КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС ТЕМА: РЕЛИГИЯ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС ТЕМА: РЕЛИГИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 9

Количество учащихся: 

Количество присутствующих:

Тема урока: «Религия» (учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс.)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Образовательная цель: раскрыть сущность религии как части духовной сферы общества.
  2. Развивающая цель: способствовать развитию новых работ с учебником путем составления конспекта.
  3. Воспитательная цель: способствовать формированию у учащихся чувства толерантности.

Структура урока и хронометраж:

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Опрос домашнего задания (7 мин.);

3. Объяснение новой темы (20 мин.);

4. Закрепление изложенного материала (5 мин.);

5. Задание для домашней работы (2 мин.);

6. Подведение итогов урока (4 мин.).

План для учащихся:

1. Значение религии

2. Признаки религии

3. Виды религии

4. Функции религии

Оборудование: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс

Основные термины: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Рекомендуемая литература:

Для учителя –

1.   Бахмутова Л.С. методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений: Ч. 2 – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс.

Для учащихся –

  1. учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс.
  2. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира. Часть 1-2. М. «Аванта +»,1996г.

Внутрикурсовые связи: «Религия в современном мире»

Внутрипредметные связи: «Что такое культура», «Формы культуры»

Межпредметные связи: история

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин.);

А) дисциплинарный;

Б) тематический:

  1. Опрос домашнего задания по теме: «Формы культуры» в форме фронтального опроса (7 мин.)

Вопрос

Примерный ответ

Примерная фамилия

Назовите основные формы культуры

  • элитарная
  • народная
  • массовая

Харабурова Евгения

Выделите основные характерные черты (признаки) форм культуры

Элитарная (высокая, салонная) 1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. 2. Рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей. 3.Сложна для понимания. 4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства»

Народная культура

1. Создаётся анонимными творцами. 2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. 3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной подготовки. 4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты.

Массовая (поп-культура)

1. Понятна и доступна всем слоям общества. 2. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. 3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 4. Является предметом потребления. 5. Свойственна стандартизация содержания. 6. Носит коммерческий характер.

Семьян Мария

Ведехин Алексей

Початкова Валерия

Что такое субкультура?

Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Панина Арина

Выделите основные виды субкультур?

-пожилых людей,

-профессиональная,

-национальных меньшинств,

-преступного мира,

-молодежи.        

Гольц Ангелина

Что такое контркультура?

Можно дать два определения:

1. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Харабурова Евгения

  1. Объяснение нового материала в форме лекции (20 мин.).

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Значение религии

Кто даст определение Духовная сфера?

Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Вопрос: напишите на доске основные компоненты духовной сферы?

духовная сфера

                 

Религия является одним из источников духовной сферы человека.

Слово религия имеет два значения.

Первое происходит от латинского глагола связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного миров (небо и землю, божество и человека).

Второе происходит от латинского существительного — набожность, святыня, предмет культа.

В учебнике (стр. 154) прочтите значение слова «религия» и составьте ему определение.

Вопрос: Что же такое религия?

2. Признаки религии.

На основе понятий термина религия учащиеся дома записывают основные признаки религии.

3. Виды религии.

На странице 154 найдете виды религий и запишите их по данной схеме на доске.

духовная сфера

религия  мораль наука искусство   образование

             

________        ___________

                     

К монотеистическим религия относятся еще  иудаизм и индуизм, эти религии являются национальными. В свою очередь буддизм, ислам и христианство – это мировые религии.

Архаичные религии основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии.

Мировые религии – более молодые, их основа – религиозная вера.

 Архаичные верования выступают ранней формой современной  религиозной веры. Поэтому они и называются верованиями, а не верой.

На верованиях основаны мифы. Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека

  1. Основные функции (роли) религии

1. Мировоззренческая.

Вопрос: что такое мировоззрение?

Это одна из самых главных функций религии. Религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

2. Компенсаторная, или утешительная, 

Вопрос: в чем состоит суть этой функции?

3. Коммуникативная 

Вопрос: между кем происходит общение? Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

4. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Вопрос: Какие заповеди в мировых религиях вы знаете?

5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

6. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

7. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Вопрос: Есть ли в нашем городе религиозные центры, назовите их?

8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Вопрос: Знаете ли вы примеры таких конфликтов в мире и в нашей стране?

Нужно помнить о том, что все люди независимо от места обитания и культуры нуждаются в единых религиозных и моральных нормах. Только толерантно воспитанный человек может противодействовать разжиганию вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями. Поэтому миссия религии заключается в том, что она выступает единением человеческого целого рода. В этом выражается ее важная историческая роль.

Ответ учащихся на вопрос учителя:

духовная сфера (духовная культура) - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества.

Записывают доске и в тетради

духовная сфера

религия  мораль наука искусство  

                  образование

Составляют и записывают в тетрадь термин: религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Записывают доске и в тетради

духовная сфера

религия  мораль наука искусство  

                                             образование

архаичные                мировые

политеистические    монотеистические

религии                     религии

тотемизм   анимизм  Буддизм     ислам

            фетишизм           христианство

Ответ учащихся на вопрос учителя:

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Ответ учащихся на вопрос учителя:

в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Ответ учащихся на вопрос учителя:

общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми.

Ответ учащихся на вопрос учителя:

Не убивай, Почитай отца и мать твоих, Бог един, Не кради и т.д.

Ответ учащихся на вопрос учителя:

Церковь, монастырь, мечеть, костел.

Ответ учащихся на вопрос учителя:

Походы крестоносцев, гонения на старообрядцев, современные террористические акты и т.д.

  1. Закрепление материала в форме фронтального опроса (5 мин.)

Вопрос

Примерный вариант ответа

  1. Что такое религия?

Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

  1. Назовите основные виды религии.

Виды религии.

Существует два вида религий:

а) архаичные политеистические религии – тотемизм, фетишизм, анимизм, о которых вы прочитаете дома.

б) мировые монотеистические религии – буддизм, христианство, которое подразделяется на католическую, протестантскую и православную церковь; ислам, делившийся на суннитов и шиитов; а также иудаизм и индуизм.

  1. Подведение итогов (4 мин.)

А) тематический:

Религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

Б) выставление оценок

  1. Задание для домашней работы (2 мин.)

§ 20, записать термины в тетрадях: религия (стр. 211), архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. Записать признаки религии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

Конспект урока и презентации по теме "Религия древних греков" 5 класс

Материал может быть использован к теме "Религия древних греков" по истории древнего мира 5 класс, включает в себя конспект урока и необходимые презентации....

конспект урока по обществознанию по теме "Познание и знание" 10 класс

Данный конспект разработан по учебнику Л.Н.Боголюбова, базовый уровень.Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процес...

План-конспект урока по обществознанию на тему "Семейное право" 11 класс

     Тип урока: комбинированный  (по соотношению содержательных компонентов);       Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, изложение материала...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс.

Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс. C применением RAFT-технологии....