Метод проектов во внеклассной работе по обществознанию.
статья по обществознанию на тему

Наталья Геннадиевна Макарова

Современное общество сформулировало социальный заказ на личность, которая умеет жить в ладу с самими собой и другими членами общества, т.е. успешно адаптироваться в обществе. Развитие современного общества напрямую связано с уровнем образования, наличием высокого уровня сформированных метапредметных знаний и умений учащихся. Школьный курс обществознания по содержанию уже носит метапредметный и интегрированный характер, поэтому при его изучении органично использовать проектную деятельность учащихся. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру, как, собственно и любая деятельность (цель-средства-результат).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов во внеклассной работе по обществознанию.

Современное общество сформулировало социальный заказ на личность, которая умеет жить в ладу с самими собой и другими членами общества, т.е. успешно адаптироваться в обществе. Развитие современного общества напрямую связано с уровнем образования, наличием высокого уровня сформированных метапредметных знаний и умений учащихся. Школьный курс обществознания по содержанию уже носит метапредметный и интегрированный характер, поэтому при его изучении органично использовать проектную деятельность учащихся. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру, как, собственно и любая деятельность (цель-средства-результат).

Применение метода проектов в обществознании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в вариативности выбора темы проекта, что обусловлено самим содержанием предмета. Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей знаний. Вторая особенность заключается в подборе источников для исследования. Широта материала и взаимосвязь компонентов общественной структуры диктует необходимость применять интегрированный подход к выполнению заданий. Следующая особенность состоит в конечном продукте проекта. Учитель и учащиеся должны ориентироваться на его назначение, будет ли это социально-значимое дело (некий заказ от общества) или послужит средством для того, чтобы разбудить творческое воображение и стать личностно-значимым событием.

При изучении темы «Человек среди людей» в курсе обществознания 6 класса мы обсуждаем вопросы: какие отношения называются межличностными; чувства – основа межличностных отношений; какие бывают виды межличностных отношений. Домашним заданием было составление проекта по теме и учащиеся на следующий урок предложили выйти за пределы школы и обратить внимание на людей, имеющих ограничения в общении по состоянию здоровья или возраста.

Так, в октябре 2015 года появился наш проект «Мы разные, но мы-равные», который продолжается м развивается и поныне. Началась работа с освоения теоретических основ социального проектирования, мы ведем дневники практики и рассказываем ученическому и педагогическому коллективу о результатах работы на ежегодной конференции. Целями внедрение социальной практики во внеклассной работе по обществознанию являются: формирование  социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;приобретения практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; знакомство с конкретными условиями и содержанием  отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе; приобретения навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих  деятельность учащихся во время прохождения социальной  практики, умения применять теоретические знания в конкретной  ситуации

Третий год объектами социальной практики для учащихся нынешнего 8б класса нашей школы являются такие формы общественно-значимой деятельности как организация в рамках патроната посильной помощи социально незащищенным слоям населения города. Это общество инвалидов, пансионат ветеранов и педиатрическое отделение городской больницы. Учащиеся в начале работы определили проблему и причины таковой: «Мы видим проблему в том, что некоторые дети в больнице и инвалиды чувствуют себя особенно одинокими в преддверии праздников из-за невозможности полноценного общения со сверстниками и чувства одиночества. Мы видим следующие причины такого нежелательного положения вещей: невозможность полноценного общения со сверстниками; люди боятся потерять своё здоровье и оказаться на месте инвалида; люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно; люди думают, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться; люди не знают, как общаться и начинают бояться; именно в праздники особенно остро ощущается одиночество из-за того, что все заняты подготовкой к Новому году, проявляя заботу в первую очередь о близких, а добрые дела люди откладывают на потом.»

Целевая группа благополучателей была определена – это дети в больнице, пожилые люди в интернате ветеранов и инвалиды города. Когда выделяли ценности, то учащиеся выбрали милосердие, сострадание, исполнение гражданского долга, сочувствие, любовь и счастье. Целью записали: дать почувствовать детям в больнице ветеранам и инвалидам, что они не одиноки и рассказать школьникам о том, как надо общаться с детьми-инвалидами. Только через участие в социальной практике молодые люди учатся применять полученные знания и развивать умения, происходит выработка социальной компетентности личности.

Так начался процесс реализации цели. Школьники самостоятельно договаривались с руководством педиатрического отделения ЦРБ г.Жигулевска, руководителем клуба «Огонек» для инвалидов, администрацией Дома Ветеранов о дате и времени концертов, самостоятельно писали сценарий, репетировали. Организовали сбор мягких игрушек в школе, рисовали открытки к Новому году.

Результаты анкетирования 150 учащихся(5-9 кл.) показали, что большинство учащихся готовы общаться с людьми, имеющими ограничения по здоровью. Группой учащихся на уроках обществознания был проведен инструктаж «Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности», после которого большинство школьников сказали, что узнали новую информацию.

Участники проекта отмечают, что у них расширился кругозор за счет обращения к различным людям; им комфортно работать в группе с различным составом участников; они перестали стесняться встреч с людьми, имеющими ограничения по здоровью; им нравится видеть радость других людей от встреч с ними; выход на контакт с другими людьми вне стен школы для них стал проходить легче; они испытывают комфорт в группе при подготовке праздников; у них улучшились отношения со сверстниками; они стали более уверенными в себе.

Как педагог, могу отметить, что ученики действительно свободно взаимодействуют с общаться с людьми, которые имеют ограничения по возрасту и здоровью; самостоятельно организовывают праздники для детей, ветеранов и инвалидов, это стало доброй традицией; дети, ветераны и инвалиды стали менее одиноки, ждут встреч, а школьники получают еще одну возможность дарить любовь и стать милосерднее. Наш проект пронизан основной идеей- пропагандировать милосердие, любовь к ближним и не бояться общения с инвалидами, пожилыми и больными людьми.

Школа является одним из социальных институтов, позволяющих подготовиться к полноценной жизни. А сделать это возможно только тогда, когда у школьника имеется опыт активных, самостоятельных и социально-значимых дел.

Литература

1.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. [электронный ресурс]www.studfales.ru

2.Поташник М.М. Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования.- М: Педагогическое общество России, 2015.-320с.

3.Сиденко А.С. Педагогические технологии. – М., 1999. – 217 с.

4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Ширянов Е.Н. Педагогика. – М., 2007.- 412 с.

5.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Ученическая исследовательская конференция как средство формирования ключевых компетенций во внеклассной работе по обществознанию

Работа   посвящена актуальному вопросу организации ученической исследовательской конференции. В настоящее время достаточно большое количество государственных и частных структур выступает в к...

диагностика состояния школьной практики по организации внеклассной работы по обществознанию в 8 классе

Представлена диагностика состояния школьной практики  по организации внеклассной работы по обществознанию. Рассматривается начало и этапы проектированиия.Предложены анкеты и анализ  по данно...

Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе

Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...