Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) на тему

Сметанникова Галина Петровна

Урок по обществознанию "Участие гражданина в политической жизни"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни
  • 1 группа-     «эксперты по праву» 

1б   А 1 Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

  1. В стране создается единый национальный избирательный округ.
  2. Депутаты представляют различные социальные группы.
  3. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
  4. В день голосования запрещена агитация на избирательных участках.

1б  А 2 Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательных систем?

1.образование избирательных участков по месту жительства

2.создание единого общенационального избирательного округа

3.проведение выборов по партийным спискам

4.выявление победителя в округе по большинству полученных голосов

1б  А 3    Выборы в Федеральное Собрание в Российской Федерации осуществляются по избирательной системе

  1. смешанной
  2. пропорциональной
  3. мажоритарной
  4. миноритарной

1б   В 1   Вставить слова вместо пропусков : 

Федеральное собрание……..(1) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  • Он состоит из двух………(2): Совета Федерации и Государственной Думы.
  • Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в        ..(3) Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.
  • A)        депутаты      Б) законопроекты             B)кодекс      Г) Конституция                Д) комиссии
  • Е) комитеты    Ж) палаты     3) парламент     И) правительство                К) фракции

2б  С1 Назовите любые 3 причины неявки избирателей на выборы.

Критерий оценки:  «3»- 3б   «4»  - 4б     «5» - 5б

  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни

2 группа           электорат   -
Прокофьева

1б А1. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

  1. Мажоритарной
  2. Однопартийной
  3. Пропорциональной
  4. Смешанной

1б А2. Понятие «избирательная система» , «президент» , «социал–демократия» характеризует сферу

  • 1. Экономическую
  • 2. Социальную
  • 3. Политическую
  • 4. Духовную

1б А3. Термин «открепительный талон» для голосования используется для характеристики

  • 1. Деятельности судов
  • 2. Избирательной системы
  • 3. Деятельности исполнительных органов
  • 4. Системы местного самоуправления

1б В3         Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)  В стране произошли парламентские выборы.

 (2)  Явка избирателей оказалась очень низкой.

(3)  По-видимому, избиратели теряют интерес к политической жизни.

(4)   Возможно, факт низкой явки избирателей говорит и о недоверии к политическим лидерам и их обещаниям.

Определите,       какие положения текста носят      

                                       А) фактический характер                  Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

Ответ                    

2б С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое влияние»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о политическом влиянии.

Критерий оценки:  «3»- 3б   «4»  - 4б     «5» - 5б

  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни

3группа-   «Представители парламентских фракций» 

1б      А 1 В выборах не могут принимать участие: 

  •  1.  Лица старше 70 лет;
  •  2.  Военнослужащие;
  •   3. Молодежь, не достигшая        совершеннолетия

1б     А 2   Двухпалатное Федеральное Собрание  было учреждено Конституцией Российской

Федерации, принятой в:    1)1925 г.         2)1937 г.      3) 1978 г.        4 ) 1993

1б    А 3  Носителем суверенитета и  единственным источником власти в   Российской Федерации является

 1) Федеральное Собрание

 2) Президент РФ

 3) Правительство

 4)многонациональный народ России

1б     В6   Вставить слова вместо пропусков

  • В Государственной Думе через …         ..(4) представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
  • Государственная Дума вправе создавать ..…(5), деятельность которых  ограничена определённым сроком или конкретной задачей.
  • Государственная Дума формирует .....(6) на основе принципа пропорционального представительства  фракций и групп депутатов.
  • A)        депутаты      Б) законопроекты             B)кодекс      Г) Конституция        
  • Д) комиссии Е) комитеты    Ж) палаты     3) парламент     И) правительство                К) фракции

2б     С 5 Назовите любые три фактора, оказывающих влияние на выбор избирателя во время голосования           

       Критерий оценки:  «3»- 3б   «4»  - 4б     «5» - 5б

  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни

4группа-  

А1. Мажоритарная система представительства граждан в законодательных органах предусматривает избирание депутатов

  1. Большинством голосов
  2. От субъектов Федерации
  3. От политических партий, преодолевших 7%-й барьер
  4. При финансировании из собственных средств кандидатов

А2 Что характерно для избирательной системы демократического типа?

  1. Кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками
  2. Кандидаты не должны представлять сведения о изберком об источниках своих доходов
  3. Кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом
  4. Избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

А3. Оппозиционные политические партии

  1. имеют большинство в законодательном собрании
  2. определяют темпы экономического развития
  3. выражают интересы определенных социальных групп
  4. определяют состав правительства

В1. Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе?

  1. Имущественный ценз
  2. Безальтернативность выборов
  3. Ценз гражданства
  4. Открытое голосование с информацией о кандидате
  5. Равенство голосов граждан

С6. Три примера реализации гражданами своих избирательных прав.

- ???

А , В - 1б,    С – 3примера – 2б , 2 примера – 1б, 1пример- 0 б

Критерий оценки:  «3»- 3б   «4»  - 4б     «5» - 5б



Предварительный просмотр:

  • Ключ  1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни

2 группа           электорат   - Бирюкова, Бойкова, /    Вихорева, Кащеев

1б    А1. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

  1. Мажоритарной
  2. Однопартийной
  3. Пропорциональной
  4. Смешанной

1б   А2. Понятие «избирательная система» , «президент» , «социал–демократия» характеризует сферу

  • 1. Экономическую
  • 2. Социальную
  • 3. Политическую
  • 4. Духовную

1б  А3. Термин «открепительный талон» для голосования используется для характеристики

  • 1. Деятельности судов
  • 2. Избирательной системы
  • 3. Деятельности исполнительных органов
  • 4. Системы местного самоуправления

1. б   В3         Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)  В стране произошли парламентские выборы.

 (2)  Явка избирателей оказалась очень низкой.

(3)  По-видимому, избиратели теряют интерес к политической жизни.

(4)   Возможно, факт низкой явки избирателей говорит и о недоверии к политическим лидерам и их обещаниям.

Определите,       какие положения текста носят      

                                       А) фактический характер                  Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

Ответ                    В3 –1А  2А  3Б  4Б              

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое влияние»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о политическом влиянии.

C5.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)        смысл понятия, например:

-        возможность, способность субъекта оказывать целенаправленное воздействие на политический процесс, развитие политических отношений;

2)        два предложения с информацией о поли-
тическом   влиянии,   опирающейся   на  знания
курса, например:

-        «политическим влиянием могут обладать как официальные должностные лица, занимающие государственные посты, так и неформальные лидеры»;

-        «политическое влияние партий и движений отражается в том, насколько их программные требования отражаются в принимаемых политических решениях».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом влиянии.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл          2

Критерий оценки:  «3»- 3б     «4»  - 4б      «5» - 5б

  • Ключ
  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни
  • 1 группа-     «эксперты по праву» Тронина   Доброногова  /- Малюченкова  Власова

1б   А 1 Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

  1. В стране создается единый национальный избирательный округ.
  2. Депутаты представляют различные социальные группы.
  3. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
  4. В день голосования запрещена агитация на избирательных участках.

1б   А 2 Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательных систем?

1.образование избирательных участков по месту жительства

2.создание единого общенационального избирательного округа

3.проведение выборов по партийным спискам

4.выявление победителя в округе по большинству полученных голосов

1б А 3    Выборы в Федеральное Собрание в Российской Федерации осуществляются по избирательной системе

  1. смешанной
  2. пропорциональной
  3. мажоритарной
  4. миноритарной

1б  В 1   Вставить слова вместо пропусков : 

Федеральное собрание……З..(1) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  • Он состоит из двух…Ж……(2): Совета Федерации и Государственной Думы.
  • Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в        Г..(3) Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.
  • A)        депутаты      Б) законопроекты             B)кодекс      Г) Конституция                Д) комиссии
  • Е) комитеты    Ж) палаты     3) парламент     И) правительство                К) фракции

2б   С1 Назовите любые 3 причины неявки избирателей на выборы.

В1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть названы, например, следующие причины:

1)        недоверие к власти (в силу, допустим, ее коррумпированности);

2)        отчаяние, неверие в возможность каких-либо  позитивных изменений в своей жизни;

3)        применение избирательными штабами «черного пиара»;

4)        отсутствие в программах кандидатов идей, актуальных для конкретных групп населения.

Могут быть названы другие причины

Названы три причины

2

Названы две причины

1

Названа одна причина ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Критерий оценки:  «3»- 3б      «4»  - 4б              «5» - 5б


  • Ключ
  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни

3группа-   «Представители парламентских фракций» 

Казинская, Лукьянов Роман,    Терешина /    Грищенко,  Егоров

1б      А 1 В выборах не могут принимать участие: 

  •  1.  Лица старше 70 лет;
  •  2.  Военнослужащие;
  •   3. Молодежь, не достигшая        совершеннолетия

1б     А 2   Двухпалатное Федеральное Собрание  было учреждено Конституцией Российской

Федерации, принятой в:    1)1925 г.         2)1937 г.      3) 1978 г.        4 ) 1993

1б    А 3  Носителем суверенитета и  единственным источником власти в   Российской Федерации является

 1) Федеральное Собрание

 2) Президент РФ

 3) Правительство

 4)многонациональный народ России

1б     В6   Вставить слова вместо пропусков

  • В Государственной Думе через …        А ..(4) представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
  • Государственная Дума вправе создавать ..Д…(5), деятельность которых  ограничена определённым сроком или конкретной задачей.
  • Государственная Дума формирует ...Е..(6) на основе принципа пропорционального представительства  фракций и групп депутатов.
  • A)        депутаты      Б) законопроекты             B)кодекс      Г) Конституция        
  • Д) комиссии Е) комитеты    Ж) палаты     3) парламент     И) правительство                К) фракции

2б     С 5 Назовите любые три фактора, оказывающих влияние на выбор избирателя во время голосования 

С5

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть названы, например, следующие факторы:

1)        личность кандидата, обстоятельства биографии;

2)        программа кандидата;

3)        освещение предвыборной кампании кандидата в СМИ;

4)        отношение гражданина (избирателя) к

власти,
центральной или (и) региональной;

5)        местные политические традиции.
Могут быть названы другие факторы

Названы три фактора

2

Названы два фактора

1

Назван один фактор ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Критерий оценки:  «3»- 3б   «4»  - 4б     «5» - 5б


  • Ключ
  • 1 этап –  Тестирование             Участие гражданина в политической жизни

4группа-   Бутнев,   Лукьянов Александр   /     Лазебный,  Пашкова,

А1. Мажоритарная система представительства граждан в законодательных органах предусматривает избирание депутатов

  1. Большинством голосов
  2. От субъектов Федерации
  3. От политических партий, преодолевших 7%-й барьер
  4. При финансировании из собственных средств кандидатов

А2 Что характерно для избирательной системы демократического типа?

  1. Кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками
  2. Кандидаты не должны представлять сведения о изберком об источниках своих доходов
  3. Кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом
  4. Избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

А3. Оппозиционные политические партии

  1. имеют большинство в законодательном собрании
  2. определяют темпы экономического развития
  3. выражают интересы определенных социальных групп
  4. определяют состав правительства

В1. Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе?

  1. Имущественный ценз
  2. Безальтернативность выборов
  3. Ценз гражданства
  4. Открытое голосование с информацией о кандидате
  5. Равенство голосов граждан

С6. Три примера реализации гражданами своих избирательных прав.

- право избирать : Совершеннолетний  студент колледжа принял участие в выборах Президента;

-  быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления – учитель баллотировался во время избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты в Законодательное собрание Ростовской области;

 - участвовать в референдуме – гражданин принял участие в референдуме по поводу  сохранения СССР

А , В - 1б,    С – 3примера – 2б , 2 примера – 1б, 1пример- 0 б

Критерий оценки:  «3»- 3б   «4»  - 4б     «5» - 5б



Предварительный просмотр:

Участие гражданина в политической жизни     Урок – игра.  Обществознание.  

Класс:   10 кл .                                            Дата:                                  Сценарий

 Учитель: Сметанникова Г. П.

Технология направленного диалога:

Тип урока: обобщающее повторение.

Форма урока: урок-прессконференция (если есть возможность, то лучше занять 60мин).

Основные приемы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная самостоятельная работа.

Методы- ОИ, ЧП , МПИ  

 Контроль- фронтальный,  взаимоконтроль ,самоконтроль, индивидуальный дифференцированный  

Компетентности:      умение работать со сложно организованной информацией способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию

Цели: В занимательной форме закрепить знания и умения учащихся по теме, обратить внимание на  вопросы, которые были недостаточно поняты.

  • содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентностей учеников;  
  •  способствовать процессу формирования политической культуры и активной гражданской позиции учащихся;
  • способствовать процессу формирования  убежденности в необходимости и важности взаимодействия власти и общества в решении проблемы страны, чувства сопереживания за судьбу своей большой и малой Родины;

           - показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования  органов власти, призванных служить интересам народа;

  • углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ;
  • получить и углубить знания о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России;
  • создать учащимся условия для:

- совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально;

-   развития и закрепления умений работать с  текстом, источниками политологической и социологической информации, применять компьютерные  технологии,  делать анализ, сравнивать и обобщать. 

Задачи:

Познакомить учащихся каким  образом граждане РФ участвуют в политической жизни страны      в демократическом обществе       

Показать отрицательные последствия политической пассивности граждан;

Нравственное воспитание учащихся;

Развитие аналитических способностей учащихся;

Обучение толерантному отношению к другой позиции.

Понятия: 

Конституция, демократия, демократические выборы, право голоса, политическая партия, избиратели (электорат), мандат, представительная демократия,  депутат, активное и пассивное избирательное право, тайное голосование, доверенное лицо, оппозиция, избирательная комиссия, избирательные системы,  абсентеизм ,  парламент, парламентаризм, мандат, Федеральное Собрание, законодательная инициатива, законотворчество депутатов, статус, этический кодекс депутата, референдум.

Оборудование:

  • 1. Символика Р Ф
  • 2.Рабочие листы с заданиями для каждой группы. Рабочие тетради учащихся.
  • 3. Конституция Р Ф
  • 4. Компьютер, проектор, экран.
  • 5. Электронная презентация Microsoft Office Power Point.
  • Жюри: два ученика из старших классов
  •  (Заставка -  фраза английского писателя Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и обязанности граждан».
  • Требования к уровню подготовки:
  • Знать:

- что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.

  • Уметь:

- объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

- анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.

Этапы урока

1этап : Организационный 

 Учитель : знакомит с ходом урока:

  • Деловую игра проходит как имитация  открытого заседания парламента, на котором присутствуют эксперты по праву, политологи, журналисты и электорат.
  • Каждая группа заранее готовит вопросы –они находятся на столах, помимо вопросов у
  • Воспитательная цель учебной игры - прививать учащимся умения выражать свои мысли перед аудиторией.

- Подготовка к игре: класс разбивается на 5 групп по 4 ученика в группе. Озвучиваются  названия команд. Игра проводится в 3 тура.  В 1 и во 2 туре учащиеся , выполняя задания,  зарабатывают баллы для всей команды. Во 2 туре команде задаются вопросы-  каждый участник отвечает на отдельный вопрос самостоятельно, зарабатывая  к средней оценке за 1тур  + 1 балл себе лично. Учитывается правильность и скорость ответа.  За неправильный ответ снимается 0,5 балла. Проверяем с объяснением с помощью слайдов презентаций.   Жюри подсчитывает баллы, заработанные командами. Подводим итоги.

Учитель:       На нашей встрече присутствуют :

  1. Эксперты по праву                                                2. Электорат  
  1. Представители парламентских фракций       4.Политические обозреватели

                                                                                           5Журналисты

 Дается задание,

- Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка

- Совместное с учителем конструирование целей, формы проведения и содержания занятия, использование IT- технологий для анализа и обобщения;

2 этап   : Мотивация. Актуализация- Заполнение тестов ( каждая группа получает тесты уровня-А,В,С) – работа в парах-  6 мин

3 этап – Рефлексия

Подведение итогов - эксперты заранее на доске записывают систему баллов-учащиеся в ходе взаимопроверки  выставляют оценки за тестирование.

  • 4 этап /    1      информационно-деятельностный

-  Беседа;  

- объяснение;  самостоятельный поиск информации из различных источников обществоведческих  знаний;

Учитель:     фиксирование результатов       - оценивание

  • 4 этап /    2      информационно-деятельностный 

-   Групповая и индивидуальная формы работы; анкетирование;

Учитель и   ученик ( Тимошенко) : подведение итогов  анкетирования;

4 этап /    3      информационно-деятельностный

-  Беседа;  объяснение;  самостоятельный поиск информации из различных источников обществоведческих  знаний;

 Учитель:     фиксирование результатов       - оценивание

       5 Заключительный этап  - итог урока      -   учитель

  • Подведение итогов урока, оценивание, фиксирование результатов,
  •  (эксперты заранее на доске записывают систему баллов и название команд и выставляют общий балл по всем этапам игры, суммируют их и выставляют общий балл).
  • проектирование ближних и дальних ориентиров и перспектив  урока;
  1. этап -  объявление домашнего задания-   П -20-24    Боголюбов  -  опережающее обучение

7 этап –  Финал

  • Встреча с депутатом  Собрания депутатов  Коксовского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области третьего созыва по трехмандатному избирательному округу №3

Анализ урока 

Анализ проводит преподаватель: как усвоен материал, основные моменты по организации урока, отзывы учащихся о его проведении, о качестве усвоения материала, недостатки урока.

                     Ход урока:

2 этап  Учитель-  Слово предоставляется журналисту  ( 2-3мин)               

Стихотворение.

  Умом  Россию не понять.

  Аршином общим не измерить:

  У  ней особенная стать –

  В Россию можно только верить.                                         (Ф .Тютчев )

Учитель: В качестве индуктора на прошлой нашей встрече  предлагалось  слово «счастье». Каждой группе  участников встречи предлагалось  назвать  свои ассоциации, связанные с этим словом. Они могли  быть выражены словом, словосочетанием, выражением, цитатой. Вот, что из этого получилось: 

- социализация- каждая группа представляет свой  рассказ.

Текст – на слайде.

  1. Счастливая жизнь- это осмысленная, служащая высоким благородным целям
  2. Стремление к лучшему, преодоление преград на этом пути.
  3. Счастье – общий итог жизни, в которой человек совершил своё предназначение и испытал полноту удовлетворения от самореализации.
  4. «Личное счастье человека зависит от условий, в которых живет его страна»

журналист : Если в стране созданы все условия для достижения счастья, то у каждого есть возможность это счастье выстроить. Эти условия создаются самими гражданами страны через демократические выборы.

2 этап :  информационно - деятельностный – тестирование

Выдача инструктивных карт ( тестирование)-решить поставленную задачу вы сможете самостоятельно, последовательно выполняя задания, но обращая внимание на алгоритм ваших действий.

Работая с карточкой, вы можете выделять  верные  понятия и определения.

Обратите внимание на карту достижений, которая расположена на доске. Выполняя задания поэтапно, на карточках № 1,2 вы проставите «+» напротив вышей фамилии на карте достижений.

3.Рефлексия: обсуждение результатов работы. Самооценка, взаимооценка.

Этап 4 /1. Информационно - деятельностный - устная работа учитель озвучивает вопросы, которые подготовили дети.

журналист  -  Учитель-  ученик -вопрос 1 – Каким образом граждане РФ участвуют в политической жизни страны?         

   Ответ 1-  группа 1 - эксперты по праву 

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием  характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. К ним относятся в демократическом обществе:                       

  Тронина  -Статья 32      Конституции РФ

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  1. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия

Доброногова –ответ 2 -  Статья 31  Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 33  Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 30    1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Учитель- ученик :  2вопрос -  что такое- демократия  ?

Малюченкова  - Ответ 3 – эксперты по праву -   группа 1

     Россия – демократическое государство

Демократия  - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3).

Учитель- ученик : 3 вопрос -. в чём проявляется  политическое  участие граждан?

                                     -  Политическое участие:

- представительное ( опосредованное)   :

                - граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам

                  -   делегирование происходит в процессе  парламентских выборов.

- и   непосредственное ( прямое):   -воздействие гражданина на власть без посредников ( формы  политической активности могут быть групповыми , массовыми , индивидуальными)

Учитель- ученик :  4 вопрос:  назовите принципы  демократии

  - Ответ 4   -   эксперты по праву -  группа 1  

  •   Принципы  демократии

- принцип  большинства                                                                   - уважение прав меньшинства

- принцип политического плюрализма                                        -гласность

- принцип правового и политического равенства                     -  свободные  выборы

------------------                  -------------------------                                        -----------------------                            --------------

Вопрос 2 -  группе 2 «электорат»– группа 2–   Журналист 2 – Учитель

5вопрос – учитель  - ученик:    Как же народ может повлиять на свое правительство?

Ответ    -– группа 2 -  «электорат»   

 Прежде всего, выражением своего отношения к различным людям, претендующим на власть. Этому и служат демократические выборы.

Каждый гражданин ( в России — достигший 18-летнего возраста) имеет право отдать свой голос за человека или группу людей (партию, блок, движение и т. д.), которым он доверяет.

Получив большинство голосов граждан-избирателей, эти люди (или группы) получают власть.

Выборы в демократическом  обществе — периодические.

Выбираемые лица через определенные периоды времени  возвращаются с властных высот и спрашивают у народа разрешение (мандат) на продолжение прибывать у власти. Мандат – документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица.     Риск не быть вновь избранным — велик.

6  Учитель-        что означают слова в Конституции  «Россия – республика» ?

Ответ  –– группа 2 -  электорат  

       Россия - республика

  • управление государством является коллективным;
  •     высшие должностные лица и законодательные    органы избираются народом;
  •    государственные органы и высшие должностные лица   избираются на определенный срок;
  •    осуществление государственной власти основано на   принципе разделения властей;
  •    высшие должностные лица несут ответственность за    злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей    государственной  деятельности.

  Демократические выборы отличаются неопределённостью, необратимостью, повторяемостью

7. Учитель  -  Назовите виды избирательного права и принципы участия гражданина РФ в выборах.

Ответ   – электорат – группа 2  

                             

                       Этап 4 /2 информационно-деятельностный

 журналист  -  Работа с информацией  анкеты:   « Моя политическая и правовая культура» - главная задача -  выявить реальную проблему и найти способы ее решения.                                

Учитель  Сознательное участие в выборах — первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины. Право участвовать в выборах и референдуме — это, как уже говорилось, конституционное право каждого гражданина Российской Федерации выбирать тех, кто управляет нашей страной.  Нами был произведён социологический опрос  среди  учащихся 10-11 классов ,  многим из вас уже исполнилось 17 лет, некоторым в этом году будет 18 лет, а это значит , что вы потенциальный электорат, который примет участие в выборах.

       Результаты социологического опроса (сообщение журналистов)

Из  26  учащихся 10 - 11 классов  ответили:

  • Особенности вашей политической культуры
  • 26-30 баллов –  имеют  чёткую политическую позицию –  7   уч-ся         -  27   %
  • 16-26 бал.–  разбираются в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются  определённостью   19  уч-ся  - 73  %  
  • Менее 16 бал. – ваши интересы далеки от политики 0   уч-ся  -  0 %
  • Особенности вашей правовой культуры. 
  • 26-30 баллов – основа вашей правовой культуры доброкачественна  1  уч –ся    -  4 %
  • 16-26 баллов – правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области    25    уч-ся  96  %
  • Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от права    0  уч-ся   -   0 % .

8 вопрос - Учитель-  Учитель формулирует проблему: Сознательное участие в выборах — первейший долг гражданина…….- Кто сделает вывод  ? - Почему нужно участвовать в выборах?               

ОТВЕТ 4 - группа 2   «электорат» -

  Если мы  сами не сделаете выбор, то другие, воспользовавшись своим правом, сделают свой. Очень может быть, что их избранник вам не понравится, но будет уже поздно что-либо изменить, и вам придется мириться с политикой, которую будут проводить люди, прошедшие во власть без вашего, пусть косвенного участия, подстраиваться под нее.

 Существует и другая сторона этой проблемы. Если выборы будут признаны несостоявшимися из-за неявки избирателей на участки для голосования, придется проводить повторные выборы, а это стоит государству больших денег, которые могли пойти на выплату стипендий, зарплаты, пенсий, пособий на детей.

Прийти и проголосовать нужно еще и потому, что ваш бюллетень могут использовать нечестные люди, чтобы сфальсифицировать волеизъявление избирателей. И эту вероятность нельзя исключить полностью.

Так что участвовать в выборах и референдуме очень нужно!

И от  каждого голоса зависит то, как мы все будем жить завтра. Хотелось бы, чтобы жить в России стали легко и приятно, весело и интересно, а не тоскливо и трудно. Голосуя в первый раз, мы  тоже помогаем  стране продвинуться в этом направлении.

Этап 4 / 3 информационно-деятельностный-  устная работа

Учитель : Вывод    

самый главный выбор для гражданина – участие в выборах в Верховные органы власти, потому что вы будете выбирать свое будущее, будущее своих родных и близких, а в общем будущее всей страны, тот путь, по которому пойдет ее развитие. Ведь всем нам хочется жить в демократическом правовом государстве с высоким уровнем развития экономики и развитой социальной сферой. 

Учитель - Что означает понятие АБСЕНТЕИЗМ 

Ответ - 1) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы государственной власти; 2) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность

 Журналист 2 –Учитель-  на встрече присутствуют  «Представители парламентских фракций »  : Казинская, Грищенко, Лукьянов Роман,  Терешина  кто желает задать им вопросы?

Вопрос 9 – задают ученики         « Что вам известно о парламенте?»

Ответ 1:           Парламент –  общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган.                             Федеральное Собрание- парламент Российской  Федерации  -

 представительный  и  законодательный постоянно  действующий орган РФ.

  Государственная Дума - нижняя палата –

  • Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
  • Полномочия -Государственная Дума:

 -  Дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

 - Решает вопрос о доверии  правительству РФ

 - Объявляет амнистию

 - Выдвигает обвинения против РФ для отрешения его от должности

 - Принимает федеральные законы

 - Принимает постановления

Ответ 2          Совет Федерации - верхняя палата.

  • В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
  • Совет Федерации :

1.Утверждает изменение границ между субъектами РФ и указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

2. назначает выборы Президента РФ ;

3. принимает решение об отрешении Президента РФ от должности;

4. рассматривает и одобряет законы.

  • Председатель Совета Федерации                           ???

Журналист –  ученики   Вопрос 2 –3 группе « Представители парламентских фракций»

Вопрос 10  « Что означает- политическое многообразие?» « Что такое политический процесс?»

Ответ 3 – «Представители парламентских фракций» 

 Политическое многообразие : конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции.

Политический процесс- цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики. Например, на смену одним политическим лидерам приходят другие.

Журналист 1  - ученики  - Вопрос 3группе – «Представителям парламентских фракций»

 « Какие парламентские партии вам известны?»

Ответ 3 – «Представители парламентских фракций» 

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ

  • «Единая Россия» - лидер Медведев Дмитрий Анатольевич
  • « Коммунистическая партия РФ» - лидер Зюганов Геннадий Андреевич
  • «Либерально-демократическая партия России» - лидер  Жириновский Владимир Вольфович
  • «Справедливая Россия» -  лидер Миронов Сергей Михайлович
  •                                         Идёт показ слайдов

«Единая Россия» - лидер Медведев Дмитрий Анатольевич

- Политическая партия «Единая Россия» стала несомненным лидером

- В избирательной кампании «Единая Россия выступала под лозунгами: «Сильная Россия — единая Россия», «В единстве — наша сила», «Вместе с Президентом».

- Своей главной целью партия провозглашает повышение уровня и качества жизни народа, укрепление российской государственности, правовой и экономической системы.

  • Коммунистическая партия РФ  - лидер Зюганов Геннадий Андреевич

- продолжает сохранять свои позиции одной из крупных политических сил России, пользуясь поддержкой значительной части электората.

- В агитационных материалах основное внимание уделялось разъяснению позиции КПРФ по различным направлениям деятельности: «О государственной политике в отношении женщин», «Ветеранам —обеспеченную жизнь», «Наука — локомотив возрождения», «Позиция КПРФ по вопросам образования», «Позиция КПРФ по вопросу развития агропромышленного комплекса».

  • «Либерально-демократическая партия России- лидер  Жириновский Владимир Вольфович

- Электорат ЛДПР практически сводится к электорату В.Жириновского. В.Жириновский сохранил известность и симпатии в узком, но стабильном сегменте общества.

- Призывая избирателей поддержать ЛДПР и привести ее к власти. В.Жириновский обещал: «Мы вернем нашей Родине достоинство, а вам — спокойную и обеспеченную жизнь».

  • «Справедливая Россия» - лидер партии - Сергей Михайлович  Миронов

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает необходимым:

• Ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

• Поднять уровень оплаты труда в три раза. Увеличить долю заработной платы в ВВП с нынешних 22% до 60%. Регулярно проводить индексацию всех денежных выплат с опережением по отношению к темпам инфляции.

• Ввести коэффициент (доплата к пенсиям, зарплатам, пособиям, стипендиям).

• Установить в региональных муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, образования и культуры базовый оклад в размере регионального МРОТ, а соотношение между минимальной и максимальной заработной платой не более чем 1: 5.

Ученики         –вопрос 1 группе 4  - «политическим обозревателям» 

 «Какие избирательные системы вы знаете?»

 Ответ 3 - Избирательные системы

- Пропорциональная система 

Эта система подразумевает голосование по партийным спискам.  Избиратели приходят голосовать, и им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов.

Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчёте голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорционально поданных за эти партии голосов (если перешли семипроцентный  барьер). Применяется при выборе Государственной Думы с 2008года, а также при выборах в Италии и Израиле.

Для определения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый «избирательный метр»  -  наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата.

- Мажоритарная система:

-относительного большинства -побеждает кандидат, набравший большинство голосов(США, Канада и Индия)

-абсолютного большинства: побеждает кандидат, набравший50%+ 1 голос(выборы Президента  России, Франции)

Такая система предполагает:

-Такое  определение  результатов голосования,  при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов; при этом избирательные округа считаются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку;

-Партия (или блок партий), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах

-  Смешанная- ( С1993г- 2006г? C 2014 г -выборы в  Государственную Думу  ).В соответствии с этой системой 225 депутатов избирались  по одномандатным округам, а другая половина -(225)  по единому  общенациональному избирательному округу.

В одномандатных округах выборы осуществляются  в соответствии с мажоритарной системой  относительного большинства, другая часть в соответствии с пропорциональной.  Обязательно наличие нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент мелких партий( 7% барьер).            

  1. Заключительный этап  - итог урока. 

Учитель:     фиксирование результатов       - оценивание. Подведение итога, анализ карты достижений. Проектирование ближних и дальних ориентиров и перспектив  урока. объявление домашнего задания.

Ученики: Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений. Выставление оценок.

6 этап : домашнее задание -  П- 20-24-повторить - подготовка к К/р

                               7 этап - Финал  игры

  • Слово предоставляется  депутату  
  • Вопросы депутату
  • 1. Сколько депутатов в собрании депутатов
  • 2. Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?
  • 3. Часто ли бывают разногласия среди депутатов  и как они разрешаются? Каковы взаимоотношения в собрании депутатов?
  • 4. Были ли Вы инициатором каких-либо законопроектов на местном уровне и какова их дальнейшая судьба?
  • Пожелание
  • Регулярно встречаться  и обсуждать проблемы не только с избирателями, но и с будущим электоратом с целью формирования их правовой и политической культуры.

  • этап –  Тестирование –ключ

-         Самый важный этап  - совместное обсуждение ее результатов

Федеральное собрание……..(1) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

  • Он состоит из двух………(2): Совета Федерации и Государственной Думы.
  • Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены
    в        ..(3) Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.
  • В Государственной Думе через …        (4) представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
  • Государственная Дума вправе создавать …(5), деятельность которых  ограничена определённым сроком или конкретной задачей.
  • Государственная Дума формирует ...(6) на основе принципа пропорционального представительства  фракций и групп депутатов.
  • В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают  и предварительно рассматривают….(7); организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
  • A)        депутаты      Б) законопроекты             B)кодекс      Г) Конституция                Д) комиссии
  • Е) комитеты    Ж) палаты     3) парламент     И) правительство                К) фракции
  • ОТВЕТ:(1 – З ,2 – Ж, 3 – Г, 4 – А, 5 – Д, 6 – Е,7 – Б)
  • Вопрос 1

Какова, по Конституции, периодичность выборов в Государственную Думу?

  - четыре года;
 - пять лет;
 - семь лет?

  • Вопрос  2

По какой избирательной системе проводятся выборы в Российской Федерации? 

  - по мажоритарной избирательной системе;

  - по пропорциональной избирательной системе;

  - по смешанной избирательной системе?

  • Вопрос  3

В выборах не могут принимать участие: 

  •    Лица старше 70 лет;
  •    Военнослужащие;
  •    Молодежь, не достигшая        совершеннолетия
  • Тест 1 . Двухпалатное Федеральное Собрание  было учреждено Конституцией Российской

Федерации, принятой в:

1)1925 г.         2)1937 г.

3) 1978 г.        4 ) 1993

  • ответ1  Двухпалатное Федеральное Собрание было учреждено Конституцией Российской Федерации, принятой в
  •         4) 1993 г. 
  • Тест 2

2. Носителем суверенитета и

 единственным источником власти в

 Российской Федерации является

 1) Федеральное Собрание

 2) Президент РФ

 3) Правительство

 4)многонациональный народ России

  • Ответ 2

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является

           4)многонациональный народ России 

 Тест 3

3. Конституция РФ устанавливает, что сроки полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут превышать

1)четырёх лет

 2) пяти лет

3)семи лет

4)десяти лет

  • Ответ 3

3. Конституция РФ устанавливает, что сроки полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут превышая

          2) пяти лет 

  • Тест 4

Осуществляемое путём тайного голосования утверждение или не утверждение гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласия или несогласия с действиями парламента, главы государства или правительства — это  

        1)   выборы            2 )  референдум                            

  1. суверенитет народа                                        
  2.  избирательное право

Ответ 4

4. Осуществляемое путём тайного голосования утверждение или неутверждение гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласия или несогласия с действиями парламента, главы государства или правительства — это

                               2)  референдум 

  • Тест 5

 Совокупность  правовых  норм,   регулирующих  порядок  проведения   выборов, — это

          1) выборы                                   2)референдум

          3)суверенитет народа            4) избирательное право

  • Ответ 5

 Совокупность  правовых  норм,   регулирующих  порядок  проведения   выборов, — это   

4) избирательное право 

  • Тест 6

 Тот факт, что российское государство принимает на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, говорит о том, что Российская Федерация признаётся

    1)правовым государством                               2)федеративным государством

    3)светским государством                                4) социальным государством

  • Ответ 6

Тот факт, что российское государство принимает на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, говорит о том, что Российская Федерация  признаётся

 4) социальным государством 

  • Тест 7

  Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

   1. Верховный суд РФ    2. Конституционный суд РФ

   3. Правительство РФ    4. Федеральное Собрание

  • Ответ 7

Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

4) Федеральное Собрание 

  • Тест 8

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение

 1) Совет Федерации                     2) Президент РФ

 3)  Правительство РФ                   4) Счётная палата РФ

  • ответ  8

 Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение:

 3) Правительство РФ 

  • Тест 9

Обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики 

   1) Федеральное Собрание       2) Центральный банк 

   3) Правительство РФ               4) Государственная Дума 

  • ответ  9

Обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики:

  3)  Правительство РФ 

  • Тест 10

 Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет...

           1)  Федеральное Собрание            2) Президент РФ

           3) Правительство РФ                       4) Государственная Дума

  • Ответ 10

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет...   1) Федеральное Собрание 

  • Тест 11

     Назначает на должность и освобождает от должности уполномоченного по правам человека

    1)  Правительство РФ        2)  Государственная Дума

    3)  Президент РФ                4)  Совет безопасности РФ

  • Ответ 11

Назначает на должность и освобождает от должности уполномоченного по правам человека:

  2)  Государственная Дума 

  • Тест 12

  С какого возраста гражданин России        может баллотироваться на пост     Президента Российской Федерации?    1) с 30лет                                  

   2) с 35 лет                       3) с 40 лет               4) с 45 лет

  • Ответ 12

   Баллотироваться на пост    Президента Российской  Федерации  гражданин России   может :            с 35 лет

Анкета                    Моя политическая и правовая культура 

1. Хорошо ли я знаю руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)? 

2. Есть ли у меня чёткая политическая позиция? 

3 .Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения? 

4 .Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию? 

5. Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней

 политике государства? 

6 .Если по телевизору идёт передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу. 

7. Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим.

8. Интересует ли меня юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т.д.) 

9. Часто ли я специально смотрю телепередачи о праве и законах? 

10 .Есть ли у меня убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы? 

11. Испытываю ли я возмущение (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правонарушении? 

12. Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты? 

13 .Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права ( конституционного, гражданского, трудового, семейного, и др.). 

14. Я понимаю необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса. 

15. Когда идёт предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь её развитием. 

16. Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме. 

17. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни города, страны на основе хорошего знания права. 

                           

     Ключи к анкете 

  • «Да» - 3 балла 
  • « Не уверен» - 2 балла 
  • «Нет» - 1 балл. 
  • Особенности вашей политической культуры (вопросы 1-7,         15-17). 

26-30 баллов – вы имеете чёткую политическую позицию.

16-26 баллов – вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от политики.

  • Особенности вашей правовой культуры (вопросы  8-17 ). 

26-30 баллов – основа вашей правовой культуры доброкачественна

16-26 баллов – правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от права

Использованная литература

  • Конституция РФ, 1993 г.
  • Обществознание 10 – 11, Л. Н. Боголюбов.
  • Обществознание в схемах и таблицах .  А. В.  Махоткин, Н.В.  Махоткина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Человек в политической жизни"

презентация по обществозннию 11 класс (профиль) на тему "Человек в политической жизни"....

Участие гражданина в политической жизни

Повторительно-обобщительный урок(отработка выполнения заданий повышенного уровня сложности в формате ЕГЭ)....

Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...

Презентация "Участие гражданина в политической жизни"

Презентация составлена к уроку по обществознанию раздел "Политика" на тему "Участие граждан в политической жизни"...

презентация по обществознанию по теме "Участие гражданина в политической жизни" 10 кл

презентация по обществознанию по теме "Участие гражданина в политической жизни" 10 кл...

Презентация. Участие гражданина в политической жизни. 10 класс. Базовый уровень.

Презентация. Участие гражданина в политической жизни. 10 класс. Базовый уровень....

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...