Урок по обществознанию в 10 классе на тему "Политические режимы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Данный урок разработан на основе ФГОС, содержит в себе информацию о двух противоположных политических режимах тоталитарном и демократическом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchestvoznaniyu_dlya_10.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Урок по обществознанию

в 10 классе

Тема: 

Политические режимы

Разработала:

учитель обществознания:

Богатова Ю.Н.

Цели урока:

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
  • осознание ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современном обществе;
  • знание ценностей и основ толерантного существования в мире.

                   обучающие:

                    ● дать представление о политических режимах как способах осуществления политической власти;

дать представление о современном социально-политическом устройстве российского государства;

● знание основ и принципов правового государства.

развивающие:

  • формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
  • развивать мышление;
  • развивать устное изложение усвоенного материала;
  • формулировать свое мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формы деятельности учащихся:

  • групповая;
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • самоанализ;
  • консультация.

        

В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции: 

учитель – ученик,

ученик – ученик,

учитель – малая группа,

учитель – класс,

малая группа – малая группа,

малая группа – класс,

ученик – малая группа,

ученик – класс.

Ожидаемые результаты:

● Сформирована мотивация к обучению;

●  Умение самостоятельно определять цели своего обучения;

● Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию.

● Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

● Овладение научными понятиями и терминологией;

● Овладение методом смыслового чтения текста;

● Умение строить логическое рассуждение и умозаключение;

● Умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем; работать индивидуально и в группе.

● Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

● Умение организовывать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе.

● Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

● Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

● Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Основные используемые понятия:

  • политический режим;
  • демократия;
  • тоталитаризм.

Ресурсы к занятию:

  • Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
  • Приготовить раздаточный материал.

ХОД УРОКА  (40 мин.)

1. Мотивация (3 мин.)

     Урок начинается с прочтения отрывка из произведения                        Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца» (По мотивам русского фольклора).

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

2. Объявление темы и цели урока (2 мин.)

Учащиеся отвечают на вопросы к отрывку:

  • О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного, чтобы угостить английского посла).
  • Как он это делает? (отдает приказ).
  • Может ли Федот ослушаться? Почему?
  • А можно ли было по-другому попросить Федота?

Таким образом, выходим на понятие «политический режим». Формулируем цель урока:

Познакомиться с основными характеристиками политических режимов.

3. Новый материал (10 мин.)

Предварительно класс делится на 2 группы. Участники получают раздаточный материал:

Раздаточный материал для I группы:

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующая элита осуществляет экономическую, политическую, идеологическую власть в стране в конкретный период ее исторического развития. 

Тоталитарный режим

«Запрещено всё, что не приказано»

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.
  • Церковь под жестким контролем государства.

Раздаточный материал для II группы:

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующая элита осуществляет экономическую, политическую, идеологическую власть в стране в конкретный период ее исторического развития. 

Демократический режим

«Разрешено всё, что не запрещено законом»

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  • Демократические выборы в органы государственной власти.
  • Политический плюрализм.
  • Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  • Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  • Церковь отделена от государства.

4. Задание № 1 для групп (10 мин)

Группы получают файлы с картинками и задание. Группы должны «поменять» политическими режимами. Первая группа должна оформить коллаж с картинками на тему «Демократический режим», вторая группа на тему «Тоталитарный режим». Далее группа должна представить и обосновать выбор картинок на своем коллаже. Во время подготовки продолжается консультация ребят, если у них есть вопросы.

5. Задание № 2 для групп (10 мин)

Каждая группа получает задание: подготовить сценку в которой необходимо показать особенности политического режима. Тема для первой группы: «Учитель в тоталитарной школе». Тема для второй группы: «Школьник в демократическом обществе». Во время подготовки продолжается консультация ребят, если у них есть вопросы.

6. Подведение итогов (5 мин)

  • Что такое политический режим. Какие формы политических режимов вы запомнили.
  • Вернитесь к отрывку из «Федота-стрельца». Какой политический режим описан Л. Филатовым?
  • Как вы это определили?
  •  Какие политические режимы существовали в России на протяжении прошедшего столетия?
  • Как можно охарактеризовать современную Россию?

7. Учитель объявляет домашнее задание (1 мин): § 21 пересказ, мысли мудрых устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».

Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия»....

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"

Конспект  урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"...