты. Встаньте, задвиньте стульчики.Начали!

Время вышла, вернитесь пожалуйста на свои места. Вы можете добавить новые слова и внести другие изменения в ваши категории и списки. У вас одна минута.... 

Сингапурская структура- СИ-ФИНК-УАНДЕ.  Посмотрите на картинку

1. Что вы видите? Рассмотрите все детали картинки. У вас 10 секунд.

Сейчас в течение одной минуты запишите ответ на мой вопрос.

 1.Что вы видите?

2.Что вы думаете об этом?

3.О чем это заставляет вас задуматься?

Поделитесь ответами со своей командой, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, начиная с участника №... 30 секунд для каждого участника. (Затем опрашивайте несколько учеников)

Над вторым и третьим вопросом работайте также....

 Какими качествами обладают эти статусы? Подумайте  какое качество во многом их все формирует?

Каждый статус включает несколько ролей. Какие ролевые ожидания ждут от определенного статуса? . Роль – способ его поведения.         Вспомним эпиграф урока. «Вся жизнь игра, и все мы в ней актёры» - так сказал В. Шекспир. И это действительно так.

 Вы перечислили роли, которые играют люди на протяжении всей человеческой жизни. И мнение о каждом из нас складывается в зависимости от того, как мы играем свои роли

В начале урока мы выяснили, что ваш статус школьник, но вы выполняете какие социальные роли?

Т.е. у любого человека есть один главный статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. как правило, это профессия.

 Могут выдвинуть разные версии, например:- возраст,, пол, темперамент, профессия, сила воли, характер и т.д.

.

Выполняют задание.

Фиксируют понятия

Фиксирую ключевые слова на отдельных листочках:

- возраст, пол, физическая сила, темперамент и т.д. (прирожденные качества)

-самостоятельность, трудолюбие, ответственность, характер и т.д. (приобретенные качества).

 Потом презентуют Делают вывод.

Высказывают свои версии

Ученики приходят к выводу, что это характер. Называют положительные и отрицательные качества характера)

Перечисляют свои социальные роли.

 Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, его практическому применению. Регулятивные:

-оценивают свою работу; исправляют и объясняют  ошибки.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

5

Первичное закрепление

Слайд-15

Сейчас мы с вами проведем работу и попробуем лучше разобраться с этими социальными явлениями – социальной ролью и социальным статусом

.Сингапурская структура РАФТ (Роль, аудитория, форма и тема.) На данном уроке у каждой группы будет своя роль (распределяется роли, ученики заранее подготовили карточки с их ролью )

Ваша аудитория это ученики. Свою работу вы будете выполнять в виде плаката. А тема общая-статусы, положение в обществе. От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся  с их представлением о данном статусе.  Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Почему? Потому что каждой роли предписан круг прав и обязанностей. Какими правами и обязанностями наделен ученик? Об этом поговорим на следующем уроке.

Работают в команде. Потом презентуют.

Защита проекта

Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, его практическому применению, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

-оценивают свою работу; исправляют и объясняют  ошибки, контроль результата проекта.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. просмотр и обсуждение презентаций учащихся.

6

Домашнее задание

Слайд 18

Стол№1 берет интервью у учителей.Стол№2 ищет информацию в интернете.Стол№3 ищет информацию в библиотеке.Стол№4 берет интервью у юриста.

Записывают

7

Рефлексия

Слайд 17

 Билет на выход «Социальные статусы и роли».

1 Регулятивные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

-оценивают свою работу.

Личностные :

- оценивать собственный вклад в работу группы и свои достижения

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по обществознанию 5 класс "Положение человека в обществе"

Урок обществознания в теме "Человек в обществе" 5 класс. На данном уроке школьники получат представления о социальном статусе и социальной роли человека в обществе....

Умение учиться (Технологическая карта урока по обществознанию 5 класса № 15)

Данная технологическая карта способствует "открытию" нового знания учащимися 5 класса по теме урока и по могает разрешить личностно значимую проблему: "Как стать успешным учеником?"....

Технологическая карта урока по обществознанию. 6 класс . Поведение и поступок.

Цель урока: способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения., свойственном только человеку и его отличительных особенностях....