Источники российского права
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Костин Артур Алексеевич

Материал для уроков обществознания в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochniki_rossiyskogo_prava.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Источники российского права

Материал для уроков обществознания в 10-11 классах.

Подготовил учитель географии и истории Костин А.А.

2016 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….  2

1.Понятие и сущность источников права России……………………………   3

2.Система норм права и ее элементы…………………………………………   6

3.Нормативно-правовой акт как источник права…………………………...9 4.Типологические особенности современного российского права………..    15

Заключение…………………………………………………………………….   .21

Список литературы……………………………………………………………   22

Введение.

Проблемы определения понятия и видов источников права постоянно привлекали к себе внимание специалистов в области философии и юриспруденции, что обусловлено их тесной связью с такими значимыми понятиями, как «право», «правопорядок», «законность». В современных условиях формирования правового государства обеспечение всеобщности права и достижение общественного и правового порядка особенно важно, что и актуализирует необходимость исследования вопроса о сущности источников права и процессе их функционирования.

Глобализация современного мира предполагает приоритетность международного права над внутригосударственным и, следовательно, изменение национальных правовых систем. Интегративные процессы, происходящие в мировом сообществе, актуализирует потребность в изучении основных направлений реформирования правовой действительности различных обществ, в том числе и российского, а также в определении места и значения в национальной правовой системе источников права как определенных форм выражения регуляторов общественных отношений. Решить данные проблемы возможно при условии всестороннего анализа особенностей историко-правовой эволюции конкретных обществ с учетом требований современной цивилизации. Это особенно важно для России, которая вышла из существовавшей изоляции и должна в настоящее время определить ориентиры дальнейшего правового развития.

Современный мир характеризуется многообразием источников права. В правовой действительности одних обществ наблюдается глубокая гармоничность существующей системы источников права. В других обществах прослеживается противоречивость действующих источников права и исторически сложившейся правовой действительности. В связи с этим возникает необходимость определить факторы, обеспечивающие целостность правовой системы общества, единство источников права, в том числе официальных, и правовой действительности.

1.Понятие и сущность источников права России.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право принадлежит к числу наиболее сложных и важных общественных явлений. В любом обществе есть определенная степень организованности, упорядоченности существующих в нем отношений, что достигается с помощью различных социальных норм. При этом право имеет ряд отличительных признаков. Раскрыв признаки права, следует перейти к его определению.

Процесс изучения феномена права как целостного социального института называется правопознанием.

Для более полной характеристики права необходимо рассмотреть основные концепции правопонимания (школы права):

1.нормативизм,

2.естественно-правовую,

3.историческую,

4.психологическую

5.социологическую

Применительно к юридическим явлениям следует различать три вида источников права:

-материальный,

-идеологический

-формально-юридический

Самые распространенные источники российского права – нормативные акты. У этих документов есть свои отличительные черты. Так, нормативные акты – это:

1. Акты, которые исходят от государственной власти и ею сформулированы.

2. Документы, которые принимаются должностными лицами (органами публичной власти) в рамках их компетенции.

3. Акты, которые изменяются и утверждаются в соответствии со специальной правотворческой процедурой принятия, опубликования и вступления в действие.

4. Документы, имеющие письменную форму (писаное право) и подлежащие официальному опубликованию в соответствующих изданиях.

5. Акты, которые находятся в иерархической подчиненности между собой.

Несомненным приоритетом во всей структуре нормативных документов обладает Конституция страны. Она наделена статусом "Основного Закона".

Учитывая существующее многообразие, источники российского права могут быть разделены на определенные категории. При этом классификация норм может осуществляться по-разному.

Так, источники российского права разделяются на несколько групп в соответствии с субъектом правотворческой деятельности и юридической силой. К этим категориям относят: декларации, законы, конституции, нормативные акты исполнительных органов и главы страны, акты органов по конституционному контролю, положения, принятые органами местного управления, парламентские регламенты.

В соответствии с территорией действия источники российского права разделены на:

1. Акты, которые действуют по всей стране.

2. Положения, сила которых распространяется только на территорию определенного субъекта (края, города федерального уровня, области).

3. Акты, действующие в пределах конкретного муниципального формирования (района, города, прочего населенного пункта).

В качестве главного источника права в России выступает Конституция. Основной Закон наделен наивысшей юридической силой. При этом следует отметить, что Конституция для конституционного права является не только источником, но и непосредственным кодифицированным законом отрасли. Другими словами, для этой сферы Основной Закон обладает, кроме прочего, тем же значением, что и Гражданский кодекс для сферы гражданских отношений, Уголовный кодекс – для области уголовно-процессуальных отношений и так далее.

Конституция считается источником конституционного права в полном объеме. Другими словами, абсолютно все статьи и предписания целиком формулируют нормы рассматриваемой отрасли. В связи с этим Конституция характеризуется специалистами как "безусловный источник действующего конституционного права", в отличие от подзаконных актов, федеральных законов и прочих документов, выступающих в качестве источников только при условии наличия в них содержания конституционно-правового характера.

Таким образом, Основной Закон обусловливает самоопределение соответствующей юридической отрасли как автономной во всей системе. Вместе с этим отрасли конституционного права придается ведущее значение во всей системе, а Конституция возглавляет всю систему правовых источников.

2.Система норм права и ее элементы.

Право является регулятором общественных отношений в единстве, в системе своих норм. Право объективно складывается в систему. В пределах единого права отдельные юридические нормы выполняют различные функции, и только в определенном сочетании в определенной системе юридические нормы оказывают правовое воздействие. Система права, это объективно существующее строение права, разделение на нормы, институты и отрасли. Не все нормы права содержат правило поведения, поэтому иногда одной нормы права недостаточно для характеристики норм права или права в целом, или для урегулирования общественных отношений. И только в совокупности, в сочетании юридических норм можно решить эти проблемы. Действие одной нормы оказывается неизбежно связано с действием ряда других норм и лишь в своей совокупности, в системе нормы права регулируют общественные отношения.

Первым элементом системы права следует определить норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.

Норма права - исходный элемент всей основы права данной страны. Из этих норм складываются правовые институты т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупные подразделения права.

Правовой институт— это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новые компонент системы права - отрасль права.

Отрасль права- это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Важнейшие отрасли Российского права

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Источник – Конституция РФ

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

3.Нормативно-правовой акт как источник права.

Нормативный акт как источник права - это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль игра-ют другие источники права (в арабских странах - религиозные воззрения).

Он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни, нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены. Нормативные акты исходят из единого центра, они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок. Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества. И если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснение того, как нужно понимать уже действующую норму).

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права: государственные органы имеют большие координацион-ные возможности для выявления общего интереса. В силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. На него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Гражданский кодекс - основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательской деятельности. Это нормативный акт, относящийся к основной отрасли законодательства - гражданскому.

Закон и подзаконные нормативные акты - подразделение нормативных актов по юридической силе. Значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. Например, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несо-ответствие нормативного акта государственного органа, органа местного са-моуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

Законы принимаются только органами законодательной власти Россий-ской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут: органы исполнительной власти занимаются организацией исполнения законов, а органы судебной - разрешают правовые конфликты.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты централизованного регулирования, принятые теми или иными государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты.В свою очередь, нормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления подразделяются на: нормативные акты федеральных органов власти и управления РФ; нормативные акты органов власти и управления республик в составе РФ; нормативные акты органов власти и управления ав-тономной области, автономных округов в составе РФ; нормативные акты ор-ганов власти и управления краев, областей, городов федерального значения РФ (Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные акты органов местного самоуправления. Такое распределение означает распределение компетенции в регулировании отношений между названными выше органами.

Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о видах: о правовом обычае, норма-тивном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

Наиболее характерным для Российской Федерации правовым актом является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государ-ственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция Россий-ской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действу-ющего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон - нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа - постановлений, деклараций, посланий, обращений.

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Центральными органами исполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов.

Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвей власти правовым актом являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации.

Кроме того, многие отрасли законодательства (административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов.

Действие нормативных актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1) с момента их принятия; 2) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования); 3) по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования). В зависимости от вида нормативного акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования.

4.Типологические особенности современного российского права.

Следует отметить, что система источников российского права носит открытый характер, она ещё не устоялась. То же уточнение относится и к структуре права России. В настоящее время она включает в себя деление права на публичное и частное. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное, административное и уголовное право, а к частному – гражданское, семейное, трудовое право. Характеризуя все существующие отрасли российского законодательства, нужно отметить следующие основные положения. Разработка и принятие Гражданского кодекса РФ является важнейшим после Конституции РФ достижением законотворческой деятельности государства. ГК РФ регулирует многообразные и сложные имущественные и личные неимущественные отношения, которые возникают и развиваются в условиях рынка и экономической свободы личности. Регулируемые ГК отношения основываются на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, свободе договора и судебной защиты нарушенных прав. Диспозитивные нормы ГК РФ позволяют гражданам самостоятельно определять и осуществлять имущественные права, если это вызывается их интересами и возможностями. В целом ГК позволяет надлежащим образом регулировать большую часть отношений в сфере современного рынка. Однако, кодекс обладает и определёнными недостатками. Некоторые его положения носят следы заимствования из семьи англо-американского права (доверительная собственность), что противоречит самой системе российского гражданского законодательства.

Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., сохраняет значительную часть действовавших норм и дополняет их новыми положениями, призванными защитить интересы экономически слабых членов семьи в условиях рынка. В частности, допускается возможность заключения между супругами брачного договора с целью определения своих прав и обязанностей по взаимному содержанию, способов участия в доходах друг друга, порядка внесения каждым из них доли в семейных расходах, а также определения имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

Значительные изменения внесены в правовое регулирование трудовых отношений. Были приняты законы «О занятости населения в РСФСР» (1991 г.), «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (1991 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995 г.). Эти законы в определённой мере смягчили для работников негативные последствия современных экономических преобразований. Однако, развитие трудового законодательства идёт медленными темпами и явно отстаёт от социальных процессов. Практически отсутствуют действенные механизмы правовой защиты работников в случаях банкротства предприятий и организаций, а также задержки заработной платы.

Свободное развитие сферы частного права, стабильность и реальность возникающих в ней правоотношений гарантируется государством, его органами, призванными не только предоставлять право гражданам и иным лицам, но и создавать необходимые условия для их реализации. Поэтому проблема совершенствования публичного права, вопросов организации и деятельности государственных органов должно находиться в центре внимания федеральных законодательных органов. В числе наиболее важных, принципиальных изменений, внесённых в систему отраслей публичного права, можно выделить:

- создание новой отрасли в виде налогового права;

- интенсивное развитие природоохранного законодательства;

- законодательное регулирование общественных отношений в сферах государственной деятельности, которые ранее регулировались на уровне постановлений Правительства СССР, имевших, как правило, гриф ограничительного распространения и недоступных для населения;

- установление правовых основ организации государственной службы в Российской Федерации и правового положения её работников;

- внесение существенных изменений в порядок получения гражданами России образования.

По большинству признаков Романо-германского права современное российское право уже проявило себя достойным кандидатом в члены этой правовой семьи. Иными словами, российское право на сегодняшний день последовательно выполняет одно из трех требований, предъявляемых к членам этой семьи, - требование правового стиля. По этому требованию современное российское право отличается лишь некоторыми национальными особенностями от семьи Романо-германского права, т.е. данное отличие носит сугубо количественный, а не качественный характер. Так, например, в различных странах Романо-германского права судебный прецедент признается в качестве нормативного источника права. В России не существует судебного прецедента европейских форм. Но в России существуют абстрактные решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного суда и обзорное письмо Высшего Арбитражного суда, которые, по мнению Осакве, следует считать нормативными источниками права, хотя их нельзя считать судебными прецедентами в европейском понимании этого института. Следует отметить, что система абстрактного толкования закона верховными судами, не обладающими конституционной юрисдикцией, не практикуется в странах Романо-германского права.

Еще одной национальной особенностью современного российского права является создание верховного суда по коммерческим делам в лице Высшего Арбитражного Суда. Подобного нет в судебных системах всех стран Романо-германского права. Во всех этих странах один верховный суд выступает в качестве суда высшей инстанции по гражданским и коммерческим спорам. Данное российское отклонение от континентальной европейской практики сразу вводит две новеллы – в России есть отдельный Верховный суд по коммерческим спорам и отдельный Арбитражный (т.е. коммерческий) процессуальный кодекс, но в России нет отдельного коммерческого кодекса. Во Франции и Германии, наоборот, нет отдельного коммерческого (т.е. арбитражного) процессуального кодекса, но есть отдельный коммерческий кодекс. По этому вопросу современное российское право доводит принцип дуализма частного права (т.е. разделения частного права на гражданское и коммерческое) до своего логического конца. Особенностью современного российского права в области философии гражданского процессуального права следует также считать правило ст.225 действующего ГПК РСФСР, согласно которому «суд, обнаружив при рассмотрении гражданского дела нарушения законности или правил социалистического общежития отдельными должностными лицами или гражданами, выносит частное определение и направляет его соответствующим предприятиям…». Явно институт частного определения суда является пережитком социалистического права и не практикуется в континентально-европейском праве.

Во-вторых, по философии уголовно-процессуального права современное российское право еще недостаточно очищено от атрибутов социалистического права. В российском праве, как и в Романо-германском, действует состязательный гражданский процесс и инквизиционный уголовный процесс. Между российским и Романо-германским процессами есть несущественное, допустимое различие; но между действующим российским уголовным процессом и современным Романо-германским инквизиционным уголовным процессом имеется серьезное и существенное различие. Дело в том, что в результате широкомасштабного реформирования философии процессуального права современный инквизиционный уголовный процесс во Франции или Германии уже не похож на классический инквизиционный уголовный процесс прошлого времени. В отличие от этого действующий российский инквизиционный уголовный процесс сохраняет многие атрибуты социалистического инквизиционного уголовного процесса, что и приближает его к классическому инквизиционному уголовному процессу. С точки зрения западного права неприемлемые аспекты действующего российского инквизиционного уголовного процесса сводятся к следующему: доминирующая роль прокурора и подчиненного ему следователя на всех стадиях досудебного процесса, что сводит роль адвоката на этих стадиях к бессмысленной формальности; содержание подсудимого в клетках в зале суда, что является грубейшим нарушением прав человека; общая суровость уголовного наказания и во многих случаях несоразмерность наказания тяжести совершенного преступления; нечеловеческие условия содержания подследственных лиц в следственных изоляторах и, наконец, сохранение практики «телефонного права» при рассмотрении некоторых уголовных дел. Для того чтобы приблизиться к современному Романо-германскому инквизиционному уголовному процессу и таким образом стать действительно европейским, действующий российский уголовный процесс нуждается в существенном реформировании.

В-третьих, по третьему критерию для классификации правовых систем по группам современное российское право далеко не готово для членства в Романо-германской семье. Речь идет о правовой идеологии как признаке для микроклассификации правовых систем по группам. Правовая идеология современного российского права еще носит отпечатки идеологии социалистического права. Так, например, современное российское право продолжает придерживаться позитивистской теории права, отрицающей несанкционированный обычай как источник права; налоговая политика современного российского права продолжает оставаться карательной в отношении частной собственности; современное российское право до сих пор не ослабляет жесткого принципа государственной собственности на землю и ее недра. Одним словом, правовая идеология современного права еще не совсем перешла в русло правовой идеологии Романо-германского права.

В-четвертых, т.к. Романо-германское право есть член западной правовой традиции, любой кандидат в члены Романо-германского права должен также непременно выполнять требования ко всем членам данной правовой традиции. Среди таких членских требований можно выделить два важнейших, а именно: внедрение в правовую систему страны основных предпосылок создания правового государства и создание юридической базы для процветания соответствующей правовой культуры. Принимая во внимание эти требования западного права следует отметить, что современное российское право еще не отцепилось от своего социалистического якоря. Иными словами современная Россия далека от правового государства в западном понимании этой концепции, в современной России отсутствует уровень правовой культуры, требуемый для полноправного членства в семье западной правовой традиции. Тот факт, что Россия объявила себя правовым государством в своей Конституции, не меняет сложившуюся картину. Быть может, Россия и является правовым государством, но только на бумаге, а не в реальной жизни.

Заключение.

Как справедливо отмечал знаменитый дореволюционный правовед И.А. Покровский в своей работе «Основные проблемы гражданского права», «одним из первых и самых существенных требований, которые предъявляются к праву развивающейся человеческой личностью, является требование определенности правовых норм. Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требованиям, то, очевидно, что первым условием упорядоченной общественной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность в этом отношении противоречит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться. Индивид, поставленный лицом к лицу с обществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят. Логически это право на определенность правовых норм есть одно из самых неотъемлемых прав человеческой личности, какое только можно себе представить; без него, в сущности вообще ни о каком «праве» не может быть речи».

Именно поэтому перед правоведами всегда стояла задача найти способы обеспечения определенности права, позволяющей его субъектам с достаточной полнотой знать о своих правах и обязанностях, меру своей свободы. Одним их путей решения данной проблемы стало определение формальных источников права, понимаемых как официально принятые в данном независимом политическом обществе особые формы выражения и закрепления действующих юридических норм как приказов суверена, придающие этим правилам свойства общеобязательности и гарантированности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юридическая литература, 1993

2. Алексеев С.С. Общая теория права, в 2 томах - М.: Юридическая литература, 1982

3. Власов В.И., Шевченко В.А. Курс лекций по правоведению - Ростов-на-Дону: “Пегас”, 1994 - 96 с.

4. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987 - 128 с.

5. Дюрягин И.Я. Гражданин и закон - М.: Юридическая литература, 1989 - 384 с.

6. Зайцев И.М., Рассахатская Н.А. Гражданско-процессуальная норма: понятие, содержание и значение // Государство и право. - 1995. - N 2. - с. 47

7. Исаев И.А. История государства и права России - М.: Юрист, 1994 - 448 с.

8. Кленнер Г. От права природы к природе права - М.: Прогресс, 1988 - 320 с.

9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права в вопросах и ответах - М.: ТЕИС, 1996 - 115 с.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций - М.: Манускрипт, 1996 - 312 с.

11. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права - М.: Юристъ, 1995 - 297 с.

12. Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юристъ, 1996 - 472 с.

13. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность: Монография - М.: Наука, 1986 - 264 с.

14. Методологические и теоретические проблемы юридической науки - М.: Изд-во МГУ, 1986 - 240 с.

15. Орехов В.В. К проблеме совершенствования норм уголовного законодательства // Вестник Спб ун-та. Серия 6. Философия, политология, социология, право, международные отношения. - 1995. - Выпуск 7 - с. 80

16. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР - М.: Юридическая литература, 1962

17. Плевако Ф.Н. Избранные речи - М., 1993

18. Теория государства и права. Учебник под ред-ей проф. Мазутова Н.И. и проф. Малькова А.В. - Саратов, 1995

19. Теория государства и права - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987 - 552 с.

20. Язык закона / Под редакцией А.С. Пиголкина - М.: Юридическая литература, 1990 - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отрасли российского права

Материалы по теме "Отрасли российского права" 11 класс. презентация+конспект+дидактический материал...

Источники экологического права

презентация подготовлена к урокам по дисциплине "Экологические основы природопользования", "Основы экологического права"...

Задания по теме "Отрасли российского права"

Серия заданий разных типов для проверки усвоения учащимися правовых вопросов....

Элективный курс "Отрасли российского права" для учащихся 10-11 классов

Курс " Отрасли российского права рассчитан на 34 часа изучения. Рассчитан на учащихся 10-11 классов. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса "Обществознание"....

Система российского права

В презентации рассмотрены вопросы: Понятие системы права. Отрасли и институты права. Виды правовых норм. источники права. Система законодательства....

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Система российского права

Система праваСистема права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты....