Конспект урока "Отрочество - особая пора жизни"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Урок предназначен учащимся 5 класса по курсу обществознания. Выстроен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._otrochestvo_osobaya_pora_zhizni.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Отрочество – особая пора жизни»

(обществознание, 6 класс)

УМК: УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Класс: 5.

Тема: «Отрочество – особая пора жизни»

Цель: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Формируемые умения:

Познавательные умения: 

  • выделять существенную информацию из текста;
  • через самостоятельное заполнение рабочего листа путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему изменений в подростковом возрасте;
  • высказывать аргументированное суждение о важности подросткового периода.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
  • выполнять самопроверку и взаимопроверку заданий и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

  • уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

  • объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
  • анализировать реальные социальные ситуации;
  • выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

Оборудование: учебник обществознания Л. Н. Боголюбова (5 класс), рабочая тетрадь к учебнику Л. Н. Боголюбова, рабочие листы, проектор, монитор, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Постановка проблемы и определение темы урока.

Проверка домашнего задания в рабочей тетради стр. 7 № 6 (выслушать 2 человек).

- Действительно, человек постоянно изменяется. Но не только внешне, но и эмоционально.

- Сейчас я вам прочитаю историю одного мальчика (по произведению Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).

- Давайте мы с вами приляжем на парты, закроем глаза и постараемся его представить.

Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, — словом, всю эту давид-копперфилдовскую муть. Но, по правде говоря, мне неохота в этом копаться. Во-первых, скучно, а во-вторых, у моих предков, наверно, случилось бы по два инфаркта на брата, если б я стал болтать про их личные дела.

Да я и не собираюсь рассказывать свою автобиографию и всякую такую чушь, просто расскажу ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым рождеством.

Лучше всего начну рассказывать с того дня, как я ушел из Пэнси. Пэнси — это закрытая средняя школа в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Наверно, вы про нее слыхали. Рекламу вы, во всяком случае, видели. Ее печатают чуть ли не в тысяче журналов — этакий хлюст, верхом на лошади, скачет через препятствия. Как будто в Пэнси только и делают, что играют в поло. А я там даже лошади ни разу в глаза не видал. И под этим конным хлюстом подпись: «С 1888 года в нашей школе выковывают смелых и благородных юношей». Вот уж липа! Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже. И ни одного «благородного и смелого» я не встречал, ну, может, есть там один-два — и обчелся. Да и то они такими были еще до школы.

Да, забыл сказать — меня вытурили из школы. После рождества мне уже не надо было возвращаться, потому что я провалился по четырем предметам и вообще не занимался и все такое. Меня сто раз предупреждали — старайся, учись. А моих родителей среди четверти вызывали к старому Термеру, но я все равно не занимался. Меня и вытурили. Они много кого выгоняют из Пэнси. У них очень высокая академическая успеваемость, серьезно, очень высокая.

- Попробуйте описать героя? А почему ты так думаешь? Какая фраза тебя на это навела?

- Какого он возраста, как вы думаете? Почему? (на доске записываю варианты)

- А его речь, какая она?

- Посмотрите, сколько у вас мнений. Мы не можем точно сказать, сколько ему лет.

- Давайте попробуем предположить, как называется это особое время в жизни человека, о котором мы будем говорить.

- А сейчас давайте мы с вами определим, на какие вопросы нам надо ответить.

  • Кто такой подросток?
  • Какие изменения происходят в подростковом возрасте?
  • Легко ли быть подростком?

3. Работа с учебником.

- Чтобы разобраться в материале, мы с вами будем заполнять рабочий лист, можно обсуждать в паре.

- Читаем вместе 2 абзаца на стр. 15. Заполняем самостоятельно задание 1 и 2 в рабочих листах.

- Проверяем. Как по-другому называют подростковый возраст? Какие этапы подросткового возраста выделяю?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо.    2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

- Какой у нас второй вопрос по плану?

- Какое задание соответствует ему в рабочем листе?

- Читаем дальше в учебнике до 17 страницы и записываем себе в рабочий лист признаки отрочества.

- Проверяем. Какие черты, свойственные подростковому возрасту вы записали?

- Еще какие признаки вы бы добавили?

4. Просмотр видеофрагмента.

- Можно ли еще нам добавить в этот список другие признаки, ил это точно зафиксированный документ, не подлежащий никаким изменениям?

- Дополнительную информацию о признаках отрочества мы сможем вынести из видеофрагмента, который сейчас посмотрим.

- Смотрим Короткий мультик про мечту.

- В чем смысл видео? Какую идею хотели донести до нас его создатели?

- Заветная мечта должна быть у каждого. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.

- А вы никогда ни о чем не мечтали? Много мечтаете? Можно отнести мечтательность к признакам отрочества?

- Записываем в рабочий лист в признаки отрочества – любит мечтать.

5. Работа с аргументами.

- Давайте вернемся к третьему пункту плана.

- На оставшихся строчках рабочего листа (задание № 4) 1 вариант записывает аргументы за (почему легко быть подростком), 2 вариант записывает аргументы против (почему трудно быть подростком).

- Проверяем. Почему ты так думаешь?

- Какой можно сделать вывод из сказанных аргументов (в этом возрасте есть и плюсы и минусы).

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашей работы. В качестве подсказки у вас есть ваши рабочие листы.

- Составим краткий рассказ о подростках. Один начинает, другой продолжает.

- Вот такой у нас получился цельный образ подростка.

- А теперь оценим нашу сегодняшнюю работу.

- Закончите предложение. Выберите одно.

Я сегодня узнал…

Я сегодня на уроке научился…

Мне понравилось на уроке…

Мне не понравилось …

Я хочу еще узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию: 5 класс «Отрочество – особая пора жизни»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».   Конспект урока по обществознанию:    5 класс   «Отрочество – особая пора жизн...

МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна_ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ_план урока _5класс

МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 4Тема урокаОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИДата урока Тип урокаКомбинированныйЦель...

Урок обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни".

Урок обществознания в 5 классе "Отрочество - особая пора жизни"...

Обществознание. 5 класс. 4-5 уроки: Отрочество – особая пора жизни.

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...