Семья и брак конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Семья и брак»

 

1. 

Предмет

обществознание

2. 

Класс

8

3. 

Тема и номер урока в теме

«Семья и брак », 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_brak.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Семья и брак»

Предмет

обществознание

Класс

8

Тема и номер урока в теме

«Семья и брак », №32

Базовый учебник

А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, «Русское слово», 2009 г.

8. Цели  урока:

1. - формирование представления об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

- проанализировать и дать оценку состояния современной семьи;

2. –формирование основы социальной культуры;

умение выделять главное, работать в группах;
умение анализировать информацию,

3. –воспитание чувства ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед собственной будущей семьей.

9.  Задачи:

- личностные: самоорганизация, формирование целостного мировоззрения, расширение опыта оценочной деятельности;

         -метапредметные: способность выполнять творческие задания, владение                               умениями анализировать и обобщать факты, умение высказывать обоснованные предположения, работать с учебным текстом, отыскивать ответы на вопросы в тексте, сравнивать и обосновывать выводы, объективно оценивать свою учебную деятельность, выявляя успехи и проблемы, требующие дополнительной работы.

          -предметные: умение проводить аналогии, соотносить единичные факты и общие явления, работать с интеллект-картами, делать выводы и аргументировать их, умение работать с обществоведческими терминами.

  1. Тип урока: урок формирования новых знаний с учётом технологии группового самостоятельного обучения.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная работа с учебником, работа в группах, диалог.
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, таблица №1, рабочие листы.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организация начала урока)

Учитель с помощью проектора воспроизводит видеоролик «Гимн семье».

1

2.

 Возникновение проблемной ситуации. Определение учащимисятемы урока и целей.

На фоне ролика: зачем я показываю вам этот ролик? Какую роль играет семья в нашей жизни? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Актуальна ли она для нас и почему? 
- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак).

Заполнение 1 и 2 столбика таблицы № 1.

Выводит на экран последовательно слайды №1,2.

Высказывают мнения и определяют тему урока «Семья и брак» и заполняют две первых колонки таблицы №1 и презентации (цели).

3

3.

.Выстраивание ассоциативного ряда:

- Какие ассоциации у вас вызывают понятия семья и брак?
Затем учащимся даётся задание составить определения.

Сравнивают свои определения с общепринятыми формулировками - слайд №3

Выстраивают ассоциативный ряд: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д.

Формулируют определения «семья», «брак» и записывают в тетрадь.

4

4.

 План урока.

Учитель предлагает выстроить план урока,  в соответствии с определенными в таблице №1 целями.

Слайд 4.

Выстраивают план урока, который может выглядеть следующим образом:

 1. Различные взгляды на причины возникновения семьи.
2. Семья в традиционной русской культуре. 
3. Роль семьи в жизни наших предков.
4.Функции семьи в современном обществе. 
5 Современное законодательство о семье и браке. Записывают в тетрадь. Поправляют слайд презентации.

2

5.

Индивидуальная самостоятельная работа с учебником

Прочтите пункт первый параграфа о патриархальной семье. Что нового для себя вы узнали, попробуйте сформулировать, на что мотивировала вас полученная информация, какие вопросы нам нужно рассмотреть еще?

Слайд 5.

Предлагают вопросы:

-партнерская семья:
– добровольность брачного союза;
– равенство супругов в семье;
– разрешение семейных вопросов;
– семейное воспитание детей;
– ответственность и забота о детях;
– защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

5

6.

Диалог

Предлагает обсудить возникшие вопросы, участвует в диалоге.

Высказывают мнения по вопросам, делают выводы, проверяют правильность выводов, обращаясь к тексту учебника, записывают в тетрадь.

6

7.

Работа в группах.

Делит класс на три группы, раздает группам рабочие листы с интеллект-картами.

- Попробуйте составить рассказ по уже готовой интеллект – карте, расставив события по мере их значимости для вас и рассказав об этом. Можно сравнить с современными условиями и межличностными отношениями. Выскажите свое отношение к этим понятиям, например, к институту брака и т. д.

Слайд 6.

Работают с нтеллект-картами, обсуждают, готовят выступления.

5

8.

Выступления по работе в группах.

Предлагает группам высказать свои мысли и выводы по поводу предложенных интеллект-карт.

Расставляют события по мере значимости, объясняют свои позиции, отвечают на вопросы других групп, делают выводы.

8

9.

Рефлексия:

Фронтальная беседа.

Заполнение таблицы.

Выводит на экран вопросы:

  1. Какая семья вам больше нравится: патриархальная или партнерская? Почему?
  2. Каковы условия вступления в брак?
  3. Каковы моральные и правовые обязанности супругов?

Слайд 7

Отвечают на вопросы, обосновывая позиции.

4

10.

Закрепление изученного материала

Заполнение таблицы.

Задание: из приведённых ниже народных пословиц назовите актуальные для наших дней:
«Одному с женой радость, другому – горе ».
«Муж задурит - половина двора сгорит, а жена задурит - и весь сгорит».

«Жена мелет, а муж спит; жена прядёт, а муж пляшет».
«У плохого мужа всегда жена виновата».
«Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад».

Слайд7

Заполните две последние колонки таблицы №1.

Называют пословицы, объясняя свою позицию.

Заполняют таблицу.

4

11.

Оценка деятельности.

Оцените самостоятельно и объективно свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале. Зафиксируйте результат на листе таблицы № 1.

Оценивают деятельность.

Сдают учителю таблицу №1.

1

12.

Домашнее задание.

Задания на выбор:

1.Составьте интеллект-карту «Правовые основы брака», составьте обоснованный рассказ по ее содержанию.

2.Проведите социологический опрос по предложенному плану(раздает желающим листы с заданием).

Выбирают д/з, записывают в дневник.

2

Таблица №1.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«узнал»

«не узнал ничего нового»

 

 

 

 

Домашнее задание 2.

Проведите социологический опрос среди своих знакомых и родственников:

  1. Во сколько лет вы вышли замуж (женились)?
  2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж (женились)??
  3. Какой брак вы предпочитаете (законный или неофициальный)?
  4. Причина выхода замуж (женитьбы):

а) любовь
б) выгода
в) беременность
г) боязнь остаться одному (одной)
д) другое (перечислите, пожалуйста)
5. Заключали ли вы при выходе замуж брачный договор?
6. А сейчас стали бы при выходе замуж оформлять брачный договор?
2. Заполните сводную таблицу по итогам соцопроса:

Вопросы для респондентов

Количество респондентов

% от общего числа

1. Во сколько лет вы вышли замуж?

 

 

2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж?

 

 

3. Какой брак вы предпочитаете:
законный 
неофициальный

 

 

4. Причина выхода замуж:

 

 

а) любовь

 

 

б) выгода

 

 

в) беременность

 

 

г) боязнь остаться одному (одной)

 

 

д) другое (перечислите, пожалуйста)

 

 

итого

 

 

3. Постройте диаграмму
4. Сделайте выводы по исследованию, подготовьте отчет
В социологическом опросе участвовало ……человек ……… возраста. Респондентам (участникам опроса) были заданы следующие вопросы:
В результате опроса было установлено:

Рабочий лист №1

Рабочий лист №2

Рабочий лист №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

"Семья Бетси". План-конспект урока. Английский язык. 6 класс ("HAPPY ENGLISH.RU").

6 класс. Разработка урока к УМК "Happy English.ru" авторов К.И.Кауфман и М.Ю.Кауфман. Тема урока - "Семья Бетси". Данный урок взят из цикла 7, урок 3....

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

Конспект урока "Нравственные и правовые основы брака и семьи"

Данный конспект может использоваться при изучении курса обществознания и права в 9 классе....

Конспект урока для 7 класса по обществознанию "Семья и брак"

Конспект урока для 7 класса по обществознанию по теме "Семья и брак"Расчитан на 45 минут. Предусматривает использование интерактивной доски, просмотр презентации и видео....

Открытый урок. «Брак и семья. Гражданский брак».

Разьяснение воспитанникам о браке и семье...

Конспект урока по теме "Семья и брак"

Конспект урока по теме "Семья и брак"...