Конспект урока по обществознанию в 5 классе.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Михайлова Гузель Робертовна

Конспект урока по обществознанию в 5 классе.

Подготовила:

Михайлова Г.Р., учитель обществознания 1 кв. категории

МБОУ «Малошильнинская СОШ»

 

Тема  урока:  Потребности человека

 

  Тип урока: комбинированный

  Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

  Методы контроля: устный, письменный

  Формы: индивидуальная,  фронтальная

    Оборудование:   учебник А. И. Кравченко «Обществознание» 5 класс, тетради, проектор, экран,  тетради учащихся

   Цели урока:

 

ПУУД: Закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке

              Раскрывать на конкретных примерах значение  потребностей в жизни человека

ЛУУД: Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.

РУУД:  Умение формулировать свои мысли

              Составить по алгоритму   план  по возвышению и расширению своих потребностей.

КУУД: Умение точно и полно выражать свое мнение

           Умение слушать собеседника, умение давать ответы на вопросы.

    Ожидаемый результат: Будут знать понятия потребность, виды потребности, возвышение потребностей.

                                                Составить план  по возвышению и  расширению потребностей

                                       Способствовать воспитанию  потребностей высшего порядка, духовные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potrebnosti_cheloveka_.docx37.86 КБ
Файл potrebnosti_cheloveka.rar2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 5 классе.

Подготовила:

Михайлова Г.Р., учитель обществознания 1 кв. категории

МБОУ «Малошильнинская СОШ»

Тема  урока:  Потребности человека

  Тип урока: комбинированный

  Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

  Методы контроля: устный, письменный

  Формы: индивидуальная,  фронтальная

    Оборудование:   учебник А. И. Кравченко «Обществознание» 5 класс, тетради, проектор, экран,  тетради учащихся

   Цели урока: 

ПУУД: Закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке

              Раскрывать на конкретных примерах значение  потребностей в жизни человека

ЛУУД: Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.

РУУД:  Умение формулировать свои мысли

              Составить по алгоритму   план  по возвышению и расширению своих потребностей.

КУУД: Умение точно и полно выражать свое мнение

           Умение слушать собеседника, умение давать ответы на вопросы.

    Ожидаемый результат: Будут знать понятия потребность, виды потребности, возвышение потребностей.

                                                Составить план  по возвышению и  расширению потребностей

                                       Способствовать воспитанию  потребностей высшего порядка, духовные потребности.

ХОД УРОКА

Первый этап: Организационный этап.

Задачи этапа:

1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
2. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии
.

 Второй этап: этап  проверки домашнего задания 

Задачи этапа: выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;

определение типичных недостатков в знаниях;

создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание заданий

Формирование ОУУН

Организует деятельность по проверке домашнего задания.

Цель: Развивать  умение  сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.

Цель: Развивать  умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.

Учащиеся повторяют тему «Загадка человека».

Слайд №1-№2 – типовые задания   в форме ГИА

Учащиеся высказывают свои суждения.

Слайд №1

1.Объясни  значение понятий: биологический, социальный

2.А человек биологическое или социальное существо? Докажи.

3.Назови основные отличия человека  от животного

 3.В  чем величие человека?

Слайд №2

«Человек – эта та же курица, только без перьев!»   Платон     « Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!»        Паскаль

Вы согласны с этим?   Почему?

 Слайд №3 КАК ПРАВИЛЬНО?   Человек - биологическое и социальное существо?

   Человек – биосоциальное существо. Докажи.

 

Развитие  умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей

Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать сосед,

выдвигают  контраргументы в дискуссии.

Развитие логического мышления. Обобщение

Третий  этап: этап  актуализации субъектного опыта учащихся

Задачи этапа:

Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание заданий

Формирование ОУУН

Учитель предлагает выполнить задание: вставь пропущенное слово Слайд№4

Слайд №5. Попробуйте сами назвать тему урока

Учитель: сегодня мы с вами поговорим о Потребностях человека. Познакомимся с классификацией потребностей.

Учащиеся высказывают свои суждения

Называют слово – Потребность

Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.

…….     играют важную роль  в нашей жизни, не будь…..  ,не было бы ничего, что нас сейчас окружает:   школы, самолетов, компьютеров.

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

Четвертый этап:  этап изучения нового материала

     Задачи этапа:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание заданий

Формирование ОУУН

Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности.

Практическая работа с учебником

У группы учащихся  учитель проверяет сам и выставляет за работу оценки

Записывают тему урока в тетради. И отвечают на вопросы, изложенные на слайде №6.-№7

Прогнозируемый ответ: блага, нужда, необходимость.

Самостоятельная работа с учебником: выполняют творческое задание

Слайд №6Что такое потребности?

Подберите   слова –синонимы к слову потребности.

   Роль потребностей.

Слайд №7 Что нужно человеку?

Слайд №8 Учебник с.15-16.Составьте схему
«Виды потребностей
» Самостоятельно читают текст учебника.

Опора на опыт, знания учащихся

Формирование навыков работы с учебником.

Пятый  этап:  этап закрепления и применения знаний и способов деятельности

Задачи этапа:

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание заданий

Формирование ОУУН

Учитель направляет внимание учащихся на  социальную  и практическую  значимость изучаемого материала.

Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали примеры видов потребностей.

Цель: Развивать  умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде

 Практическая работа

Учитель предлагает выполнить задание: диктант. Диктую суждения, а вы пишите, верны или нет. Пишите да или нет

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Аргументировано оценивают свои и чужие мысли, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

Заполняют таблицу

1

2

3

4

5

6

7

8

Взаимная проверка, выставление оценок.

 А затем  2-3 ученика озвучивают результат своей работы.

Слайд №11-14Содержание материальной, духовной, социальной потребностей

Слайд №15. Отвечают на вопрос: «Вечны»  ли потребности?

Слайд №17    ОБЪЯСНИ

Возвышение потребностей

Расширение потребностей Самостоятельно читают текст учебника.

Содержание.

1.Потребности есть у каждого человека.

2.Неразумные потребности могут нанести вред как самому человеку, так и обществу.

3.Потребности в пище и жилище относятся к социальным потребностям.

4.Раньше других у людей появились духовные потребности.

5.Возвышение потребностей – это постоянное увеличение их количества.

6.У людей, живущих в разные эпохи, свои духовные потребности.

7. В современном обществе  у людей очень мало материальных потребностей.

8. Одни потребности существуют у человека с рождения, а другие формируются  по мере его развития.

Формирование практической направленности Формирование интереса к изучаемой теме

Развитие умения выделять главное

способствовать воспитанию взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

 Шестой  этап: этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание заданий

Формирование ОУУН

Учитель предлагает учащимся перечислить загадки человека, точнее его отличие от животного.  И ставит  вопрос: А  какую загадку мы разгадали на данном уроке?

Учитель вновь ставит перед учащимися вопрос:  А чем это объясняется?

Учитель предлагает задание: установить причину и последствия потребности

Задание: Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Учащиеся воспроизводят знания прошлых уроков и  

 делают вывод. См. слайд №19

Прогнозируемый ответ: Человек не только  биологическое существо, но социальное существо.

Учащиеся выполняют задание по вариантам:

        

Учащиеся  выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд №19. В отличии от животных, человек стремится к высшими потребностям.

У животных постоянный круг потребностей.

Человеческие потребности постоянно расширяются

1вариант.           2вариант

Причина                    Причина

            

общение

знания

 

Последствия     Последствия

3 вариант

Причина

самосовершенствование

Последствия

Слайд№19 Д.З. учебник     с.20  вопросы  3- 4 -5

Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово.

Умением устанавливать причинно-следственные связи

Умение полно и точно выражать свою мысль

Дополнительный материал

Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

                  Старик жил со своею старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было,

кроме старого корыта. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая могла выполнять любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом – избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом – царицей. И наконец – владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.

- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи?

- Перечислите, какие потребности не возникли.

- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки

Даем  полезные советы.

Пятиклассник Никита часто мечтает о том, что он станет самым сильным и умным в классе. Но  ему никак не удается сделать эти мечты реальностью. Дело в том, что он любит поспать, много играет в компьютерные игры, не может отказаться от просмотра развлекательных телепередач.

Вопрос. Что можно посоветовать Никите, чтобы его мечты сбылись?



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...