Урок Обществознания "Межличностные отношения. Равнодушие"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Васюхина Юлия Константиновна

Тема «Межличностные отношения» рассматривается прежде всего на исследовании ситуации конфликта. Но не менее актуальной проблемой современного общества является равнодушие к окружающим.

Отсюда цель урока-привитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasyuhina._urok_ravnodushie.docx109.76 КБ
Binary Data ravnodushie_.flipchart2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе  

по теме «Межличностные отношения. Равнодушие» 

Автор: Васюхина Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания

Тема «Межличностные отношения» рассматривается прежде всего на исследовании ситуации конфликта. Но не менее актуальной проблемой современного общества является равнодушие к окружающим.

Отсюда цель урока-привитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи: - развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;

- развивать умение находить нужную информацию в источниках разного типа;

 - воспитывать добрые и уважительные чувства к окружающим людям.

Учебно-художественное пространство урока:

  1. Скульптурная композиция М.Шемякина «Дети– жертвы пороков взрослых»
  2. Фрагмент стихотворения «Равнодушие» (Иванова В.А.)
  3. Словарная статья из книги В.В. Виноградов История Слов/ Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Научный совет "Русский язык: история и современное состояние". Институт русского языка РАН/ Отв. ред. чл.-корр. РАН Н. Ю. Шведова. – М.: Толк, 1994. – 1138 с.
  4. Сухомлинский В.А. Жестокость// Хрестоматия по этике.- М.: Педагогика, 1990.- с.119.

Оборудование: интерактивная доска и авторский флипчарт «Равнодушие», раздаточный материал на парту (текст, бумажные квадраты 6 цветов в конверте)

Универсальные учебные действия

Личностные действия

— нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Познавательные действия

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации;

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные действия

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

           

    Работа с культурным текстом на уроке

Этапы урока.

Культурный текст

Методические приёмы

  1. Стадия вызова

Скульптурная композиция М.Шемякина «Дети– жертвы пороков взрослых»

Прием «Узнай по части»

На доске выведено изображение памятника.

Обучающиеся должны узнать памятник, рассказать о нем.

II. Стадия осмысления

 Фрагмент стихотворения «Равнодушие» (Иванова В.А.)

Словарная статья из книги В.В. Виноградов История Слов/ Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Научный совет "Русский язык: история и современное состояние". Институт русского языка РАН/ Отв. ред. чл.-корр. РАН Н. Ю. Шведова. – М.: Толк, 1994. – 1138 с.

Сухомлинский В.А.

Жестокость// Хрестоматия по этике.- М.: Педагогика, 1990.- с.119.

 

 Прием «Смысловой маркер»

Маркер(от фр. marquer-отмечать). Обучающиеся находят и выделяют (цветом, подчеркиванием) опорные слова, словосочетания.

Прием «Семантический конструктор»

(отфр. constructeur, лат. constructor-строитель, зодчий и от фр. semantique- обозначающий). Обучающиеся сопоставляют документы, тексты, термины и находят соответствие, взаимосвязь между ними.

Прием «Дубль- вопрос». После озвученного вопроса учитель выслушивает обучающихся и задает вопрос второй раз. Прием призван заставить обучающихся ещё раз обдумать ответ на вопрос, подойти к нему с иной точки зрения.

Прием «Звуковой ряд текста»- выделение в тексте слов, которые описывают звуки.

Прием «Цветограмма». Обучающиеся подбирают к тексту (части текста) цветовую карточку, которая отражает их эмоциональное восприятие текста.

Приемы «Звуковой ряд текста» и «Цветограмма» дают возможность обучающимся глубже осознать смысл художественного текста.

III. Рефлексия

Приём «Закончи высказывание». Обучающимся предлагается закончить высказывание.

Ход урока

  1. Стадия вызова

(Учитель выводит на доске  изображение памятника– композиции «Дети- жертвы пороков взрослых»  М.Шемякина)

Учитель: В мире много необычных памятников. Один из них перед вами. Как вы думаете, чему он посвящен?

(Учитель на флипчарте «приближает» центральную часть скульптурной группы.Заслушиваются варианты, предложенные детьми)

Учитель: В интервью до изготовления памятника Михаил Шемякинна вопрос «Какой из этих пороков вы считаете главным?»ответил:«Равнодушие. Все остальные следуют за ним, поэтому я поместил его в центре".

Какие вопросы вызвал у вас этот памятник?(например, почему равнодушию поставили памятник?)

  1. Стадия осмысления

(На доске появляется стихотворение

Мы часто к людям остаемся равнодушны,

Не замечаем их и их проблем,

В общении становимся бездушны,

Да и общаться не хотим совсем.                                                  

Автор: Тинави (Иванова В. А.)

Учитель: Что такое равнодушие? Найдите в стихотворении опорные слова.

(Учащиеся называют и подчеркивают опорные слова, предлагают свое определение термина)

Мы часто к людям остаемся равнодушны,

Не замечаем их и их проблем,

В общении становимся бездушны,

Да и общаться не хотим совсем.

Учитель: В книге В.В. Виноградова «История слов» дается следующее определение:

Равнодушие выражает `холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие.

Как вы думаете, равнодушными люди становятся или рождаются?(заслушиваются высказывания детей)

Учитель: У великого педагога Василия Александровича Сухомлинского есть небольшой рассказ. Прочтите его. (Приложение 1)

(Учащиеся читают рассказ).

Учитель: Какое впечатление произвел текст, почему? (Проводится гедонистический анализ текста). Разделите текст на смысловые части.

(После озвученного вопроса учитель выслушивает обучающихся и задает вопрос второй раз.Прием призван заставить обучающихся ещё раз обдумать ответ на вопрос, подойти к нему с иной точки зрения).

Учитель: Сколько частей получилось? Случайно ли это?

(Учащиеся выделяют части- 2,3 или 4 и объясняют свою точку зрения. Например, 2- два времени года: лето- маленький Яша, зима- большой Яша)

Учитель: Найдите в тексте слова, которые выражают звуки

(Прием «Звуковой ряд текста»- выделение в тексте слов, которые описывают звуки.Например, плескаться, пересыпать, повизгивание, взвизгнул, тихо, заплакал)

Учитель: Какое слово выражает самый громкий звук? (взвизгнул)

Учитель: Разделите текст на смысловые части.

(3- на реке, щенок утонул, взрослый Яков и маленький Ивась)

Учитель: Почему важен фрагмент гибели щенка?

(Выслушиваются высказывания учащихся)

Учитель: Обозначьте цветом эмоциональную окраску каждого из 3 фрагментов

(Прием «Цветограмма».Обучающиеся подбирают к тексту (части текста) цветовую карточку, которая отражает их эмоциональное восприятие текста).

Учитель: Вспомним «звучание» текста. Звуки сначала громкие, но спокойные, затем очень короткий и громкий, потом тихо, холодные звуки зимы. Какой новый звук появляется в конце?Не хочется ли вам выделить в тексте еще одну часть?

(4- на реке, щенок утонул, взрослый Яков и маленький Ивась+ Ивась заплакал)

Учитель: Почему плакал мальчик?Как вы думаете, каким станет этот мальчик?

Положите последнюю карточку цвета надежды или цвета равнодушия.

(Учащиеся  делают свой выбор, по желанию объясняют его)

  1. Рефлексия

Учитель: И все же- почему равнодушию поставлен памятник?

(При затруднении детей можно задать дополнительные вопросы: Что такое памятник? Зачем ставят памятники?)

Совместно с учащимися учитель делает вывод: Памятник поставлен для того, чтобы никогда люди не забывали, что равнодушие- это страшно.

(На доске выводится высказывание. Учащимся предлагается закончить его.

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство). 

Учитель: Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому- то, кому-то поможет твоя доброта

Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,

что годы живёшь ты не зря.

Юрий Чичков

Фрагмент из «Песня дружбы» (Музыка: Юрий Чичков; Слова: Михаил Пляцковский,1980)

Приложение 1

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться.

Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел

плавать. Он умолял отца:

— Папа, спасите щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не спасешь...

Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо.

Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком — Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась.

Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

— Кто там? — спросил Яков Иванович.

— Пустите, люди добрые, погреться... Мы путники... Замерзаем. Спасите...

— Всех не спасешь, — тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

— Идите себе дальше... У нас тесно...

— Папа, почему вы их не пустили? — спросил Ивась. — Они ведь погибнут от холода.

— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец.

Ивась заплакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Семейные отношения" - 6 класс

Тема урока:  Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset  Perfect -тренировка навыков перевода...

Урок "Международные отношения в концеXIX-началеXXвека.

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 8 класса создана мной в рамках модульной технологии. Материал содержит подробное описание деятельности учащихся на уроке и краткую теоретическую с...

Разработка урока "Международные отношения в конце 19 - начале 20 в.

Урок по новой истории для 8 класса разработан как модульный урок, ориентирован на самостоятельную работу учащихся.  Задания формируют навыки структурирования материала с использованием схем и таб...

Урок математики «Отношения. Пропорция»

Эпиграф: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать  случая  делать  его немного занимательным».  Паскаль.Тип урока:  Урок закрепления изученного.Цели уро...

Инструктивная карта к уроку:"Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 1)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научи...

Инструктивная карта к уроку: "Количественные отношения в химии. Расчеты по химическим уравнениям" (занятие 2)

Материал предназначен для использования на уроках химии или на дополнительных занятиях (индивидуальных консультациях). Позволяет учащимся освоить тему: "Количественные отношения в химии" и научиться р...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...