Урок- мастерская о равнодушии
план-конспект урока по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Козлова Светлана Вячеславовна

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способству­ет росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворче­ства.

В мастерской ребёнок способен строить свои знании са­мостоятельно в  совместном поиске, который мастером  проду­ман и организован и опирается на ряд принципов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-masterskaya_o_ravnodushii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций

Равнодушие есть преступление?

( Анализ  произведения малой формы

Л.Андреев «Бен-Товит»)

Ход мастерской

  1. Ассоциации к слову «боль» запишите
  2. Афиширование                                                                          3мин

3. Нарисуйте график боли.                                                             2мин

  1. Дайте определение  слову «боль», используя как можно больше слов, собранных вами с начала мастерской                                        4мин
  2. Афиширование: прочитайте друг другу в группе, выберите 1-2 варианта                                                                                        3мин                        
  3. Чтение учителем рассказ Л.Андреева  «Бен-Товит»

задание к рассказу: заполните таблицу  по ходу чтения

удивило

взволновало

запомнилось

И найдите в рассказе моменты, которые соответствуют точкам графика боли.                                                                                                   10мин

Раздать текст каждому на парту с заданием: Работа индивидуальная                                                                       7. Поделитесь в паре, дополните свои записи, желающие афишируют, остальные дополняют записи в тетради.                                       3мин

  1. Задайте вопросы о тексте и  по поводу текста (не менее 4 от группы), запишите на листе.                                                                            5мин
  2.  Поменяйтесь листами с вопросами и дайте ответы.                      6мин
  3.  Афиширование.                                                                                 5мин
  4.  Бен-Товит – хороший человек или плохой? Обоснуйте свою точку зрения. Докажите текстом.  Что думает по этому поводу автор?6мин                                                                              
  5.  Афиширование.                                                                                   4мин
  6.  Равнодушие есть преступление?  Равнодушие есть преступление…   Равнодушие есть преступление.  Какой бы вы выбрали знак для оформления тезиса? Используя материалы, докажите или опровергните тезис, подтвердите свои мысли графически(опорный конспект, диаграмма, рисунок и т. д. ) (см. Приложение)                                                            15мин
  7.  Афиширование. Представьте свои размышления.                         7мин.                                                                                        
  8.  Рефлексия: выберите ключевое для вас слово на мастерской, создайте синквейн

Технология создания синквейна.

 1 строка - 1 слово - существительное, ключевое в теме, либо сама тема                                                                                                                                                                              

 2 строка - 2 слова – определения, эпитета к существительному в первой строке

 3 строка - 3 слова, обозначающие действие

 4 строка - предложение, отражающее суть темы, явления, указанного в первой строке

 5 строка - 1 слово, может быть «эмоциональным» синонимом к существительному из первой строки; слово, отражающее чувства     7мин

  1.  Прочитать по желанию, остальным вывесить на доску.                  4мин

  1.  Домашнее задание: напишите рецензию на рассказ Л. Андреева «Бен-Товит».

                                                                                                                           Приложение

Л. Андреев «Бен-Товит»

В  тот  страшный  день, когда совершилась мировая несправедливость и на

Голгофе  среди  разбойников  был  распят Иисус Христос - в тот день с самого

раннего  утра  у  иерусалимского  торговца Бен-Товита нестерпимо разболелись

зубы.  Началось  это  еще  накануне,  с  вечера:  слегка стало ломить правую

челюсть,  а  один  зуб,  крайний  перед  зубом  мудрости,  как будто немного

приподнялся  и,  когда  к  нему прикасался язык, давал легкое ощущение боли.

После  еды боль, однако, совершенно утихла, и Бен-Товит совсем забыл о ней и

успокоился,-  он в этот день выгодно выменял своего старого осла на молодого

и сильного, был очень весел и не придал значения зловещим признакам.

     И  спал  он  очень  хорошо  и  крепко,  но перед самым рассветом что-то

начало  тревожить  его, как будто кто-то звал его по какому-то очень важному

делу,  и,  когда  Бен-Товит  сердито  проснулся - у него болели зубы, болели

открыто  и  злобно,  всею  полнотою острой сверлящей боли. И уже нельзя было

понять,  болел  ли  это  вчерашний  зуб, или к нему присоединились и другие:

весь  рот  и  голова полны были ужасным ощущением боли, как будто Бен-Товита

заставили  жевать  тысячу раскаленных докрасна острых гвоздей. Он взял в рот

воды  из глиняного кувшина,- на минуту ярость боли исчезла, зубы задергались

и  волнообразно  заколыхались, и это ощущение было даже приятно по сравнению

с  предыдущим. Бен-Товит снова улегся, вспомнил про нового ослика и подумал,

как  бы  был  он счастлив, если бы не эти зубы, и хотел уснуть. Но вода была

теплая,-  и  через пять минут боль вернулась еще более свирепая, чем прежде,

и  Бен-Товит  сидел  на  постели  и  раскачивался, как маятник. Все лицо его

сморщилось  и  собралось  к  большому  носу,  а  на  носу,  побледневшем  от

страданий,  застыла  капелька  холодного  пота. Так, покачиваясь и стеная от

боли,  он  встретил  первые  лучи  того солнца, которому суждено было видеть

Голгофу с тремя крестами и померкнуть от ужаса и горя.

     Бен-Товит  был  добрый и хороший человек, не любивший несправедливости,

но,  когда  проснулась  его  жена,  он, еле разжимая рот, наговорил ей много

неприятного  и  жаловался,  что  его  оставили  одного,  как  шакала, выть и

корчиться  от  мучений. Жена терпеливо приняла незаслуженные упреки, так как

знала,  что  не  от  злого  сердца  говорятся  они, и принесла много хороших

лекарств:  крысиного  очищенного  помета, который нужно прикладывать к щеке,

острой  настойки  на скорпионе и подлинный осколок камня от разбитой Моисеем

скрижали  Завета.  От  крысиного помета стало несколько лучше, но ненадолго,

так  же  от  настойки  и  камешка,  но  всякий  раз  после  кратковременного

улучшения  боль  возвращалась  с  новой  силой.  И  в  краткие минуты отдыха

Бен-Товит  утешал  себя мыслью об ослике и мечтал о нем, а когда становилось

хуже  -  стонал,  сердился  на  жену  и  грозил,  что разобьет себе голову о

камень,  если  не  утихнет боль. И все время ходил из угла в угол по плоской

крыше  своего  дома,  стыдясь близко подходить к наружному краю, так как вся

голова  его  была  обвязана  платком,  как  у  женщины. Несколько раз к нему

прибегали  дети и что-то рассказывали торопливыми голосами о Иисусе Назорее.

Бен-Товит  останавливался,  минуту слушал их, сморщив лицо, но потом сердито

топал  ногой  и  прогонял: он был добрый человек и любил детей, но теперь он

сердился, что они пристают к нему со всякими пустяками.

     Было  также неприятно и то, что на улице и на соседних крышах собралось

много  народу,  который  ничего  не делал и любопытно смотрел на Бен-Товита,

обвязанного  платком, как женщина. И он уже собирался сойти вниз, когда жена

сказала ему:

     - Посмотри, вон ведут разбойников. Быть может, это развлечет тебя.

     -  Оставь меня, пожалуйста. Разве ты не видишь, как я страдаю?- сердито

ответил Бен-Товит.

     Но  в  словах  жены  звучало смутное обещание, что зубы могут пройти, и

нехотя  он  подошел  к  парапету.  Склонив  голову набок, закрыв один глаз и

подпирая щеку рукою, он сделал брезгливо-плачущее лицо и посмотрел вниз.

     По   узенькой  улице,  поднимавшейся  в  гору,  беспорядочно  двигалась

огромная  толпа,  окутанная  пылью  и  несмолкающим  криком. По середине ее,

сгибаясь  под  тяжестью  крестов,  двигались преступники, и над ними вились,

как  черные  змеи,  бичи римских солдат. Один,- тот, что с длинными светлыми

волосами,  в  разорванном  и  окровавленном хитоне,- споткнулся на брошенный

под   ноги   камень  и  упал.  Крики  сделались  громче,  и  толпа,  подобно

разноцветной  морской  воде,  сомкнулась  над  упавшим.  Бен-Товит  внезапно

вздрогнул  от  боли,-  в зуб точно вонзил кто-то раскаленную иглу и повернул

ее,-  застонал:  "У-у-у",-  и  отошел  от  парапета, брезгливо-равнодушный и

злой.

     -  Как  они  кричат!- завистливо сказал он, представляя широко открытые

рты  с  крепкими  неболеющими  зубами, и как бы закричал он сам, если бы был

здоров.

     И   от   этого  представления  боль  освирепела,  и  он  часто  замотал

обвязанной головой и замычал: "М-у-у..."

     -  Рассказывают, что Он исцелял слепых,- сказала жена, не отходившая от

парапета,  и  бросила  камешек  в  то  место, где медленно двигался поднятый

бичами Иисус.

     -  Ну  конечно!  Пусть  бы  Он исцелил вот мою зубную боль,- иронически

ответил  Бен-Товит  и  раздражительно,  с  горечью  добавил:- Как они пылят!

Совсем  как  стадо!  Их  всех  нужно  бы разогнать палкой! Отведи меня вниз,

Сара!

     Жена  оказалась  права:  зрелище несколько развлекло Бен-Товита, а быть

может,  помог  в  конце концов крысиный помет, и ему удалось уснуть. А когда

он  проснулся,  боль  почти  исчезла,  и  только  на  правой челюсти вздулся

небольшой  флюс, настолько небольшой, что его едва можно было заметить. Жена

говорила,  что  совсем  незаметно,  но  Бен-Товит  лукаво улыбался: он знал,

какая  добрая  у  него  жена  и как она любит сказать приятное. Пришел сосед

кожевник  Самуил,  и  Бен-Товит  водил  его  посмотреть на своего ослика и с

гордостью выслушивал горячие похвалы себе и животному.

     Потом,  по  просьбе  любопытной  Сары,  они  втроем  пошли  на  Голгофу

посмотреть  на  распятых.  Дорогою  Бен-Товит  рассказывал  Самуилу с самого

начала,  как вчера он почувствовал ломоту в правой челюсти и как потом ночью

проснулся  от  страшной  боли. Для наглядности он делал страдальческое лицо,

закрывал  глаза,  мотал  головой и стонал, а седобородый Самуил сочувственно

качал головою и говорил:

     - Ай-ай-ай! Как больно!

     Бен-Товиту  понравилось  одобрение,  и  он  повторил  рассказ  и  потом

вернулся  к  тому  отдаленному  времени,  когда у него испортился еще только

первый  зуб,  внизу  с  левой стороны. Так в оживленной беседе они пришли на

Голгофу.  Солнце,  осужденное  светить миру в этот страшный день, закатилось

уже   за   отдаленные   холмы,  и  на  западе  горела,  как  кровавый  след,

багрово-красная  полоса.  На  фоне  ее  неразборчиво  темнели  кресты,  и  у

подножия среднего креста смутно белели какие-то коленопреклоненные фигуры.

     Народ  давно  разошелся;  становилось  холодно,  и, мельком взглянув на

распятых,  Бен-Товит  взял Самуила под руку и осторожно повернул его к дому.

Он  чувствовал  себя  особенно  красноречивым,  и  ему  хотелось досказать о

зубной  боли.  Так  шли  они, и Бен-Товит под сочувственные кивки и возгласы

Самуила  делал  страдальческое  лицо,  мотал головой и искусно стонал,- а из

глубоких  ущелий,  с  далеких обожженных равнин поднималась черная ночь. Как

будто хотела она сокрыть от взоров неба великое злодеяние земли.

     

     

     

                              Комментарии

 

     Впервые - в "Нижегородском сборнике", СПб., изд. "Знание", 1905.

     В  письме  М.  Ф. Андреевой от 12-13 января 1905 г. Андреев, жалуясь на

зубную  боль,  писал:  "У  меня  есть рассказ про некоего еврейчика, который

проморгал  распятие  Христа,  так  как  в этот день у него нестерпимо болели

зубы..." (ЛН, т. 72, с. 256).

     "Бен-Товит"  переведен  Г.  Бернштейном  на  английский  язык и вошел в

сборник  произведений  Андреева  "Раздавленный  цветок" <"Цветок под ногой">

(Нью-Йорк,  1916  г.)  На  итальянском  языке  опубликован  в книге Андреева

"Елеазар и другие рассказы" (Флоренция, 1919). Переводчик К. Ребора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка  и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Т...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских

Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное  им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...