Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Терёхина Вера Николаевна

 

 

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка  и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цели урока: 1. Формирование навыков лингвистического исследования через коллективный поиск материалов к разгадке «Тайн Смешариков» с помощью полученных ЗУН по фонетике, лексикологии и морфемике. Знакомство с наукой о собственных именах – ономастикой.

2. Развитие навыков коллективной исследовательской деятельности. Развитие ассоциативного и аналитического мышления с привлечением жизненного опыта учащихся.

3.   Воспитание внимательного отношения к  слову как отражению действительности, формирование языковой картины мира.

Тип урока: Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Вид урока: Нестандартный: урок – мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_smeshariki.rar300.81 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока-мастерской в 5 классе

«Исследование «Тайны Смешариков»»

  1. Место урока в теме, курсе.

Урок является четвертым в разделе «Словообразование» и соответствует теме «Словообразование имен существительных».

2. Тип урока. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности. В уроке использованы внутрипредметные связи: учащиеся уже знакомы с разделами фонетики, лексикологии, морфемики и попытались применить приобретенные ЗУН по этим трем разделам в комплексе – во время лингвистического исследования.

3. Вид урока – нестандартный – урок-мастерская.

4.Цели урока: 1. Формирование навыков лингвистического исследования через коллективный поиск материалов к разгадке «Тайн Смешариков» с помощью полученных ЗУН по фонетике, лексикологии и морфемике. Знакомство с наукой о собственных именах – ономастикой.

2. Развитие навыков коллективной исследовательской деятельности. Развитие ассоциативного и аналитического мышления с привлечением жизненного опыта учащихся.

3.   Воспитание внимательного отношения к  слову как отражению действительности, формирование языковой картины мира.

В соответствии с поставленными целями определился тип и вид урока. Я воспользовалась современной образовательной технологией Школы социализации – технологией педагогических мастерских. Согласно данной технологии наш урок должен соответствовать основным ее принципам. Поэтому в ходе урока я привлекла ребят к коллективному поиску нового знания; к деятельному участию в работе мастерской. Содержание этой работы ориентировано на личностное развитие учеников. Во время урока постаралась обеспечить связь предлагаемого содержания с личностным опытом детей, постаралась создать атмосферу открытости, доброжелательности , сотворчества.

Согласно требованию пед. мастерских (исключить официальное оценивание работы ученика) взамен официальной оценки учащиеся оценивали себя сами через социализацию и афиширование во время исследования. Для графы оценок я собрала и оценила рабочие листы учеников с точки зрения содержания и грамотности, также оценила Д/З к уроку.

Ф. И.

Рисунок

Сочинение

Рабочий лист

Итог

Д/З к уроку

Содержание

Грамотность

Средний балл

Оценка за урок

1.

Ахметшина М.

5

5

5

5

5

5

2.

Бахметьев П.

5

5

5

5

5

5

3.

Бородин Н.

4

3

4

3

3.5

4

4.

Добрынин Д.

5

5

5

4

4.8

5

5.

Иващенко Я.

5

5

5

5

5

5

6.

Кириллова М.

5

4

4

3

4.3

4

7.

Лукьянова Ю.

5

5

5

4

4.8

5

8.

Макаровская К.

5

5

4

3

4.5

5

9.

Сафонов М.

5

5

5

4

4.8

5

10.

Севостьянов А.

5

4

5

4

4.5

5

11.

Соловьев И.

5

3

4

3

3.8

4

12.

Соловьева Н.

5

5

5

4

4.8

5

Таким образом, успеваемость по уроку – 100%, качество ЗУН – 100%, из 12-ти учащихся у троих – «4», у остальных – «5». Такие высокие показатели получены благодаря применению современной образовательной технологии – педагогических мастерских. 90% работы было организовано с помощью частично-поискового и исследовательского методов.

5. Основные этапы урока.

В соответствии с технологическими этапами пед. мастерских ход занятия протекал следующим образом:

1). Орг. момент, обоснование темы и целей урока, проверка Д/З в форме обзора портретов-характеристик Смешариков соответствовали ИНДУКЦИИ, т. е. созданию эмоционального настроя, включению чувств учеников, созданию личного отношения к предмету исследования.

2) Сам обзор портретов-характеристик проведен в форме АФИШИРОВАНИЯ (вывешивания рисунков, чтения характеристик).

3) Процесс лингвистического исследования включал в себя САМОКОНСТРУКЦИЮ (когда ребята индивидуально создавали гипотезы, версии); СОЦИОКОНСТРУКЦИЮ (когда ученики работали в парах). Все этапы исследования завершились СОЦИОЛИЗАЦИЕЙ (выступлениями учеников в группах, коррекцией, обменом версиями) и АФИШИРОВАНИЕМ.

В задании «Тайна пингвина Чарли» использован метод РАЗРЫВА, когда участники исследования вдруг почувствовали нехватку знаний и получили дополнительный источник информации, необходимой для полного выполнения задания.

Закончилась наша мастерская обязательным для нее этапом – РЕФЛЕКСИЕЙ. В соответствии со здоровьесберегающими технологиями проведена физминутка. Обогатили урок межпредметные связи и элементы интеграции с разными предметами: литературой, географией, трудовым обучением, ИЗО, искусством мультипликации, знакомство с частью лексикологии – ономастикой.

Организация на уроке коллективного поиска и исследовательской деятельности, связь материала с эмоциональной сферой ребят, их жизненным опытом позволили развивать аналитическое, ассоциативное мышление. В исследовании все практические задания заставляли сопоставлять, анализировать, синтезировать, ассоциировать.

Внутрипредметные и межпредметные связив мастерской дали возможность ученикам почувствовать различные стороны содержания слова на примере Смешариков, т. е. вскрыли культурологическое, социолингвистическое содержание слова как отражения действительности.

Поэтому данное занятие способствовало формированию языковой картины мира, дало им в руки инструменты – способы исследования, изучения, познания слов. Кроме того, результаты исследования будут опубликованы в школьной газете, следовательно, приобретают жизненный, практический смысл.

В ходе анализа самооценки учащихся, зафиксированной ими в рабочих листах, выяснилось, что все 100% ребят узнали для себя что-то новое, смогли помочь другим и получили помощь от одноклассников и учителя во время исследования. Всем ученикам исследование в мастерской понравилось.

Публикация статьи «Тайны Смешариков». Коллективное исследование пятиклассников  в школьной газете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"

Технология  « Мастерская »    Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.

Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...